Управление конкурентоспособностью продукции на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - провести исследования на предприятии и дать оценку конкурентоспособности товара и разработать ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Для достижения поставленной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач:
- определить составляющие конкурентоспособности товара;
- изучить методы исследования и оценки конкурентоспособности товара;
- исследовать конкурентоспособность продукции ОАО «Беларусьрезино- техника» с использованием предложенных методов;
- дать оценку конкурентоспособности продукции ОАО «Беларусьрезино- техника» на основе проведенных исследований;
- предложить пути повышения конкурентоспособности продукции на данном предприятии.

Файлы: 1 файл

курсовая новая (Автосохраненный).docx

— 112.92 Кб (Скачать)

   При выборе путей повышения конкурентоспособности товара нередко бывает очень своевременным решение не о запуске нового, не о снятии с производства морально устаревшего, а о модификации товара. Решение о модификации товара принимается в целях удовлетворения особых требований покупателей для получения большей прибыли.

   Бесспорным является и развитие такого направления повышения конкурентоспособности товара, как своевременное оказание комплекса услуг, связанных со сбытом и использованием машин, оборудования и другой промышленной продукции и обеспечивающих их постоянную готовность к высокоэффективной эксплуатации. При умелой организации сервис является решающим фактором повышения конкурентоспособности товара, так как цены на запасные части в 1,5 - 2,0 раза ниже, чем цены на комплектующие, используемые в производстве.

   В решении задач повышения конкурентоспособности продукции с каждым годом все возрастающее значение приобретает проблема выбора и освоения новых рынков сбыта. В связи с этим на любом предприятии очень важны аналитико-поисковые усилия в этой области. Понятно, что внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезонные колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты. А увеличение объема продаж на новых рынках позволит снизить издержки производства на единицу продукции, прежде всего за счет использования дешевой рабочей силы, достаточно низких уровней налогов и таможенных пошлин и ряда других факторов на новых рынках сбыта. В связи с этим очень важно для дальнейшего развития конкурентоспособности товара попытаться выйти с ним на новый рынок сбыта, если на внутреннем его конкурентоспособность резко упала. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности новых рынков высококвалифицированными работниками ремонтных и обслуживающих организаций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.

   В результате оценки конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности:

▪ изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

▪   изменение порядка проектирования продукции;

▪ изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;

▪   изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;

▪   изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;

▪   изменение системы стимулирования поставщиков;

▪   изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

   Подводя итог можно суммируя выделить 3 главных пути повышения

конкурентоспособности:

1. Повышения качества товара

2. Снижение цены на товар

3. Улучшение сбыта товара [24, с.173]. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ОАО «БЕЛОРУСЬРЕЗИНОТЕХНИКА» 

   2.1. Общая характеристика и анализ технико-экономических показателей предприятия 

   Открытое Акционерное Общество «Беларусьрезинотехника» является самым крупным в Белорусии предприятием, специализирующемся на выпуске резинотехнических изделий. В семи основных цехах завода производится на сегодняшний день 26 видов продукции, что в ассортименте составляет около 3000 наименований РТИ.

   Занимаемая предприятием площадь составляет 61,2 гектара, в том числе производственная площадь 18,5 гектара.

   Численность работающих на заводе с 4500 тысяч уменьшилась за последнее время до 2500 работающих.

   Завод резинотехнических изделий в Бобруйске был основан в послевоенные годы в целях удовлетворения возросших потребностей народного хозяйства в резиновых технических изделиях.

   Из-за большого морального физического износа оборудования у            ОАО «Беларусьрезинотехника» высокая себестоимость продукции.

   Предприятие является коммерческой организацией, имеет статус юридического лица, обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютные, гербовую печать, штампы, товарный знак, фирменные бланки со своим наименованием и действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования.

   Согласно Устава предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

▪ производство резиновых изделий;

▪ производство клея и желатина;

▪ оптовая продажа автомобилей;

▪ установка столярных элементов;

▪ ремонт обуви;

▪ розничная торговля через палатки, ларьки и киоски.

   На предприятии действуют 8 производственных цехов, каждый из которых имеет самостоятельный технологический процесс и производит свой ассортимент резинотехнических изделий.

   В перечень поставляемой продукции входят: лента конвейерная, формовые РТИ, напорные и автотракторные рукава; изделия из полиуретана, бризол, прокладки подрельсовые, герметизирующие, битумно-изоляционные, смеси и клей резиновые, техпластина, ковры автомобильные, ремни плоскозубчатые, железнодорожные переезды.

   Основными потребителями продукции ОАО «Беларусьрезинотехника» являются: предприятия тракторного и автомобильного машиностроения Республики Беларусь, Российской Федерации, это: МАЗ, МТЗ, БеЛАЗ, ГАЗ, ЗИЛ.

   На внутренний рынок Республики Беларусь в 2010 г. было реализовано продукции на сумму 22028,5 млн. бел. руб., что составляет 55,7 % от всей реализации продукции за этот год. На рынок России реализовано за этот период - 12044,8 млн. бел. руб. (30,4 %), на рынок Украины - 4262,5 млн. бел. руб. (10,8 %), другие страны - 1263,7 млн. бел. руб. (3,2 %).

   Основными рынками сбыта формовых резинотехнических изделий являются предприятия тракторного и автомобильного машиностроения Республики Беларусь: это: МАЗ, МТЗ, БЕЛАЗ. Российской Федерации: ГАЗ, ЗИЛ.

   С целью расширения рынков сбыта, ведется работа и заключаются договоры по созданию дилерских центров:

▪ в Российской Федерации (Центральный регион, Северо- Западный регион, Южный Федеральный округ, Сибирский Федеральный округ) по реализации рукавов для газовой сварки и резки металлов, ремней зубчатых и изделий из полиуретана;

▪   в Украине и в Узбекистане - по реализации рукавов для газовой сварки и резки металлов;

▪    в Республике Беларусь (формовые РТИ);

▪ в Латвии - по реализации настилов из резиновых плит для железнодорожных переездов.

