Методология изучения приоритетных национальных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение концептуальных основ, сущностного содержания, технологического инструментария, а также особенностей реализации и эффективности национальных проектов, их влияния на политический процесс современной России.
Задачи исследования:
Проанализировать причины разработки ПНП
Определить роль Нацпроектов в политике В.Путина
Выявить типологические признаки ПНП

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 248.70 Кб (Скачать)

Яркий политический и популистский окрас проектам придали следующие тезисы:

- цель ПНП – повышение  уровня граждан.

- ПНП повысят качество  жизни населения

- ПНП будут направлены  на достижение определенного  результата 

Соответственно этой логике; выбор 4-х приоритетных проектов Президент В. Путин обосновал 5 сентября 2005 года следующим образом: «во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей, и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала»[49].

  1. Психологическая

За годы реформ у населения выработался так называемый социальный пессимизм. Многие не верили новым преобразованием и даже пытались сопротивляться этому. Особенно это было видно с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ [60],  который заменял социальные льготы в натуральной форме на денежные компенсации. Непродуманные положения данного закона вызвало бурю негодования и протеста, резкий рост протестных настроений. Начиная с января 2005 года информационные сводки пестрели сообщениями об очередных выступлениях пенсионеров, недовольных новым законом. Согласно опросам ВЦИОМ, до 75% населения не одобряли «монетизация льгот»; из них 38% вовсе считали закон грабительским[9.C.20]. Поэтому своим выступлением 5 сентября 2005 года Президент РФ не явно, но высказал идею исправления ситуации, «когда социальный пессимизм в России превышает-всякие нормы»[25.C.26].

Многие представители интеллигенции говорили о том, что национальные проекты необходимы. Например, как утверждает ректор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Г.А. Бордовский, реализация национальной политики в области образования может считаться успешной при условии становления человека нового культурного типа, свободно владеющего современными информационными и коммуникативными технологиями, а, значит достижение нового качества образования, обеспечивающего возможность максимальной самореализации каждого россиянина .  Управление качеством образования не может сводиться только к оценке и контролю, оно предполагает также и создание совокупности условий, обеспечивающих это качество. «Одним из существенных его критериев неминуемо выступает эффективность, то есть степень участия системы образования в преодолении тех трудностей, которые встали перед Россией в условиях проявления в нашей стране последствий мирового экономического кризиса»[8].

Население должно было поверить в реализацию национальных проектов, будущее благополучие и начать участвовать в них. Без поддержки широких слоев населения и тотальной пропаганды реализация ПНП была бы невозможна.

  1. Внешнеполитическая

С международной точки зрения к 2006 году наметилась тенденция охлаждения взаимоотношений России с США и западноевропейскими странами. Эта тенденция во многом стала следствием укрепления России и ее позиций в мире, более активной политики по защите национальных интересов[23].

В США и ряде западноевропейских стран активизация внешней политики России (точнее — более последовательная защита национальных интересов) была немедленно связана с принципиальными политико- идеологическими изменениями в стране. Так, известный американский политолог JI. Арон считает, что «тот факт, что отношения между США и Россией ухудшаются (и, по всей видимости, продолжат ухудшаться), не является следствием ни заговора, ни чьего-то злого умысла. Корни этого процесса в том, как режимы в Москве и Вашингтоне воплощают стратегические повестки дня на основе выбранных идеологий»[2.C.8].

В целом новую идеологию политического режима в России и ее расхождение с идеологией США Л. Арон охарактеризовал следующим образом: «Коса «постсентябрьского» активизма США — с его акцентом на свободу и демократию как центральные элементы национальной безопасности и на «распространение демократии» в качестве одного из ключевых средств ее обеспечения - нашла на камень постсоветской и постимперской реставрации России, суть которой заключается в экономической и политической рецентрализации и Realpolitik за рубежом. Вследствие этого ценностного размежевания Россия и Америка принялись дрейфовать в противоположных направлениях»[Там же].

Перед началом реализации национальных проектов происходит ряд тревожных событий в Грузии (когда власть изменяется радикально), на Украине (где к власти приходит Янукович и проводит серьезные изменения политического курса) и т.д.  Поэтому, реагируя на тревожные настроения и оценив риски, опасаясь оппозиционных настроений, власть решилась на ряд профилактических мероприятий и приоритетные национальные проекты должны были стать важнейшей их частью.

 

    1. Типология национальных проектов

Приоритетные национальные проекты из всех существующих в настоящее время механизмов регулирования общественных отношений в Российской Федерации в наибольшей степени выражают сущность нового  подхода к управлению публичными финансами - взаимосвязь бюджетного финансирования с достигаемыми позитивными результатами.

Сформулированные Президентом России В.В. Путиным идеи и ключевые содержательные моменты национальных проектов определяют их  как новый механизм решения задачи повышения качества жизни граждан России, как форму концентрации на этом направлении бюджетных и административных ресурсов, именно как эффективную форму, исключающую «инертное проедание средств без ощутимой отдачи»[49].

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить специфику национальных проектов, необходимо сначала выделить те однородные свойства, которые объединяют ПНП с похожими инструментами регулирования и позволяют определить классификационную принадлежность проектов к категориям более общего порядка.

Что представляет собой проект как форма управления? В российском учебнике «Управление проектами»  содержится следующее определение: «Понятие проект объединяет разнообразные виды деятельности, характеризующиеся рядом признаков, наиболее общими из которых являются:

- направленность на достижение  конкретных целей, определенных  результатов;

- координация выполнения  многочисленных взаимосвязанных  действий;

- ограниченная протяженность  во времени, с определенным началом  и концом» [30.C.11].

