Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:49, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
- раскрытие понятие нормы права;
- рассмотрение структуры норм права;
- рассмотрение классификации норм права.
Введение
Бюджетно правовые нормы 5
Понятие нормы права 5
Классификация норм права 6
Структура правовой нормы 9
Практическое задание 12
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровский
государственный технический университет»
Бюджетное право
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант № 4
Тема: «Бюджетно-правовые
нормы»
Хабаровск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные и муниципальные бюджеты составляют центральное звено финансовой системы России. Бюджеты взаимосвязаны со всеми остальными звеньями финансовой системы страны и обеспечивают развитие самых различных сфер общественных отношений.
С принятием Бюджетного кодекса РФ, сформировалась основная подотрасль финансового права - бюджетное право, которое можно определить, как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства Российской Федерации, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением расходов и доходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Отношения, составляющие предмет бюджетного права, урегулированы правовыми нормами, содержащимися в различных источниках. Прежде всего, это Конституция РФ, определяющая основные начала деятельности государственных органов в бюджетной сфере.
Основным источником бюджетного права является Бюджетный кодекс РФ, который регулирует всю совокупность бюджетных отношений и имеет приоритет по отношению к иным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные отношения.
Источниками бюджетного права являются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют бюджетные отношения. Среди них: федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации», ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете и аналогичные законы субъектов Российской Федерации. Кроме того, источниками бюджетного права являются и законы субъектов Российской Федерации, регулирующие общие вопросы бюджетного права (например, бюджетный процесс на уровне субъекта Российской Федерации). Также источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения.
Бюджетно-правовые нормы содержатся и в подзаконных нормативных актах: указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, а также в актах федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти. Наиболее многочисленными в этой группе источников являются приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
- раскрытие понятие нормы права;
- рассмотрение структуры норм права;
- рассмотрение классификации норм права.
В первой части контрольной работы приведено понятие нормы права, его классификация, а так же структура правовой нормы.
Во
второй части, выполнено практическое
задание к контрольной работе.
Право и его составные части (отрасли, подотрасли) это совокупность норм, т. е. правил, образцов, моделей поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и в соответствии с которым, должно строиться поведение всех лиц, попавших в нормативно регулируемую ситуацию.
Под нормой права понимается некое общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях (гипотеза) действовать как субъекты определенных прав и обязанностей (диспозиция), под угрозой наступления неблагоприятных для них правовых последствий (санкция).
Норма права является одним из основополагающих понятий для всех доктрин права, которые трактуют право нормативно, т. е. понимают, признают и определяют, что право как таковое состоит из норм. Право есть единая норма права, а отдельные нормы являются элементами этой системы.
Норма бюджетного права - это санкционированное государством общеобязательное, социально определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений, связанных с бюджетом и внебюджетными фондами, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих бюджетных правоотношений, и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного (должного), либо неправомерного.
Нормы бюджетного права выражают сущность регулируемых ими общественных отношений особого вида. В своей определенной совокупности они составляют содержание конкретных нормативно-правовых актов бюджетного законодательства - Бюджетный Кодекс РФ, региональных и местных законов о бюджетах соответствующих субъектов РФ или муниципального образования, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. д.
Классификация видов норм права может быть проведена по самым различным основаниям. Таковыми могут выступать: назначение норм; содержание норм; метод воздействия на поведение субъектов; порядок реализации прав и обязанностей участников правоотношений; порядок действия норм во времени, в пространстве и по кругу лиц; по их юридической силе.
Рассмотрим виды норм бюджетного права подробнее.
В
зависимости от их назначения нормы
бюджетного права делятся на регулятивно-
Назначение
регулятивно-
Охранительные бюджетно-правовые нормы направлены на обеспечение эффективности функционирования бюджетной системы страны. Например, для этого нормами такого вида устанавливаются меры защиты бюджетных интересов государства и в целом - должного правопорядка в сфере бюджетных правоотношений - меры юридической ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от их содержания они могут подразделяться на следующие виды:
- регулирующие бюджетное устройство РФ;
- определяющие порядок осуществления межбюджетных отношений;
- регулирующие расходы и доходы бюджета;
- регулирующие бюджетный процесс и определяющие основные положения о правовом статусе его участников;
- определяющие порядок, формы и методы осуществления государственного и муниципального финансового контроля (бюджетного контроля);
- устанавливающие ответственность за совершение бюджетных правонарушений и т. д.
При классификации видов норм бюджетного права по методу воздействия на поведение субъектов (или по форме выражения государственной воли) они делятся на: запрещающие - устанавливают запрет на совершение или не совершение тех или иных действий; обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям; уполномачивающе-дозволительные - предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий; и стимулирующе-поощрительные.
Примером запрещающих норм может выступать п.2 ст. 92 БК РФ, в соответствии с которой «кредиты ЦБ РФ, а также приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета». Ещё один пример: в п. 4 ст. 82 БК РФ говорится, что «использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается».
В п. 1 ст.73 БК РФ содержится пример обязывающей нормы, в которой говорится об «обязанности ведения реестров закупок»; п.1 ст.87 БК РФ: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств»; в п. 8 ст. 93.2 БК РФ: «Заемщики, гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы, уполномоченным органам».
Примером уполномачивающе-дозволительной нормы может выступать п. 4 ст. 9 БК РФ, в которой: «отдельные бюджетные полномочия финоргана поселения могут осуществляться финорганом муниципального района»; п. 3 ст. 156 БК РФ: «Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях».
По методу правового регулирования правовые нормы могут быть: императивными - применяются при отношениях власти и подчинения, носят строгий, обязательный характер, и диспозитивными - применяются при регулировании отношений равных субъектов, допускают возможность выбора участниками правоотношения взаимно приемлемого варианта поведения. Примером императивных норм могут служить выше названные обязывающие и уполномачивающие нормы; к диспозитивным можно отнести ст. 162 БК РФ: «Получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет либо передает это полномочие иному государственному учреждению (централизованной бухгалтерии)»; п.1 ст. 98.1 БК РФ: «В случае если долговое обязательство РФ не предъявлено к погашению в течение трех лет, или истек срок государственной гарантии РФ и в иных случаях, долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами».
При классификации видов норм бюджетного права в зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников регулируемых бюджетным правом общественных отношений бюджетно-правовые нормы делятся на две большие группы: материальные нормы и процессуальные нормы.
При этом материальные нормы определяют количественные и качественные параметры прав и обязанностей субъектов бюджетных правоотношений, в том числе компетенцию государственных органов в данной сфере, например: п.1 ст.78 БК РФ: «субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе»; п. 3 ст.81 БК РФ: «размер резервных фондов устанавливается законами и не может превышать 3 процента утвержденного общего объема расходов»; ст. 289 БК РФ: «нецелевое использование бюджетных средств влечёт наложение штрафов»; п.2 ст. 40 БК РФ: « денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента из зачисления на счёт бюджета».
Процессуальные нормы закрепляют, порядок и процедуры осуществления бюджетного процесса. Например: ст. 153 БК РФ: «Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты, контролируют их исполнение»; п. 1 ст.157 БК РФ: «Исполнительные органы обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его на утверждение, разрабатывают и утверждают методики распределения, обеспечивают исполнение бюджета, составление бюджетной отчётности и пр.»; п.1 ст. 174.2 БК РФ: «Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом»; ст. 184 БК РФ устанавливает порядок и сроки составления проектов бюджетов.