Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа
Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
- определить составляющие конкурентоспособности товара;
- изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
- исследовать конкурентоспособность продукции ОАО «Беларусьрезино- техника» с использованием предложенных методов;
- дать оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Беларусьрезино- техника» на основе проведенных исследований;
- предложить пути повышения конкурентоспособности продукции на данном предприятии.
Таблица. 2.2 - Цены шинки резиновой ЗАО «Тульский завод РТИ»
Обозначение шинок | Цена в руб. РФ без НДС | Цены в бел. р. без НДС |
200/30-162 | 20,82 | 1499 |
100/30-65 | 10,57 | 761 |
160/40-190 | 47,46 | 3417 |
270/52-106 | 21,36 | 1538 |
Источник: [27]
Таким образом, можно сделать вывод, что у предприятий конкурентов цены на данное изделие гораздо ниже, чем у ОАО «Беларусьрезинотехника».
В качестве основной стратегической цели предприятие ставит повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение её продаж на отечественном и зарубежных рынках.
Для увеличения продаж предприятие тщательно выбирает каналы распределения. Решения о выборе каналов распределения - одни из важнейших, которые принимаются руководством ОАО «Беларусьрезино- техника». Такими каналами распределения являются магазины, частные предприниматели, самовывоз, одноуровневый канал, многоуровневый канал, канал нулевого уровня.
Как видно, ОАО «Беларусьрезинотехника» использует различные каналы товародвижения. Из них, каналы нулевого уровня, и одноуровневые каналы распределения являются наиболее распространенными, т.к. продукция предприятия является преимущественно продукцией промышленного назначения.
При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).
Использование многоуровневых каналов распределения приносит ОАО «Беларусьрезинотехника» определенные выгоды:
- экономию финансовых средств на распространение продукции;
- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
- продажу продукции более эффективным способом;
- высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
- сокращение объема работ по распределению продукции.
Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам.
Таким образом, конкурентоспособность товара является относительным показателем, и может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность товаров ОАО «Беларусьрезинотехника», сравним их с другими товарами - конкурентами по степени их соответствия конкретным потребностям [19, с.24].
Рассчитаем конкурентоспособность по ряду параметров:
1.Общий индекс жёстких технологических параметров:
Iт(ж)=Ктi(ж)*Ri(ж)/Ri(ж),
где Ктi - показатель уровня конформности;
Ri - ранг важности, определяемый экспертным путём;
ж - число i-ых жёстких параметров.
2.Общий индекс жёстких потребительских параметров:
Iп(ж)=Кпi(ж)*Ri(ж)/Ri(ж),
где Кпi - показатель уровня конформности;
Ri - ранг важности, определяемый экспертным путём;
ж - число i-ых жёстких параметров
3.Общий индекс жёстких параметров:
Iп(ж)=
Iп(ж) + Iт(ж)/ Riп
+ Riт,
4. Общий индекс мягких параметров:
Iп(м)=Кпi(м)*Ri(м)/Ri(м),
где Кпi - показатель уровня конформности;
Ri - ранг важности, определяемый экспертным путём;
м - число i-ых мягких параметров
5. Общий индекс жёстких и мягких параметров:
Iп(ж/м)=
Iп(ж) + Iп(м)/ 2,
6. Общий индекс экономического фактора:
Iэк=Кi*Ri/Ri,
где Кi - показатель уровня конформности;
Ri - ранг важности, определяемый экспертным путём;
7. Индекс конкурентоспособности:
Iкон
= Iп(ж/м)/ Iэк,
Таким образом, используя данные параметрические индексы, рассчитаем конкурентоспособность лент конвейерных резинотканевых ГОСТ 20-85 ОАО «Беларусьрезинотехника»:
1.Общий индекс жёстких технологических параметров: 8,7/10 = 0,87;
2.Общий индекс жёстких потребительских параметров: 9,3/10 = 0,93;
3.Общий индекс жёстких параметров: (8,7+9,3)/20 = 0,9;
4.Общий индекс мягких параметров: 9,5/10 = 0,95;
5.Общий индекс жёстких и мягких параметров: (0,9+0,95)/2 = 0,93;
6.Общий индекс экономических параметров: 8/10 = 0,8;
7. Индекс конкурентоспособности: 0,93/0,8 = 1,16.
