Правовые основы дипломатической и консульской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – проанализировать правовые основы дипломатической и консульской деятельности.
Задачи работы:
• Раскрыть правовую природу дипломатической деятельности;
• Рассмотреть дипломатические привилегии и иммунитеты;
• Проанализировать понятие консульских представительств;
• Выявить функции консульских учреждений;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Правовые основы дипломатической деятельности 5
1.1. Правовая природа дипломатической деятельности 5
1.2. Дипломатические привилегии и иммунитеты 11
Глава 2. Правовые основы консульской деятельности 16
2.1. Понятие консульских представительств 16
2.2. Функции консульских учреждений 20
2.3. Консульские иммунитеты 23
Заключение 31
Список используемых источников 33

Файлы: 1 файл

Правовые основы дипломатической и консульской деятельности.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ (г. Санкт-Петербург) ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО Государственного БЮДЖЕТНОГО

образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(СЗФ РПА Минюста России)

 

КАФЕДРА

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ  И КОНСУЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент

177 учебной группы 3 курса

Суббота Павел Владимирович

 

 

 

Проверил  _______________________

_____________________________

(должность, ученая степень, ученое звание)

_______________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Дата представления

работы на кафедру

«______»__________________20    г.

 

___________________________

          (подпись студента)

 

 

 

 

 

Оценка __________________________

 

______________________________

(подпись преподавателя)

 «___» ____________ 20 __г.


Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

 

Введение

Процессы глобализации, имеющие место в настоящее время, приводят к расширению и углублению отношений российских граждан, организаций и предприятий с гражданами, предприятиями и фирмами других стран в самых различных сферах общественной жизни, экономики, торговли, культуры, туризма, науки. Все это в свою очередь приводит к значительному увеличению числа поездок наших граждан за границу, а иностранцев - в Россию. Консульские и дипломатические отношения представляют огромный интерес для цивилизованных граждан потому, что именно от них зависит их безопасность, защита и соблюдение их прав.

С выходом России на международную арену в качестве суверенного государства значительно расширяется сфера ее взаимодействия с другими странами. Это, безусловно, относится к дипломатическим и консульским отношениям. В силу своего континуитета Российская Федерация продолжает осуществлять дипломатические и консульские отношения, установленные еще Советским Союзом. Также в 90-е годы прошлого века Российская Федерация самостоятельно подписала дипломатические и консульские конвенции с десятками государств.

Предметом работы послужили международные соглашения, которые относятся к дипломатической и консульской деятельности.

Объектом работы являются международно-правовые аспекты в деятельности консульской и дипломатической службы различных государств.

Цель данной работы – проанализировать правовые основы дипломатической и консульской деятельности.

Задачи работы:

  • Раскрыть правовую природу дипломатической деятельности;
  • Рассмотреть дипломатические привилегии и иммунитеты;
  • Проанализировать понятие консульских представительств;
  • Выявить функции консульских учреждений;
  • Дать характеристику консульских иммунитетов.

Все изменения, происходящие на международной арене активно влияют на консульское право. Последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. характеризуются резким увеличением количества граждан, посещающих иностранные государства в качестве туристов, с политическими, общественными и деловыми целями, для устройства на работу и учебу. Значительно возрос и обмен среди молодежи и студентов. Регулирование таких отношений и перемещений входит в компетенцию консульской службы, которая в своей деятельности, как известно, применяет нормы консульского права.

 

Глава 1. Правовые основы дипломатической деятельности

1.1. Правовая природа дипломатической деятельности

Дипломатическое представительство - возглавляемое дипломатическим агентом государственное учреждение, действующее от имени аккредитующего государства в государстве пребывания для осуществления дипломатических сношений между ними. В настоящее время основным международно-правовым документом, определяющим статус и функции дипломатических представительств, является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Если дипломатическое представительство возглавляется послом, то оно называется посольством, а если посланником или поверенным в делах, то дипломатической миссией. В современных международных отношениях зарубежные дипломатические представительства государств в подавляющем большинстве случаев создаются в форме посольств.

Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного соглашения государств после установления между ними дипломатических отношений. Практика показывает, что во избежание возможных недоразумений и различных толкований достигнутых договоренностей в будущем страны предпочитают закреплять соглашения о дипломатическом признании и учреждении дипломатических представительств в письменной форме: в совместных заявлениях, коммюнике, нотах.

Крупные государства имеют достаточно разветвленную сеть зарубежных дипломатических представительств. Главы дипломатических представительств в соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1961 г. подразделяются на три класса: класс послов и нунциев (посол Ватикана), аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга; класс посланников и интернунциев (посланник Ватикана), аккредитуемых при главах государств; класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел. Принадлежность дипломатического представителя к тому или иному классу имеет значение только в вопросах определения их старшинства и этикета и не влияет на его функции, права, обязанности и привилегии, которые одинаковы у всех глав представительств. Договариваясь об обмене дипломатическими представителями, государства всегда устанавливают для них одинаковый класс, что подчеркивает равенство сторон.

В соответствии со ст. 4 Венской конвенции 1961 г. государство, которое решило направить нового посла, посланника или поверенного в делах в страну пребывания, должно предварительно получить у нее агреман, который представляет собой согласие компетентных властей соответствующего государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства. При этом Конвенция оставляет за принимающим государством право отказать в агремане без объяснения причин.

