Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:38, дипломная работа
Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы на основе произведенных расчетов и экономического анализа выявить пути снижения затрат производства, установить тенденции и перспективы хозяйственной деятельности предприятия, а также раскрыть пути совершенствования управления затратами на предприятии и сделать по данной теме обоснование.
Основные задачи дипломной работы:
1) рассмотреть Теоретические основы управления затратами;
2) провести экономическую оценку производственной деятельности предприятия, рассчитав фактические показатели эффективности производства;
3) предложить мероприятия по совершенствованию управления затратами на предприятии;
Введение…………………………………………………………………….4
Раздел 1. Теоретические основы управления затратами……………………….8
1.1. Сущность затрат и их классификация………………………………..8
1.2. Система управления затратами и современные методы управления затратами на предприятии……………………………………………..…15
Раздел 2. Оценка состояния деятельности СПК «Степной» Сарпинского Района Республики Калмыкия………………………………………………….23
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия….23
2.2. Анализ затрат на производство продукции в СПК «Степной»………........................................................................................34
Раздел 3. Пути совершенствования управления затратами на предприятии СПК «Степной»………………………………………………………………….43
3.1 Управление издержками производства продукции растениеводства...........................................................................................43
3.2 Планирование систем оплаты труда в растениеводстве……………54
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы:…………………………………………..64
Приложения……………………………………………………………………...69
На предприятии с традиционной системой управления, оставшейся от плановой экономики, какими являются практически все Российские предприятия, не используется слово "управление" в сочетании со словом "затраты", что соответствует реальному положению дел. Термин "управление" предполагает наличие механизма, обеспечивающего возможность правильного определения плановых значений, точного определения текущих фактических значений, возможность оперативного влияния на процесс формирования фактических значений управляемых показателей. [48, c.135]
Управление затратами включает в себя: прогнозирование и планирование затрат, их организацию, координацию и регулирование, активизацию и стимулирование персонала, учет, анализ и контроль (мониторинг).
Предметом управления затратами являются затраты предприятия во всем их многообразии. Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения. Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система. [51, c.84]
Таким образом, система управления затратами это целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты организации, а субъект управления затратами - управляющая система.
Основные задачи управления затратами:
Все вышеперечисленные задачи управления затратами должны решаться в комплексе – только такой поход принесет плоды и будет способствовать резкому росту эффективности работы предприятия. [47, c.50]
Механизм управления затратами – это построение внутреннего экономического учета доходов и расходов по предприятию и в разрезе подразделений, что позволит выявить реальный финансовый результат работы предприятия, не искаженный бухгалтерскими проводками.
Цели системы управления затратами могут различаться:
1. по содержанию: производственные, социальные, экономические, научно-технические;
2. по времени реализации: долгосрочные, среднесрочные; краткосрочные;
3. по виду управления: стратегические, тактические, оперативные;
4. по значению: цели функционирования, развития организации и т.п. (могут быть выражены через одну глобальную цель, ибо предприятие является многоцелевой системой).
В условиях административного управления цели предприятия во многом задавались вышестоящими уровнями управления, например, по управлению затратами: в виде заданий по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции; по снижению затрат на 1 рубль товарной продукции, по предельному уровню затрат и др. [52, c.235]
В условиях переходной экономики у предпринимателей появилась возможность расширение круга целей. Выбор и формулирование целей определяются стратегией предприятия и конкретными условиями их реализации на ближайший период.
При рассмотрении управления затратами как процесса, выделяют следующие этапы их можно рассмотреть на рис. 2:
Рис. 2. Общие процессы управления затратами
Основными функциями системы управления затратами следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат. [43, c.104]
Планирование затрат может быть перспективным – на стадии долгосрочного планирования и текущим – на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.
Организация – важнейший элемент эффективного
управления затратами. Она устанавливает,
кто, в какие сроки, с использованием какой
информации и документов, какими способами
управляет затратами в предпринимательской
структуре. Определяются центры возникновения
затрат и центры ответственности. Разрабатывается
иерархическая система линейных и функциональных
связей менеджеров и специалистов, связанных
с управлением затратами. Эта схема должна
быть совместима с организационно-
Таким образом, управление затратами – это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности предприятия.
Современные методы управления затратами: Стандарт-кост, Директ-костинг, Метод управления производством по системе JIT, Функционально-стоимостной анализ (ФСА).
Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и по отклонениям от них. [38, c.76]
Метод нормативного определения затрат возник в начале XX века в США. Термин стандарт-кост состоит из двух слов: "стандарт", который означает количество необходимых производственных затрат (материальных и трудовых) для выпуска единицы продукции или заранее исчисленные затраты на производство единицы продукции или оказания услуг, а слово "кост" — это затраты, приходящиеся на единицу продукции. Таким образом, стандарт-кост в полном смысле слова означает стандартные затраты. Эта система направлена, прежде всего, на контроль за использованием прямых издержек производства, а смежные калькуляции — для контроля накладных расходов.
Система стандарт-кост удовлетворяет запросы предпринимателя и служит мощным инструментом для контроля производственных затрат. На основе установленных стандартов можно заранее определить сумму ожидаемых затрат на производство и реализацию продукции, исчислить себестоимость единицы изделия для определения цен, а также составить отчет об ожидаемых доходах будущего года. При этой системе информация об имеющихся отклонениях используется руководством для принятия им оперативных управленческих решений.
Директ-костинг. В условиях развивающихся рыночных отношений эффективное управление коммерческой деятельностью организации все более зависит от уровня ее информационного обеспечения. Весь мировой опыт свидетельствует об эффективности использования маржинального метода бухгалтерского учета — системы учета "Директ-костинг", в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода. [49, c.62]
При описании этой системы в отечественной литературе по бухгалтерскому учету часто встречается термин "учет ограниченной, неполной или сокращенной себестоимости". На наш взгляд, приемлемым названием для озвучивания этой системы у нас в стране является термин: "маржинальный метод бухгалтерского учета". Это связано с тем, что основным показателем при системе директ-костинг служит маржинальный доход. С его помощью определяется порог рентабельности производства, устанавливается цена безубыточной реализации продукции, строится ассортиментная политика предприятия и т.д.
В отечественную учетную теорию термин "директ-костинг" вошел сравнительно недавно и сразу приобрел широкую популярность.
Современный директ-костинг имеет два варианта:
Обобщенно сущность системы директ-костинг состоит в подразделении затрат на постоянные и переменные их составляющие в зависимости от изменения объема производства. В этих условиях себестоимость продукции планируется и учитывается только в части переменных затрат. Разница между выручкой от продажи продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. При этой системе постоянные расходы в расчет себестоимости продукции не включают и списывают непосредственно на уменьшение прибыли предприятия. [41, c.30]
Функционально-стоимостной анализ (ФСА)
В рыночных условиях хозяйствования повышение качества и роста конкурентоспособности выпускаемой продукции при одновременном снижении затрат на ее изготовление является одной из актуальных задач экономического развития. В решении этой задачи важная роль отводится функционально-стоимостному анализу (ФСА), позволяющему охватить все факторы движения продукции с момента ее зарождения до момента потребления и утилизации.
Функционально-стоимостной анализ — это метод системного исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (повышении) его качества и полезности.
ФСА относится к перспективным методам экономического анализа. В нем успешно используются передовые приемы и элементы инженерно-логического и экономического анализа. Отличительной особенностью этого метода является его высокая эффективность. Как показывает практика, при правильном применении ФСА снижение издержек производства обеспечивается в среднем на 20-25%.
2.ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПК «СТЕПНОЙ» САРПИНСКОГО
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Степной» Сарпинского района организован в 1954 году в северо-восточной части республики Калмыкия. Центральная усадьба хозяйства расположена в селе Шарнут, которое находится в 50км от железнодорожной станции Котельниково Волгоградской области и в 70км от районного центра Садовое.
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Степной» № 3993 от 22.04.1997 года. Юридический адрес 359403, Сарпинский р-н, п. Шарнут.
Организационно-правовая форма - Сельскохозяйственный производственный кооператив, функционирует на основании устава.
Основные виды деятельности:
Основными потребителями продукции является население Республики Калмыкии и Волгоградской области и другие каналы сбыта.
В геоморфологическом отношении территория совхоза расположена на западных склонах Ергенинской. По устройству она относится к волнистой равнине, расчлененной балками. По условиям рельефа большая часть территории совхоза пригодна для механизированной обработки почвы с применением обычной агротехники. Климат здешних мест сухой, резко континентальный, с широкой амплитудой температурных колебаний. Среднегодовое количество осадков составляет в неблагоприятные годы 54-185мм, в благоприятные 250-400мм. Продолжительность пастбищного периода 210-230 дней. Водопой скота производится из многочисленных прудов и колодцев.
Информация о работе Управление затратами на предприятии СПК «Степной»