Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Исторические взгляды на роль государства в экономике
1.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику
1.3Опыт государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Бюджетно-налоговая политика в РК, состояние
2.2 Налоговая политика
2.3 Бюджетная политика
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РК
3.1 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстана
3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой политики
3.3 Программа совершенствования бюджетно-налоговой политики (Программа 2030-2020)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- обеспечение в среднесрочном периоде номинальных темпов роста расходов государственного бюджета, не превышающих номинальных темпов роста экономики;
- постепенное снижение ненефтяного дефицита бюджета;
- совершенствование механизма формирования и использования средств Национального фонда, направленного на повышение эффективности управления его активами;
- эффективное управление государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом, поручительствами государства, в том числе оптимизация структуры государственного долга путем досрочного погашения внешних займов, уменьшение доли внешнего заимствования в структуре финансирования дефицита бюджета.
В целях стимулирования роста деловой активности в стране на основе анализа и оценки действующей системы налогообложения и мирового опыта предусматриваются:
- подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство по поэтапному перераспределению в среднесрочном периоде налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц, без повышения уровня нагрузки на социально-уязвимые слои населения;
- совершенствование таможенного и налогового администрирования;
- дальнейшее упрощение и повышение прозрачности налоговых и таможенных процедур;
- введение с 2008 года уведомительной системы получения инвестиционных налоговых преференций по проектам малого и среднего бизнеса в несырьевом секторе экономики.
Для ориентации
бюджетных расходов на эффективное
решение основных направлений государственной
социально-экономической
- интеграция целей и задач стратегического, среднесрочного и бюджетного планирования;
- ориентация процесса планирования и исполнения бюджета на эффективность и результативность бюджетных расходов, сокращение неэффективных затрат;
- обеспечение прозрачности процесса формирования и исполнения бюджета;
- усиление требований к администраторам бюджетных программ по соблюдению бюджетной дисциплины;
- повышение качества управления бюджетными деньгами (наличностью).
Повышение эффективности механизмов налогово-бюджетной политики, расходов бюджета, полное выполнение финансовых обязательств государства.
Правительство разработает Стратегию достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей экономики и создаст Национальный совет по конкурентоспособности и экспорту.
Будет разработана и внедрена новая система государственного планирования, ориентированная на результаты.
Это предполагает разработку каждым государственным органом стратегического плана своего развития (на 5 лет) и на его основе целевых программ, операционных (годовых) планов государственных органов. Между Правительством и руководителями государственных органов будут заключаться меморандумы на трехлетний период с установлением целевых индикаторов. Ежегодно будут публиковаться отчеты о деятельности государственных органов. Аналогичная система будет внедрена в регионах.
Внедрение новых подходов в государственном планировании будет осуществлено поэтапно. В 2007 - 2008 годах они будут внедрены в двух-трех пилотных государственных органах и двух пилотных регионах. С 2009 года планируется переход всех государственных органов и регионов на новую систему государственного планирования [14].
Для практической реализации новой системы планирования будет создана соответствующая нормативная правовая база.
Для построения логической вертикали государственного планирования будут осуществлены:
- переход к системе стратегического планирования в государственных органах как к основному инструменту реализации социально-экономической политики Правительства, усиливающей самостоятельность и ответственность государственных органов за результаты деятельности;
- увязка задач стратегических планов государственных органов с бюджетными программами, а мероприятий, направленных на решение задач планов - с подпрограммами бюджетных программ, с разработкой системы количественных и качественных показателей оценки промежуточных и конечных результатов деятельности государственных органов;
- внедрение в практику доклада государственного органа о плане деятельности на планируемый год как составной части бюджетной заявки, сформированного на основе стратегических планов и увязывающего стратегические цели государственных органов с предполагаемыми затратами;
- усиление самостоятельности и ответственности государственных органов при разработке и реализации их планов с учетом внедрения новых подходов в государственном планировании;
- разработка государственными органами системы конкретных стратегических целевых индикаторов;
- внедрение системы мониторинга достижения государственными органами стратегических целей и соответствующих конечных результатов.
До перехода
на новую систему государственного
планирования будет проведена оптимизация
действующих программных
Для обеспечения прозрачности и подконтрольности обществу деятельности государственных органов и использования ими бюджетных средств будет осуществлено:
- внедрение института оценки деятельности государственных органов и реализуемых ими программ на предмет достижения конечных результатов с учетом мнений неправительственных организаций (общественных объединений) и населения о качестве предоставления государственных услуг с обязательным опубликованием результатов этой оценки и выработкой рекомендаций для улучшения дальнейшей работы государственных органов;
- совершенствование процедур проведения государственных закупок с целью обеспечения своевременного достижения результатов реализации бюджетных программ, их прозрачности и контролируемости;
- оптимизация и модернизация действующих информационных систем с целью интеграции процедур бюджетного планирования и исполнения бюджета для повышения производительности труда на стадиях государственного планирования и его реализации.
В ближайшие три года Правительство ставит перед собой задачу достижения следующих ключевых индикаторов выполнения Программы.
