Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 09:25, курсовая работа
Цель исследования - изучение концептуальных основ, сущностного содержания, технологического инструментария, а также особенностей реализации и эффективности национальных проектов, их влияния на политический процесс современной России.
Задачи исследования:
Проанализировать причины разработки ПНП
Определить роль Нацпроектов в политике В.Путина
Выявить типологические признаки ПНП
Как видим, ПНП имеют больше общего с федеральными целевыми программами, однако механизм их различен, есть и еще важные различия.
Очень важно адекватно оценить роль и место национальных проектов в политическом процессе ФР. Разброс мнений здесь чрезвычайно велик - от определения ПНП как чисто пропагандистской акции, призванной закамуфлировать истинные приоритеты команды Президента, до признания ПНП действенным инновационным политическим и социально- экономическим механизмом, способным решать задачи, связанные с совершенствованием демократической политической системы, стабилизацией социальной обстановки, т.е. обеспечением безопасности и устойчивого развития страны.
Представители левой оппозиции, например, «КПРФ», заявляет, что представители власти посредством национальных проектов «купили лояльность народа» в преддверии выборов[58]. ПНП «не позволят, вывести из кризиса ни одно заявленное направление», ибо на их реализацию выделяется незначительное количество средств, примерно по 130-140 рублей на человека в месяц[42.C.9]. Для решения же проблем, заявленных в ПНП, средств необходимо выделить гораздо больше.
Представители правой либеральной оппозиции утверждали, что действующая власть не уважает свой народ, предоставив ему вместо справедливого перераспределения средств от огромных нефтегазовых доходов небольшую «подачку» в виде национальных, проектов[39.C.76]. Руководители партии «Яблоко» заявили, что «национальные проекты — это очередной пиар нашей власти» для создания грандиозной видимости планов Президента перед выборами[52]. Они считают, что кроме кардинальных реформ ничто не сможет решить проблемы народного хозяйства.
Представители партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия» поддерживали ПНП и считали их эффективными[38].
Обратим внимание, что с самого начала реализации ПНП было назначено два заместителя М.Фрадкова, в том числе первого вице-премьера Д.Медведева. Существует мнение, что ПНП с момента начала реализации должны были стать стартовой площадкой для возможного преемника В.Путина[Там же].
Медведев стал первым заместителем председателя Совета и возглавил его президиум. В состав этого органа вошли руководители думских фракций и председатели партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия» (Б.В.Грызлов, С.М.Миронов), губернаторы некоторых регионов (Г.В. Босс, В.К. Бочкарев, А.Г. Хлопонин и др.), полномочные представители Президента в федеральных округах (A.B. Квашнин, И.И. Клебанов, B. Конрвалов, П.М. Латышев и др.), министры Правительства РФ (М. Зурабов, A.B. Гордеев, В. Яковлев, A.A. Фурсенко), мэры г. Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов (В.В. Волунчунас, Ф. Городецкий, Ю.М. Лужков, В.И. Матвиенко), руководители общественных организаций (А.В". Очирова, Е.М. Примаков, Б.Ю. Титов, А.Н. Шохин и др.), ректоры крупнейших ВУЗов (Л.А. Вербицкая, Ю.С. Осипов, В.А. Садовничий), представители оппозиционных политических партий (В.В. Жириновский, Г.А. Зюганов). В данном указе прописаны функции Совета: обеспечение взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, научными и другими организациям. Являясь совещательным органом при президенте, Совет стал «еще одной вертикалью власти, замкнутой непосредственно на главу государства»[9.C.23].
При Совете были образованы четыре межведомственные рабочие группы, каждая из которых отвечала за реализацию одного из национальных проектов: министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов возглавил группу по ПНП «Здравоохранение», министр образования и науки А.Фурсенко — по ПНП «Образование», министр регионального развития А.Яковлев — по ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», министр сельского хозяйства А. Гордеев — по ПНП «Развитие АПК».
Таким образом, аппарат Медведева как первого заместителя председателя Правительства, по сути, стал работать непосредственно на национальные проекты. Вольно или невольно, «аппарат первого вице- премьера оказался «квазиправительством» внутри федерального правительства, что неминуемо должно было отразиться на качестве и эффективности последнего»[Там же].
