Эколого-правовой режим использования и охраны недр

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Недра и залегающие в них полезные ископаемые являются важной составляющей экономической безопасности России. В условиях динамично развивающегося промышленного производства одним из основных бюджетообразующих факторов считается деятельность различных предприятий по извлечению из недр полезных ископаемых, их переработка и использование. Вместе с тем содержимое недр является потребляемым, поэтому на первый план выходит проблема надлежащего правового регулирования деятельности заинтересованных лиц и государства по использованию и охране недр.

Оглавление

Введение 3
I. Эколого-правовой режим использования и охраны недр 4
§1.Общие положения о нарушениях режима использования и охраны недр 4
II. Рациональное использование и охрана недр 6
§2.Пользование недрами 6
§2. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр 11
Заключение 16
Используемая литература: 17

Файлы: 1 файл

Охрана недр.docx

— 47.09 Кб (Скачать)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине "Экологическое право"

Вариант 7 ( Н,О)

Тема: «Эколого-правовой режим использования и охраны недр».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               

 

Екатеринбург

2012

Содержание

 

Введение 3

I. Эколого-правовой режим использования и охраны недр 4

§1.Общие положения о нарушениях режима использования и охраны недр 4

II. Рациональное использование и охрана недр 6

§2.Пользование недрами 6

§2. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр 11

Заключение 16

Используемая литература: 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Недра и залегающие в них  полезные ископаемые являются важной составляющей экономической безопасности России. В условиях динамично развивающегося промышленного производства одним из основных бюджетообразующих факторов считается деятельность различных предприятий по извлечению из недр полезных ископаемых, их переработка и использование. Вместе с тем содержимое недр является потребляемым, поэтому на первый план выходит проблема надлежащего правового регулирования деятельности заинтересованных лиц и государства по использованию и охране недр.

Факты привлечения к уголовной ответственности в России по ст. 255 УК РФ немногочисленны: в 1997 г. их было 3, в 1998 г. - 1, в 1999 г. уголовные дела по этой статье вообще не возбуждались1; в 2003 г. было зарегистрировано 2; в 2004 г. - 12; в 2005 г. - 15; в 2006 г. - 10; в 2007 г. - 8 фактов2.

Поэтому очевидна актуальность данного вопроса на современном  этапе развития российского законодательства в сфере охраны и использования  недр.

В  настоящей работе будут  рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся  эколого-правового режима использования и охраны недр в Российской Федерации.

 

 

 

    1. Эколого-правовой режим использования и охраны недр

§1.Общие положения о нарушениях режима использования и охраны недр

 

Приоритетными направлениями  государственной политики в области  сохранения природных систем является поддержание их целостности и  жизнеобеспечивающих функций для  сохранения и воспроизводства, а  также для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и  демографической ситуации, обеспечения  безопасности страны (экономической, экологической  и нравственной).

Основная цель природоохранного законодательства России - создание эффективной  правовой модели регулирования общественных отношений, складывающихся в области  охраны окружающей среды, адекватно  отражающей соотношение экологических  и экономических интересов общества, экологические приоритеты государства. При этом совершенствование экологического законодательства должно быть увязано  с проводимыми в стране экономическими, социальными и иными реформами. Законодательные акты, образующие целостную  систему природоохранного законодательства, не только должны быть привязаны к  решению текущих, часто взаимоисключающих  друг друга задач в области  охраны окружающей среды, но и призваны способствовать достижению долгосрочных целей, основанных на соблюдении экологических  приоритетов государства.

Государственное управление в области природопользования и  охраны окружающей среды - составная  часть государственного управления в целом, роль которого в данной сфере  определяется значением государственных  органов в механизме охраны окружающей среды. Именно органы государственной  власти обладают специальными правовыми  и административными средствами для обеспечения реализации требований экологического законодательства.

В настоящее время природоохранное  законодательство состоит из более 400 федеральных законов и 4000 подзаконных  актов, а также принимаемых в  соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации1. Основные направления в области охраны окружающей среды устанавливает Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Кроме того, правовое регулирование вопросов экологического нормирования осуществляется Федеральными законами «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления» и др.

В настоящее время задачи по формированию гражданского общества и правового государства не только закреплены в Конституции РФ, но также должны учитываться при подготовке, рассмотрении и принятии нормативно-правовых актов регионального законодательства. Анализ действующего законодательства показывает, что основные принципиальные положения предпринятого конституционного курса развития нашей страны все более активно внедряются в нормативную правовую базу регионов России2.

Например, Самарской губернской Думой приняты областные законы, в которых отражаются экологические  вопросы, среди них законы Самарской  области «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области», «О порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения на территории Самарской области».

 

    1. Рациональное использование и охрана недр

§2.Пользование недрами

 

Отношения по недропользованию тесно связаны с земельными отношениями, которые в этом случае составляют особую группу отношений, имеющую свою специфику регулирования.

Недра наряду с землей, водами и лесной растительностью являются самостоятельным объектом окружающей природной среды, хотя и находятся  во взаимной зависимости с ними в  общей системе природопользования. В то же время недра представляют собой часть земной коры, расположенной  главным образом ниже почвенного слоя, и поэтому не входят в понятие  земли как земной поверхности. В  этой связи следует отличать недра  от полезных ископаемых, которые могут  не только выходить на поверхность  и сливаться с понятием земли (песок, глина, гравий и т.п.), но и  иметь в этом смысле очень широкое  территориальное распространение. Именно этот признак в совокупности с народнохозяйственной значимостью  положен в основу классификации  полезных ископаемых (см. Инструкцию по оформлению горных отводов для разработки полезных ископаемых, утвержденную Приказом МПР от 7 февраля 1998 г. N 56). Все полезные ископаемые подразделяются на два вида: общераспространенные (песок, глина, камень, гравий, гипс, известь и др.) и необщераспространенные (рудные и нерудные; твердые, жидкие, газообразные). Такое разграничение полезных ископаемых является юридическим основанием для существенных различий в правовом режиме участков недр (в порядке предоставления участков, в праве пользования ими, в порядке регулирования иных отношений по недропользованию).

