Эколого-правовой режим использования и охраны недр

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Оглавление

Введение:
Недра как объект эколого-правового режима недропользования…………………………………………………………3
1.Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции…………………………6
2.Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых………..10
3.Планирование использования и охраны недр………………………...11
4.Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых…………………………………………………….12
5.Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр….13
Заключение:
Ответственность за нарушение законодательства о недрах……………16
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

-лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местною значения, заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения;

-определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых;

-государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком, регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

 В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования.

Так, в их компетенцию  входит:

-участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков,

-развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности,

-предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождении общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружении местного значения,

-приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений настоящего Закона, контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, введение ограничений на пользование участками недр на территориях

населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.

 Основной задачей государственною регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколении народов Российской Федерации. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля

 В задачи государственного регулирования входят определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам, обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, установление квот на поставку добываемого минерального сырья, введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья, установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. На систему специальных органов возложены функции регулирования (управления) поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации. Комитет по геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994г. (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсов РФ) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также функции управления государственным фондом недр.

 2.Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рациональною комплексного использованиянедр, определения платы  за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе.

 Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение о  государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых.

Государственная экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземныхсооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется органом управления государственным фондом недр или его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона).

 3.Планирование использования и охраны недр

   Для плановою  использования недр и их охраны  основой является учет запасов и месторождении полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых Проекты плановиспользования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающимиминеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам и предприятиям-правительствами республик, входящих в состав РФ, и соответствующими органами дру1их субъектов РФ Планы использования и охраны недр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации.

Планирование  использования и охраны недр позволяет  увязать эти вопросы с потребностями промышленного производства в минеральном сырье, а также

другими нуждами  народного хозяйства.

  4.Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых

Порядок распределения  и перераспределения недр, осуществляемый припредоставлении и изъятии  участков недр, зависит от целей, для которых эти участки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрами.Например, для геологического изучения недра предоставляются на основанииразрешении, выдаваемых специально на то уполномоченными государственными органами в установленном порядке Предоставление недр для пользования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, происходит в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и республик, входящих в ее состав, других субъектов РФ;

Недра предоставляются  в пользование специальным разрешением  в  виде лицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружении, не связанных с добычей полезных ископаемых Для образования особо охраняемых геологических объектов недра предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода-геометризованного блока недр.

 Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная организации или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежей полезных ископаемых

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружении, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются  при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

 Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

 5.Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр.

 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользо-вателями установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр. правил ведения государственного учета и отчетности Он осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами.

 Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранительными и иными контрольными органами.

 Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр.

 Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на органы государственного горного надзора, которые осуществляют свою деятельность во взаимодействии с

органами  государственного геологического контроля, природоохранными ииными контрольными органами, профессиональными  союзами.

 Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности

и порядок  работы определяются положение, утверждаемым Правительством РФ.

 Кроме того, осуществляется ведомственный контроль за использованием и охраной недр предприятиями, организациями и учреждениями, пользующимися недрами, которые находятся в ведении соответствующих органов. Правильность разработки месторождений полезных ископаемых контролируется маркшейдерской, геологической и иными службами. Наиболее широким и всеобъемлющим надзором за правильностью эксплуатации недр и их охраной, включающим надзор за всеми видами пользования недрами, является государственный горный надзор.

 Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами.

 Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности. Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской Деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором.

 Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных средств, предоставляется по установленной форме в федеральной и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.

 Порядок и условия использования указанной информации определяются органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ.

 Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту

информацию или  сведения о ней в федеральный  и соответствующий территориальный фонды геологической информации и определяют условия ее использования.

 Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования (ст. 27 Закона о

недрах). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Заключение:

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Нарушения законодательства об охране и использовании недр можно подразделить на несколько групп (ст. 49 Закона о недрах).Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительными, лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом, нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами, самовольном пользовании недрами, выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других нарушениях рационального использования недр, приводящих к порче месторождения, нарушении настоящего Закона, нарушениях, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, нарушении права собственности на геологическую и иную информацию о недрах либо ее конфиденциальности, самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых; необеспечении сохранности здании, сооружений, а также особо охраняемыхтерритории и объектов окружающей природной среды при п ользовании недрами, уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблюдения режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков, систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами,невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требовании по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации, неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также административную ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны недр