На формирование приоритетов социально-экономической политики, механизмов реализации ПНП и сопутствующих аспектов в решающей степени влияла противоречивая тенденция, сформировавшаяся в первом десятилетии XXI века: «закат либерализма в его «чистом» виде и усиление роли государства и социальной составляющей в политике развитых стран. В России эта противоречивая тенденция проявилась в полной мере. Уходящий не о либерализм в его наиболее упрощенной, даже примитивной форме, сформировавшийся в 90-е годы, оказался значительно сильнее, чем в развитых странах. Не только идеологически, но и кадрово, он обеспечил в 2000-2006 годы сильную инерционность российской финансовой и экономической политики, сохранившейся до настоящего времени.
Отчасти это объясняет, почему
общественно-политическое содержание
и направленность приоритетных национальных
проектов вызывает в обществе немало споров,
а порой и критики. Во многом это отражение
объективной-общественно-
Соотношение социальных и либеральных пропорций в политике, экономике, идеологии стремительно менялось после 2001 г., когда в своём послании В. Путин провозгласил необходимость укрепления вертикали власти. Усиление роли государства в экономической и социальной сферах отразилось в общественном сознании граждан РФ. Ожидания от реализации ПНП оптимизировали развитие диалога между властью и обществом, который выразился в общем объёме расходов на ПНП и другие социальные программы. Таким образом, в 2006 г. произошел поворот, когда политические приоритеты стали социально направленными. Инициативы первых лиц государства летом 2006 г. приобрели ярко выраженный социальный крен.
В законодательной области и Совет Федерации, и Государственная Дума, их руководители, также четко обозначили социальные приоритеты. Спикер Совета Федерации РФ С. Миронов сделал их общей платформой партии «Справедливая Россия», а спикер Государственной Думы Б. Грызлов на первом же осеннем пленарном заседании Госдумы объявил о значительном увеличении надбавки за учёную степень: кандидатам наук — с 900 рублей до 3 тысяч рублей, а докторам наук - с 1,5 тысяч рублей до 9 тысяч рублей. В то же время обсуждался вопрос о необходимости принятия законопроекта, предусматривающего повышение выплат за учёную степень военнослужащим - преподавателям военных вузов. Причём эти социальные инициативы руководителя государства стали реализовываться в рекордно короткие для России сроки.
Тогда же Б. Грызлов сообщил, что уже рассматривается законопроект, увеличивающий размеры пособия женщинам, имеющим ребёнка до полутора лет, в соответствии с которым будет выплачиваться 1,5 тысяч рублей на первого ребенка и 3 тысяч рублей на каждого следующего, а так же увеличивающий пособия по беременности, составлявшие 700 рублей. Эти пособия в настоящий момент составляют до 40% от заработной платы, правда, выплата не должна превышать 6 тысяч рублей.
Таким образом, лето и осень 2006 года стали периодом «соревнования инициатив» различных руководителей, которое приобрело характер ускоряющегося процесса, причем не только в законодательной, но и в социально-политических областях. Так, «Единая Россия» взяла на себя политическую ответственность за ПНП, а КПРФ — такую же ответственность за их критику.
В силу новизны реализации национальных проектов, имеется немало негативных высказываний и со стороны профессиональных сообществ. Это во многом, на наш взгляд, объясняется слабым информационным обеспечением ПНП (отсутствием их качественного описания и объяснения) и конкуренцией вокруг них: различные социальные группы, прежде всего из профессиональной среды, оказываются заинтересованы в той или иной степени,- как профессионально, так и материально.
В данной критике есть и конструктивное звено; практика взаимодействия с профессиональными сообществами помогает лучше понять слабые стороны ПНП, которых, естественно, немало.
Кроме того, по понятным причинам, чиновники, а также бизнес- сообщество относятся к этим проектам по-разному: одни заинтересованы в расширении своих возможностей через перераспределение средств и влияния, а другие - в получении заказов. Но их мотивация стимулирует дискуссию, в ходе которой проявляются многие проблемы.
Вот почему содержание и направленность ПНП, а также дискуссии вокруг этих проблем, «представляются не только интересными, но и полезными для общества, да и для государства, ставшего инициатором этих проектов», справедливо утверждают некоторые исследователи[47.C.146-148].
