Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:49, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей бюджетно-правовых норм в Российской Федерации.
В связи с этим выделим следующие задачи:
- раскрытие понятие нормы права;
- рассмотрение структуры норм права;
- рассмотрение классификации норм права.
Введение
Бюджетно правовые нормы 5
Понятие нормы права 5
Классификация норм права 6
Структура правовой нормы 9
Практическое задание 12
Заключение
Список используемой литературы
Различают также два варианта пределов действия норм во времени: перспективное действие (например, закон о бюджете на очередной финансовый год) и действие с обратной силой (например, акт, устраняющий, смягчающий ответственность за совершение бюджетного правонарушения).
Классификация действия норм в пространстве выделяет: акты бюджетного законодательства, принятые федеральными органами власти (действуют на всей территории РФ) и акты субъектов РФ, и органов местного самоуправления (действуют на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования).
Классификация действия норм бюджетного права по кругу лиц подразумевает, что выраженные в них предписания адресованы определенным субъектам бюджетных правоотношений.
Еще один вид классификации видов норм бюджетного права - по их юридической силе. Юридическая сила бюджетно-правовых норм зависит от ветви власти (законодательная, исполнительная), к которой принадлежит орган, принявший акт, содержащий указанные нормы. Кроме того, различаются нормы законодательные (содержащиеся в актах законодательства) и подзаконные (помещенные в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и т. д.).
Нормы бюджетного права, как и любые другие нормы права, обладают определенной структурой. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы, обусловленное связью ее элементов. Норма бюджетного права включает в себя три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию. Каждая из них имеет свое, особое функциональное значение.
Гипотеза - условия, при которых норма применяется. Гипотеза, может быть: простой - указывает одно конкретное обстоятельство; сложной - указывает комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права; альтернативной - содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать.
Диспозиция - центральная часть бюджетно-правовой нормы, содержит само правило поведения (либо требование, запрет и т. д.), которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений. Диспозиция может быть: простой - содержит один, абсолютно определенный вариант поведения; альтернативной - указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношения; бланкетной - отсылать субъектов правоотношения к другим нормам.
Санкция - указывает на ответственность за неисполнение нормы, правовые последствия: поощрительные (благоприятные последствия) или карательные (неблагоприятные последствия) меры, наступающие в случае ненадлежащего соблюдения либо нарушения установленного данной нормой правила. К отдельным видам санкции относятся: абсолютно определенные - содержат конкретный вид наказания в случае нарушения требований правовой нормы; относительно определенные - указывают пределы размера наказания - либо минимальный и максимальный, либо максимальный; альтернативные - указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимое (например: лишение свободы сроком до пяти лет, ограничение свободы до трех лет или штраф); часто санкции одновременно бывают альтернативными и относительно определенными.
Действие правовой нормы происходит от гипотезы к диспозиции, от диспозиции к санкции - то есть наступление определенных в гипотезе обстоятельств - юридических фактов; выполнение или невыполнение предписаний, содержащихся в диспозиции; наступление неблагоприятных последствий, указанных в санкции, при нарушении требований диспозиции.
Трехчленная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) называется идеальной. Реальная структура правовой нормы может не содержать гипотезы или санкции (в зависимости от размещения нормы в правовом акте). Однако фактически и гипотеза, и санкция имеют место - они содержатся в других нормах.
Разберём на примере пять произвольно выбранных из БК РФ правовых норм: п.1 ст. 5 БК РФ: «Закон о бюджете вступает в силу с 1января и действует по 31 декабря финансового года (гипотеза), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете (диспозиция)»; п.2 ст. 93.2 БК РФ: «Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности (гипотеза), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности (диспозиция)»; ст. 292 БК РФ: «Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля, за их исполнением (гипотеза), влечет наложение штрафов, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (санкция)»; п.2 ст.161 БК РФ: «Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств (гипотеза), производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (диспозиция)»; п. 2 ст. 190 БК РФ: «Если закон (решение) о бюджете не вступил в силу через три месяца после начала финансового года (гипотеза), финансовый орган организует исполнение бюджета при соблюдении условий, определенных п. 1 настоящей статьи (диспозиция)».
