Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Исторические взгляды на роль государства в экономике
1.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику
1.3Опыт государственного регулирования экономики в зарубежных странах
2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Бюджетно-налоговая политика в РК, состояние
2.2 Налоговая политика
2.3 Бюджетная политика
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РК
3.1 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстана
3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой политики
3.3 Программа совершенствования бюджетно-налоговой политики (Программа 2030-2020)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ
перечисленных целей позволяет
отметить, что некоторые из них
могут противоречить другим или
взаимно исключать друг друга. Например,
экономический рост и полная занятость
могут вызвать повышение цен
и породить инфляцию. Стремление обеспечить
равенство в распределении
общество вынуждено разработать систему приоритетов в осуществлении задач, которые будут различны для разных периодов времени, для отдельных стран и регионов.
Выработка
конкретных программ достижения крупных
экономических целей общества лежит
в основе экономической политики
того или иного государства. Эти
цели реализуются, если государство (правительство)
выполняет как минимум
- создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;
- защиту конкуренции;
- производство социально значимых товаров (услуг);
- защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;
- перераспределение доходов и ресурсов
- стабилизацию экономики [4].
Наименьшее
развитие получило прямое государственное
вмешательство в
Самая известная и широкомасштабная попытка государственного регулирования цен и заработной платы была предпринята правительством Р. Никсона в 1971-1974 гг. Целью прямого государственного контроля над ценами и заработной платой было ограничение инфляции на уровне не более 2,5% в год. Однако никсоновская «новая экономическая политика» провалилась: в 1973 г. инфляция повысилась до 8,2%, а в 1974 г. почти до 12%, достигнув самого высокого уровня со времени окончания Второй мировой войны. После этого правительство США к попыткам прямого регулирования цен и заработной платы не обращалось.
Гораздо
более активно и успешно
Социальные
расходы особенно резко выросли
в 1960-х гг., тогда в рамках объявленной
президентом Л. Джонсоном программы
«Войны с бедностью» была определена
официальная черта бедности, и
десяткам миллионам американцам, оказавшимся
ниже ее, стали выплачиваться
После реформ
Рузвельта постоянно
Деятельность
Эйзенхауэра важна и тем, что
она заложила основу консенсуса и
преемственности в восприятии и
использовании республиканской
и демократической
Концепция «экономики предложения» получила законченный вид в 1970-1980-х гг. в связи с выходом на политическую сцену неоконсерваторов. Один из его наиболее видных представителей И. Кристол указывал, что целью государственного экономического регулирования является «расширение рыночных возможностей как механизма разрешения социальных проблем». Иначе говоря, свободный рынок и свободная конкуренция объявлялись единственным надежным способом обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей силы и т.д., а государственному регулированию вменялось в обязанность обеспечение благоприятных возможностей этой конкуренции, в первую очередь «создание и расширение рынков».
На практике концепцию «экономики предложения» воплощал президент Р. Рейган (1981-1989). Существенное снижение его администрацией налогов на бизнес способствовало его оживлению, созданию миллионов рабочих мест, смягчению безработицы. Улучшились показатели американской промышленности на мировом рынке. Следуя монетаристской концепции, его правительство существенно сократило «впрыскивание» денег в обращение, что имело непосредственное отношение к резкому снижению инфляции (с 18% до 3,5-4%).
Концепции
«экономики спроса» и «экономики
предложения» при их кажущейся несовместимости
были на деле двумя взаимодополняющими
стратегиями государственного воздействия
на экономику. Стратегия «экономики
предложения» выступала как средство
экономического роста, сопровождаемого
углублением социального
Экономика
Франции, как и других, промышленно
развитых капиталистических стран,
основана на принципе свободного предпринимательства
и торговли. В наше время Франция
живет в условиях рыночного хозяйственного
механизма, однако степень свободы
ценообразования задается объективными
экономическими законами, а также
государственным
Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.
Государственный
сектор в экономике Франции занимает
относительно небольшой удельный вес
в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты
(газовую промышленность, электроэнергетику
и транспорт) и отрасли, работающие
в режиме рыночной конкуренции (национальный
и коммерческие банки, страховые
компании и т.д.). В первом случае
государство устанавливает все
экономические параметры
Впервые
опыт прямого вмешательства
В 1936-1937
гг. правительство Народного фронта
последовательно начало проводить
курс экономических реформ. Были сняты
ограничения с роста заработной
платы в промышленности, что привело
к обесценению французского франка.
Политика цен предусматривала поддержку
аграрного сектора путем
Бюджетно-налоговая политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).
Налоги
и государственные расходы
Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.
Рисунок 1- Цели фискальной политики.
Рисунок 2 - Типы и инструменты фискальной политики.
это это
Общественные работы |
Изменение трансфертных платежей |
Манипулирование налоговыми ставками |
Цель бюджетно-налоговой политики - стимулирование диверсификации и развития не сырьевых отраслей экономики, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, совершенствование управления долгом и межбюджетных отношений [6].