Бюджетно - правовые нормы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:49, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.

В связи с этим выделим следующие задачи:

- раскрытие понятие нормы права;

- рассмотрение структуры норм права;

- рассмотрение классификации норм права.

Оглавление

Введение
Бюджетно правовые нормы 5
Понятие нормы права 5
Классификация норм права 6
Структура правовой нормы 9
Практическое задание 12
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бюджетное право.doc

— 246.00 Кб (Скачать)

    Различают также два варианта пределов действия норм во времени: перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год) и действие с обратной силой (например, акт, устраняющий, смягчающий ответственность за совершение бюджетного правонарушения).

    Классификация действия норм в пространстве выделяет: акты бюджетного законодательства, принятые федеральными органами власти (действуют на всей территории РФ) и акты субъектов РФ, и органов местного самоуправления (действуют на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования).

    Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.

    Еще один вид классификации видов норм бюджетного права - по их юридической силе. Юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы. Кроме того, различаются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и т. д.).

    1.3   Структура правовой нормы

 

    Нормы бюджетного права, как и любые другие нормы права, обладают определенной структурой. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы, обусловленное связью ее элементов. Норма бюджетного права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Каждая из них имеет свое, особое функциональное значение.

    Гипотеза - условия, при которых норма применяется. Гипотеза, может быть: простой - указывает одно конкретное обстоятельство; сложной - указывает комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права; альтернативной - содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать.

    Диспозиция - центральная часть бюджетно-правовой нормы, содержит само правило поведения (либо требование, запрет и т. д.), которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений. Диспозиция может быть: простой - содержит один, абсолютно определенный вариант поведения; альтернативной - указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношения; бланкетной - отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.

    Санкция - указывает на ответственность за неисполнение нормы, правовые последствия: поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры, наступающие в случае ненадлежащего соблюдения либо нарушения установленного данной нормой правила. К отдельным видам санкции относятся: абсолютно определенные - содержат конкретный вид наказания в случае нарушения требований правовой нормы; относительно определенные - указывают пределы размера наказания - либо минимальный и максимальный, либо максимальный; альтернативные - указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимое (например: лишение свободы сроком до пяти лет, ограничение свободы до трех лет или штраф); часто санкции одновременно бывают альтернативными и относительно определенными.

    Действие правовой нормы происходит от гипотезы к диспозиции, от диспозиции к санкции - то есть наступление определенных в гипотезе обстоятельств - юридических фактов; выполнение или невыполнение предписаний, содержащихся в диспозиции; наступление неблагоприятных последствий, указанных в санкции, при нарушении требований диспозиции.

    Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реальная структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте). Однако фактически и гипотеза, и санкция имеют место - они содержатся в других нормах.

    Разберём на примере пять произвольно выбранных из БК РФ правовых норм: п.1 ст. 5 БК РФ: «Закон о бюджете вступает в силу с 1января и действует по 31 декабря финансового года (гипотеза), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете (диспозиция)»; п.2 ст. 93.2 БК РФ: «Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности (гипотеза), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности (диспозиция)»; ст. 292 БК РФ: «Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля, за их исполнением (гипотеза), влечет наложение штрафов, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (санкция)»; п.2 ст.161 БК РФ: «Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств (гипотеза), производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (диспозиция)»; п. 2 ст. 190 БК РФ: «Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года (гипотеза), финансовый орган организует исполнение бюджета при соблюдении условий, определенных п. 1 настоящей статьи (диспозиция)».

    2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 
    
  1. Выписать из Конституции все нормы, которые касаются сферы экономических отношений. Оформить результат в виде таблицы:
Группы экономических норм

 Конституции

Содержание экономических основ

(краткое изложение соответствующей статьи)

Для проверки

преподавателем

1Эконом. основы конституционного строя (гл. 1) единство экономического пространства  
свободное перемещение товаров, услуг и фин. средств  
поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности  
2 Эконом. права и свободы человека и гражданина (гл 2) право на свободное использование своих способностей  
право использовать своё имущество для предпринимательской деятельности  
право на законную экономическую деятельность  
3 Экономические основы федеративного устройства (вкл. разделение полномочий) (гл.3) суверенные права и осуществление юрисдикции в исключительной экономической зоне РФ  
установление: основ эконом.развития РФ; федер. экономических служб; фед. бюджет; фед.налоги и сборы; фед. фонды рег. развития; внешнеэконом. отношения  
осуществление денежной эмиссии только ЦБ РФ  
4 Полномочия Президента в сфере экономики (гл 4) представление Гос.Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ  
постановка перед Гос. Думой вопроса об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ  
издание указов и распоряжений  
5 Полномочия Федерального Собрания в сфере экономики (гл 5) назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов  
заключение законопроектов о введении, отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении фин. обязательств гос-ва и пр.  
рассмотрение в Совете Федерации законов о фед. бюджете; о фед. налогах и сборах; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, ден. эмиссия  
6 Полномочия Правительства в сфере экономики (гл 6) разработка и представление Гос.Думе фед.бюджета, обеспечение его исполнения и предоставление отчёта о его исполнении  
обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики  
управление федеральной собственностью  
7 Экономические основы деятельности судов (гл. 7) финансирование судов только из федерального бюджета, которое должно обеспечивать полное и независимое правосудие  
рассматрение эконом. споров и дел арбитражными судами  
высший судебный орган по разрешению экономических споров - Высший Арбитражный Суд РФ  
8 Эконом. основы мест. самоупр-ния (гл 8) самостоятельное упр-ние муниципальной собственностью  
формирование, утверждение и исполнение мест. бюджета  
установление местных налогов и сборов  

