Методология изучения приоритетных национальных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение концептуальных основ, сущностного содержания, технологического инструментария, а также особенностей реализации и эффективности национальных проектов, их влияния на политический процесс современной России.
Задачи исследования:
Проанализировать причины разработки ПНП
Определить роль Нацпроектов в политике В.Путина
Выявить типологические признаки ПНП

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 248.70 Кб (Скачать)

Отчасти данное высказывание имеет свою политическую логику. При завершении четырех реализующихся в настоящее время национальных проектов в 2010 году и образовании новых национальных проектов, например культуры и науки, должно способствовать повышение рейтинга нового кандидата в президенты.

Ход реализации действующих национальных проектов можно оценить по положительно-отрицательной шкале эффективности. Так, на наш взгляд, со знаком «плюс» можно оценить реализацию приоритетных национальных проектов «Здравоохранение» и «Образование». Так как при реализации данных ПНП удалось добиться неплохих результатов. Это, прежде всего, оснащение школ и больниц современным оборудованием и новым автотранспортом, повышение заработной платы определенной части врачей и учителям, которые в свою очередь продолжают. проходить повышение квалификации, в 2008 году все школы Нижегородской области подключены к сети Интернет и так далее.

Со знаком «ноль» можно оценить реализацию ПНП «Развитие АПК», так как при реализации данного ПНП не прослеживается ни положительная, ни отрицательная динамика. Так, индекс производства продукции сельского хозяйства всех категорий (в сопоставимых ценах) за 9 месяцев 2008 года составляет 5,5% (по сравнению к 2007 году)[31]. Данный показатель не позволяет говорить о повышении продовольственной безопасности страны.

Со знаком «минус» можно оценить реализацию ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», так как за время реализации данного национального проекта цены на жилье выросли больше чем в 2 раза, на стройматериалы в несколько раз. «Летом 2005 года, стоимость стандартной квартиры площадью 54 кв. м. была равна доходу средней семьи из трех человек за 4,3 года, то сейчас - уже за 5,3 года»[39.C.77].

Поэтому для большей эффективности необходимо совершенствовать уже имеющиеся национальные проекты.

В первую очередь, как уже отмечалось выше, для установления большей прозрачности реализации национальных проектов, для боле эффективного общественного контроля за реализацией ПНП, необходимо законодательно закреплять в федеральных законах о бюджетах отдельной строкой сумму средств, направляемых на финансирование национальных проектов, по аналогу федеральных целевых программ. Такие же меры необходимо применять при утверждении законов о бюджетах субъектов Российской Федерации.

В ПНП «Здравоохранение» необходимо, во-первых, установить надбавки врачам узких специальностей по аналогу врачам первичного здравоохранения. Принятия таких мер позволит сохранить высококвалифицированные кадры в здравоохранении.

Во-вторых, данные надбавки должны включаться в расчет отпускных и пенсионных накоплений.

В-третьих, включить в список приобретаемого оборудования дополнительное оборудование необходимых для выявления и лечения сердечно-сосудистых заболеваний и для скрининговых исследований, предназначенных для массовых обследований.

В-четвертых, найти дополнительные средства для модернизации (строительства новых операционных, поставка дополнительного современного оборудования) уже имеющихся центров высоких Медицинских технологий. Это позволить значительно увеличить пропускную способность данных центров, а значить спасти жизни тысячам граждан.

В-пятых, дополнить национальный проект новым пунктом - повышение привлекательности здорового образа жизни.

В ПНП «Образование» необходимо, во-первых, производить оплату трафика (или хотя бы часть трафика) сети Интернет за счет средств регионального бюджета, а не как запланировано в настоящее время: оплата трафика сети Интернет оплачивается за счет средств федерального бюджета, но в течении 2-х лет.

Во-вторых, снижать цены на услуги сети Интернет, особенно в регионах. Способствовать решению данной проблемы вполне могут региональные власти: цены на Интернет завышены, так как чаще всего они диктуются монополистами рынка. Для примера можно сравнить цены на услуги сети Интернет в Москве и Нижегородской области. Так в Москве стоимость безлимитного трафика сети Интернет для юридических лиц составляет 1440 рублей при скорости 2 Мбит/сек, в Нижегородской области — 2500 рублей при скорости 128 кбит/сек и 4725 рублей при скорости 256 кбит/сек. В решении данного вопроса  необходим действенный контроль региональных и муниципальных властей с привлечением сотрудников Федеральной антимонопольной службы.

В ПНП «Развитие агропромышленного комплекса» необходимо, во- первых, создать условия для использования земельных участков в качестве залогового обеспечения для получения кредита, для того, чтобы крупные и средние сельскохозяйственные товаропроизводители смоги переоснастить свои производственные мощности. В результате производительность данных сельхозпроизводителей должна вырасти в разы.

Во-вторых, необходимо продумать механизм погашения полученных кредитов. Можно сделать отсрочку по срокам погашения кредитов, например, на полгода или год.

В-третьих, необходимо создавать еще больше, чем запланировано в самом национальном проекте, и развивать имеющиеся потребительские кооперативы по сбыту готовой сельскохозяйственной продукции. Так как сельхозпроизводители в данном случае смогут сами выходить на рынки и реализовывать свою продукцию по более высокой цене, тем самым имея возможность погашать кредит в установленные сроки, а не обогащать перекупщиков. Также здесь необходимо участие правоохранительных органов и сотрудников Федеральной антимонопольной службы.

А приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» должен изменить полностью свою структуру, так как необеспеченность жильем граждан при продолжении выбранного курса будет продолжать расти.

Задача удвоения объема строительства за несколько лет может стать лишь первым шагом к решению жилищной проблемы, «в результате которого по обеспеченности пристойным жильем Россия от сегодняшних 19 м на человека сумеет приблизится к Украине (26 м ) или Чехии (28 м )» [12.C.6]. Сопоставление с развитыми странами Запада пока еще лишено смысла. Для того чтобы выйти на реальное решение российской жилищной проблемы, ежегодный объем строительства необходимо довести примерно до 140 млн. м2. В то же время строители в один голос заявляют, что установленная национальным проектом планка не обеспечена необходимым объемом отечественного производства цемента и других строительных материалов. Данная логика была правильной, если бы не одно обстоятельство: дело обстоит именно так, если продолжать тот тип строительства, который  остается ведущим — многоэтажные, многоквартирные дома с высоким расходованием цемента и метала.

Огромным препятствием для развертывания массового строительства наряду с нехваткой средств населения является отсутствие современных генеральных планов строительства в большинстве населенных пунктов страны и острая нехватка профессиональных кадров для разработки таких планов в короткие сроки. Понятно, что без активной логики массовой застройки вливания значительных средств на рынок ипотеки может привести не к росту объемов строительства, а к дальнейшему росту цен на жилье.

Задачи, поставленные национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», могут быть решены, но для этого необходимо расстаться, с немалым числом застарелых предрассудков и «перейти к серии действий, способных перевести проблему из стадии обсуждения того, как контролировать выделенные средства, на этап принятия решений относительно того, на что следует их расходовать и как целесообразно это делать»[Там же.С.7].

Необходимо отметить, что существенным препятствием к достижению поставленной цели являются грубые недочеты, содержащие в Земельном, Жилищном и Градостроительном кодексах. Достаточно сказать, что требование, согласно которому выделение участков под застройку должно осуществляться исключительно через аукционы, практически означает, что для строительства социального жилья не будет площадок, поскольку их перехватят застройщики дорого жилья, которым будет необходимо окупать завышенные затраты на приобретение земли. В то же время вполне разумное уклонение от исполнения этой нормы муниципальными властями трактуется антимонопольной службой как незаконное действия, вслед за чем неизбежна остановка строительства. Корректировка кодексов в опоре на широкое экспертное их обсуждение оказывается условием номер один для того, чтобы всерьез приступить к реализации национального проекта.

Во-вторых, принципиально важно уйти от оценки проекта в квадратных метрах (такой практике нет ни в одной стране мира), перейдя к обычному расчету в жилых единицах - квартирах или отдельных домах. Так как 500 м может в действительности означать две обширные квартиры или десять небольших. При расчете выхода в квадратных метрах строительным фирмам выгоднее строить большие квартиры, чем компактные, поскольку во втором случае резко увеличивается количество кухонь и ванных комнат.

В-третьих, нужно перейти от одномерной модели строительства многоквартирных домов к трехмерной модели и доработать с учетом этого положения жилищное законодательство. Так в мировой практике существует четыре вида городских жилых домов: частный одно семейный дом; частный доходный дом; кондоминиум, кооператив; муниципальный арендный дом.

