Методология изучения приоритетных национальных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение концептуальных основ, сущностного содержания, технологического инструментария, а также особенностей реализации и эффективности национальных проектов, их влияния на политический процесс современной России.
Задачи исследования:
Проанализировать причины разработки ПНП
Определить роль Нацпроектов в политике В.Путина
Выявить типологические признаки ПНП

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 248.70 Кб (Скачать)

 

Как видим, ПНП имеют больше общего с федеральными целевыми программами, однако механизм их различен, есть и еще важные различия.

    1. Значение национальных проектов в политическом процессе

Очень важно адекватно оценить роль и место национальных проектов в политическом процессе ФР. Разброс мнений здесь чрезвычайно велик - от определения ПНП как чисто пропагандистской акции, призванной закамуфлировать истинные приоритеты команды Президента, до признания ПНП действенным инновационным политическим и социально- экономическим механизмом, способным решать задачи, связанные с совершенствованием демократической политической системы, стабилизацией социальной обстановки, т.е. обеспечением безопасности и устойчивого развития страны.

Представители левой оппозиции, например, «КПРФ», заявляет, что представители власти посредством национальных проектов «купили лояльность народа» в преддверии выборов[58]. ПНП «не позволят, вывести из кризиса ни одно заявленное направление», ибо на их реализацию выделяется незначительное количество средств, примерно по 130-140 рублей на человека в месяц[42.C.9]. Для решения же проблем, заявленных в ПНП, средств необходимо выделить гораздо больше. 

Представители правой либеральной оппозиции утверждали, что действующая власть не уважает свой народ, предоставив ему вместо справедливого перераспределения средств от огромных нефтегазовых доходов небольшую «подачку» в виде национальных, проектов[39.C.76]. Руководители партии «Яблоко» заявили, что «национальные проекты — это очередной пиар нашей власти» для создания грандиозной видимости планов Президента перед выборами[52]. Они считают, что кроме кардинальных реформ ничто не сможет решить проблемы народного хозяйства.

Представители партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия» поддерживали ПНП и считали их эффективными[38]. 

Обратим внимание, что с самого начала реализации ПНП было назначено два заместителя М.Фрадкова, в том числе первого вице-премьера Д.Медведева. Существует мнение, что ПНП с момента начала реализации должны были стать стартовой площадкой для возможного преемника В.Путина[Там же]. 

Медведев стал первым заместителем председателя Совета и возглавил  его президиум. В состав этого органа вошли руководители думских фракций и председатели партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия» (Б.В.Грызлов, С.М.Миронов), губернаторы некоторых регионов (Г.В. Босс, В.К. Бочкарев, А.Г. Хлопонин и др.), полномочные представители Президента в федеральных округах (A.B. Квашнин, И.И. Клебанов, B. Конрвалов, П.М. Латышев и др.), министры Правительства РФ (М. Зурабов, A.B. Гордеев, В. Яковлев, A.A. Фурсенко), мэры г. Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов (В.В. Волунчунас, Ф. Городецкий, Ю.М. Лужков, В.И. Матвиенко), руководители общественных организаций (А.В". Очирова, Е.М. Примаков, Б.Ю. Титов, А.Н. Шохин и др.), ректоры крупнейших ВУЗов (Л.А. Вербицкая, Ю.С. Осипов, В.А. Садовничий), представители оппозиционных политических партий (В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов). В данном указе прописаны функции Совета: обеспечение взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациям. Являясь совещательным органом при президенте, Совет стал «еще одной вертикалью власти, замкнутой непосредственно на главу государства»[9.C.23].

При Совете были образованы четыре межведомственные рабочие группы, каждая из которых отвечала за реализацию одного из национальных проектов: министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов возглавил группу по ПНП «Здравоохранение», министр образования и науки А.Фурсенко — по ПНП «Образование», министр регионального развития А.Яковлев — по ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», министр сельского хозяйства А. Гордеев — по ПНП «Развитие АПК».

Таким образом, аппарат Медведева как первого заместителя председателя Правительства, по сути, стал работать непосредственно на национальные проекты. Вольно или невольно, «аппарат первого вице- премьера оказался «квазиправительством» внутри федерального правительства, что неминуемо должно было отразиться на качестве и эффективности последнего»[Там же].

