Методология изучения приоритетных национальных проектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучение концептуальных основ, сущностного содержания, технологического инструментария, а также особенностей реализации и эффективности национальных проектов, их влияния на политический процесс современной России.
Задачи исследования:
Проанализировать причины разработки ПНП
Определить роль Нацпроектов в политике В.Путина
Выявить типологические признаки ПНП

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 248.70 Кб (Скачать)

Национальный проект «Здравоохранение»:

  1. В результате повышения уровня материального обеспечения медицинских работников первичного звена произошел диспаритет в уровне оплаты труда, что повлекло переход медицинских кадров узких специальностей в первичное звено здравоохранения.
  2. Достижение некоторых параметров (снижение материнской и младенческой смертности, ликвидация врожденной краснухи) «зависит не столько от эффективности работы системы здравоохранения, сколько от комплекса факторов общесоциального характера»[32.C.85]. Например, всем хорошо известно, что одной из главных причин материнской и младенческой смертности является «асоциальный образ жизни будущих матерей, последствия которого делают тщетными любые усилия медиков»[Там же.С.86].
  3. Отдельные параметры национального проекта имеют признаки взаимоисключающих: «проведение дополнительной диспансеризации работающего населения» и «снижение времени нахождения людей в периоде нетрудоспособности». Так, кардинальное расширение сферы охвата населения диспансеризацией неизбежностью приведет к выявлению у многих людей различного рода патологий, в том числе связанных с хроническими заболеваниями, показаний к лечению, а, следовательно, в ближайшей перспективе, к повышению уровня временной нетрудоспособности. «Ощутимый эффект от системных профилактических мероприятий, в том числе от всеобщей диспансеризаций  населения, возможен в долгосрочной, 5-10-летней перспективе»[Там же].
  4. Повышение денежного содержания участковым врачам поликлиник и медсестрам, участковым педиатрам и их медсестрам на 10-5 тыс. рублей рассматривается именно как содержание. То есть «отпускные врачи получат в прежнем, нищенском объеме, взносы в социальные фонды будут дотироваться дополнительно, в трудовых контрактах появится дополнительная строка — оплата труда за дополнительно выполненный объем работ. Тайная цель, очевидно, такая — из всех врачей, наиболее часто общающихся с населением (особенно с дисциплинированно голосующими пенсионерами), именно участковые врачи. Они будут агитаторами «за власть» на следующих выборах. А не то — прощай прибавка!»[4.C.51].
  5. В рамках национального проекта планируется закупить и  дооснастить поликлиники следующем оборудованием: стационарные и переносные УЗИ, ЭКГ-мониторы, лабораторное оборудование, рентгены, флюорографические аппараты, маммографы, кольпоскопы и колоноскопы, гистероскопы, эзофагогастродуоденоскопы. Выбор этого оборудования, по мнению О. Беклемищевой, иллюстрирует то, что целью проекта не является снижение смертности, иначе в списке были бы холтеровские мониторы, необходимы для современной терапии артериальной гипертонии - основной причины смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, или аппараты для скрининговых исследований — предназначенных для массовых обследований, наиболее актуальные в поликлинике[Там же. С.53].
  6. В рамках данного национального проекта планируется построить 15 новых центров высоких медицинских технологий. Но при этом не задумались о привлечении в данные центры новых высокопрофессиональных кадров, о предоставлении жилья для высококвалифицированных кадров и что «каким-то образом заведется научная школа... Настоящий классный центр рождается долго, и его основное богатство — коллектив, а не здание»[Там же]. При этом критерием эффективности здесь выступает количество новых койко-мест, а не количество произведенных операций. По мнению О. Беклемищевой не нужно строить новый центр — надо к старому пристраивать несколько новых операционных, и часть коек отделения переводить в реанимацию. Тогда пропускная способность хирургических стационаров вырастет в разы! Потому что, если операционных много, одна бригада хирургов способна делать 2 операции в день, просто переходя из одной операционной в другую, а не как сейчас, распределять места в операционной на неделю вперед, с полезным выходом бригады хирургов хотя бы 2 раза в неделю[Там же. С.56].

 

Национальный проект «Образование»:

1) Оснащение школ компьютерным  оборудованием и подключение  к сети Интернет без последующей  оплаты трафика, который должны  оплачивать сами школы. Кроме  того, при предоставлении школам  компьютерного оборудования нужно  устанавливать только лицензионную  версию Windows с последующими обновлениями, но лицензии обязательно покупать заново в случае выхода новой версии программного обеспечения (далее - ПО), срок поддержки старого ПО ограничен, а выполнять обслуживание данного ПО может только производитель.

