Бюджетно-налоговая политика РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Исторические взгляды на роль государства в экономике
1.2 Необходимость государственного вмешательства в экономику
1.3Опыт государственного регулирования экономики в зарубежных странах

2 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2.1 Бюджетно-налоговая политика в РК, состояние
2.2 Налоговая политика
2.3 Бюджетная политика

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РК
3.1 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстана
3.2 Мероприятия по совершенствованию бюджетно-налоговой политики
3.3 Программа совершенствования бюджетно-налоговой политики (Программа 2030-2020)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ОРИГИНАЛ КУРСОВОЙ по эк.теории.docx

— 101.23 Кб (Скачать)

Анализ  перечисленных целей позволяет  отметить, что некоторые из них  могут противоречить другим или  взаимно исключать друг друга. Например, экономический рост и полная занятость  могут вызвать повышение цен  и породить инфляцию. Стремление обеспечить равенство в распределении может  снизить мотивацию к творческому, рискованному труду и тем самым  замедлить экономический рост. Следовательно,

общество  вынуждено разработать систему  приоритетов в осуществлении  задач, которые будут различны для  разных периодов времени, для отдельных  стран и регионов.

Выработка конкретных программ достижения крупных  экономических целей общества лежит  в основе экономической политики того или иного государства. Эти  цели реализуются, если государство (правительство) выполняет как минимум следующие  экономические функции:

- создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;

-     защиту конкуренции;

-     производство социально значимых товаров (услуг);

-    защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;

-     перераспределение доходов и ресурсов

-     стабилизацию экономики [4].

 

    1. Опыт государственного регулирования экономики в зарубежных странах

Наименьшее  развитие получило прямое государственное  вмешательство в производственный процесс, как и регулирование  цен и заработной платы. В годы Второй мировой войны правительство  США подвергло жесткой регламентации  цены и заработную плату в сталелитейной  промышленности. После 1945 г. ярким образцом прямой государственной регламентации  экономических отношений стал закон  Тафта – Хартли 1947 г., четко расписавший  возможности профсоюзов по объявлению и проведению забастовок. В начале 1960-х гг. правительство Дж. Кеннеди  пресекло попытки повышения цен  в сталелитейной отрасли и  установило потолок «неинфляционного повышения заработной платы» в 3,2% в  год.

Самая известная  и широкомасштабная попытка государственного регулирования цен и заработной платы была предпринята правительством Р. Никсона в 1971-1974 гг. Целью прямого  государственного контроля над ценами и заработной платой было ограничение  инфляции на уровне не более 2,5% в год. Однако никсоновская «новая экономическая  политика» провалилась: в 1973 г. инфляция повысилась до 8,2%, а в 1974 г. почти  до 12%, достигнув самого высокого уровня со времени окончания Второй мировой  войны. После этого правительство  США к попыткам прямого регулирования  цен и заработной платы не обращалось.

Гораздо более активно и успешно проводилась  государственная политика по «заправке  насоса», то есть расширению покупательской способности по преимуществу нижних слоев населения. Главным ее рычагом  стала активная социальная политика государства, которая одновременно была направлена на увеличение социальных прав американцев и расширение их потребительских возможностей на рынке  товаров и услуг. После введения Рузвельтом в 1938 г. минимального уровня почасовой заработной платы в 25 центов он в последующем повышался почти 20 раз, а законом 1991 г. был определен в 4,25 долларов.

Социальные  расходы особенно резко выросли  в 1960-х гг., тогда в рамках объявленной  президентом Л. Джонсоном программы  «Войны с бедностью» была определена официальная черта бедности, и  десяткам миллионам американцам, оказавшимся  ниже ее, стали выплачиваться государственные  пособия. С 1965 г. были запущены государственные  программы финансирования медицинских  услуг престарелым и малоимущим. В целом же ежегодные федеральные  расходы на «человеческие ресурсы», как они определяются в государственном  бюджете, увеличились со времени  Нового курса с 4 млрд. до 1 трлн. долларов и составляли в конце XX в. 60% государственных расходов. Эти расходы являются важнейшим средством борьбы с опасностью перепроизводства в экономике США.

После реформ Рузвельта постоянно расширялось  государственное регулирование  финансовой сферы. Принципиальное значение для ее развития имела деятельность в 1950-х гг. республиканского правительства  Д. Эйзенхауэра. Поначалу Эйзенхауэр отменил  многие меры государственного экономического контроля и даже ликвидировал Реконструктивную финансовую корпорацию. Но уже кризис 1953-1954 гг. вынудил еще более активно  пустить в ход все три основных элемента банковской политики: понижение  обязательного уровня резервов в  банках Федеральной резервной системы  с целью поощрению выхода денежных средств на рынок, сокращение учетной  ставки для облегчения доступа к  кредиту, наконец, открытые рыночные операции с выбрасыванием правительством на рынок своих валютных запасов. Кроме того, Эйзенхауэр применил в  качестве антикризисной меры сокращение налогов на корпорации и личные доходы. Все эти меры и в последующем  занимали прочное место в ряду государственных мер по предотвращению кризиса и стимулированию экономического роста.