Разработка общераспространенных полезных ископаемых может быть промышленной и непромышленной (например, для  внутрихозяйственных нужд субъектов, на территории которых они залегают).

Добыча необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленной. Она называется горным промыслом и может производиться как государственными, так и кооперативными или частными предприятиями. Недра в Российской Федерации являются государственной собственностью. Поэтому они могут предоставляться только на праве пользования, в том числе аренды. Это не означает, что земельные участки, в пределах которых залегают полезные ископаемые, не могут находиться в частной собственности. Однако сами недра, включая полезные ископаемые, выходящие на поверхность земли, являются объектами государственной собственности во всех случаях.

Субъектами права пользования  участками в горнодобывающей  промышленности являются отдельные  предприятия или граждане, а объектами - участки, предоставленные для горных разработок, т.е. для производства раскопок и извлечения полезных ископаемых, их складирования и хранения, для  возведения необходимых для этого  построек и сооружений, а также  для других нужд, связанных с обслуживанием  горного дела.

Управление государственным  фондом недр осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, а также  органами местного самоуправления в  той мере, в какой эти полномочия могут быть им переданы субъектами РФ. Распоряжение им относится к  совместной компетенции Правительства  РФ и субъектов Российской Федерации.

Специальными органами управления государственным фондом недр являются Министерство природных ресурсов РФ, а также Государственный комитет  РФ по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному  надзору (Госгортехнадзор РФ).

В соответствии со ст. 6 Закона «О недрах»1 недра предоставляются для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений; образования особо охраняемых геологических объектов (заповедников, заказников, научных полигонов и др.); сбора минералогических и других коллекционных материалов.

Недра предоставляются в  бессрочное или срочное пользование. В срочное пользование на период 5, 20 и 25 лет недра предоставляются  соответственно для геологического изучения, для добычи полезных ископаемых и в случаях совмещения указанных  видов недропользования. В бессрочное пользование недра предоставляются для строительства подземных сооружений, образования особо охраняемых объектов и иных целей. Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии. Лицензия - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока. Допускается выдача лицензий на несколько видов недропользования одновременно.

Изложенный выше порядок  недропользования относится к разработке необщераспространенных полезных ископаемых.

Что касается общераспространенных полезных ископаемых, то в соответствии со ст. 18 Закона «О недрах» порядок предоставления недр для разработки месторождений этого вида полезных ископаемых и порядок пользования ими устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. При отсутствии таковых этот порядок принимается аналогичным изложенному выше.

Собственники земельных  участков и землепользователи, как  юридические, так и физические лица, имеют право по своему усмотрению и без получения специального разрешения осуществлять в границах своих земель без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых для внутрихозяйственных  целей и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров, если органами государственной власти субъектов РФ не установлен иной порядок.

Порядок предоставления земельных  участков для недропользования и порядок использования этих участков регулируются как нормами земельного законодательства (ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ1), так и нормами горного законодательства (ст. 11 Закона о недрах, Инструкция о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденная Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 11 сентября 1996 г., и др.). Правовым основанием для возбуждения ходатайства о предоставлении земельного участка для недропользования является горный отвод. Под горным отводом понимается участок недр, предоставленный для разработки полезных ископаемых либо иного вида недропользования. Границами горного отвода считаются проекции на земную поверхность контуров залегания полезных ископаемых. Один и тот же горный отвод может быть предоставлен одновременно нескольким предприятиям, участникам разработки одного и того же месторождения. В этом случае соответствующий земельный участок предоставляется в долях (по признаку мощности предприятий, объема добычи продукции и т.п.) либо в совместное их пользование.

Органами, имеющими право  предоставлять горные отводы, являются:

- органы округов Госгортехнадзора  РФ - для разработки необщераспространенных полезных ископаемых;

- органы исполнительной  власти районов (городов) - для  промышленной разработки месторождений  общераспространенных полезных  ископаемых.

Правовое оформление предоставления горного отвода осуществляется путем  выдачи горноотводного акта и копии  топографического плана с нанесением границ горного отвода и учинением  специальной надписи по установленному образцу.

Таким образом, возможность  земельного отвода прямо связана  с наличием у заявителя горного  отвода, т.е. первый возможен только при  условии наличия второго.

Утрата права недропользования (независимо от причин) в пределах горного отвода автоматически влечет за собой и утрату права на земельный участок, предоставленный для этих целей.

Одним из обязательных условий  предоставления земельных участков для недропользования является проект рекультивации земель, нарушаемых в процессе пользования недрами. Такой проект является обязательным документом в составе материалов по предоставлению земельного участка.

Условия пользования земельными участками, предоставляемыми для горных разработок, а также права и  обязанности землепользователей в  общем виде установлены земельным  законодательством (ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ), горным законодательством (ст. 22 Закона о недрах) и конкретизируются в решениях о предоставлении земельных участков. В частности, они имеют право вести застройку в соответствии с целевым назначением участка и использовать лес, водные объекты для своих внутрихозяйственных нужд, если в решении о предоставлении не указано иное. Они обязаны по окончании работ приводить занимаемые земли в состояние, пригодное для использования их по прежнему целевому назначению.

Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны недр