    2. Найти в Бюджетном кодексе и Конституции и выписать в виде следующей таблицы примеры различных видов правовых норм:

Виды норм 
 
Бюджетный кодекс Конституция
1-й пример 2-й пример пример
№ ст., п, п/пункта краткое содержание нормы №  ст., п, п/пункта краткое содержание нормы №  ст., п, п/пункта краткое содержание нормы
1Типичные
а)уполномочивающие ст.166

п. 4

Министр  финансов  РФ имеет право запретить получателю средств фед. бюджета осуществление отдельных расходов ст. 156

п. 3

Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях ст.20 п.1 Право на жизнь
б) обязывающие ст.87

п.1

Органы гос. власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств ст. 93.2

п. 8

Заемщики, обязаны предоставлять инф-цию и док-ты, уполномоченным органам ст.43 п.4 Основное общее образование обязательно
в) запрещающие ст. 161

п.4

Бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) ст. 81

п. 2

В расходной части бюджетов запрещается создание резервных фондов законод. органов и депутатов законодательных органов ст.37 п.2 Принудительный труд запрещён
2 Нетипичные
а) дефинитивные ст. 6 Доходы бюджета - ден. ср-ва поступающие в бюджет, за искл. ср-в, являющихся источниками фин-ния дефицита бюджета ст.6 Бюджетные обязательства - расходные обяз-ва, подлежащие исполнению в соответствующем фин. году ст.2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью
б) коллизионные ст. 125

п.3

В случае не утверждения Гос. Думой очередной программы

предоставления гос. фин-х и гос. эксп-ных кредитов, действие ранее утвержденной программы продлевается на очередной фин. год и план. период.

ст.4

п.2

Международные договоры РФ применяются к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригос. актов. ст.76

п.6

В случае противоречия между ФЗ и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ
в) оперативные ст.115 п.6 Вступление в силу гос. или муниципальной гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события, которое может произойти в будущем ст.242 п.3 Бюдж. ассигнования, лимиты бюдж. обязательств и предельные объемы финан-ния текущего фин. года прекращают свое действие 31 декабря раздел 2 ч.1 Прекращается действие Конституции РФ - России, принятой 12.04.1978 года
г) обеспечительные ст.81 п.4 Ср-ва резервных фондов исполнительных органов гос. власти направляются на обеспечение непредвиденных расходов ст.74.1 п.2 Соц. обеспечение населения может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств ст.40 п.3 Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или  за доступную плату 
3 По методу регулировании
а) императивные ст.156 п.3 Субъекты РФ, вправе открывать счета в кредитных организациях ст.93.2п.2 Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты ст.50 п.1 Никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление
б)диспозитивные ст.162 Получатель бюдж. средств ведет бюджетный учет либо передает это полномочие иному гос. учреждению (централизованной бухгалтерии) ст. 93.2

п.2

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено БК РФ или соответствующими законами о бюджете, и возвратности ст.59 п.3 Право на замену военной службы альтернативной
4 По предмету регулирования
а) материальные ст.78 п.1 Субсидии юр. лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе ст.289 Нецелевое использование бюджетных средств влечёт наложение штрафов ст.57 Каждый обязан платить налоги
6) процессуальные ст.153 Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджеты, контролируют их исполнение ст.157 п.1 Исполн-ые органы обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его на утверждение, разрабатывают и утверждают методики распределения, и пр. ст.22 п.2 Арест, заключение и содержание под стражей допускаются только по решению суда
 

    3. В Бюджетном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе найти правонарушения, которые могут иметь место в бюджетной сфере, проанализировать их состав и оформить анализ в виде следующей таблицы:

№ статьи, пункт статьи БК РФ, КоАП РФ, УК РФ Содержание правонарушения Субъект

правонарушения

Субъективная сторона правонарушения Объект

правонарушения

Объективная сторона правонарушения
Ст.289 БК РФ

Ст.285.1 УК РФ

Ст.15.14 ч.1 КоАП РФ

Нецелевое расходование бюджетных средств Должностное лицо  Цели, не соответствующие условиям получения Бюджетные средства Расходование бюджетных средств 
Ст.285.2 УК РФ

Ст.15.14ч.2 КоАП РФ

Нецелевое  расходование средств  гос. Внебюджетных фондов Должностное лицо  Цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством Средства гос.внебюджетных фондов Расходование средств  
Ст.297 БК РФ Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов Руководители гос.органов, органов местного самоупр-ния Ненадлежащее исполнение бюджетного процесса Бюджетные средства Финансирование  расходов сверх утвержденных лимитов
Ст.176 ч.2 УК РФ Незаконное получение гос. Целевого кредита, и его использование не по назначению Должностное лицо, юридическое лицо Крупный ущерб гражданам, организациям или государству Гос. Целевой кредит Получение и использование гос. Целевого кредита
Ст.199.1 УК РФ Неисполнение обязанностей налогового агента Должностное лицо, юридическое лицо Личный интерес Налоги, сборы Неисполнение обязанностей налогового агента

Информация о работе Бюджетно - правовые нормы