Деятельность  Эйзенхауэра важна и тем, что  она заложила основу консенсуса и  преемственности в восприятии и  использовании республиканской  и демократической администрациями  основополагающих современных мер  государственного социально-экономического регулирования. Вместе с тем она  выявила и определенные различия между ними в выборе стратегии  и методов регулирования. Правительства  от Демократической партии в целом  сохраняли приверженность экономике  спроса, что означало особое внимание к мерам, направленным на расширение покупательной способности основной массы американцев. Правительства  от Республиканской партии отдали приоритет  мерам, направленным на развитие экономики  предложения, означающей стимулирование конкурентоспособных и производственных возможностей американского капитализма.

Концепция «экономики предложения» получила законченный  вид в 1970-1980-х гг. в связи с  выходом на политическую сцену неоконсерваторов. Один из его наиболее видных представителей И. Кристол указывал, что целью государственного экономического регулирования является «расширение рыночных возможностей как механизма разрешения социальных проблем». Иначе говоря, свободный рынок и свободная конкуренция объявлялись единственным надежным способом обеспечения экономического роста, воспроизводства и распределения рабочей силы и т.д., а государственному регулированию вменялось в обязанность обеспечение благоприятных возможностей этой конкуренции, в первую очередь «создание и расширение рынков».

На практике концепцию «экономики предложения» воплощал президент Р. Рейган (1981-1989). Существенное снижение его администрацией налогов на бизнес способствовало его  оживлению, созданию миллионов рабочих  мест, смягчению безработицы. Улучшились показатели американской промышленности на мировом рынке. Следуя монетаристской концепции, его правительство существенно  сократило «впрыскивание» денег  в обращение, что имело непосредственное отношение к резкому снижению инфляции (с 18% до 3,5-4%).

Концепции «экономики спроса» и «экономики предложения» при их кажущейся несовместимости  были на деле двумя взаимодополняющими стратегиями государственного воздействия  на экономику. Стратегия «экономики предложения» выступала как средство экономического роста, сопровождаемого  углублением социального неравенства, а стратегия «экономики спроса»  зарекомендовала себя как средство перераспределения национального  дохода в целях расширения покупательной  способности основной массы населения. Оборотной стороной государственной  стратегии «экономики спроса» являлось углубление бюджетного дефицита и снижение возможностей частнокапиталистического накопления, в результате чего ей в  определенный момент вновь предпочитают «экономику предложения».

Экономика Франции, как и других, промышленно  развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства  и торговли. В наше время Франция  живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свободы  ценообразования задается объективными экономическими законами, а также  государственным регулированием.

Несмотря  на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может  прямо регулировать цены на некоторые  товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес  в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику  и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые  компании и т.д.). В первом случае государство устанавливает все  экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе  объем инвестиций, оплату труда и  цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования. Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени.

Впервые опыт прямого вмешательства государства  в функционирование экономики был  применен по Франции для преодоления  последствий экономического кризиса  начала 1930-х гг. До 1936 г. французское  правительство предпочитало дефляционную политику политике девальвации. При  дефляционной политике снижаются производственные расходы, стимулируется вывоз товаров  и тормозится ввоз. Однако во времена  конъюнктурного спада, как в 1930-е  гг., дефляционная политика обречена на неудачу, поскольку проблема затрагивает  весь объем мировой торговли, а  не долю каждой отдельной страны на мировом рынке. В этом случае дефляция оказывается малоэффективной. Курс на девальвацию означал обесценение  валюты, то есть отход от золотого стандарта  и установление обменного курса  валютными учреждениями. До 1936 г. французское  правительство придерживалось ранее  установленного курса валюты, то есть отказывалось проводить политику девальвации, вследствие чего внутренний уровень  цен во Франции был снижен настолько, что преимущество Великобритании и  США с их более дешевыми валютами было сведено на нет. Однако за это  пришлось дорого заплатить: безработица  продолжала расти, а объем промышленного  производства упал ниже трех четвертей  докризисного уровня. Сопротивление  дефляции нарастало, особенно среди  крестьянства. Это проложило дорогу правительству Народного фронта во главе с Леоном Блюмом, лидером  Французской социалистической партии.

В 1936-1937 гг. правительство Народного фронта последовательно начало проводить  курс экономических реформ. Были сняты  ограничения с роста заработной платы в промышленности, что привело  к обесценению французского франка. Политика цен предусматривала поддержку  аграрного сектора путем введения гарантированных минимальных цен  на сельскохозяйственные продукты. Были предприняты меры по подготовке национализации ряда промышленных предприятий, а также  Банка Франции. В 1936 г. были приняты  декреты о сокращении рабочего дня, об организации общественных работ  и гарантированном уровне минимальной  заработной платы. Однако все эти  меры привели к увеличению дефицита бюджета, и в 1937 г. правительство  Народного фронта было вынуждено  прекратить реформы и отойти от власти. Однако Франция вернулась к практике государственного регулирования после Второй мировой войны [5].

 

  1. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

    1. Бюджетно-налоговая политика в РК, состояние.

 

Бюджетно-налоговая  политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально.

Фискальная  политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

 

                   Рисунок 1- Цели фискальной политики.


 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

                                              

       Рисунок 2 - Типы и инструменты фискальной политики.


 

 


 

 

 


 

 

                            это       это


 

 

 

 

 

 



                                                                                инструменты                                                   инструменты


Общественные работы

Изменение трансфертных платежей

Манипулирование налоговыми ставками


 

 

Цель  бюджетно-налоговой политики - стимулирование диверсификации и развития не сырьевых отраслей экономики, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, совершенствование управления долгом и межбюджетных отношений [6].

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика РК