Группы
экономических норм
Конституции |
Содержание экономических
основ
(краткое изложение соответствующей статьи) |
Для проверки
преподавателем |
1Эконом. основы конституционного строя (гл. 1) | единство экономического пространства | |
свободное перемещение товаров, услуг и фин. средств | ||
поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности | ||
2 Эконом. права и свободы человека и гражданина (гл 2) | право на свободное использование своих способностей | |
право использовать своё имущество для предпринимательской деятельности | ||
право на законную экономическую деятельность | ||
3 Экономические основы федеративного устройства (вкл. разделение полномочий) (гл.3) | суверенные права и осуществление юрисдикции в исключительной экономической зоне РФ | |
установление: основ эконом.развития РФ; федер. экономических служб; фед. бюджет; фед.налоги и сборы; фед. фонды рег. развития; внешнеэконом. отношения | ||
осуществление денежной эмиссии только ЦБ РФ | ||
4 Полномочия Президента в сфере экономики (гл 4) | представление Гос.Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя ЦБ РФ | |
постановка перед Гос. Думой вопроса об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ | ||
издание указов и распоряжений | ||
5 Полномочия Федерального Собрания в сфере экономики (гл 5) | назначение и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов | |
заключение законопроектов о введении, отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос. займов, об изменении фин. обязательств гос-ва и пр. | ||
рассмотрение в Совете Федерации законов о фед. бюджете; о фед. налогах и сборах; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, ден. эмиссия | ||
6 Полномочия Правительства в сфере экономики (гл 6) | разработка и представление Гос.Думе фед.бюджета, обеспечение его исполнения и предоставление отчёта о его исполнении | |
обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики | ||
управление федеральной собственностью | ||
7 Экономические основы деятельности судов (гл. 7) | финансирование судов только из федерального бюджета, которое должно обеспечивать полное и независимое правосудие | |
рассматрение эконом. споров и дел арбитражными судами | ||
высший судебный орган по разрешению экономических споров - Высший Арбитражный Суд РФ | ||
8 Эконом. основы мест. самоупр-ния (гл 8) | самостоятельное упр-ние муниципальной собственностью | |
формирование, утверждение и исполнение мест. бюджета | ||
установление местных налогов и сборов |
2. Найти в Бюджетном кодексе и Конституции и выписать в виде следующей таблицы примеры различных видов правовых норм:
|
3. В Бюджетном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном кодексе найти правонарушения, которые могут иметь место в бюджетной сфере, проанализировать их состав и оформить анализ в виде следующей таблицы:
№ статьи, пункт статьи БК РФ, КоАП РФ, УК РФ | Содержание правонарушения | Субъект
правонарушения |
Субъективная сторона правонарушения | Объект
правонарушения |
Объективная сторона правонарушения |
Ст.289
БК РФ
Ст.285.1 УК РФ Ст.15.14 ч.1 КоАП РФ |
Нецелевое расходование бюджетных средств | Должностное лицо | Цели, не соответствующие условиям получения | Бюджетные средства | Расходование бюджетных средств |
Ст.285.2
УК РФ
Ст.15.14ч.2 КоАП РФ |
Нецелевое расходование средств гос. Внебюджетных фондов | Должностное лицо | Цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством | Средства гос.внебюджетных фондов | Расходование средств |
Ст.297 БК РФ | Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов | Руководители гос.органов, органов местного самоупр-ния | Ненадлежащее исполнение бюджетного процесса | Бюджетные средства | Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов |
Ст.176 ч.2 УК РФ | Незаконное получение гос. Целевого кредита, и его использование не по назначению | Должностное лицо, юридическое лицо | Крупный ущерб гражданам, организациям или государству | Гос. Целевой кредит | Получение и использование гос. Целевого кредита |
Ст.199.1 УК РФ | Неисполнение обязанностей налогового агента | Должностное лицо, юридическое лицо | Личный интерес | Налоги, сборы | Неисполнение обязанностей налогового агента |