На формирование приоритетов социально-экономической политики, механизмов реализации ПНП и сопутствующих аспектов в решающей степени влияла противоречивая тенденция, сформировавшаяся в первом десятилетии XXI века: «закат либерализма в его «чистом» виде и усиление роли государства и социальной составляющей в политике развитых стран. В России эта противоречивая тенденция проявилась в полной мере. Уходящий не о либерализм в его наиболее упрощенной, даже примитивной форме, сформировавшийся в 90-е годы, оказался значительно сильнее, чем в развитых странах. Не только идеологически, но и кадрово, он обеспечил в 2000-2006 годы сильную инерционность российской финансовой и экономической политики, сохранившейся до настоящего времени.

Отчасти это объясняет, почему общественно-политическое содержание и направленность приоритетных национальных проектов вызывает в обществе немало споров, а порой и критики. Во многом это отражение объективной-общественно-экономической ситуации, когда выбор того или иного проекта, а тем более одного из общенациональных проектов, видится для многих в России по-разному: различные социальные, политические и лоббистские группы могут преследовать разные интересы, особенно в условиях, когда отсутствует внятная стратегия долгосрочного развития страны.

Соотношение социальных и либеральных пропорций в политике, экономике, идеологии стремительно менялось после 2001 г., когда в своём послании В. Путин провозгласил необходимость укрепления вертикали власти. Усиление роли государства в экономической и социальной сферах отразилось в общественном сознании граждан РФ. Ожидания от реализации ПНП оптимизировали развитие диалога между властью и обществом, который выразился в общем объёме расходов на ПНП и другие социальные программы. Таким образом, в 2006 г. произошел поворот, когда политические приоритеты стали социально направленными. Инициативы первых лиц государства летом 2006 г. приобрели ярко выраженный социальный крен.

В законодательной области и Совет Федерации, и Государственная Дума, их руководители, также четко обозначили социальные приоритеты. Спикер Совета Федерации РФ С. Миронов сделал их общей платформой партии «Справедливая Россия», а спикер Государственной Думы Б. Грызлов на первом же осеннем пленарном заседании Госдумы объявил о значительном увеличении надбавки за учёную степень: кандидатам наук — с 900 рублей до 3 тысяч рублей, а докторам наук - с 1,5 тысяч рублей до 9 тысяч рублей. В то же время обсуждался вопрос о необходимости принятия законопроекта, предусматривающего повышение выплат за учёную степень военнослужащим - преподавателям военных вузов. Причём эти социальные инициативы руководителя государства стали реализовываться в рекордно короткие для России сроки.

Тогда же Б. Грызлов сообщил, что уже рассматривается законопроект, увеличивающий размеры пособия женщинам, имеющим ребёнка до полутора лет, в соответствии с которым будет выплачиваться 1,5 тысяч рублей на первого ребенка и 3 тысяч рублей на каждого следующего, а так же увеличивающий пособия по беременности, составлявшие 700 рублей. Эти пособия в настоящий момент составляют до 40% от заработной платы, правда, выплата не должна превышать 6 тысяч рублей.

Таким образом, лето и осень 2006 года стали периодом «соревнования инициатив» различных руководителей, которое приобрело характер ускоряющегося процесса, причем не только в законодательной, но и в социально-политических областях. Так, «Единая Россия» взяла на себя политическую ответственность за ПНП, а КПРФ — такую же ответственность за их критику.

В силу новизны реализации национальных проектов, имеется немало негативных высказываний и со стороны профессиональных сообществ. Это во многом, на наш взгляд, объясняется слабым информационным обеспечением ПНП (отсутствием их качественного описания и объяснения) и конкуренцией вокруг них: различные социальные группы, прежде всего из профессиональной среды, оказываются заинтересованы в той или иной степени,- как профессионально, так и материально.

В данной критике есть и конструктивное звено; практика взаимодействия с профессиональными сообществами помогает лучше понять слабые стороны ПНП, которых, естественно, немало.

Кроме того, по понятным причинам, чиновники, а также бизнес- сообщество относятся к этим проектам по-разному: одни заинтересованы в расширении своих возможностей через перераспределение средств и влияния, а другие - в получении заказов. Но их мотивация стимулирует дискуссию, в ходе которой проявляются многие проблемы.

