Правовой режим земель особо охраняемых территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Земельным кодексом установлен приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий, согласно которому их изъятие для иных целей ограничивается или запрещается. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота. На их территориях устанав-ливается такой порядок природопользования и хозяйствования, который не вызывает снижения или утраты экологической, лечебно-оздоровитель¬ной, рекреационной, историко-культурной ценности взятых под охрану земель.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий 4
2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий 5
3. Земли рекреационного назначения и особо ценные земли 26
Заключение 33
Список источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский  государственный университет

Кафедра гражданского и земельного права 
 
 

Контрольно-курсовая работа по дисциплине «Земельное право»

на тему:

«Правовой режим земель особо охраняемых территорий» 
 
 
 
 
 

Выполнил: ______________________    

Проверил: ______________________     
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2012

Содержание

 

Введение

     К землям особо охраняемых территорий и их объектов относятся земельные участки, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Они выделяются решениями органов государственной власти для использования в специальных эколого-социальных целях: сохранения и улучшения состояния окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, защиты природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, удовлетворения потребностей населения в местах массового отдыха, сохранения историко-культурного наследия,

     Земли особо охраняемых территорий и их объектов составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

     Земельным кодексом установлен приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий, согласно которому их изъятие для  иных целей ограничивается или запрещается. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и  оборота. На их территориях устанавливается такой порядок природопользования и хозяйствования, который не вызывает снижения или утраты экологической, лечебно-оздоровительной, рекреационной, историко-культурной ценности взятых под охрану земель.

     Охранный  режим устанавливается на землях, переданных пользователям: природоохранным учреждениям, организациям хранения памятников истории и культуры, а также на землях, не изъятых у собственников, владельцев, пользователей, арендаторов. Все пользователи особо охраняемых территорий обязаны соблюдать установленный режим.

 

  1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

     Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

     К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования, и оборота и для которых установлен особый правовой режим (п.1 ст. 94 ЗК РФ)1. К числу таких территорий закон относит особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты, земли природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения и иные особо ценные земли, признанные федеральными законами.

     Порядок отнесения земель к особо охраняемым территориям, федерального значения, порядок их использования и охраны устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок признания земель особо охраняемыми территориями регионального и местного значения, порядок их использования и охраны устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Правительство Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся пригородные, зеленые зоны, городские леса, городские парки, охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

     Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных Земельным кодексом и федеральными законами2.

2. Правовой режим  земель особо охраняемых  природных территорий

 

     К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических, парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

     Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается за исключением случаев, предусмотренных законами. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящееся под особой охраной, не подлежат приватизации (ст. 58 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г.) 3.

     Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

     На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавались особо охраняемые природные территории, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

     На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

     В целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

     Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих участков особого правового режима4.

     В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности (п. 5 ст.95 ЗК РФ)

     На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается:

  • предоставление садоводческих и дачных участков;
  • строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий;
  • движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
  • иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

     Названные общие требования, характеризующие правовой режим земель особо охраняемых территорий, сформулированы в Земельном кодексе Российской Федерации. Они дополняются также предписаниями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. Закон обязывает вести государственный кадастр особо охраняемых природных территорий5. В него включаются сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, их эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценностях. Порядок его ведения устанавливается Правительством Российской Федерации.

     Государственные природные заповедники. Такие территории учреждаются постановлением Правительства Российской Федерации при условии согласия субъектов Российской, Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников приватизации не подлежат. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за государственными природными заповедниками на праве оперативного управления.

     Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

     На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения 
генетического фонда растительного и животного мира.

     На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный, природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена, на облегчение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории. Эта деятельность осуществляется в порядке, установленном индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике6.

     Пребывание не территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находится данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

     Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов Российской Федерации на отнесение соответствующих территорий к объектам федеральной собственности. Конкретный национальный парк функционирует на основе положения, утвержденного государственным органом, в ведении которого он находится.

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий