Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 20:15, контрольная работа
Недра и залегающие в них полезные ископаемые являются важной составляющей экономической безопасности России. В условиях динамично развивающегося промышленного производства одним из основных бюджетообразующих факторов считается деятельность различных предприятий по извлечению из недр полезных ископаемых, их переработка и использование. Вместе с тем содержимое недр является потребляемым, поэтому на первый план выходит проблема надлежащего правового регулирования деятельности заинтересованных лиц и государства по использованию и охране недр.
Введение 3
I. Эколого-правовой режим использования и охраны недр 4
§1.Общие положения о нарушениях режима использования и охраны недр 4
II. Рациональное использование и охрана недр 6
§2.Пользование недрами 6
§2. Уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр 11
Заключение 16
Используемая литература: 17
В случае нарушения почвенного покрова в процессе недропользования соответствующие субъекты обязаны снимать и хранить верхний плодородный слой этих участков, а затем производить землевание, т.е. наносить эту землю на непригодные участки для вовлечения их в сельскохозяйственное производство. Кроме того, они обязаны своевременно осуществлять рекультивацию нарушенных земель и передавать их в установленные сроки тем землепользователям, у которых они изымались. Условия и сроки восстановления этих земель и порядок передачи их прежним владельцам определяются органами, предоставившими земельные участки.
Предмет преступления - недра, т.е. часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Нарушения правил охраны и
использования недр могут выражаться:
в использовании выделенного
участка в иных целях, чем указано
в лицензии; в несоблюдении условий
застройки площадей залегания полезных
ископаемых (без соответствующего разрешения
федерального органа при отсутствии
условий обеспечения
Для признания ущерба значительным в каждом конкретном случае берутся во внимание ценность используемого участка недр, вида природного ресурса, значимость и стоимость уничтоженного или поврежденного элемента окружающей природной среды, возможность дальнейшего использования недр и т.д. Иначе говоря, учитывается как экологический, так и экономический вред.
Между нарушением правил и наступившим вредом должна существовать причинная зависимость.
Преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Субъект преступления - лицо, осуществлявшее проектирование, размещение, строительство, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений.
непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, нужно считать «правила охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также правила, регулирующие застройку площадей залегания полезных ископаемых». В ст. 255 УК РФ не сформулированы конкретные правила охраны и использования недр, нарушение которых влечет уголовное наказание. Большое число источников, содержащих правила охраны и использования недр, порождает трудности их поиска при применении ст. 255 УК РФ, что, в свою очередь, приводит к проблемам квалификации совершенного преступления.
Анализ мнений по вопросу о содержании предмета данного преступления позволяет выделить две точки зрения. Отдельные авторы считают, что это недра или их содержимое, другие - правила охраны и использования недр как часть общих правил охраны окружающей среды1.
В соответствии с общими
положениями к уголовной
При расследовании экологических преступлений на практике вызывают трудности вопросы, связанные с разграничением преступлений и административных правонарушений, так как нормы экологического характера сходны с нормами административного законодательства, поэтому большое значение приобретают разработка научно обоснованных критериев разграничения преступных и непреступных видов правонарушений в сфере недропользования; совершенствование законодательства РФ, связанного с недропользованием, тем самым устранение юридических коллизий; четкое толкование нормативных положений, в отношении которых возникают споры о разграничении правонарушений; конкретизация составов правонарушений в данной сфере; ужесточение санкции за уголовные преступления; усиление контрольно-надзорной функции органов в области недропользования. Реализация данных предложений может решить проблему разграничения правонарушений и преступлений в сфере недропользования.
Третьей проблемой являются особенности выявления фактов нарушения правил охраны и использования недр, реализация полномочий органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере недропользования. Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 1.1 Закона РФ от 24 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 30 декабря 2008 г.) существуют три уровня органов власти, осуществляющих контроль и надзор за недропользованием: федеральные органы (в том числе территориальные, созданные в округах), в субъектах РФ и органы в муниципальных образованиях.
Проблемы реализации полномочий
в сфере контроля и надзора
данными органами состоят в механизме
организации их деятельности, отличающемся
несовершенством
К сожалению, большинство
сотрудников контролирующих и надзорных
органов в сфере
Анализируя практику органов, осуществляющих предварительное расследование по данной категории дел, можно утверждать, что большинство расследуемых ими преступлений, связанных с нарушением правил охраны и использования недр, выявляются в условиях противодействия, оказываемого этим органам различными субъектами.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что на современном этапе необходимо изменить конструкцию ст. 255 УК РФ; разработать и законодательно закрепить единые требования и правила по рациональному использованию, а также охране недр, ориентированные на создание условий для организации рационального природопользования, предотвращения возникновения горнотехнических, эксплуатационных, инженерных, экологических проблем освоения недр; разработать и утвердить методику подсчета размера ущерба (вреда), нанесенного государству при нарушении законодательства о недрах; наладить эффективное взаимодействие органов, осуществляющих контроль за охраной и использованием недр, с правоохранительными органами; разработать методические рекомендации для следователей, расследующих экологические преступления.
В работе были рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся эколого-правового режима использования и охраны недр в Российской Федерации. Исходя из этого можно сделать выводы.
Проблема охраны и использования недр с каждым годом становится все более актуальной, так как увеличивается количество правонарушений в сфере недропользования, охраны окружающей среды.
Исходя из всего вышеизложенного это можно объяснить не отсутствием подобных деяний на практике, а следующими причинами: высокой латентностью; сложностью законодательных конструкций в данной сфере; значительным количеством нормативно-правовых актов различной юридической силы, регламентирующих правила охраны и пользования недроресурсами; особенностями разграничения преступлений и правонарушений в области недропользования; проблемами реализации полномочий органов, осуществляющих контроль и надзор за недропользованием, по выявлению данных преступлений; противодействием раскрытию преступлений, связанным с нарушением законодательства об охране и использовании недр, и др.
Нормативные правовые акты:
Литература:
1Власть: криминологические и правовые проблемы / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Ванюшкина, Н.Н. Даниленко. М., 2007. С. 242.
2Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Документы. Доклады и обзоры. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации" 2007 г. // www.mnr.gov.ru/
1Каримов Д.А., Малюхин Д.М. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды // Административное и муниципальное право. 2010. N 9.
2Муртазалиев А.М. Конституционные принципы правового государства как основа для развития экологического права и практики в сфере охраны окружающей среды // Экологическое право. 2009. N 4.
1 О недрах. Федеральный закон// Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.
1«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ(ред. от 12.12.2011)// «Российская газета», N 211-212, 30.10.2001
1Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.А. Громова. М., 2007. С. 93.
2Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Постатейный. 7-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2007. С. 735.
1"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.12.2011)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
Информация о работе Эколого-правовой режим использования и охраны недр