Система рационального использования и охраны недр

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:15, реферат

Краткое описание

Под охраной недр понимается научно обоснованное рациональное и бережное использование полезных ископаемых, максимально полное, технически доступное и экономически целесообразное их извлечение, переработка, использование, утилизация отходов, ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам.
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

Оглавление

Система рационального использования и охраны недр. Основные требования по рациональному использованию и охране недр. Основные права и обязанности пользователя недр. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Аварийно-спасательная служба. Прекращение права пользования недрами. 2

Соглашение о разделе продукции: общая структура соглашения о разделе продукции; история зарождения и развития соглашения о разделе продукции; правила формирования экономического и фискального механизма соглашения о разделе продукции. 8

. Виды и сроки предоставления недр в пользование на основании ФЗ РФ "О недрах". 10

Список литературы 13

Файлы: 1 файл

горное право 7 вариант.docx

— 34.03 Кб (Скачать)

Содержание

 

  1. Система рационального использования и охраны недр. Основные требования по рациональному использованию и охране недр. Основные права и обязанности пользователя недр. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Аварийно-спасательная служба. Прекращение права пользования недрами.                                                                             2

 

  1.    Соглашение о разделе продукции: общая структура соглашения о разделе продукции; история зарождения и развития соглашения о разделе продукции; правила формирования экономического  и  фискального механизма соглашения о разделе продукции.               8

 

  1. . Виды и сроки предоставления недр в пользование на основании ФЗ РФ "О недрах".                                                                                        10

 

  1. Список литературы                                                                                  13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система  рационального использования и охраны недр

Под охраной недр понимается научно обоснованное рациональное и  бережное использование полезных ископаемых, максимально полное, технически доступное  и экономически целесообразное их извлечение, переработка, использование, утилизация отходов, ликвидация урона, нанесенного  естественным природным ландшафтам.

Основными требованиями по рациональному использованию  и охране недр являются:  
1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;  
2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;  
3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;  
4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;  
5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;  
6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;  
7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;  
8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;  
9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;  
10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;  
11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.  
В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Пользователь  недр имеет право: 
1) использовать предоставленных ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; 
2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; 
3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции и действующим законодательством; 
4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии или в соглашении о разделе продукции; 
5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; 
6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией или соглашением о разделе продукции; 
7) обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.Пользователь недр обязан обеспечить: 
1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; 
2) соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; 
3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; 
4) представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; 
5) представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; 
6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; 
7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 
8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 
9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 
10) выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.К пользователям недр или привлекаемым ими для пользования недрами другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения  работ, связанных с пользованием недрами, являются:

1) допуск к работам  лиц, имеющих специальную подготовку  и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование;

2) обеспечение лиц, занятых  на горных и буровых работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;

3) применение машин, оборудования  и материалов, соответствующих требованиям  правил безопасности и санитарным  нормам;

4) правильное использование  взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование;

5) проведение комплекса  геологических, маркшейдерских и  иных наблюдений, достаточных для  обеспечения нормального технологического  цикла работ и прогнозирования  опасных ситуаций, своевременное определение и нанесение на планы горных работ опасных зон;

6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;

7) запрещение ведения  горных работ, если температура  воздуха, а также содержание  в рудничной атмосфере действующих  горных выработок кислорода, вредных,  взрывоопасных газов и пылей не соответствуют требованиям норм и правил безопасности, санитарных норм и правил;

8) осуществление специальных  мероприятий по прогнозированию  и предупреждению внезапных выбросов  газов, прорывов воды, полезных  ископаемых и пород, а также  горных ударов;

9) управление деформационными  процессами горного массива, обеспечивающее  безопасное нахождение людей  в горных выработках;

10) разработка и проведение  мероприятий, обеспечивающих охрану  работников предприятий, ведущих  работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций.

 

Аварийно-спасательные службы

 
Горнодобывающие работы являются одним  из наиболее опасных видов деятельности, поскольку они, во-первых, осуществляются в условиях не всегда четко предсказуемого поведения горных пород и, во-вторых, объективно аварии вследствие нарушения требований безопасности ведения работ или случайностей приводят чаще всего к очень тяжелым последствиям. 
 
Пользователи недр, ведущие горные работы, должны обслуживаться профессиональными горноспасательными службами., а ведущие буровые работы при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений - профессиональными службами по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов на основе договоров, заключаемых пользователями недр с такими службами. 
 
Деятельность аварийно-спасательных служб регламентируется ФЗ РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (1995). 
 
Закон определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории России, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, организациями, учреждениями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации. 
 
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, ликвидацией медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства.