Если речь идет о замене главы дипломатического представительства, то агреман обычно запрашивается через действующего главу представительства. Он посещает ведомство иностранных дел и в устной форме сообщает министру или его заместителю о намерении своего правительства назначить нового посла. При этом работникам министерства передается справка, содержащая основные данные о кандидате, его образовании, служебной деятельности и семейном положении. Запрос агремана может также проводиться путем направления в ведомство иностранных дел специальной вербальной ноты. Ответ дается форме, аналогичной форме запроса. В том случае, если агреман запрашивается на главу представительства, впервые въезжающего в страну, с которой установлены дипломатические отношения, то запрос может делаться через дипломатические представительства в третьих странах.1

Факт запроса агремана разглашать не принято. Это обусловлено тем обстоятельством, что гласность при отказе в выдаче агремана, как и сам отказ, может повлечь за собой осложнение, а то и резкое обострение отношений между государствами. Государство, получившее отказ, может в течение длительного времени после этого вообще не назначать своего представителя, автоматически понижая тем самым уровень своего дипломатического представительства в стране пребывания. Поэтому на запрос агремана не принято давать официальный отрицательный ответ. Сама задержка с ответом расценивается как свидетельство нежелания государства принимать соответствующую кандидатуру, и она, как правило, снимается.

После получения агремана назначаемому дипломатическому представителю выдается верительная грамота за подписью главы государства и министра иностранных дел назначающей (аккредитующей) страны. В верительной грамоте подтверждается, что данное лицо назначено в качестве дипломатического представителя и излагается просьба верить всему тому, что он будет говорить от имени своего правительства. Верительная грамота - чрезвычайно важный юридический документ: при ее наличии лицо может выполнять все дипломатические функции, предусмотренные международным правом, никаких дополнительных полномочий не требуется. Верительную грамоту дипломатический представитель вручает лицу, при котором он аккредитуется, в торжественной обстановке на личной аудиенции.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от существующей в нем практики, либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о своем прибытии и представлении заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Одно лицо может быть дипломатическим представителем аккредитующего государства одновременно в двух или более государствах, если со стороны последних не последуют возражения против этого.2

Персонал дипломатического представительства состоит из следующих основных категорий сотрудников: дипломатические работники - члены персонала представительства, имеющие дипломатический ранг (советники, секретари, атташе); административно-технический персонал (бухгалтеры, шифровальщики, делопроизводители, переводчики); обслуживающий персонал (водители, повара, садовники и т.п.). В ст. 1 Венской конвенции 1961 г. упоминаются также частные домашние работники, которые, однако, не признаются ею служащими аккредитующего государства. Дипломатические работники представительства, как правило, являются гражданами аккредитующего государства, в то время как в состав административно-технического и обслуживающего персонала могут входить граждане страны пребывания.3

Количество сотрудников, работающих в дипломатическом представительстве, определяется по соглашению между сторонами, а в случае его отсутствия - аккредитующим государством. При этом при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить аккредитующему государству, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которые оно считает разумными и нормальными, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. По этим основаниям в соответствии со ст. 11 Венской конвенции 1961 г. страна пребывания может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории.

Члены дипломатического персонала представительства назначаются ведомством иностранных дел аккредитующего государства без предварительного запроса. Исключение здесь составляют военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, кандидатуры которых, как правило, подбирает военный министр из числа кадровых офицеров своих вооруженных сил и согласовывает их с министром иностранных дел своего правительства. Кроме того, государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение. О такой возможности говорит ст. 7 Венской конвенции 1961 г.

Для дипломатического персонала внутренним законодательством каждой страны устанавливаются специальные служебные звания - дипломатические ранги, которые обычно соответствуют занимаемой должности и имеют аналогичные наименования. Как показывает мировая практика, к числу таких званий в подавляющем большинстве государств относятся ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника (в некоторых странах он называется Чрезвычайный Посланник и Полномочный Министр), советника, первого секретаря, второго секретаря, третьего секретаря и атташе.

В некоторых странах существует также градация внутри этих рангов. Так, в СССР еще в 1943 г. были установлены следующие ранги, которые и сегодня присваиваются российским дипломатическим работникам: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого и второго классов, советник первого и второго классов, первый секретарь первого и второго классов, второй секретарь первого и второго классов, третий секретарь и атташе. Служебные звания посла и посланника присваиваются главой государства, а все остальные - министром иностранных дел.4

Для обозначения совокупности глав дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве, в международном праве используется термин «дипломатический корпус». В широком смысле этот термин выражает понятие, включающее также всех дипломатических работников и членов их семей, находящихся в стране пребывания. Дипломатический корпус не является организацией и не имеет прав юридического лица. Его назначение носит в основном представительский и церемониальный характер. Главой дипломатического корпуса является дуайен - руководитель дипломатического представительства, старший по классу и времени пребывания в данной стране. В некоторых католических странах дуайеном всегда является папский нунций. Дуайен выступает от имени всех иностранных дипломатических работников во время проведения официальных государственных мероприятий в стране пребывания и может рассматривать отдельные споры между членами дипломатического корпуса (например, по вопросам старшинства).5

Информация о работе Правовые основы дипломатической и консульской деятельности