Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:15, контрольная работа
Недра и залегающие в них полезные ископаемые являются важной составляющей экономической безопасности России. В условиях динамично развивающегося промышленного производства одним из основных бюджетообразующих факторов считается деятельность различных предприятий по извлечению из недр полезных ископаемых, их переработка и использование. Вместе с тем содержимое недр является потребляемым, поэтому на первый план выходит проблема надлежащего правового регулирования деятельности заинтересованных лиц и государства по использованию и охране недр.
Введение 3
I. Эколого-правовой режим использования и охраны недр 4
§1.Общие положения о нарушениях режима использования и охраны недр 4
II. Рациональное использование и охрана недр 6
§2.Пользование недрами 6
§2. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр 11
Заключение 16
Используемая литература: 17
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экологическое право"
Вариант 7 ( Н,О)
Тема: «Эколого-правовой режим использования и охраны недр».
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение 3
I. Эколого-правовой режим использования и охраны недр 4
§1.Общие положения о нарушениях режима использования и охраны недр 4
II. Рациональное использование и охрана недр 6
§2.Пользование недрами 6
§2. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр 11
Заключение 16
Используемая литература: 17
Недра и залегающие в них полезные ископаемые являются важной составляющей экономической безопасности России. В условиях динамично развивающегося промышленного производства одним из основных бюджетообразующих факторов считается деятельность различных предприятий по извлечению из недр полезных ископаемых, их переработка и использование. Вместе с тем содержимое недр является потребляемым, поэтому на первый план выходит проблема надлежащего правового регулирования деятельности заинтересованных лиц и государства по использованию и охране недр.
Факты привлечения к уголовной ответственности в России по ст. 255 УК РФ немногочисленны: в 1997 г. их было 3, в 1998 г. - 1, в 1999 г. уголовные дела по этой статье вообще не возбуждались1; в 2003 г. было зарегистрировано 2; в 2004 г. - 12; в 2005 г. - 15; в 2006 г. - 10; в 2007 г. - 8 фактов2.
Поэтому очевидна актуальность данного вопроса на современном этапе развития российского законодательства в сфере охраны и использования недр.
В настоящей работе будут рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся эколого-правового режима использования и охраны недр в Российской Федерации.
Приоритетными направлениями
государственной политики в области
сохранения природных систем является
поддержание их целостности и
жизнеобеспечивающих функций
Основная цель природоохранного
законодательства России - создание эффективной
правовой модели регулирования общественных
отношений, складывающихся в области
охраны окружающей среды, адекватно
отражающей соотношение экологических
и экономических интересов
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом, роль которого в данной сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Именно органы государственной власти обладают специальными правовыми и административными средствами для обеспечения реализации требований экологического законодательства.
В настоящее время
В настоящее время задачи по формированию гражданского общества и правового государства не только закреплены в Конституции РФ, но также должны учитываться при подготовке, рассмотрении и принятии нормативно-правовых актов регионального законодательства. Анализ действующего законодательства показывает, что основные принципиальные положения предпринятого конституционного курса развития нашей страны все более активно внедряются в нормативную правовую базу регионов России2.
Например, Самарской губернской
Думой приняты областные
Отношения по недропользованию тесно связаны с земельными отношениями, которые в этом случае составляют особую группу отношений, имеющую свою специфику регулирования.
Недра наряду с землей, водами
и лесной растительностью являются
самостоятельным объектом окружающей
природной среды, хотя и находятся
во взаимной зависимости с ними в
общей системе
Разработка
Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленной. Она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и кооперативными или частными предприятиями. Недра в Российской Федерации являются государственной собственностью. Поэтому они могут предоставляться только на праве пользования, в том числе аренды. Это не означает, что земельные участки, в пределах которых залегают полезные ископаемые, не могут находиться в частной собственности. Однако сами недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, являются объектами государственной собственности во всех случаях.