Среднегодовой реальный прирост валового внутреннего продукта Казахстана в 2007 – 2009 гг. составит 8-9 %, что позволит решить стратегическую задачу по удвоению ВВП в 2008 году по отношению к 2000 году. При этом ВВП на душу населения увеличится до 8900 долларов США к 2009 году, что в 1,8 раза превысит уровень 2006 года.
Уровень среднегодовой инфляции будет удерживаться в 2007 – 2009 годах в коридоре 5-7 %.
В рамках проводимой фискальной политики предполагается снижение дефицита государственного бюджета к 2009 году до 0,5 % к ВВП, ненефтяного дефицита - до 2,5 % к ВВП. Среднегодовой номинальный темп роста расходов государственного бюджета сложится на уровне 115,6 %, при номинальном росте ВВП - 119 %.
Темпы ежегодного прироста производства промышленной продукции в среднем за 2007 - 2009 годы прогнозируются на уровне 7-8 %.
Прирост
валовой продукции сельского
хозяйства в планируемом
В 2007 - 2009 годах ожидается дальнейший рост отраслей торговли, транспорта, связи. Услуги транспорта возрастут в среднем на 6-7 % в год, а объем предоставляемых услуг связи на 20 % в год.
Темп роста объемов инвестиций в основной капитал составит в планируемом периоде в среднем 14-15 %.
Среднегодовые темпы прироста реальной заработной платы за 2007–2009 годы составят порядка 9-10 %, а пенсии – 6,5–7,0 %.
В указанный период общая
численность населения
3.3 Программа совершенствования бюджетно-налоговой политики (Программа 2030-2020)
В 1997 году, приняв Стратегию «Казахстан -2030», мы сформулировали долгосрочную повестку, главные цели и приоритеты страны, которые затем получили логическое развитие в Стратегическом плане до 2010 года.
И мы стали жить так, как планировали и достигли следующих результатов.
Еще в 2008 году в сравнении с 2000 годом на два года раньше запланированного мы удвоили объем ВВП республики, и эффективно выполнили социальные обязательства государства.
Среднемесячная заработная плата выросла в 5 раз, а средний размер пенсий в 3 раза.
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась в 4 раза (с 50% до 12%).
Улучшились
основные показатели здоровья населения.
Ожидаемая продолжительность
Признавая
наши достижения, ООН в своем Докладе
в 2009 году включила Казахстан в категорию
стран с высоким уровнем
Следуя букве и духу Стратегии развития Казахстана до 2030 года, мы решили все задачи, намеченные на первое десятилетие XXI века.
Мировой
финансово-экономический кризис повлиял
на темпы роста экономики, но не остановил
наше развитие. Накопленный экономический
потенциал обеспечил нам
Мы защитили финансовую систему страны, спасли системообразующие банки.
Мы не оставили в беде малый и средний бизнес.
Добились
небывалого роста «казахстанского
содержания» в госзакупках
Беспрецедентную помощь оказали агропромышленному комплексу.
Государство взяло на себя все расходы по завершению долевого строительства.
Благодаря успешной реализации программы «Дорожная карта-2009», в регионах страны реализовано 862 проекта по реконструкции ЖКХ, отремонтировано 737 километров электролиний, 1029 километров сетей водоснабжения, 284 километра теплотрасс, автодорог, сотни школ и больниц, объекты культуры и спорта.
Такую важнейшую работу, дошедшую до каждого села, мы провели впервые. Нам народ благодарен - мы провели хорошую работу.
Все было сделано под государственным контролем, оперативно, публично.
Мы не допустили рецессии, потому что знали, что нужно делать, и делали это быстро.
Великий Неру когда-то сказал: «Успех чаще выпадает на долю того, кто смело действует». А мы действовали смело.
За 2009 год рост экономики составил 1,1%, в промышленности 1,7%. Мы оказались в «группе прорыва» стран с положительными темпами роста.
Валовые
международные резервы и активы
Национального фонда уже
Важно отметить, что в прошлом году мы потратили часть средств, а сегодня объем Фонда больше чем в декабре прошлого года.
Благодаря Фонду мы не только провели антикризисные меры, но и возвратили государству важные активы, которые вынуждены были продать, когда нам было тяжело. Это - Экибастузская ГРЭС-1, разрез «Богатырь», нашу долю в Кашагане, Мангистаумунайгаз и все три НПЗ.
Уровень безработицы составил 6,3%, а это ниже, чем в докризисные времена.
Благодаря эффективно реализованной Стратегии занятости, в стране было создано свыше 400 тысяч рабочих мест.
Мы выстояли. Теперь мы приступаем к выполнению Стратегии развития до 2020 года.
Нам предстоит:
-подготовить экономику к посткризисному развитию;
-добиться устойчивого роста экономики за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры;
-активно инвестировать в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала;
-обеспечить казахстанцев качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами;
-укрепить межнациональное согласие, повысить национальную безопасность, дальше развивать международные отношения.
Устойчивое и сбалансированное развитие в ближайшее десятилетие будет обеспечено за счет ускоренной диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Важнейшей задачей является комплексный рост производительности труда.
В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, то один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов.
Вывод очень простой - нам надо исправлять ситуацию – повышать производительность и внедрять инновации.