Вот почему содержание и направленность ПНП, а также дискуссии вокруг этих проблем, «представляются не только интересными, но и полезными для общества, да и для государства, ставшего инициатором этих проектов», справедливо утверждают некоторые исследователи[47.C.146-148].

Таким образом, на наш взгляд, национальные проекты являются своеобразным компромиссом между властью, бизнес-сообществом и обществом. В ходе реализации ПНП Президент получил дополнительные возможности для легитимного продвижения своего кандидата на выборах. Профессиональные группы и бизнес-сообщества приняли участие в конкурсах по размещению, заказов на предоставление услуг и поставку оборудования и, следовательно, получили прибыль. Для общества национальные проекты обернулись усилением внимания власти к социальным нуждам, созданием условий для снижения социального пессимизма у значительных слоев населения России.

Так, с политической точки зрения очевидно, что ПНП не являются всеобъемлющем средством решения социальных проблем, и даже инструментом решения большинства из них. Множество задач, даже крупных, все-таки частные, даже промежуточные. При оценке эффективности реализации национальных проектов не используются конечные индикаторы, а только промежуточные. Поэтому и политические дивиденды ожидаются не от результатов, а от процесса, в ходе которого решаются частные задачи.

Следовательно, главной политической целью приоритетных национальных проектов, призванных решить назревшие общественные проблемы, стало обеспечение предвыборной кампании одного из преемников Президента В.В. Путина Д.А. Медведева, который в период проведения избирательной кампании, сопровождаемый многочисленными журналистами, успел объехать всю страну, открывая компьютерные классы и проводя Интернет-совещания с региональными начальниками, ответственными за определенные участки реализации национальных проектов. Так проявилась крайняя степень прагматизма Кремля, который «ни одно стратегическое мероприятие не осуществляет без тактического сопровождения и ни одно вынужденное тактическое - без нагрузки стратегическими задачами»[9.C.31].

Выводы по главе 1.

  1. Идея Приоритетных национальных проектов возникла в связи с формированием политических, экономических, социальных, психологических и внешнеполитических факторов.
  2. Идея ПНП изначально была призвана стабилизировать социально-экономическую  политику в РФ и подготовить приемника В. Путину.
  3. ПНП – новая модель решения социально-экономических проблем, которая находится на другом уровне по сравнению с традиционными программами и планами.
  4. ПНП имеет ряд признаков федеральной целевой программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Технология реализации национальных проектов

    1. Механизмы осуществления национальных проектов

Специфика национальных проектов заключается в особенностях, применяемых при их реализации механизмов (средств, способов, приемов) и форм (совокупности документов, актов) государственной деятельности и управления финансами, то есть в особенностях как содержательных, так и формально-юридических.

Анализ приоритетных национальных проектов позволяет выделить, по крайней мере, восемь механизмов, «отличительных признаков, определяющих качественное своеобразие, уникальность этой системы целевого регулирования»[32.C.29]. Рассмотрим их подробно.

1. По форме национальные  проекты представляют собой комплекс  взаимосвязанных плановых документов, имеющих различную юридическую  природу.

Федеральным правовым актом, в котором определены основные содержательные контуры всех четырех национальных проектов, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная распоряжением правительства РФ от 19.01.2006 №38-р[50].  Содержание ПНП в данной программе можно увидеть в Таблице №2:

 

Таблица №2

Содержание приоритетных национальных проектов

Название проекта

Содержание проекта

Образование

стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих  инновационные образовательные программы, информатизация образования, расширение возможностей получения начального профессионального образования  военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, формирование двух национальных университетов и двух бизнес-школ, дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, ежегодное поощрение лучших учителей, оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет, переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса, оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление  грантов для школьников, студентов и молодых специалистов

Здравоохранение

обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик, повышение доступности вйсоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей, перемещение части, объемов оказания медицинской помощи со стационарного  этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их  использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи

Доступное и комфортное жилье - гражданам России

повышение доступности жилья,  выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан,  увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования,  увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной  инфраструктуры

Развитие АПК

создание условий для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов, повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов, дополнительное выделение из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по  привлекаемым кредитам, наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на 1 условиях лизинга,  сохранение режима ограничения импорта мяса,  стимулирование импорта технологического оборудования, для-животноводства и  первичной переработки продукции, не имеющего российских аналогов,  предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на  проведение мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе

Информация о работе Методология изучения приоритетных национальных проектов