Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа
Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
- определить составляющие конкурентоспособности товара;
- изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
- исследовать конкурентоспособность продукции ОАО «Беларусьрезино- техника» с использованием предложенных методов;
- дать оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Беларусьрезино- техника» на основе проведенных исследований;
- предложить пути повышения конкурентоспособности продукции на данном предприятии.
Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый - повышение квалификации существующих управляющих и второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными. Замена управляющих, на первый взгляд, наиболее простой и эффективный путь. Однако опыт показывает, что это не совсем верно. Сегодня непросто подобрать квалифицированного менеджера, способного действовать в существующих условиях, тем более, проводить изменения, требующие серьезных знаний и опыта управления в условиях рынка [14,с.216].
Более реальным способом решения проблемы квалификации менеджмента является переподготовка существующих управляющих, несмотря на то, что это более эволюционный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства: руководитель высшего звена предприятия не имеет возможности оставить предприятие на длительный период времени; базовый уровень образования руководителей предприятий высок, и это определяет их способность быстро и легко осваивать новые знания и навыки. Учитывая вышесказанное, переподготовка действующих руководителей предприятий может осуществляться преимущественно двумя способами:
▪ во-первых, это интенсивные, практически ориентированные учебные курсы (тренинги);
▪ во-вторых
- обучение в процессе реформирования
предприятия при содействии профессиональных
консультантов по управлению[17, с.63].
1.3. Показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособность - это совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию. Такое определение исходит из предпосылки, что конкурентоспособность в условиях рыночной экономики должна рассматриваться с точки зрения потребителя.
Таким образом, конкурентоспособность обусловливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. Отсюда следует, что конкурентоспособность более полно раскрывается через систему показателей, среди которых выделяются:
- качественные;
- экономические.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность. Они подразделяются на классификационные и оценочные.
Классификационные показатели характеризуют принадлежность изделия к определенной классификационной группировке и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара.
Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. По роли, выполняемой при оценке конкурентоспособности, оценочные показатели разделяют на две группы:
-показатели, используемые для проверки выполнения обязательных требований, которым должна удовлетворять продукция;
-показатели, используемые для сопоставления конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя теми или иными свойствами.
Экономические показатели конкурентоспособности характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара. Они состоят из расходов на покупку (продажная цена) и расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.)[13,63].
Более полно сущность конкурентоспособности раскрывается через систему показателей, которые характеризуют уровень конкурентоспособности продукции.
Наиболее часто при оценке конкурентоспособности продукции применяются следующие методы.
1. Критерием для определения конкурентоспособности товара является его цена потребления, которая определяется по формуле:
Цп
= Цпр + Ип,
где Цп - цена потребления;
Цпр - цена приобретения;
Ип - издержки потребителя этой продукции за весь нормативный срок ее службы.
Для покупателя все расходы делятся на две основные категории: постоянные затраты, которые осуществляются единовременно, то есть покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр.; переменные затраты, осуществляющиеся в процессе пользования изделием - эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслуживание и др.
Величину переменных затрат (Ипер) можно определить по формуле:
Ипер
= (ЗП +Ирем +Им +А +Ипр)Тн,
где ЗП - годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с отчислениями на социальные нужды;
Ирем - годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
Им - годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;
А - годовая величина амортизации;
Ипр - прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
Тн - нормативный срок службы.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На этой основе формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, то есть становится оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом изделия.
С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести капитальный ремонт, то есть восстановить в той или иной степени экономический ресурс.
2. При определении конкурентоспособности товара учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара, а также уровень его качества.
При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным является тот, у кого ниже себестоимость. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации [12, с.96].
3. Сопоставление товаров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной цены осуществляется по следующей схеме:
1) Средний индекс конкурентоспособности по стоимостным показателям рассчитывается по формуле:
Iр=
( Рiб /Рi)/n,
где Рi ,Рiб - значение i-го показателя базового и анализируемого изделия;
n-количество i-ых показателей.
2) Индекс структурной оптимальности рассчитывается по формуле:
Iо=
Iу/Iуб,
где Iу-сруктурная оптимальность анализируемого изделия, рассчитываемая по формуле:
Iу=(
ymin/ymax)/n,
где ymin, ymax-минимальный и максимальный удельный вес показателей.
3) Комплексный стоимостной показатель рассчитывается по формуле:
Iк=Iр*Iо
4) Интегральный индекс конкурентоспособности рассчитывается по формуле:
Iинт=Iс*Iк,
5) Средний индекс конкурентоспособности по экспертным оценкам рассчитывается по формуле:
Iс=(
Вi/Вiб)/n,
где Вi/Вiб -значение i-го показателя базового и анализируемого изделия;
n-количество
i-ых показателей [18, с.2].
1.4. Пути повышения конкурентоспособности продукции
B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии, например:
▪ Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров
конкурентов;
▪ Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
▪ Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
▪ Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
▪ Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
▪ В международной практике считается целесообразным выпускать не одно
изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий
ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки.
Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка.
Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:
▪ Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;
▪ Провести ли модернизацию производства;
▪ Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;
▪ Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;
▪ Приступить ли к поиску нового рынка сбыта, с учётом достаточности
финансовых ресурсов, наличия в товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.
Также должен изучаться вопрос со стороны промышленной фирмы о
собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара,
который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.
Информация о работе Управление конкурентоспособностью продукции на предприятии