Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:29, реферат
«Правовое воспитание журналиста» - очень актуальная тема на сегодняшний день, ведь каждый живущий в обществе включён в систему норм и культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой правовой культуры каждого гражданина, а особенно журналиста. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности журналиста.
Вступление……..………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Правовое воспитание……………………………………..………....5
1.1. Понятие и сущность правового воспитания……………………………...5
1.2. Цель правового воспитания…………………………………………….....7
1.3. Проблемы правового воспитания и пути их решения..……………….....8
РАЗДЕЛ 2.Правовое воспитание журналиста……………………………..…..9
2.1. Формы правового воспитания………………………………………………9
2.2. Средства и методы…………………………………………………………..10
РАЗДЕЛ 3.Правовые нормы и основы деятельности журналиста….………12
Заключение………………………………………………………………………16
Список использованной литературы…………………………………………..18
ПЛАН
Вступление……..…………………………………………
РАЗДЕЛ 1. Правовое воспитание……………………………………..……….
РАЗДЕЛ 2. Правовое воспитание журналиста……………………………..…..9
2.1. Формы правового воспитания…………
2.2. Средства и методы…………………………………
РАЗДЕЛ 3. Правовые нормы и основы деятельности журналиста….………12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..18
Вступление
«Правовое воспитание журналиста» - очень актуальная тема на сегодняшний день, ведь каждый живущий в обществе включён в систему норм и культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру. Сейчас особенно актуален вопрос об укреплении высокой правовой культуры каждого гражданина, а особенно журналиста. Именно высокая культура действий и поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности журналиста.
Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры журналиста приобретает особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение сознания граждан.
Чтобы вести себя правомерно в юридически значимых ситуациях, каждый журналист должен обладать свободным, зрелым и здоровым правосознанием, беречь, воспитывать и укреплять его в себе. Для этого он должен быть свободным в строгих рамках права и иметь возможность самостоятельно осуществлять выбор варианта поведения, так как только в свободном исполнении закона проявляется нравственное достоинство личности, ее социальная активность.
Результативность журналистики во многом зависит от соблюдения правовых и этических норм. Основой функционирования средств массовой информации в правовом государстве является свобода массовой информации. Но любая свобода никогда не бывает беспредельной, она должна сопрягаться с ответственностью — правовой и этической. Чем больше свободы действий, а значит и возможностей влиять на общественную жизнь предоставлено журналистике, тем выше мера ее ответственности за характер и последствия использования этой свободы. И каждый журналист, выполняя свой профессиональный долг, обязан отвечать на требования, предъявляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть.
То есть журналист должен обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать Кодекс этики. И, конечно, правильно толковать и применять основные положения законов и подзаконных актов, которые сегодня составляют богатое правовое поле российской журналистики
Современный период развития общества характеризуется возрастанием роли сознания в такой его области или сфере, как правосознание, что относится как ко всем гражданам, так и в первую очередь к журналистам.
Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к жизни и труду.
Правовое воспитание - это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры.
Правовое воспитание личности – это целенаправленный, организованный, преднамеренный и педагогический процесс воздействия на сознание людей с помощью системы специально созданных правовоспитательных форм, средств и методов с целью формирования высокого уровня правосознания и правовой культуры. Правовое формирование личности это весь многократный процесс формирования правовой культуры и под влиянием различных факторов. Правовое формирование личности и правовое воспитание личности соотносятся как целое и часть. Это значит, что правовое формирование личности включает в себя не только процесс правового воспитания личности, но и другие процессы, которые носят непреднамеренный характер воздействия на сознание личности.
Цель правового воспитания - дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать законы. Эта общая цель предопределяет задачи правового воспитания.
Задачами правового воспитания являются:
Правовое воспитание
может пониматься в двух
Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.
Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и журналиста, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию – положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись.
Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании журналиста – правовое сознание. Правосознание — это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.
Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организационных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.
В подготовке специалистов неюридических вузов, в том числе журналистов, существует ряд проблем, а именно в уровне их правовой подготовки. Причины данных проблем заключаются в том, что: требования к правовой компетентности при итоговой аттестации выпускника журналистских вузов слишком занижены; предлагаемые к изучению правовые дидактические единицы представлены в стандартах по специальности автономно от базового курса «Правоведения»; недостаточная правовая компетентность преподавателей правовых дисциплин неюридического вуза, которые должны иметь базовое юридическое образование.
В высшие учебные заведения журналистского профиля необходимо введение системы правовых учебных курсов, которые сопровождали бы обучение студента на протяжении всего периода подготовки в вузе и выполняли бы базовую функцию при раскрытии специальных правовых тем в дисциплинах предметной подготовки. Введение данных курсов позволило бы искоренить правовой нигилизм в студенческой среде журналистов.
Так же необходимо повсеместно начать переподготовку и повышение квалификации преподавателей правовых дисциплин, охватывая при этом те отрасли права, которые необходимы для подготовки специалиста, в конкретной сфере будущей его деятельности.
Формирование правового сознания у будущих молодых специалистов задача высших учебных заведений. Журналист, отправляющийся во взрослую серьезную жизнь должен знать свои права и быть готовым выполнить свои обязанности. Таким образом, формирование и развитие правовой культуры студентов неюридических факультетов является важнейшей задачей, стоящей перед вузовским образованием.
Правосознание людей, объединенных в социальные общности, - явление во многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания многочисленных факторов: социально-экономических, политических, этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя воздействовать целенаправленно.
Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное, научное, нуждается в систематическом рациональном формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных на интеграцию в сознание людей политикоправовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает как правовое воспитание.
Правовое воспитание включает в себя следующие элементы:
Содержанием правового воспитания журналиста, является его приобщение к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.
Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.
К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. В основе применения всех указанных средств лежит осуществление правовой информированности, предполагающей передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации. Особое место здесь занимает проблема "правового минимума", некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин любого общества, независимо от его социального статуса.
Средства правового воспитания делятся:
К основным элементам механизма правового воспитания, прежде всего, относят формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного про-цесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы (воспитания):
Информация о работе Правовые нормы и основы деятельности журналиста