При открытом доступе для всех желающих к компьютерному классу  создается угроза работоспособности компьютеров, что приводит к регулярной переустановке лицензионного Windows с последующими обновлениями. Учитывая, что школы должны сами оплачивать трафик сети Интернет, скачивание обновлений для большого количества ПК проблематично, так как в данном случае нужно подключаться на безлимитный трафик сети Интернет. А это самый дорогой вариант для школы.

Так, например, в Перми большинство школ было подключено к сети Интернет по оптоволокну (100 Мбит/сек). Трафик оплачивал городской  бюджет. Когда стали подключать школы к сети Интернет в рамках ПНП (скорость 128 Кбит/сек), то город перестал оплачивать трафик. После такого решения только 2-3 школы из 70-80 школ города нашли деньги для оплаты трафика, остальные перешли на другие тарифы, которые обеспечивают только работу электронной почты. Т.е. учителя, которые спланировали работу с использованием сети Интернет, оказались без него. Низкоскоростное подключение к сети Интернет в рамках национального проекта не обеспечивает работу компьютерных классов[64.C.45].

 

 

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»:

1) Расширение участия  бюджетных средств в ипотечном  кредитовании привело к росту  цен, так как бюджетные средства  очень «быстрые», «они мгновенно  оказываются на рынке, и, соответственно, повышается спрос»[20.C.75]. Необходимо было, в первую очередь, увеличивать строительство жилья, то есть создавать предложение, и только потом, через несколько лет - развивать ипотечное кредитование. Причем основные средства в строительство должны вкладывать именно регионы.

    1. Повышение Доступности жилья за счет развития ипотечного жилищного кредитования сдерживается незавершенностью механизмов привлечения средств в строительство жилья, а не в уплату его на вторичном рынке. «По статистике только 10-15 процентов от общей суммы ипотечных жилищных кредитов направляется на приобретение жилья на первичном фонде»[32.C.98]. Основной же объем направляется на приобретение жилья- во вторичном фонде, а значит, в том числе, на оплату прибыли риэлтеров. Как следствие, в некоторых регионах стоимость одного квадратного метра на вторичном рынке стала дороже, чем на первичном. 
    2. В рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» государство должно представлять субсидию в размере не менее 35% расчетной стоимости жилья. Но бывают случаи, когда предоставляется гораздо меньшая сумма, например, в г. Липецке субсидия предоставляется в размере 30%[Там же]. Реально же представляется субсидия в размере 20-25%, так как реальная стоимость жилья в два раза больше, чем расчетная, используемая при расчете предоставления субсидии.

Особо важно отметить, что субсидия представляется только тем молодым семьям, которые проживают по зарегистрированному адресу и преднамеренно не ухудшили свои жилищные условия в течение последних 5 лет. Т.е. получается, что молодая семья, вступив в брак в возрасте 23-25 лет, прописываются у родителей одного из супругов. Таким образом, получается, что они преднамеренно ухудшили свои жилищные условия. Участвовать в данной программе они могут уже в возрасте 28-30 лет, плюс очередь в списке, а потом им исполняется 30 лет, и они уже не подходят под условия для участия в программе. Правда, в конце 2007 года данный возраст увеличили до 35 лет[44].

Также важно отметить, чтобы быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, общая площадь жилого помещения (например в Нижнем Новгороде) на одного человека должна быть не более 10 кв.м..

    1. Граждане, подпадающие под действие подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», и молодые семьи в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» не имеют возможности использовать средства федерального бюджета на строительство индивидуальных жилых домов и на участие в долевом строительстве [11].
    2. Устанавливаемая Министерством регионального развития Российской Федерации стоимость 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера социальных выплат, предоставляемых гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,- установленных федеральным законодательством» невелика, и как следствие, на выделяемые средства, приобрести жилье в городах затруднительно. Также условием выдачи гражданину жилищного сертификата в рамках данной подпрограммы является сдача гражданином имеющегося у него жилья: Практика показывает, что граждане к моменту получения сертификата уже имеют минимальную обеспеченность жильем. Стоимость сертификата не позволяет приобрести расчетное количество квадратных метров из-за разницы между нормативной и стоимостью и рыночной. Зачастую стоимость сертификата и имеющего жилья равноценны. Улучшить свои жилищные условия в такой ситуации граждане смогут при условии, если государственная поддержка будет представляться на разницу между имеющейся жилой площадью и ее расчетным нормативом. Решение проблемы требует внесения изменений в соответствующие постановления Правительства РФ[Там же].

Национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса»:

      1. Отсутствие условий для использования земельных участков в качестве залогового обеспечения для получения кредита. В результате крупные и средние сельскохозяйственные товаропроизводители не могут взять большой льготный кредит для развития.
      2. Механизмом реализации данного национального проекта является, в основном, предоставление субсидии на возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам. То есть развивать сельское хозяйство в стране предполагается путем привлечения дешевых кредитов. Но при этом не был продуман механизм погашения данных кредитов. Так при получении кредита выплачивать проценты и сам кредит необходимо уже на следующий месяц после его получения. В свою очередь сельхозпроизводитель получит прибыль, с которой и будет гаситься кредит, только, как минимум, через полгода, потому что необходимо время для того, что бы созрел урожай или «вырос» сельскохозяйственный скот. Были случаи, когда при приобретении элитного крупного рогатого скота весь скот «шел под нож» уже через пару месяцев, так как не было средств платить за кредит[25.C.27].

Перечисленные проблемы охватывают основной (но не исчерпывающий) круг тех сложных вопросов, по которым необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование, «настройку» механизмов реализации приоритетных национальных проектов. От оперативности и успешности этой работы в существенной мере зависит повышение эффективности использования значительных объемов бюджетных средств, направляемых на реализацию национальных проектов.

 

 

 

3.3. Перспективные  методы и формы повышения эффективности  реализации национальных проектов

Для совершенствования реализации приоритетных национальных проектов, как уже отмечалось выше, необходимо оценивать их реализацию с системой показателей, ориентированных на конечный результат. Это, прежде всего, повышение качества образования, снижение уровня смертности, повышение уровня здоровья населения, повышение доступности жилья, повышение продовольственной безопасности страны. Именно улучшение ситуации в данных сферах ведет, в конечном итоге, к повышению уровня благосостояния всего населения и развитию потенциала личности — главного фактора экономического развития для стран, использующих свой инновационный потенциал.

Обращает на себя внимание и определенная незавершенность в формировании логики национальных проектов. Так, «выпадение из этого перечня приоритетов культуры и науки представляется ошибочным: будущее общество и экономика во многом будут зависеть от развития именно этих областей, которые, так же как и образование, превращаются в ведущие экономические отрасли и основные структурные элементы нового общества»[25.C.27]. Высказывалась позиция, согласно которой «выпадение» науки и культуры означало просто, что эти области не нашли еще своих лоббистов, способных сформулировать внятные проекты.

Понятно, что наука и культура неизбежно должны будут войти в число национальных приоритетов, прежде всего именно по этим причинам, однако задержка с их включением в перечень ПНП в 2005—2006 годах, уже негативно сказывается на состоянии этих областей. Так, руководитель союза театральных деятелей А. Калягин следующим образом охарактеризовал положение в области театрального искусства весной 2006 года: «Творческая жизнь театров угодила под колеса жестких финансовых правил, а это оказывается губительнее идеологической цензуры. Набрала силу порочная практика, когда законы, мешающие творчеству, проходят с лету»[19.C.1].

Похожая ситуация наблюдается и в науке: за последние годы РФ по своему вкладу в фундаментальную науку в мире опустилась со 2-го места на 9-е. По итогам 10 лет Россия заняла 8-е место в мире по числу опубликованных научных работ и 18-е место по индексу их цитирования. Уже и Китай обогнал Россию по цитируемости. В среднем каждую статью российского ученого цитируют 3 раза, американского - 13 раз. Приходится также признать, что качество нашего научного продукта не слишком высокое.

Объяснение, конечно же, прежде всего материальное: на одного ученого Россия расходует в 20 раз меньше средств, чем в США, в 10 раз меньше, чем в Европе. Бюджет всей российской науки составляет 2 млрд. долл., а в Китае - уже 28 млрд. долл. Очевидное недофинансирование - налицо, даже если признать всю критику в адрес российской науки справедливой[25.C.27].

Но проблема, конечно, не только в недофинансировании. Главное не только в том, что на науку у нас выделяют мало средств, но и в том, что наш научный продукт далек от внедрения и коммерциализации. Россия регистрирует в 10 раз меньше патентов, чем Япония, в 6 раз меньше, чем США, в 2 раза меньше, чем Корея. И из этих немногих изобретений в России внедряется в производство только 0,5%. Иными словами, экономика России не восприимчива к инновациям. Доля инновационных предприятий в России настолько мала, что любые сопоставления с другими странами просто недопустимы. За. все годы, включая советский период, в стране не было- создано благоприятного инновационного климата. Это привело к ситуации, когда результаты научной работы ученых, нередко соответствующие мировому уровню, не только не использовались, но и не были вообще востребованы в качестве экспортного потенциала.

Д.А. Медведев заявил, что появление новых национальных проектов возможно лишь тогда, когда будут выполнены основные задачи уже реализуемых национальных проектов: «Я думаю, что в принципе, когда мы почувствуем, что основные проблемы текущих четырех проектов закрыты, даже с пониманием того, что часть из них носит более длительный характер, мы можем принять решение о превращении в нацпроект какой-то другой работы, например культуры»[7].

Информация о работе Методология изучения приоритетных национальных проектов