Управление конкурентоспособностью продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
- определить составляющие конкурентоспособности товара;
- изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
- исследовать конкурентоспособность продукции ОАО «Беларусьрезино- техника» с использованием предложенных методов;
- дать оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Беларусьрезино- техника» на основе проведенных исследований;
- предложить пути повышения конкурентоспособности продукции на данном предприятии.

Файлы: 1 файл

курсовая новая (Автосохраненный).docx

— 112.92 Кб (Скачать)

Таблица. 2.2 - Цены шинки резиновой ЗАО «Тульский завод РТИ»

Обозначение шинок Цена в руб. РФ без НДС Цены в бел. р. без НДС
200/30-162 20,82 1499
100/30-65 10,57 761
160/40-190 47,46 3417
270/52-106 21,36 1538

Источник: [27]

   Таким образом, можно сделать вывод, что у предприятий конкурентов цены на данное изделие гораздо ниже, чем у ОАО «Беларусьрезинотехника».

   В качестве основной стратегической цели предприятие ставит повышение конкурентоспособности своей продукции и увеличение её продаж на отечественном и зарубежных рынках.

   Для увеличения продаж предприятие тщательно выбирает каналы распределения. Решения о выборе каналов распределения - одни из важнейших, которые принимаются руководством ОАО «Беларусьрезино- техника». Такими каналами распределения являются магазины, частные предприниматели, самовывоз, одноуровневый канал, многоуровневый канал, канал нулевого уровня.

   Как видно, ОАО «Беларусьрезинотехника» использует различные каналы товародвижения. Из них, каналы нулевого уровня, и одноуровневые каналы распределения являются наиболее распространенными, т.к. продукция предприятия является преимущественно продукцией промышленного назначения.

   При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).

   Использование многоуровневых каналов распределения приносит         ОАО «Беларусьрезинотехника» определенные выгоды:

- экономию финансовых средств на распространение продукции;

- возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;

- продажу продукции более эффективным способом;

- высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;

- сокращение объема работ по распределению продукции.

   Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам.

   Таким образом, конкурентоспособность товара является относительным показателем, и может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром. Для того чтобы выяснить конкурентоспособность товаров ОАО «Беларусьрезинотехника», сравним их с другими товарами - конкурентами по степени их соответствия конкретным потребностям         [19, с.24].

   Рассчитаем конкурентоспособность по ряду параметров:

1.Общий индекс жёстких технологических параметров:

Iт(ж)=Ктi(ж)*Ri(ж)/Ri(ж),                                                                                    (2.1)

где Ктi - показатель уровня конформности;

Ri - ранг важности, определяемый экспертным путём;

ж - число i-ых жёстких параметров.

2.Общий индекс жёстких потребительских параметров:

Iп(ж)=Кпi(ж)*Ri(ж)/Ri(ж),                                                                                  (2.2)

где Кпi - показатель уровня конформности;

Ri - ранг важности, определяемый экспертным путём;

ж - число i-ых жёстких параметров

3.Общий индекс жёстких параметров:

Iп(ж)= Iп(ж) + Iт(ж)/ Riп + R,                                                                            (2.3)

4. Общий индекс мягких параметров:

Iп(м)=Кпi(м)*Ri(м)/Ri(м),                                                                                    (2.4)

где Кпi - показатель уровня конформности;

Ri - ранг важности, определяемый экспертным путём;

м - число i-ых мягких параметров

5. Общий индекс жёстких и мягких параметров:

Iп(ж/м)= Iп(ж) + Iп(м)/ 2,                                                                                   (2.5)

6. Общий индекс экономического фактора:

Iэкi*Ri/Ri,                                                                                                         (2.6)

где Кi - показатель уровня конформности;

Ri - ранг важности, определяемый экспертным путём;

7. Индекс конкурентоспособности:

Iкон = Iп(ж/м)/ Iэк,                                                                                                 (2.7)

   Таким образом, используя данные параметрические индексы, рассчитаем конкурентоспособность лент конвейерных резинотканевых ГОСТ 20-85   ОАО «Беларусьрезинотехника»:

1.Общий индекс жёстких технологических параметров: 8,7/10 = 0,87;

2.Общий индекс жёстких потребительских параметров: 9,3/10 = 0,93;

3.Общий индекс жёстких параметров: (8,7+9,3)/20 = 0,9;

4.Общий индекс мягких параметров: 9,5/10 = 0,95;

5.Общий индекс жёстких и мягких параметров: (0,9+0,95)/2 = 0,93;

6.Общий индекс экономических параметров: 8/10 = 0,8;

7. Индекс конкурентоспособности: 0,93/0,8 = 1,16.

