Методология изучения приоритетных национальных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение концептуальных основ, сущностного содержания, технологического инструментария, а также особенностей реализации и эффективности национальных проектов, их влияния на политический процесс современной России.
Задачи исследования:
Проанализировать причины разработки ПНП
Определить роль Нацпроектов в политике В.Путина
Выявить типологические признаки ПНП

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 248.70 Кб (Скачать)

Есть еще один недостаток: ограничение мобильности человека. Для смены жительства (например, в поисках работы) необходимо квартиру продать, а на новом месте купить.

Муниципальный арендный дом относится к категории. социального жилья, то есть это жилье для самых бедных, которые не могут самостоятельно-решить жилищные проблемы.

Социальное жилье существует во многих странах, можно выделить три способа помощи малоимущим:

- предоставление квартиры в муниципальном арендном доме;

- аренда квартиры для малоимущего в частном доходном доме;

- смешанная форма.

Необходимо отметить, что нигде помощь малоимущим не оказывается путем предоставления жилья в собственность через дотации для покупки. Это противоречит экономической и социальной логике. Бедный человек не в состоянии эффективно содержать и управлять собственностью, защищать от преступных посягательств. Рано или поздно он ее потеряет и снова станет претендентом на социальное жилье.

В большинстве стран малоимущим предоставляют в аренду квартиру в муниципальном многоквартирном доме. Это дом, построенный на средства городского бюджета, находящихся в собственности и управлении муниципалитета или специализированной организации.

Конгломерат — это принципиально новый вид многоквартирного дома, не имеющий признаков системности. Данный вид появился в результате бесплатной приватизации квартир в государственных домах в начале 90-х годов XX века. Основной признак такого дома - смешение форм собственности: собственники квартир, коммерческие наниматели, социальные наниматели, собственники нежилых помещений и т. д. Среди собственников квартир наличествует существенная неоднородность: наряду с состоятельными людьми квартиры приватизировали малоимущие.

Таким образом, сложившаяся в современной России структура жилого фонда по формам собственности является резко неэффективной. Ситуация, при которой в социально-экономической системе возникает устойчивый, постоянного самовоспроизводящийся неэффективный объект, в экономике называется «институциональной ловушкой». Выбраться из нее очень трудно. Причина нашего попадания в эту ловушку — ошибочная приватизация обособленных квартир в государственных домах. Причина продолжения строительства конгломератов — это высокая прибыльность при строительстве данного вида жилья и продаже квартир в собственность (до 200-300%) для строительного бизнеса.

Таким образом, необходимо в ближайшем будущем перейти к трехмерной модели строительства многоэтажных домов и доработать в соответствии с этим жилищное законодательство, так как данная модель значительнее эффективнее одномерной, и различные виды жилья позволяют полнее удовлетворять разнообразные запросы людей. При переходе к трехмерной модели многие практические неразрешимые ныне проблемы получат свое разрешение, многие вообще исчезнут. Если мы сумеем остановить строительство конгломератов, то новое рыночное жилье будет постепенно увеличивать свою долю, вытесняя старое.

Возникает вопрос: что делать с уже имеющимися конгломератами? К сожалению, сделать с ними уже ничего нельзя. В рыночной среде они существовать не могут, реформировать их невозможно, остается единственный выход - сохранить для них командно-административную нерыночную среду. Надо сохранить для этого сектора дотации и субсидии, управлять ими должны муниципальные УК. Некоторые конгломераты можно превратить в кондоминиумы, некоторые — в муниципальные арендные дома (если доля приватизированных квартир невелика, местная власть может-их выкупить). Особенно тяжелые, маргинальные, на грани трущоб конгломераты надо сносить, выплачивая собственникам денежную компенсацию, а социальным нанимателям предоставляя квартиры в муниципальном арендном доме. «На полную ликвидацию «социалистического» жилья, то есть конгломератов, уйдет не менее 80-100 лет (до их полного физического износа)»[Там же].

