Управление затратами на предприятии СПК «Степной»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:38, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы состоит в том, чтобы на основе произведенных расчетов и экономического анализа выявить пути снижения затрат производства, установить тенденции и перспективы хозяйственной деятельности предприятия, а также раскрыть пути совершенствования управления затратами на предприятии и сделать по данной теме обоснование.
Основные задачи дипломной работы:
1) рассмотреть Теоретические основы управления затратами;
2) провести экономическую оценку производственной деятельности предприятия, рассчитав фактические показатели эффективности производства;
3) предложить мероприятия по совершенствованию управления затратами на предприятии;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….4
Раздел 1. Теоретические основы управления затратами……………………….8
1.1. Сущность затрат и их классификация………………………………..8
1.2. Система управления затратами и современные методы управления затратами на предприятии……………………………………………..…15
Раздел 2. Оценка состояния деятельности СПК «Степной» Сарпинского Района Республики Калмыкия………………………………………………….23
2.1 Организационно – экономическая характеристика предприятия….23
2.2. Анализ затрат на производство продукции в СПК «Степной»………........................................................................................34
Раздел 3. Пути совершенствования управления затратами на предприятии СПК «Степной»………………………………………………………………….43
3.1 Управление издержками производства продукции растениеводства...........................................................................................43
3.2 Планирование систем оплаты труда в растениеводстве……………54
Заключение……………………………………………………………………….62
Список использованной литературы:…………………………………………..64
Приложения……………………………………………………………………...69

Файлы: 1 файл

diplom_2.doc

— 776.50 Кб (Скачать)

Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д. [2, c.35]

Под затратами следует понимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходами — уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ним часть затрат — расходы.

Обобщенно классификацию затрат можно представить в следующем виде (табл. 1).

 

 

Таблица 1

             Классификация затрат по функциям управления затратами

 

Функции управления затратами

Классификационные признаки и группы

1 .Принятие управленческих  решений

Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные

2. Прогнозирование

Краткосрочные и долгосрочные

3. Планирование

Планируемые и непланируемые

4. Нормирование

Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них

5. Организация

По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам затрат

6. Учет

Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные

7. Контроль

Контролируемые и неконтролируемые

8. Регулирование

Регулируемые и нерегулируемые

9. Стимулирование

Обязательные и поощрительные

10. Анализ

Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные


 

В зависимости от специфики принимаемых решений затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные. [19, c.11]

Эффективные затраты — это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты — это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты — это потери на производстве. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат обязательно, поскольку позволяет не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование. [25, c.157]

Любое предприятие, стремящееся максимизировать свою прибыль, должно так организовать производство, чтобы затраты на единицу выпускаемой продукции были минимальны. Значит, и принимаемые решения должны ориентироваться на задачу минимизации затрат. В выполнении этой задачи большую роль играет прогнозирование, в ходе которого затраты предприятия рассматриваются в краткосрочном и долгосрочном периодах. Такая необходимость обусловливается тем, что краткосрочный и долгосрочный периоды отличаются по возможностям, которые возникают у организации. Так:

1) в краткосрочном периоде  организация не может изменить свои производственные мощности, а в долгосрочном периоде такая возможность имеется;

2) в краткосрочном периоде  отсутствует возможность свободного  доступа новых фирм в отрасль  и на рынок, т.е. число функционирующих  экономических единиц не изменяется. В долгосрочном периоде такая возможность возникает;

3) в краткосрочном периоде  можно выделить постоянные и  переменные издержки. В долгосрочном  же периоде все издержки становятся  переменными в связи с изменением  масштабной базы. [4, c.3]

Принятые управленческие решения не могут быть осуществлены, если они не будут иметь непосредственные связи с планированием, в ходе которого предполагаемые затраты, связанные с выполнением производственной и коммерческой деятельности, рассматриваются с точки зрения возможностей их охвата планом. В этих целях затраты организации необходимо подразделять на планируемые и непланируемые.