В качестве товара-аналога возьмем ленты конвейерные резинотканевые ЗАО «Курскрезинотехника»:
1.Общий индекс жёстких технологических параметров: 8,8/10 = 0,88;
2.Общий индекс жёстких потребительских параметров: 9,2/10 = 0,92;
3.Общий индекс жёстких параметров: (8,8+9,2)/20 = 0,9;
4.Общий индекс мягких параметров: 9,4/10 = 0,94;
5.Общий индекс жёстких и мягких параметров: (0,9+0,94)/2 = 0,92;
6.Общий индекс экономических параметров: 8/10 = 0,8;
7. Индекс конкурентоспособности: 0,92/0,8 = 1,15.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ленты конвейерные резинотканевые ГОСТ 20-85 будут являться конкурентоспособными по отношению к лентам конвейерным резинотканевым ЗАО «Курскрезинотехника» [29].
Категория качества в системе маркетинга ОАО «Беларусьрезинотехника» рассматривается как одна из главных составных частей стратегии охвата рынка и обеспечения конкурентоспособности.
Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок.
На ОАО «Беларусьрезинотехника» постоянно проводится работа по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, по внедрению международных стандартов ИСО-9000-2001.
Также на предприятии
- проведение маркетинговых исследований;
- ориентацию на рыночный спрос;
- изучение опыта ведущих предприятий;
-взаимодействие с поставщиками для обеспечения производства качественным сырьем;
- проведение НИОКР.
ОАО «Беларусьрезинотехника» стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, т. е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время исходя как из ценовых, так и неценовых факторов.
Рассчитаем конкурентоспособность по показателям наиболее важным для потребителей, например, рукавов и манжетов, производимых ОАО «Белерусьрезинотехника».
Таблица 2.3 - Данные к расчету конкурентоспособности для рукавов
Показатели |
Значение показателей | ||
Максимум | Рукава 023 БелРТИ | Рукава 023 Курск РТИ | |
Качественные показатели, баллов | |||
Долговечность | 10 | 9 | 8 |
Производственное исполнение | 10 | 8 | 8 |
Эргономичность | 10 | 7 | 7 |
Рациональность формы | 10 | 7 | 6 |
Эксплуатционные характеристики | 10 | 8 | 8 |
Стоимостные показатели, % | |||
Цена товара | 185/88 | 205/85,4 | |
Расходы на транспортировку | 20/9,5 | 25/10,4 | |
Расходы на замену брака | 5/2,4 | 10/4,4 | |
ИТОГ | 210/100 | 240/100 |
Источник: собственная разработка
Iс=(9/8+8/8+7/7+7/6+8/8)/5=1,
Iр=(205/185+25/20+10/5)/3=1,
Iу=(85/88+9,5/10+2,4/5)/3=0,8;
Iуб=(85/85,4+10/10,4+4,4/5)/3=
Iо=0,8/0,95=0,84;
Iк=(1,45*0,84) =1,1;
Iинт=(1,1*1,06)=1,08.
Интегральный индекс отражает совокупную конкурентоспособность анализируемого изделия 1,08>1, значит, рукава обладают высокой конкурентоспособностью [15, с.233].
Также мы рассчитали конкурентоспособность по показателям наиболее важным для потребителей манжетов. Iинт= 0,99, из этого следует, что продукции для возможности конкурировать с аналогом-конкурентом нужно повысить характеристики, либо снизить расходы.
Так как на внутреннем рынке у ОАО «Беларусьрезинотехника» серьезных конкурентов нет, то большая часть продукции производится с ориентацией на экспорт.
По доле занимаемой на российском рынке лидирующее положение у ОАО «Беларусьрезинотехники» и ОАО «Курскрезинотехника» (см. табл. 2.4).
Для того чтобы ОАО «Беларусьрезинотехника» смогла удерживать свои позиции, а также расширить долю рынка, необходимо решить ряд проблем.
Одна из главных - это снижение цены на продукцию. Использование скидок обусловлено рядом причин: усиление спроса в период его спада, помогает управлять конечной продажной ценой, стимулирует клиентов к приобретению больших партий.
Таблица 2.4 - Оценка позиции ОАО «Беларусьрезинотехника» среди основных конкурентов на российском рынке
Предприятия | Доля рынка % | Ценовая
полити-
ка |
Иннова-ционная политика | Техно-логии | Энерго-емкость | Участие в выставках | ||||||
Показатели в баллах | ||||||||||||
ОАО
«Курск
резинотехника |
23 | 20 | 4 | 5 | 5 | 7 | ||||||
ОАО
«Беларусь
резинотехника |
20 | 15 | 7 | 5 | 5 | 6 | ||||||
ОАО «Саранский завод РТИ» | 19 | 15 | 3 | 4 | 6 | 4 | ||||||
РТИ Москва | 15 | 15 | 5 | 3 | 5 | 6 | ||||||
РТИ Тамбов | 12 | 10 | 2 | 4 | 7 | 4 | ||||||
«Кварт» Казань | 11 | 25 | 2 | 3 | 6 | 4 |
Информация о работе Управление конкурентоспособностью продукции на предприятии