   В качестве товара-аналога возьмем ленты конвейерные резинотканевые ЗАО «Курскрезинотехника»:

1.Общий индекс жёстких технологических параметров: 8,8/10 = 0,88;

2.Общий индекс жёстких потребительских параметров: 9,2/10 = 0,92;

3.Общий индекс жёстких параметров: (8,8+9,2)/20 = 0,9;

4.Общий индекс мягких параметров: 9,4/10 = 0,94;

5.Общий индекс жёстких и мягких параметров: (0,9+0,94)/2 = 0,92;

6.Общий индекс экономических параметров: 8/10 = 0,8;

7. Индекс конкурентоспособности: 0,92/0,8 = 1,15.

   Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что ленты конвейерные резинотканевые ГОСТ 20-85 будут являться конкурентоспособными по отношению к лентам конвейерным резинотканевым ЗАО «Курскрезинотехника» [29].

   Категория качества в системе маркетинга ОАО «Беларусьрезинотехника» рассматривается как одна из главных составных частей стратегии охвата рынка и обеспечения конкурентоспособности.

   Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок.

   На ОАО «Беларусьрезинотехника» постоянно проводится работа по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, по внедрению международных стандартов ИСО-9000-2001.

   Также на предприятии разработана политика в области качества, включающая:

- проведение маркетинговых исследований;

- ориентацию на рыночный спрос;

- изучение опыта ведущих предприятий;

-взаимодействие с поставщиками для обеспечения производства качественным сырьем;

- проведение НИОКР.

   ОАО «Беларусьрезинотехника» стремится обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, т. е. такой, которой отдаст предпочтение потребитель на конкретном рынке в данное время исходя как из ценовых, так и неценовых факторов.

   Рассчитаем конкурентоспособность по показателям наиболее важным для потребителей, например, рукавов и манжетов, производимых                    ОАО «Белерусьрезинотехника».

Таблица 2.3 - Данные к расчету конкурентоспособности для рукавов

 
Показатели
Значение показателей
Максимум Рукава 023 БелРТИ Рукава 023 Курск РТИ
  Качественные показатели, баллов
  Долговечность 10 9 8
Производственное исполнение 10 8 8
Эргономичность 10 7 7
Рациональность формы 10 7 6
Эксплуатционные характеристики 10 8 8
Стоимостные показатели, %
Цена товара 185/88 205/85,4  
Расходы на транспортировку 20/9,5 25/10,4  
Расходы на замену брака 5/2,4 10/4,4  
ИТОГ 210/100 240/100  

Источник: собственная разработка

Iс=(9/8+8/8+7/7+7/6+8/8)/5=1,06;

Iр=(205/185+25/20+10/5)/3=1,45;

Iу=(85/88+9,5/10+2,4/5)/3=0,8;

Iуб=(85/85,4+10/10,4+4,4/5)/3=0,95;

Iо=0,8/0,95=0,84;

Iк=(1,45*0,84) =1,1;

Iинт=(1,1*1,06)=1,08.

   Интегральный индекс отражает совокупную конкурентоспособность анализируемого изделия 1,08>1, значит, рукава обладают высокой конкурентоспособностью [15, с.233].

    Также мы рассчитали конкурентоспособность по показателям наиболее важным для потребителей манжетов. Iинт= 0,99, из этого следует, что продукции для возможности конкурировать с аналогом-конкурентом нужно повысить характеристики, либо снизить расходы.

   Так как на внутреннем рынке у ОАО «Беларусьрезинотехника» серьезных конкурентов нет, то большая часть продукции производится с ориентацией на экспорт.

   По доле занимаемой на российском рынке лидирующее положение у                          ОАО «Беларусьрезинотехники» и ОАО «Курскрезинотехника» (см. табл. 2.4).

   Для того чтобы ОАО «Беларусьрезинотехника» смогла удерживать свои позиции, а также расширить долю рынка, необходимо решить ряд проблем.    

   Одна из главных - это снижение цены на продукцию. Использование скидок обусловлено рядом причин: усиление спроса в период его спада, помогает управлять конечной продажной ценой, стимулирует клиентов к приобретению больших партий.

Таблица 2.4 - Оценка позиции ОАО «Беларусьрезинотехника» среди основных конкурентов на российском рынке

Предприятия Доля рынка % Ценовая полити-

ка

Иннова-ционная политика Техно-логии Энерго-емкость Участие в выставках
Показатели в баллах
ОАО «Курск

резинотехника

23 20 4 5 5 7
ОАО «Беларусь

резинотехника

20 15 7 5 5 6
ОАО «Саранский завод РТИ»  19  15  4
РТИ Москва 15 15 5 3 5 6
РТИ Тамбов 12 10 2 4 7 4
«Кварт» Казань  11  25  4

Информация о работе Управление конкурентоспособностью продукции на предприятии