 

Право пользования  недрами прекращается:

1) по истечении установленного  в лицензии срока ее действия;

2) при отказе владельца  лицензии от права пользования  недрами;

3) при возникновении определенного  условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

4) в случае переоформления  лицензии с нарушением условий,  предусмотренных статьей 17-1 настоящего  Закона;

5) в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о концессионных соглашениях.

 

2.  Соглашение о разделе продукции  
1. Соглашение о разделе продукции (далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.  
2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.  
Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.  
3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами. 
Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.  
В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.  
В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующего органа местного самоуправления. 
Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.  
4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является:  
обусловленная объективными факторами убыточность для недропользователя и государства продолжения разработки являющихся градообразующими месторождений полезных ископаемых, если разработка таких месторождений может обеспечить существенный объем добычи полезных ископаемых, а прекращение разработки повлечь за собой негативные социальные последствия;  
отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений полезных ископаемых, за счет освоения которых обеспечивается поддержание необходимого для социального развития и экономической безопасности Российской Федерации уровня добычи полезных ископаемых в целом по Российской Федерации, а также для строительства объектов производственной инфраструктуры (в том числе объектов транспортировки полезных ископаемых) в первую очередь на континентальном шельфе Российской Федерации, в удаленных и слабо освоенных районах;  
необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях и являющихся остаточными для разрабатываемых месторождений, а также необходимость предотвращения потерь топливно-энергетического и минерального сырья в недрах;  
необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопасности и охраны недр при разработке расположенных на особо охраняемых природных территориях крупных месторождений полезных ископаемых;  
необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест, обеспечения благоприятных социально-экономических условий в дотационных регионах и районах, занятость населения в которых находится на низком уровне;  
наличие обязательств Российской Федерации о проведении переговоров об условиях соглашений, а также наличие результатов проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях раздела продукции.   
5. В отдельных случаях перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются на основании решения Правительства Российской Федерации и решения органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации без утверждения федеральными законами, если указанные участки недр включают в себя следующие месторождения полезных ископаемых:  
месторождения нефти, извлекаемые запасы которых составляют до 25 миллионов тонн;  
месторождения газа, запасы которых составляют до 250 миллиардов кубических метров;  
месторождения коренного золота, запасы которых составляют до 50 тонн;  
месторождения россыпного золота, запасы которых составляют до 1 тонны;  
месторождения иных полезных ископаемых, не относящихся к стратегическим видам полезных ископаемых и не являющихся валютными ценностями.  
6. В пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, субъекты Российской Федерации осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.  
7. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат исполнению в соответствии с определенными в них условиями. При этом положения настоящего Федерального закона применяются к указанным соглашениям в той мере, в какой его применение не противоречит условиям таких соглашений и не ограничивает права, приобретенные и осуществляемые инвесторами в соответствии с этими соглашениями. 

 

3.

Виды пользования  недрами

Недра предоставляются в  пользование для:

1) регионального геологического  изучения, включающего региональные  геолого-геофизические работы, геологическую  съемку, инженерно-геологические изыскания,  научно-исследовательские, палеонтологические  и другие работы, направленные  на общее геологическое изучение  недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку  месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения  и оценки пригодности участков  недр для строительства и эксплуатации  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых;

3) разведки и добычи  полезных ископаемых, в том числе  использования отходов горнодобывающего  и связанных с ним перерабатывающих  производств;

4) строительства и эксплуатации  подземных сооружений, не связанных  с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых  геологических объектов, имеющих  научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное  значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники,  памятники природы, пещеры и  другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других  геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться  в пользование одновременно для  геологического изучения, разведки и  добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании  решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления  на этом участке недр разведки и  добычи полезных ископаемых пользователем  недр только после завершения геологического изучения недр на этом участке недр.

 

Сроки пользования  участками недр: 
Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок участки недр предоставляются в пользование для: 
геологического изучения - на срок до 5 лет; 
добычи полезных ископаемых - на срок отработки месторождения полезных ископаемых, исчисляемый исходя из технико-экономического обоснования разработки месторождения полезных ископаемых, обеспечивающего рациональное использование и охрану недр; добычи подземных вод - на срок до 25 лет; 
добычи полезных ископаемых на основании предоставления краткосрочного права пользования участками недр в соответствии со статьей 21.1. настоящего Закона - на срок до 1 года. 
Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, связанных с захоронением отходов, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, a также для образования особо охраняемых геологических объектов и иных целей. 
Срок пользования участком недр может быть продлен по инициативе пользователя недр при выполнении им оговоренных в лицензии на пользование участком недр условий и необходимости завершения разработки месторождения полезных ископаемых или выполнения ликвидационных мероприятий. 
Порядок продления срока пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции определяется указанным соглашением. Сроки пользования участками недр исчисляются с момента государственной регистрации лицензий на пользование этими участками недр.

Информация о работе Система рационального использования и охраны недр