Реализацию проекта можно свести к следующим элементам:

  1. Запланированные мероприятия и субъекты их реализации, т.н. исполнители
  2. Цели и показатели, характеризующие эффективность
  3. Ресурсная база (финансы, имущественные и трудовые ресурсы) 
  4. временные параметры.

Следовательно, типологию и классификацию проектов можно сделать, исходя из вышеперечисленных критериев.

В законах РФ можно увидеть следующие виды программ:

    1. программы социально-экономического развития РФ. Правовой режим данных программ определен Федеральным законом от 20.07.1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[59]. Это «комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров»;
    2. федеральные целевые программы[44] - это увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально- экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ;
    3. ведомственные целевые программы, которые делят на «утверждаемую ведомственную целевую программу» — утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами, и «аналитическую ведомственную целевую программу» — выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами[Там же].

Программы различаются по уровню утверждения, по тому, сколько отраслей она затрагивает, каково ее содержание, какое принцип планирования расходов  (для федеральных целевых программ - в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным Правительством Российской Федерации, для ведомственных целевых программ — в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы по решению соответствующего субъекта бюджетного планирования в пределах выделенных ему бюджетных средств).

Ведомственные целевые программы призваны, с одной стороны, сократить количество федеральных целевых программ, увеличение которого все более и более снижает качество и согласованность программных документов, с другой - расширить сферу применения программно-целевых методов, сделав его вместе с тем более концентрированным.

Кроме того, существует ряд отдельных специфических видов программ, таких как адресная инвестиционная программа, программа приватизации государственного (муниципального) имущества, программа государственных (муниципальных) заимствований, программа государственных гарантий в сфере здравоохранения и других, которые содержат лишь, отдельные элементы программно-целевого метода. Например, адресная инвестиционная программа, взятая сама по себе, отдельно не может рассматриваться как форма программно-целевого управления финансами, в таком виде она представляет собой простой перечень объектов с указанием объемов их финансирования и ее конечный результат исчерпывается фактом финансирования данных объектов,, безотносительно того, какие качественные изменения в общественных отношениях повлечет данное финансирование. Но взятая как часть, более общего программно-целевого комплекса, выступая средством достижения определенных целевых ориентиров, .к которым привязаны соответствующие инвестиции, адресная инвестиционная программа предстает уже как форма программно-целевого регулирования, а точнее - как часть более общей, комплексной формы.

Планы в современной российской практике не играют роли такого комплексного регулятора, как программы, и направлены на решение главным образом подчиненных задач - например, планы действий правительства Российской Федерации и других государственных органов, планы разработки правовых актов и другие. Особой разновидностью планов являются бюджеты. Бюджет - основной финансовый план государства (муниципального образования). Вместе с тем бюджетная реформа последних лет, сопровождаемая существенными изменениями в бюджетном законодательстве, если не изменила представление о бюджете именно как об «основном» финансовом плане, то, по крайней мере, внесла определенные новые акценты.  Специфика бюджета как финансового плана заключается в обобщенном характере содержащейся в нем финансовой информации, но не в правовом верховенстве над другими правовыми актами, имеющими финансовую составляющую. Более того, сама идеология программно-целевого бюджетного планирования предполагает повышение роли тех плановых актов, которые содержат информацию не только о финансировании, но и о планируемых результатах этого финансирования.

Понятие проекта как особого механизма реализации задач и функций государства и местного самоуправления не формализовано в действующем законодательстве Российской Федерации. До недавнего времени проекты в нормативных правовых актах понимались главным образом в локальном значении как объекты государственной поддержки и бюджетного финансирования. Например, в законодательстве о государственном регулировании инвестиционной деятельности широко используется понятие «инвестиционный проект». Согласно ст.1 Федерального закона от 25.02.1999 №39-Ф3[61]  инвестиционный проект - это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно- сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами ч и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Концепция приоритетных национальных проектов вводит в практический оборот принципиально иное понятие проекта — не как объекта государственной деятельности, а как формы и метода этой деятельности. Причем, как следует из наименования проектов деятельности в общенациональном масштабе. А точнее - деятельности всего общества, включая властные институты, во имя решения определенных приоритетных задач.

Четкое понятие приоритетного национального проекта в научной литературе и нормативных документах отсутствуют. Однако, изучив принципы действия приведенных выше программ и национальных проектов, можно выявить следующую характеристику основных параметров программ социально-экономического развития РФ, федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, инвестиционных проектов и национальных проектов, можно составить следующую таблицу.

 

Таблица 1

Типология проектов и инициатив государства

Критерии сравнения

Программа соц-экон. развития РФ

Федеральная программа

Ведомственная целевая программа

Инвестиционный проект

ПНП

Цель

Прогнозирование соц-экон развития на долгосрочную перспективу

Решение крупной народ.хоз.проблемы

Решение средней народ. хоз.проблемы

Получение прибыли

Решенин стратегических задач в важнейших отраслях народ.хоз.

Степень формализации

Принимается органами исполнительной или законодательной власти

Принимается органами исполнительной или законодательной власти

Принимается органами исполнительной или законодательной власти

Разрабатываются стандарты – проектно-сметная

Пакет регламентирующих документов, постановления, рекомендации, письма, приказы

Ответственность за реализацию

Федеральный органы испол.власти

органы испол.власти соответствующего уровня

органы испол.власти соответствующего уровня

инвестор

Совет по реализации ПНП, органы испол.власти соответствующего уровня

Средства на реализацию

Средства федерального и региональных бюджетов

Средства федерального и региональных бюджетов

Средства федерального и региональных бюджетов

Средства федерального и региональных бюджетов

Средства федерального и региональных бюджетов

Информация о работе Методология изучения приоритетных национальных проектов