К планируемым затратам относятся производительные расходы предприятия, обусловленные его хозяйственной деятельностью и предусмотренные сметой затрат на производство. Они в соответствии с нормами, нормативами, лимитами и сметами включаются в плановую себестоимость продукции.[3, c.1]

Непланируемые затраты — это непроизводительные расходы, которые не являются неизбежными и не вытекают из нормальных условий хозяйственной деятельности предприятия. Эти расходы считаются прямыми потерями и потому в смету затрат на производство не включаются. Они отражаются только в фактической себестоимости товарной продукции и на соответствующих счетах в бухгалтерском учете. К ним относятся потери от брака, простоев и др. Их обособленный учет содействует осуществлению мер, направленных на их предупреждение.

Большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.

Управления предприятием невозможно без четкой его организации. Она составляет основу повседневной управленческой деятельности, и без нее обычно не работают ни планы, ни программы. [34, c.23]

Затраты целесообразно также группировать и учитывать в разрезе производств, цехов, участков, отделов, бригад и других структурных подразделений предприятия, т.е. по центрам их возникновения. Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость продукции. Данная группировка затрат напрямую зависит от организационной структуры предприятия.

С вышеприведенной классификацией затрат тесно связана группировка затрат в зависимости от сфер и функций деятельности предприятия. По данному признаку затраты можно подразделять на снабженческо-заготовительные, производственные, сбытовые и организационно-управленческие. [42, c.15]

Такая группировка затрат позволяет организовать функциональный учет, при котором затраты вначале собираются в разрезе сфер и функций деятельности предприятия, и только потом — по объектам калькуляции.

Функциональный учет затрат способствует укреплению внутрихозяйственного расчета и усилению взаимосвязи и взаимозависимости между центрами затрат, обеспечивает предоставление более точной информации о произведенных затратах. Это помогает управляющему принимать совместные обоснованные решения о виде, составе, цене, путях сбыта продукции и способствует повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия.

Все предпринимаемые меры, направленные на осуществление управленческой деятельности, могут быть сведены на нет, если на предприятии не будет функционировать эффективная система учета. Это направление несет основную ответственность за информационное обеспечение процессов принятия и выполнения необходимых управленческих решений. Для осуществления учетных процедур затраты предприятия группируются по составу, экономическому содержанию, роли в технологическом процессе изготовления продукции, отношению к объему производства, способу и времени включения в себестоимость продукции и т.д.

По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента — материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты. [27, c.98]

Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация транспорта и другие одноэлементные затраты.

По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.

Калькуляционной статьей принято называть определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом.

Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия.

Для решения этих задач применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определять назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, выявлять качественные показатели хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его отдельных подразделений, устанавливать, по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения издержек производства. На основании этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции. [42, c.35]

В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли деятельности.

Некоторые затраты называются смешанными, так как имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами. Все прямые расходы являются переменными затратами, а в составе общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов есть как переменные, так и постоянные составляющие затрат. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних и международных телефонных разговоров. Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными затратами.

Немаловажное значение в управленческом учете имеет также группировка затрат исходя из их роли в технологическом процессе изготовления продукции и целевого назначения. По данному признаку затраты предприятия подразделяются на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, материалов и полуфабрикатов, вещественно входящих в продукт; стоимость топлива и энергии, израсходованных на технологические цели; расходы на оплату труда производственных рабочих и отчисления на социальные нужды; расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др. [44, c.26]

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, деловой политики администрации и других факторов см. на рис.1.

Рис. 1. Виды затрат

 

    1. Система управления затратами и современные методы управления затратами на предприятии

 

Управление затратами – это область управленческой деятельности, как средство достижения предприятием высокого экономического результата. Специфика этой деятельности в том, что соединяются часто независимые друг от друга знания о работе предприятия, взаимосвязь и влияние на «конечный результат – работа предприятия – прибыль».

Управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается в признании затрат, их учете, группировке и разнесении и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

Информация о работе Управление затратами на предприятии СПК «Степной»