Выводы по главе 3.

Совершенствование механизмов и технологий при реализации ПНП должно привести к улучшению политической и социальной сфер. Однако критерии эффективности, используемые при оценке ПНП, ориентированы на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Это не позволяет в полностью оценить действие и влияние ПНП на жизнь социума.

Также в силу новизны ПНП неизбежно появление ряда трудностей. Часть их - следствие непродуманности, не проработанности основных положений национальных проектов. Проблемы других связаны с нежеланием отказываться от использующихся малоэффективных механизмов регулирования развития таких сфер, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилищное строительство.

Необходимо предложить новые пути увеличения качества ПНП через использование научной сферы и западного опыта.

Заключение

Национальный проект — это инструмент стратегического планирования, предназначенный для реализации национальных интересов (удовлетворения жизненно важных потребностей страны), обеспечивающей устойчивое развитие личности, общества и государства. Отправляясь от приведенного исходного определения национального проекта, можно указать на такие его содержательные атрибуты, как цели развития народного хозяйства в целом и (или) его отдельных крупных (признанных приоритетными) составляющих (например, АПК), средства их достижения, объемы финансирования и горизонт планирования.

  1. Идея Приоритетных национальных проектов возникла в связи с формированием политических, экономических, социальных, психологических и внешнеполитических факторов.
  2. Идея ПНП изначально была призвана стабилизировать социально-экономическую  политику в РФ и подготовить приемника В. Путину.
  3. ПНП – новая модель решения социально-экономических проблем, которая находится на другом уровне по сравнению с традиционными программами и планами.
  4. ПНП имеет ряд признаков федеральной целевой программы.

Бюджетная идеология приоритетных национальных проектов основывается на изменении принципа финансирования, которое переходит от «слепого» покрытия затрат к системе финансовых нормативов и ориентации на достижение заданных результатов, то есть от сметно-затратного финансирования к финансированию на результат. Принцип финансирования на результат, является самым важным механизмом реализации приоритетных национальных проектов.

Так как национальные проекты — это новая форма социальной политики государства, четких критериев эффективности реализации ПНП не разработано. В настоящее время критериями эффективности реализации приоритетных национальных проектов, которыми руководствуются политическая элита нашего государства, являются индикаторы и показатели, которые, главным образом, выражены в количественном, выражении и оценивают исполнение бюджетных расходов. То есть эффективность определяется как выполнение заданных показателей, при определенном расходовании бюджетных средств.

Совершенствование механизмов и технологий при реализации ПНП должно привести к улучшению политической и социальной сфер. Однако критерии эффективности, используемые при оценке ПНП, ориентированы на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Это не позволяет в полностью оценить действие и влияние ПНП на жизнь социума.

Также в силу новизны ПНП неизбежно появление ряда трудностей. Часть их - следствие непродуманности, непроработанности основных положений национальных проектов. Проблемы других связаны с нежеланием отказываться от использующихся малоэффективных механизмов регулирования развития таких сфер, как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, жилищное строительство.

Необходимо предложить новые пути увеличения качества ПНП через использование научной сферы и западного опыта.

Искажения и ошибки можно решить путем доработки технологий, используемых при реализации ПНП:

  1. Дополнения критериев эффективности конечными индикаторами развития, которые используются в международных стандартах.
  2. Прописывания отдельной строкой в законах о бюджете сумму средств, которые будут направленных на национальные проекты.

