Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:42, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать правовые основы дипломатической и консульской деятельности.
Задачи работы:
• Раскрыть правовую природу дипломатической деятельности;
• Рассмотреть дипломатические привилегии и иммунитеты;
• Проанализировать понятие консульских представительств;
• Выявить функции консульских учреждений;
Введение 3
Глава 1. Правовые основы дипломатической деятельности 5
1.1. Правовая природа дипломатической деятельности 5
1.2. Дипломатические привилегии и иммунитеты 11
Глава 2. Правовые основы консульской деятельности 16
2.1. Понятие консульских представительств 16
2.2. Функции консульских учреждений 20
2.3. Консульские иммунитеты 23
Заключение 31
Список используемых источников 33
Как это определено в ст. 3 Венской конвенции 1961 г., дипломатические представительства выполняют следующие основные функции:
- представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;
- защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;
- ведение переговоров с правительством государства пребывания;
- выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;
- поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания в развитии их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.
Кроме того, Конвенция предусматривает возможность осуществления дипломатическим представительством консульских функций.
Деятельность дипломатического представительства прекращается в случаях: 1) прекращения существования аккредитующего государства или государства пребывания; 2) разрыва дипломатических отношений между аккредитующим государством и государством пребывания; 3) начала между ними военных действий. Деятельность любого дипломатического работника в государстве пребывания, включая главу представительства, может быть также прекращена в связи с его отзывом аккредитующим государством или объявлением «persona non grata» (нежелательным лицом) государством пребывания в случае совершения им действий, несовместимых с его официальным статусом (шпионаж, грубое вмешательство во внутренние дела государства пребывания и т.п.). В случае отзыва главы дипломатического представительства он или его преемник вручает главе государства пребывания или его министру иностранных дел соответствующие отзывные грамоты.
Привилегии, т. е. преимущества, и иммунитеты как совокупность особых прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции, предоставляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. Соответственно различаются привилегии и иммунитеты дипломатического представительства и привилегии и иммунитеты дипломатических агентов.
Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства. Дипломатическому представительству как органу аккредитующего государства на территории государства пребывания в соответствии с международным правом и национальным законодательством предоставляются особые льготы, преимущества.
В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.
Иммунитеты – это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания.6
Различают привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и привилегии и иммунитеты их сотрудников.7
Дипломатические представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не может войти на территорию представительства, иначе как с согласия главы представительства. Под помещением представительства понимаются как здания и сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты помещений представительства от вторжения извне и нанесения им ущерба.
2) Помещения представительства и находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий.
3) Представительство освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные виды обслуживания. Сборы, взимаемые представительством при выполнении своих обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин страны пребывания.
4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.
Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию.
Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновенностью и подлежат особой защите со стороны государства пребывания. Аккредитующим государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также командиру экипажа гражданского самолета.8
Сотрудники представительства пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
1) Личность дипломатического агента неприкосновенна.
Дипломат не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.
2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представительства.
3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания.
4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:
• вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для целей представительства;
• исков, касающихся наследования, в отношении которых он выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя наследства;
• исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломатического агента за пределами его официальных функций.
5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода передвижения по территории страны пребывания.
Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы: дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал.9
Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломатические ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.
В нашей стране установлены следующие дипломатические ранги: чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и 2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса, второй секретарь 1-го и 2-го класса, третий секретарь, атташе. Дипломатические ранги посла и посланника присваиваются Президентом, остальные – министром иностранных дел. Сотрудники дипломатического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.
Административно-технический персонал – это лица, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства (переводчики, референты и т.д.).
Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию представительства (садовники, повара и т.д.).
Члены дипломатического персонала, как правило, являются гражданами представляемого ими государства, члены административно-технического и обслуживающего персонала могут быть гражданами страны пребывания.
Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства». Из этого следует норма, что в иммунитете от юрисдикции дипломатических агентов может отказать только само аккредитующее государство.
Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо. Иммунитет дипломата от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства.10
Консульское учреждение - это государственный орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных консульских отношений в пределах консульского округа, которым называется район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций. Консульское учреждение представляемого государства может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия государства пребывания. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.
Предварительно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия канцелярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего.
В соответствии с международным правом консульские учреждения имеют четыре уровня: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство, кроме того, при посольствах могут быть консульские отделы. Каждому уровню соответствует определенный класс главы консульского учреждения. Наиболее высокий уровень консульского учреждения - генеральное консульство, во главе которого стоит генеральный консул.11 Состав и функции консульского учреждения, его внутренняя структура и должностной состав определяются законодательством аккредитующего государства. Численность персонала консульского учреждения определяется аккредитующим государством. В состав консульского учреждения входят: консульские должностные лица, которыми являются любые лица, включая главу консульского учреждения, которым поручено в этом качестве выполнение консульских функций; консульские служащие, которым поручается выполнение административных или технических обязанностей в консульском учреждении; работники обслуживающего персонала, лица, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения; работники консульского учреждения означают консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала; работники консульского персонала - консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала. Частный домашний работник является лицом, состоящим исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;
Консульское учреждение имеет главу консульского учреждения, которым является лицо, которому поручено аккредитующим государством, действовать в этом качестве.
Назначение главы консульского учреждения имеет определенный порядок. До назначения главы консульского учреждения представляемое государство получает по дипломатическим или иным подходящим каналам согласие государства пребывания в отношении предлагаемого лица.
Государство пребывания может не согласиться с предлагаемой кандидатурой при этом оно не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.
В случае согласия представляемое государство направляет по дипломатическим каналам в министерство иностранных дел государства пребывания консульский патент или другой аналогичный документ. В этом документе указываются полное имя, фамилия главы консульского учреждения, его гражданство, класс, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. После получения консульского патента или иного аналогичного документа государство пребывания выдает главе консульского учреждения разрешение, называемое экзекватурой, какую бы форму такое разрешение не имело. Государство пребывания, отказывающееся выдать экзекватуру или иное разрешение, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.
Глава консульского учреждения может приступить к выполнению своих функций только после выдачи такой экзекватуры или иного разрешения. В исключительных случаях государство пребывания может допустить главу консульского учреждения к выполнению его функций на временной основе до выдачи экзекватуры или иного разрешения.12
Остальных работников консульского персонала представляемое государство может свободно назначать. Представляемое государство заблаговременно сообщает государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консульских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения. Государство пребывания выдает всем работникам консульского учреждения и членам их семей удостоверение личности, признающее их статус в качестве работников консульского учреждения и членов их семей.
Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство по дипломатическим каналам о том, что, то или иное консульское должностное лицо, является «persona non grata» или что любой другой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно, соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении.
Если представляемое государство откажется выполнить или же не выполнит в течение разумного срока названные требования, государство пребывания может, соответственно, аннулировать экзекватуру или иное разрешение данного лица или перестать считать его работником консульского персонала. Лицо, назначенное в качестве работника консульского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае представляемое государство аннулирует его назначение.13
Информация о работе Правовые основы дипломатической и консульской деятельности