   В г. Гомеле и Гомельской области представителем завода является            ОДО «Нестерка» - по реализации всего ассортимента продукции.

   В целях привлечения заказчиков ОАО «Беларусьрезинотехника» принимает участие в международных выставках.

   Тактической целью действия ОАО «Беларусьрезинотехника» на рынке Российской Федерации является увеличение объема реализации продукции в 2011 году на 11,6%. Наиболее привлекательными для решения этой цели являются следующие регионы - Москва и Московская область, Юг России (Ставропольский, Краснодарский край, Ростовская область).

   За 2010 год выпуск товарной продукции без НДС и налогов из выручки 72875 млн. руб., к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах 103,0 %, в действующих ценах 112,6 %. Рентабельность товарной продукции 13,0 %. Выручка от реализации продукции, работ услуг 80289 млн. руб., к плану 104,3 %, к соответствующему периоду прошлого года 116,2 %. Прибыль от основного вида деятельности 4341,0 млн. руб. Рентабельность РП 6,8 %. Прогнозируемый уровень рентабельности реализованной продукции на 2011 год 15,0 %.

   Прогнозируемый финансовый результат на 2011г. - 2000 млн. руб. Задолженности по платежам в бюджет, выплате заработной платы и потреблению энергоресурсов на протяжении 2010 года не было.

   На балансе предприятия находятся одно общежитие, 3 детских дошкольных учреждения, пионерский лагерь, магазин, столовая, сельскохозяйственный участок, здравпункт.

   Заработная плата выплачивается в установленные коллективным договором предприятия сроки.

   Предприятие пользуется ссудами банка под товарно-материальные ценности, погашение ссуд и процентов производится согласно, графиков. ОАО «Беларусьрезинотехника» на протяжении всего периода деятельности является безубыточным [26]. 
 

    2.2. Анализ конкурентоспособности продукции  

   ОАО «Беларусьрезинотехника» на внутреннем рынке не имеет серьезной конкуренции. Такие предприятия, как Борисовский завод РТИ, Кричевский завод РТИ, Могилевский регенератный завод - специализируются на других видах продукции.

   Основными и серьезными конкурентами на внешних рынках являются:

1. Украина. ОАО «Белоцерковский завод РТИ» (ООО «Интер-РТИ»), г. Белая Церковь, (манжеты, резиновые запчасти к сельхозмашинам и агрегатам, резиновые запчасти к трактору МТЗ-80, РТИ для железных дорог и железнодорожного транспорта).

2. Россия. ЗАО «КВАРТ» (Камско-Волжское Акционерное Общество Резино- техники), г. Казань, Татарстан, (рукава, резиновые смеси, тех-пластины, формовые и неформовые РТИ, герметики, мастики, клей, покрытия кровельные и напольные, ТНП, гуммирование валов).

3. ОАО «Уральский завод РТИ», г. Екатеринбург, (кольца, манжеты).

4. ОАО «Барнаул-РТИ», г. Барнаул, Алтайский край, (манжеты резиновые, манжеты армированные для гидравлических устройств, кольца).

5. ОАО «Резинотехник», г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика, (манжеты, резинометаллические опорные части для мостов РОЧ, кольца для соединения чугунных водопроводных труб (манжеты), кольца уплотнительные круглого сечения, РТИ для комплектации подвижного состава МПС, ТНП).

   В основном жёсткую конкуренцию предприятию составляют по ценовому фактору, так, как цены конкурентов несколько ниже наших.

Например, рассмотрим цены изделий ОАО «Беларусьрезинотехника» шинки резиновой монолитной и аналогичных изделия конкурентов.

   Основным заказчиками этого изделия у ОАО «Беларусьрезинотехника» в 2010 году являлся - ОАО «ТАиМ» г. Бобруйск - приобрел - 1 130шт.           (14,4 % от общего объема продаж), по следующим ценам:

1) по контрактным:

а) 125/37,5-50 1 сорт - 4995 бел руб. без НДС,

б) 200/50-100 М 4 1сорт - 9213 бел руб. без НДС,

в) 250/60-130 1сорт - 7490 бел руб. без НДС.

2) по прейскурантным ценам:

а) 80/25-50 1сорт - 2614 бел руб. без НДС,

б) 100/30-50 1 сорт - 2748 бел руб. без НДС.

    В Германию реализовываются шинка 200/50-100 М 4 по цене - 3,43 дол. США без НДС за штуку.

   Основным конкурентом-изготовителем шинки резиновой являются:

1. Белоцерковский завод РТИ - производят шинки резиновые для сельхозмашин, детских колясок, транспортных тележек хозяйственного назначения. Действует гибкая система скидок (от объема и ассортимента): от 4000 до 5000 штук предоставляют скидки в размере 15% в зависимости от ассортимента шинок. 200/50-100 поставляют в Германию и Италию.

Таблица 2.1- Цены шинки резиновой Белоцерковского завода РТИ

Обозначение

Шинок

Цена за шт. дол. США без НДС Цена за шт.в бел. руб. без НДС
80/25-50 0,86 1844
100/30-50 0,92 1973
125/37,5-50 1,89 4054
200/50-100 3,82 8194
250/60-130 2,87 6156

 Источник: [27]

   Из данных таблиц мы видим, что наши цены выше на 800-1300 бел. руб.

2. ЗАО «Тульский завод РТИ» г. Тула - выпускают шинки резиновые формовые.

Информация о работе Управление конкурентоспособностью продукции на предприятии