А также путем установления дополнительных мер:

    1. Установления надбавок врачам узких специальностей по аналогу врачам первичного здравоохранения. Принятие таких мер позволит сохранить высококвалифицированные кадры в здравоохранении.
    2. Включения данных надбавок в расчет отпускных и пенсионных накоплений.
    3. Включения в список приобретаемого оборудования по ПНП «Здравоохранение» дополнительного оборудования необходимого для выявления и лечения сердечно-сосудистых заболеваний и для скрининговых исследований, предназначенных для массовых обследований.
    4. Модернизации (строительства новых операционных, поставка дополнительного современного оборудования) уже имеющихся центров высоких медицинских технологий. Это позволить значительно увеличить пропускную способность данных центров, а значить спасти жизни тысячам граждан.
    5. Дополнения национального проекта «Здравоохранение» новым пунктом — повышение привлекательности здорового образа жизни.
    6. Оплаты трафика (или хотя бы часть трафика) сети Интернет за счет средств, регионального бюджета или муниципального бюджета.
    7. Снижения цен на услуги Интернет, особенно в регионах.
    8. Создания условий для использования земельных участков в качестве залогового обеспечения для получения кредита, для того, чтобы крупные и средние сельскохозяйственные товаропроизводители смогли переоснастить свои производственные мощности. В результате производительность данных сельхозпроизводителей должна вырасти в разы.
    9. Создания эффективного механизма погашения полученных кредитов в рамках ПНП «Развитие агропромышленного комплекса». Можно сделать отсрочку по срокам погашения кредитов, например, на полгода или год.
    10. Создания большего количества, чем запланировано в национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», и развития уже имеющихся потребительских кооперативов по сбыту готовой сельскохозяйственной продукции. Так как сельхозпроизводители в данном случае смогут сами выходить на рынки и реализовывать свою продукцию по более высокой цене, тем самым, имея возможность погашать кредит в установленные сроки.
    11. Перехода от одномерной модели строительства многоквартирных домов к трехмерной модели (европейской) и доработки с учетом этого положения жилищное законодательство. Тогда многие жилищные проблемы пропадут сами собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

  1. Авдеева, В.И. Организационно-экономические механизмы и реализация приоритетных национальных проектов в субъектах 'Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / В.И. Авдеева; [Место защиты: Институт региональных экономических исследований]. -М., 2008
  2. Арон, Д. Дрейф идеологий/ Д. Арон// Коммерсант, 29.06.2006.
  3. Батиевская, В.Б. Приоритетные проекты и программно-целевой подход/ В .Б. Батиевская// ЭКО, 2007, №9. - с. 43-55.
  4. Беклемищева, О. Доклад на международной конференции «Национальные проекты России — взгляд социал-демократии» / О. Беклемищева // Социнтерн, 2006. № 1.
  5. Белкин, В.Д., Стороженко, В.П. Национальные проекты, приоритеты президентского послания и их финансирование/ В.Д. Белкин, В.П. Стороженко// Экономическая наука современной России, 2006, №3. — с. 23-31.
  6. Белкин, В.Д., Стороженко, В.П. Российский синдром голландской болезни и лекарства для ее излечения/ В.Д. Белкин, В.П. Стороженко// Экономическая наука современной России, 2007, №3. — с. 75-85.
  7. Бешеные деньги / http://buiet.ru/news/detail.php?ID=24470
  8. Бордовский, Г.А. Обращение-размышление к участникам и гостям VIII Всероссийского августовского интернет-педсовета. Электронная версия на портале Всероссийского Интернет-педсовета - http://pedsovet.org/mtree/task,viewlink/link_id,3939/Itemid,118/
  9. Булин, Д. Вертикаль национальных проектов/ Д. Булин// Свободная мысль, 2007, №10. - с. 19-32.
  10. Вардуль, Н. Индустриализация + коллективизация = постлиберальная экономика/ Н. Вардуль// Газета, 28.06.2006.
  11. Выдержки из стенограммы заседания президиума. Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. / http://www.rost.ru/official/2008/04/020000 13512-.shtml
  12. Глазунов С., Самошин В. Доступное жилье: люди и национальный проект./ С. Глазунов, В. Самошин. -М.: Издательство «Европа», 2006.
  13. Горшков, Д.А. Социально-экономические механизмы реализации приоритетных национальных проектов: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Д.А. Горшков; [Место защиты: Российская академия.государственной службы при Президенте РФ]. - М., 2008.
  14. Гринберг Р. О двух императивах предложенного реформационного курса (к выходу в свет монографии ученых РАН «К программе социально-экономического развития России. 2008—2016») // Российский экономический журнал. — 2007. — № 11-12.
  15. Грызлов, Б. По пути развития/ Б.Грызлов// Ведомости, 18.07.2006.
  16. Гумеро в Р. О превращении развития агропромышленного комплекса в приоритет народнохозяйственного роста // Российский экономический журнал. — 2005. — № 9-10.
  17. Доклад о развитии человеческого потенциала в 'Российской Федерации. Регионы России: цели, проблемы, достижения/ A.JI. Александрова и др.
  18. Доступное жилье - объект управления (научно-методическое и практическое пособие)./ под редакцией 'доктора экономических наук, профессора Ю.Ф. Симонова. - Ростов на Дону: Феникс, 2006.
  19. Егошина, О. Премьера министров / О. Егошина // Новые известия, 18.05.2006.
  20. Ермакова, Е. Без четких правил не будет эффективного контроля / Е. Ермакова // Национальные проекты, 2007. №1.
  21. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» / http://www.ach.gov.rn/activity/amiotation/zakluch/arch/2008-20ld
  22. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» / http://www.ach.gov.ru/activity/annotation/zakluch/arch/2007
  23. Казанцев, В., Иванов, JI. Россия до приоритетных национальных проектов,, с ними, и, может быть, после них / В. Казанцев, JI. Иванов П http://forum.msk.ru/material/economic/16015 .html
  24. Казанцев, В.О., Подберезкин, А.И. Приоритетные национальные проекты как элемент идеологии и механизм развития нового общества и нового государства./ В.О. Казанцев, А.И. Подберезкин. — М.: СГА, 2007
  25. Карпенко, М., , Казанцев, В., Иванов, А. Приоритетные национальные проекты и новая идеология./ М. Карпенко, В. Казанцев, А. Иванов. - М.: СГА, 2006.
  26. Коровкина, Е.Б. Правовое обеспечение реализации приоритетных национальных проектов/ Е.Б. Коровкина// Финансы, 2007, №9.
  27. Лёжин, Н.М. Основные принципы программно-целевого подхода к разработке и реализации приоритетных национальных проектов/ Н.М. Лёжин// Финансы и кредит, 2007, №17
  28. Ливанская, Е.В. Ипотечное жилищное кредитование как одни из способов реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.03 / Е.В. Ливанская [Место защиты: Волгоградская академия МВД России]. - Волгоград, 2007.
  29. Лисица, В.Н. Правовое обеспечение реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»/ В.Н. Лисица// Жилищное право, 2007, №11.- с. 2-12.
  30. Мазур, И.И:, Шапиро, В.Д., Ольдерогге, Н.Г. Управление проектами./ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдероггею'-М.: Омега-JI, 2006.
  31. Материалы заседания Рабочей группы по реализации приоритетных национальных проектов при Главном федеральном инспекторе по Нижегородской области от 30.10.2008. - http://www.rost.ru/mainy2007.shtml.
  32. Матненко, A.C. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства./ A.C. Матненко. - Омск: Издательства «Русь», 2007.
