Эколого-правовой режим использования и охраны недр

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Оглавление

Введение:
Недра как объект эколого-правового режима недропользования…………………………………………………………3
1.Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции…………………………6
2.Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых………..10
3.Планирование использования и охраны недр………………………...11
4.Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых…………………………………………………….12
5.Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр….13
Заключение:
Ответственность за нарушение законодательства о недрах……………16
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 103.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение:

Недра как объект эколого-правового режима недропользования…………………………………………………………3

1.Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции…………………………6

2.Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых………..10

3.Планирование использования и охраны недр………………………...11

4.Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых…………………………………………………….12

5.Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр….13

Заключение:

Ответственность за нарушение законодательства о  недрах……………16

Список  используемой литературы…………………………………….19 

  

    
 
 
 
 
 
 

  

Введение

Недра как объект эколого-правового  режима недропользования.

В единой системе  природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.Под недрами понимается часть земной коры, расположенная  ниже  почвенного слоя, а при его отсутствии -  ниже  земной  поверхности и дна водоемов  и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для  геологического  изучения и освоения.

Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции  Федерального  закона от 8 февраля  1995  г.)  регулирует  отношения,  возникающие  в  связи  с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее  континентального шельфа,  а  также  в  связи  с  использованием  отходов  горнодобывающего  и связанных с ним  перерабатывающих  производств,  торфа,  сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы  и  рапу соляных озер и заливов морей.Данный  Закон  содержит  правовые  и  экономические  основы  комплексного рационального использования и охраны  недр,  обеспечивает  защиту  интересовгосударства и граждан РФ, а также права пользователей недр. Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в  соответствии  с  ним  других  федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов  РФ-Закон  РФ  о  недрах действует  на   всей   территории   РФ,   а   также   регулирует   отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии  с  федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов   РФ   не   могут противоречить данному Закону, принятому  21  февраля  1992  г.  (в  редакции федерального закона от 8 февраля 1995 г.). Специфические отношения, связанные с геологическим  изучением  и  добычей отдельных видов  минерального  сырья,  а  также  захоронением  радиоактивных отходов и  токсичных  веществ,  могут  регулироваться  другими  федеральными законами с соблюдением принципов и положений,  установленных  Законом  РФ  о недрах.

 Субъекты РФ принимают свои законы и  иные  нормативные  правовые  акты  в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. Недра  в  границах  территории  РФ,  включая  подземное  пространство   и

содержащиеся  в недрах полезные ископаемые, энергетические  и  иные  ресурсы,являются государственной собственностью.  Вопросы  владения,  пользования  и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Участки недр и права пользования  ими  не  могут  быть  предметом купли-продажи, дарения,  наследования,  вклада,  залога  или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.В соответствии со  ст.  2  Закона  о  недрах  государственный  фонд  недр составляют  используемые  участки,  представляющие  собой   геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части  недр  в  пределах  территории  РФ  и  ее континентального шельфа. Владение,  пользование  и  распоряжение  государственным  фондом  недр  в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих  на  соответствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами. Федеральные органы исполнительной власти и органы  исполнительной  власти субъектов РФ в пределах  своих  полномочий  утверждают  государственные  про граммы геологического изучения  недр,  воспроизводства  минеральной  базы  и рационального  использования  недр,  по  представлению  федерального  органа управления государственным  фондом  недр  и  под  контролем  государственных органов решают вопросы недропользования, охраны  недр  и  охраны  окружающей среды. Для  гарантированного   обеспечения   государственных   потребностей   РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие  которых  влияет на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее суверенитета,  а  также  для  выполнения   обязательств   по   международным договорам РФ отдельные участки недр, в том  числе  содержащие  месторождения полезных ископаемых, могут получать с гарус объектов  федерального  значения на основании совместных решений федеральных органов  государственной  власти и  органов  государственной  власти   субъектов   РФ   Часть   месторождении федерального значения, в том  числе  освоенных  и  подготовленных  к  добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений. Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения,  в  том числе к федеральному фонду резервных месторождений  полезных  ископаемых,  и порядок   отнесения   их   к   федеральной   собственности   устанавливаются федеральными законами. Связь недр с землей  проявляется  в  том,  что  они  являются  продуктами природы:  выступают  непосредственным  продолжением  земельной   территории;

запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах  земли,  также  ограничены, как ограничена и земная поверхность. Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как  основным  средством   производства   (при   добыче   полезных   ископаемых),   так   ипространственным операционным базисом (при использовании  пространства  недр для  размещения   подземных   складов,   сооружения   газовых   и   нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки  линий  метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод). Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восстановлению,  в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их  месторождения  распределены неравномерно в  территориальном  отношении,  доступны  лишь  в  ограниченной степени. В экологическом аспекте  недра  служат  естественным  фундаментом  земной поверхности, естественной «кладовой»  земли.  Эксплуатация  недр  связана  с возможностью  нанесения  ущерба  другим  природным  богатствам,   окружающей природной среде в целом, здоровью человека. Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных  в  недрах  земли  инаходящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей,  а также могут быть памятниками природы, истории, культуры. Объектом права государственной собственности на недра признаются как  уже открытые,  так  еще   и   не   открытые   полезные   ископаемые.   Открытыми месторождениями считаются такие,  наличие  которых  точно  установлено.  Все остальные месторождения признаются еще не открытыми. Все   полезные   ископаемые    делятся    на    общераспространенные    инеобщераспространенные. К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для  производства  огнеупорных  и  фарфорово-фаянсовых  изделий), галька,  гравий,  глина  (кроме  каолина,   огнеупорной,   формовочной   для фарфорово-фаянсовых   изделий,    лорициновой,    красочной,    бетонитовой, кислотоупорной),  долодий,  камень,   булыжный   камень,   песчаник   (кроме дннасового),  мел,  гипс,  мергель,  туф,  известняк  (кроме   флюсового   и битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит,  диорит,  сионит, габбро, андезит, порфир. К  необщераспространенным  относятся  все  прочие   рудные   и   нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.). Для этих двух видов полезных  ископаемых  установлен  различный  правовой режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых  делятся  на месторождения  федерального,  республиканского  (субъектов  РФ)  и  местного значения. Учет полезных ископаемых  производится  в  соответствии  с  утвержденными классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида  минерального сырья. Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на  балансовые и забалансовые.

Балансовыми  запасами  полезных  ископаемых  признаются   такие   запасы,     использование  которых  в  настоящее  время  экономически  целесообразно   и которые должны удовлетворять определенным кондициям.

Забалансовые  —  это  такие  запасы  полезных  ископаемых,  использование которых  в  настоящее  время  экономически  нецелесообразно  из-за   низкого содержания  ценных   компонентов,   небольшой   мощности   залежей,   малого количества полезных ископаемых, нахождения  их  в  трудных  горнотехнических условиях и т.п.,  но  которые  в  дальнейшем  могут  быть  использованы  для промышленного освоения. Отнесение запасов к одной из указанных групп  меняет  правовое  положение месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации  и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В  то  же  время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов. Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи,  подчиненные особому правовому режиму и  относящиеся  к  месторождениям  регионального  и местного значения.

 Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о  разделе продукции при пользовании недрами » предусмотрено впредь до  вступления  в силу законов РФ, регламентирующих порядок применения  соглашений  о  разделе продукции,  для  создания  правовых  основ  для  привлечения  российских   и иностранных инвестиций  в  поиск,  разведку  и  добычу  минерального  сырья, использовать положения настоящего Указа.

1.Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции

  Регулирование эколого-правового режима недропользования представляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рациональное, эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы.Различается государственное регулирование со стороны собственников недр, которое осуществляется государственными органами и от имени государства, и внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование)

 В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных

органов государственной  власти РФ в сфере регулирования  отношений

недропользования входят разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах, определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ, установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств, государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения, составление государственного баланса запасов полезных ископаемых. Государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр, распоряжение недрами континентального шельфа РФ, введение ограничений на пользование недрами на специальных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды, распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ, совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами, защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;

разрешение споров по вопросам пользования недрами  между субъектами РФ,  

заключение международных договоров РФ по геологическому изучению,использованию и охране недр,государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его определения.

 Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектами РФ.

 Законом РФ о недрах определена компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользования на своих территориях в нее входит:

-принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

-участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;

-разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

-здание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов, участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или опасность;

-составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

-распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр федерального, регионального и местного значения;

-определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;

-установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

-защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны недр