В России появился пятый вид - российский конгломерат.

Частный односемейный дом (дом для одной семьи, коттедж) представляет собой объект недвижимости, находящейся в собственности одного лица. Доля частных односемейных домов в Западной Европе составляет порядка 30% всего жилого фонда, в США и Канаде — порядка 50%, в России — примерно 20%.

Частный доходный дом - это частная собственность одного домовладельца (частное лицо, фирма, банк), квартиры в данном доме сдаются в наем жильцам по коммерческим ценам без права приватизации, и квартиры в данном доме не выделены в отдельные объекты недвижимости. Это коммерческое предприятие, приносящее прибыль владельцам и налоги в бюджет, это большой спектр городского бизнеса: крупного, среднего и малого. Взаимоотношения хозяина и жильца-нанимателя регулируются договором и соответствующими законами. Так как стоимость аренды в данном доме примерно одинакова, то заселяются туда, в основном, люди одинакового социального и имущественного уровня.

Частный доходный дом как вид жилья является очень эффективным. Во-первых, это доступное жилье, любой человек может легко снять квартиру в своей ценовой категории в течение короткого времени. Во-вторых, жилец не заботится ни о содержании жилья, ни об управлении им, ни о налогах — он просто платит квартплату, всю работу выполняет домовладелец. В-третьих, такой вид жилья не ограничивает передвижение человека, поменять место жительства (например, в поисках работы) очень просто. Есть и другие достоинства частного доходного дома:

- жилец не обладает собственностью в виде недвижимости, поэтому не рискует ее лишиться в результате преступных посягательств;

- достаточно высокий уровень комфорта проживания и качества обслуживания в результате конкуренции домовладельцев;

- как вид бизнеса является прибыльным, обеспечивает пополнение городского бюджета;

- достаточное эффективное управлением домом, отсутствие проблем с неплатежами.

Но частный доходный дом имеет и свои недостатки. Во-первых, это жесткая регламентация проживания в таком доме. Во-вторых, стремление домовладельцев постоянно увеличивать цену аренды. Но если на рынке существует свободная конкуренция при достаточном предложении, то она не дает им взлететь. В настоящее время в европейских странах цена аренды стандартной двухкомнатной квартиры в доходном доме составляет порядка 300-400 долл. при средней зарплате в 2000 долл. Это составляет 20-25%, что вполне допустимо для семьи со средним заработком.

Кондоминиум — это многоквартирный дом вместе с земельным участком, оформленные как единый комплекс, в котором квартиры являются собственностью жильцов, а остальное имущество дома и земля являются их совместной собственностью, без выделения долей. Кондоминиум — это собственность совладельцев, он- является самоуправляющим объектом, содержание и управление им — обязанность совладельцев.

Типичным способом управления данным видом недвижимости является товарищество собственников, жилья (далее — ТСЖ). Ни один совладелец не имеет права отказаться от участия в нем, так как он обязан нести не только бремя содержания, но и бремя управления своей собственностью. При продаже квартиры прежний владелец автоматически исключается из товарищества, а новый — включается.

На общем собрании, которое является высшим органов власти в ТСЖ, выбирается правление, которое осуществляет управление кондоминиумом. Правление может управлять домом:

- непосредственно, самостоятельно; через управляющего (физическое лицо);

- через управляющую компанию (далее - УК) - юридическое лицо.

Но коллективная форма собственности и управления не являются эффективной. При неправильном выборе УК и отсутствии контроля над ее работой дом начинает плохо обслуживаться, задержка платежей приводит к систематическим отключениям воды, света, тепла и т. д. Из-за неэффективного управления кондоминиумом возможен и еще более тяжелый вариант: с ухудшением обслуживания наиболее обеспеченные жильцы начинают продавать свои квартиры и переезжать в более благополучные дома. Цены на квартиры в этом доме снижаются, в него начинают вселяться люди более низкого социального статуса; обслуживание еще более ухудшаются, цены на квартиры снижаются еще больше и т. д. — процесс приобретает лавинообразный характер. В конечном счете, квартиры обесцениваются, дом превращается в трущобы, заселенные безработными, иммигрантами и прочими маргинальными людьми. Как правило, дом, превратившийся в трущобы, «вылечить» не удается, его можно только снести, построив новый дом, разбить сквер или парк.

Информация о работе Методология изучения приоритетных национальных проектов