  33. Мау, В.А. Ключевые факторы эффективности. / В.А. Мау// Национальные проекты, 2006. №6.
  34. Мерсиянова, И Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи/ И. Мерсиянова// Власть, 2007, №1 - с. 3-15.
  35. Михайлова, Е.А. Основы бенчмаркинга. / Е.А. Михайлова. — М.: Юристъ, 2002.
  36. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетных национальных проектов на 2007 год / http://www.rost.ru/mainy2007.shtml.
  37. Направления, основные мероприятия и параметры реализации приоритетных национальных проектов, мероприятий по демографической политики и программы газификации регионов Российской Федерации в 2008 году /http:/www.rost.ru/iriain/docs/z42.indd.pdf
  38. Национальные проекты создали серьезную базу для развития страны // http://www.edinros.ru/?id==l 23 31
  39. Немцов, Б. Крах национальных проектов / Б. Немцов, В. Милов // Большой бизнес, 2008. №3.
  40. Паникарова, C.B. Программно-целевой подход в региональной экономике/ C.B. Паникарова// ЭКО, 2007, №1. - с. 101-112.
  41. Пахомова, Е.И., Седова, H.H. Знакомый незнакомый национальный проект / Е.И. Пахомова, H.H. Седова // Национальные проекты, 2007, № 10.
  42. Платова, Г. B.C. Никитин, депутат Государственной думы: Нацпроектам недолго жить. / Г. Платова // Советская Россия, 13.11.2007. №154.
  43. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретении жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» / Собрание законодательства Российской Федерации. - 22.05.2006, №21. - С.2262.
  44. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2007 №285 «Об повышении уровня жизни молодых семей»/ Собрание законодательства Российской Федерации. «11.02.2007, №124. - С.1252.
  45. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 31.05.2004, № 22.
  46. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 №594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» / Собрание законодательства Российской Федерации. - 10.07.1995, №28.
  47. Приоритетные национальные проекты: цифры, факты, документы. - М.: Издательство «Европа», 2007.
  48. Путин В. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. 26 мая 2004 г. // Российская газета 27 мая 2004 г.
  49. Путин, В.В. Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального. Собрания и членами президиума Государственного совета/В.В.Путин// http://www.kremlin.ru/text/appears/2005/93296.shtml
  50. Распоряжение правительства Российской Федерации от 14.11.2005 №1926-р «Об утверждении плана подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов, решения по которым принять в 2005 году и I квартале 2006 года». / Собрание законодательства Российской Федерации. -21.11.2005, №47.
  51. Распоряжение правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р «О программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) / Собрание законодательства Российской Федерации. - 30.01.2006, №5.
  52. Сильные и слабые стороны национальных проектов // http://vabloko.ru/Pub/2006/2006 02/060208 svob" mitr.html'
  53. Совокупный объем, средств Стабилизационного фонда РФ. / http\//www 1 /minfin.ru/stabfund/ statistics/volume
  54. Структура государственного внешнего долга, по состоянию на 01.04.2006/http ://www 1 /minfin.ru/ru/public debt/external/structure/index.php?id4 =2114
  55. Типовая инструкция о порядке составления и представления отчетности о реализации приоритетных национальных проектов, одобренная президиумом Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов / http://berdsk-edu.ru/document/project edu.websib.ru/docs.php@document=l 7
  56. Тополев Н. О реализации ПНП: к вопросу о государственном контроле. - /edu.nJ/document/proiect_edu.websibrll
  57. Указ Президента Российской Федерации от 21.10.2005 № 1226 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов»/ Собрание законодательства. 10.2005, №43. - С.4374
  58. Фашисты и нацпроекты //http://www.rost.ru/main/docs/decrees/decrees.shtml
  59. Федеральный закон от 20.07.1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.07.1995, № 30. - С. 2871.
  60. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. 30.08.2004, № 35. - С.3607.
  61. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемый в форме капитальных вложений» / Собрание законодательства Российской Федерации. - 01.03.1999, №9. - С. 1096.
  62. Федеральный закон Российской Федерации от 19.12.20(36 №238-Ф3 «О федеральном бюджете на- 2007 год» / Собрание законодательства Российской Федерации. - 25.12.2006, №52 (2 ч.). - С. 5504.
  63. Цели развития тысячелетия и национальные проекты —стратегический выбор России / Е.В. Погребняк, Е.С. Киселева, В.Ю. Кононова //http://undp.ru/index.phtml?iso=ru&lid=:z&cmd=publikatinsl&id-60
  64. Ципалов Д.О. Приоритетные национальные проекты в контексте российской правовой политики: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.02 / Д.О. Ципалов. - Ростов-на-Дону, 2007.

 

 


Информация о работе Методология изучения приоритетных национальных проектов