Правовой режим земель особо охраняемых территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Земельным кодексом установлен приоритет сохранения земель особо охраняемых территорий, согласно которому их изъятие для иных целей ограничивается или запрещается. Они полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота. На их территориях устанав-ливается такой порядок природопользования и хозяйствования, который не вызывает снижения или утраты экологической, лечебно-оздоровитель¬ной, рекреационной, историко-культурной ценности взятых под охрану земель.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий 4
2. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий 5
3. Земли рекреационного назначения и особо ценные земли 26
Заключение 33
Список источников и литературы 34

Файлы: 1 файл

Земельное право.doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     Названные органы утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. На территориях, занятых памятниками природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собою нарушение сохранности памятников природы.

     Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Передача памятников природы и их территорий под охрану этих лиц оформляется охранным обязательством, паспортом или другим документом, выданным специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов11.

     Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев (п. 10 ст. 95 ЗК РФ).

     Дендрологические парки и ботанические сады признаются природоохранными учреждениями. В их задачи входит создание специальных коллекций растений в целях, сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

     Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначается только для выполнения их прямых задач. Земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады.

     Находящиеся на балансе дендрологических парков и ботанических садов здания, сооружения и помещения приватизации не подлежат.

     Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения. Они образуются соответственно решениям исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.

     На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

     Территория дендрологического парка и ботанического сада может подразделяться на:

     а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков и ботанических садов;

     б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков и ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

     в) административную12.

     Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых органами исполнительной власти, принявшими решение об образовании этих учреждений.

     Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов - это земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены, для лечения и отдыха граждан. Ими признаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами (месторождения минеральных вод, лечебные грязи, рапа лиманов и озер), благоприятным климатом и иными природными факторами и условиями, которые используются для профилактики и лечения заболеваний человека (п. 1 ст.96 ЗК РФ). Они могут быть признаны лечебно-оздоровительными местностями федерального, регионального или местного значения.

     Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории с природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, признаются курортами. Правовой режим названных территорий регулируется Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г13.

     Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

     Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного разлива. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством РФ. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения работ на особо охраняемых природных территориях.

     В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

     Округа санитарной охраны устанавливаются на местностях, если их природные лечебные факторы не относятся к недрам. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, где имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных). Внешний контур округа санитарной (горно-санаторной) охраны - граница лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района)14.

     В составе округа выделяется до трех зон. Земельные участки в: границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии с законодательством (ст. 55 ЗК РФ).

     Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (скважин, источников), месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории этой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях, при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

     Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой: зоны устанавливаются на расстоянии не менее 15 м от оголовка скважины или контура очага разгрузки. Для лечебных пляжей, а также акваторий, предназначенных для купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 м от контура пляжа по суше и не менее 300 м от; линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 м - по его противоположному берегу.

     Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

     Режим второй зоны устанавливается для территории, с которых происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных природных ресурсов, а также на территориях, занятых лесопарками и другими зелеными насаждениями, объектами санаторно-курортного назначения.

     На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием, сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работу загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.

     Границы второй зоны устанавливаются с учетом геоструктурных, гидрогеологических, геоморфологических и ряда других факторов.

     Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей, месторождений лечебных грязей, других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

     На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

     Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

     Вынесение на местность установленных границ округа санитарной, или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев после утверждения округа.

     Земли природоохранного назначения - это земли, которые выполняют природозащитные функции:

  1. водоохранных зон рек и водоемов;
  2. запретных и нерестоохранных полос;
  3. лесов, выполняющих защитные функции;
  4. противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений;
  5. иные земли, выполняющие природоохранные функции15.

     На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые не совместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

     В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации (п. 5 ст. 97.3КРФ).

     Правовой режим таких территорий в настоящее время определяется Федеральным законом от 7 мая 2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"16.

     Традиционное природопользование - это исторически сложившиеся способы природопользования, обеспечивающие неистощительное использование объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

     С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования, такие территории законодательно признаны особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения.

     Соответственно уровню своей значимости данные территории 
образуются решениями Правительства РФ, решениями органов 
исполнительной власти субъектов РФ и органов местного 
самоуправления.

     Размеры таких территорий определяются с учетом следующих условий:

Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых территорий