Субъектами права пользования участками в горнодобывающей промышленности являются отдельные предприятия или граждане, а объектами - участки, предоставленные для горных разработок, т.е. для производства раскопок и извлечения полезных ископаемых, их складирования и хранения, для возведения необходимых для этого построек и сооружений, а также для других нужд, связанных с обслуживанием горного дела.
Управление государственным фондом недр осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления в той мере, в какой эти полномочия могут быть им переданы субъектами РФ. Распоряжение им относится к совместной компетенции Правительства РФ и субъектов Российской Федерации.
Специальными органами управления
государственным фондом недр являются
Министерство природных ресурсов РФ,
а также Государственный
В соответствии со ст. 6 Закона «О недрах»1 недра предоставляются для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений; образования особо охраняемых геологических объектов (заповедников, заказников, научных полигонов и др.); сбора минералогических и других коллекционных материалов.
Недра предоставляются в бессрочное или срочное пользование. В срочное пользование на период 5, 20 и 25 лет недра предоставляются соответственно для геологического изучения, для добычи полезных ископаемых и в случаях совмещения указанных видов недропользования. В бессрочное пользование недра предоставляются для строительства подземных сооружений, образования особо охраняемых объектов и иных целей. Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии. Лицензия - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока. Допускается выдача лицензий на несколько видов недропользования одновременно.
Изложенный выше порядок недропользования относится к разработке необщераспространенных полезных ископаемых.
Что касается общераспространенных полезных ископаемых, то в соответствии со ст. 18 Закона «О недрах» порядок предоставления недр для разработки месторождений этого вида полезных ископаемых и порядок пользования ими устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. При отсутствии таковых этот порядок принимается аналогичным изложенному выше.
Собственники земельных
участков и землепользователи, как
юридические, так и физические лица,
имеют право по своему усмотрению
и без получения специального
разрешения осуществлять в границах
своих земель без применения взрывных
работ добычу общераспространенных
полезных ископаемых для внутрихозяйственных
целей и строительство
Порядок предоставления земельных участков для недропользования и порядок использования этих участков регулируются как нормами земельного законодательства (ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ1), так и нормами горного законодательства (ст. 11 Закона о недрах, Инструкция о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденная Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 11 сентября 1996 г., и др.). Правовым основанием для возбуждения ходатайства о предоставлении земельного участка для недропользования является горный отвод. Под горным отводом понимается участок недр, предоставленный для разработки полезных ископаемых либо иного вида недропользования. Границами горного отвода считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых. Один и тот же горный отвод может быть предоставлен одновременно нескольким предприятиям, участникам разработки одного и того же месторождения. В этом случае соответствующий земельный участок предоставляется в долях (по признаку мощности предприятий, объема добычи продукции и т.п.) либо в совместное их пользование.
Органами, имеющими право предоставлять горные отводы, являются:
- органы округов
- органы исполнительной
власти районов (городов) - для
промышленной разработки
Правовое оформление предоставления горного отвода осуществляется путем выдачи горноотводного акта и копии топографического плана с нанесением границ горного отвода и учинением специальной надписи по установленному образцу.
Таким образом, возможность земельного отвода прямо связана с наличием у заявителя горного отвода, т.е. первый возможен только при условии наличия второго.
Утрата права недропользования (независимо от причин) в пределах горного отвода автоматически влечет за собой и утрату права на земельный участок, предоставленный для этих целей.
Одним из обязательных условий предоставления земельных участков для недропользования является проект рекультивации земель, нарушаемых в процессе пользования недрами. Такой проект является обязательным документом в составе материалов по предоставлению земельного участка.
Условия пользования земельными участками, предоставляемыми для горных разработок, а также права и обязанности землепользователей в общем виде установлены земельным законодательством (ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ), горным законодательством (ст. 22 Закона о недрах) и конкретизируются в решениях о предоставлении земельных участков. В частности, они имеют право вести застройку в соответствии с целевым назначением участка и использовать лес, водные объекты для своих внутрихозяйственных нужд, если в решении о предоставлении не указано иное. Они обязаны по окончании работ приводить занимаемые земли в состояние, пригодное для использования их по прежнему целевому назначению.
Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны недр