Таким образом, на наш взгляд, национальные проекты являются своеобразным компромиссом между властью, бизнес-сообществом и обществом. В ходе реализации ПНП Президент получил дополнительные возможности для легитимного продвижения своего кандидата на выборах. Профессиональные группы и бизнес-сообщества приняли участие в конкурсах по размещению, заказов на предоставление услуг и поставку оборудования и, следовательно, получили прибыль. Для общества национальные проекты обернулись усилением внимания власти к социальным нуждам, созданием условий для снижения социального пессимизма у значительных слоев населения России.
Так, с политической точки зрения очевидно, что ПНП не являются всеобъемлющем средством решения социальных проблем, и даже инструментом решения большинства из них. Множество задач, даже крупных, все-таки частные, даже промежуточные. При оценке эффективности реализации национальных проектов не используются конечные индикаторы, а только промежуточные. Поэтому и политические дивиденды ожидаются не от результатов, а от процесса, в ходе которого решаются частные задачи.
Следовательно, главной политической целью приоритетных национальных проектов, призванных решить назревшие общественные проблемы, стало обеспечение предвыборной кампании одного из преемников Президента В.В. Путина Д.А. Медведева, который в период проведения избирательной кампании, сопровождаемый многочисленными журналистами, успел объехать всю страну, открывая компьютерные классы и проводя Интернет-совещания с региональными начальниками, ответственными за определенные участки реализации национальных проектов. Так проявилась крайняя степень прагматизма Кремля, который «ни одно стратегическое мероприятие не осуществляет без тактического сопровождения и ни одно вынужденное тактическое - без нагрузки стратегическими задачами»[9.C.31].
Выводы по главе 1.
Глава 2. Технология реализации национальных проектов
Специфика национальных проектов заключается в особенностях, применяемых при их реализации механизмов (средств, способов, приемов) и форм (совокупности документов, актов) государственной деятельности и управления финансами, то есть в особенностях как содержательных, так и формально-юридических.
Анализ приоритетных национальных проектов позволяет выделить, по крайней мере, восемь механизмов, «отличительных признаков, определяющих качественное своеобразие, уникальность этой системы целевого регулирования»[32.C.29]. Рассмотрим их подробно.
1. По форме национальные
проекты представляют собой
Федеральным правовым актом, в котором определены основные содержательные контуры всех четырех национальных проектов, является Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная распоряжением правительства РФ от 19.01.2006 №38-р[50]. Содержание ПНП в данной программе можно увидеть в Таблице №2:
Таблица №2
Содержание приоритетных национальных проектов
Название проекта |
Содержание проекта |
Образование |
стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, информатизация образования, расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, формирование двух национальных университетов и двух бизнес-школ, дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство, ежегодное поощрение лучших учителей, оказание государственной поддержки высшим и общеобразовательным учреждениям в приобретении лабораторного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и подготовке преподавателей общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, внедрение в образовательных учреждениях современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения, а также подключение общеобразовательных школ к сети Интернет, переход на новую систему оплаты труда педагогов в школьных учреждениях, стимулирующую повышение качества образования, а также завершение перехода к нормативному финансированию учебного процесса, оказание способной и талантливой молодежи государственной поддержки, включая предоставление грантов для школьников, студентов и молодых специалистов |
Здравоохранение |
обеспечение приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профилактику заболеваний, осуществление программы развития общих врачебных практик, повышение доступности вйсоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей, перемещение части, объемов оказания медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный, сокращение части излишних мощностей больниц, их использование для реабилитационного лечения и оказания медико-социальной помощи |
Доступное и комфортное жилье - гражданам России |
повышение доступности жилья, выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования, увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры |
Развитие АПК |
создание условий для привлечения в отрасль инвестиционных ресурсов, повышение доступности кредитных ресурсов для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов, дополнительное выделение из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам, наращивание объемов поставок техники, оборудования и племенного скота на 1 условиях лизинга, сохранение режима ограничения импорта мяса, стимулирование импорта технологического оборудования, для-животноводства и первичной переработки продукции, не имеющего российских аналогов, предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе |
Информация о работе Методология изучения приоритетных национальных проектов