Управление финансовыми потоками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:50, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучений теоретических и практических аспектов управления финансовыми потоками на предприятии на современном этапе и основных проблем связанных с этим процессом. В соответствии с представленной целью можно сформулировать основные задачи, на решение которых направлены исследования, проведенные в данной дипломной работе:
изучение экономической сущности и классификации финансовых потоков;

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава 1. Основы организации управления финансовыми потоками на
предприятии …………………………………………………………………6
1.1. Экономическая сущность и классификация финансовых потоков.…6
1.2. Денежные потоки и их влияние на стоимость предприятия……..… 16
1.3. Разработка политики управления денежными потоками
предприятия…………………………………………………………………19
1.4. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия ………….25
Глава 2. Оценка эффективности управления финансовыми потоками….37
2.1. Краткая характеристика хозяйствующего субъекта……………….....37
2.2 Оценка финансового состояния предприятия………………………... 41
2.3. Основные направления оптимизации производственной
деятельности предприятия………………………………………………….49
Глава 3. Обоснование мероприятий по совершенствованию управления
финансовыми потоками……………………………………………………..58
3.1 Учет рисков при управлении финансовыми потоками……………….58
3.2. Сравнительный анализ выбора поставщиков………………………..62
3.3. Оптимизация денежных потоков в целях повышения инвестиционной
привлекательности…………………………………………………………. 65
3.4. Оценка эффективности инвестиционных проектов………………… 76
Заключение …………………………………………………………….……83
Список использованной литературы …………………………………….. 87
Приложения ………………………………………………………………. 91

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 410.82 Кб (Скачать)

4.  Неотложность  инвестиционных программ. Степень  этой неотложности формирует  потребность в объеме соответствующего отрицательного денежного потока, увеличивая одновременно необходимость формирования положительного денежного потока. Этот фактор оказывает существенное влияние не только на объемы денежных потоков предприятия, но и на характер их протекания во времени.

5. Амортизационная  политика предприятия. Амортизационные потоки — их объем и интенсивность, оказывают существенное влияние на объем положительного денежного потока предприятия в составе основной его компоненты — поступлении денежных средств от реализации продукции.

6.  Коэффициент  операционного левериджа. Этот  показатель оказывает существенное воздействие на пропорции темпов изменения объема чистого денежного потока и объема реализации продукции.

7. Финансовый  менталитет владельцев и менеджеров  предприятия. Выбор консервативных, умеренных или агрессивных принципов финансирования активов и осуществления других финансовых операций определяет структуру видов денежных потоков предприятия, объемы страховых запасов отдельных видов активов и уровень доходности финансовых инвестиций.

3. Обоснование  типа политики управления денежными  потоками предприятия. Такое обоснование осуществляется на основе анализа денежных потоков предприятия в предшествующем периоде и исследования отдельных факторов, влияющих на процесс их формирования. Финансовая теория выделяет три основных типа политики управления денежными потоками предприятия (таблица 1.5).

Таблица 1.5.

Сравнительная характеристика основных типов политики управления денежными  потоками предприятия

 

 

Агрессивная политика

Умеренная политика

Консервативная политика

Характеристика

Высокие темпы наращения объемов поступления денежных средств преимущественно из заемных источников при относительно невысоком уровне реинвестирования чистого денежного потока

Взвешенные

пропорции привлечения собственных и заемных денежных средств для обеспечения развития хозяйственной деятельности предприятия

Минимизация объемов привлечения денежных средств из заемных источников

Положительная сторона ведения политики

Обеспечивает формирование денежных ресурсов в объеме, необходимом для развития предприятия, а также достижение высокой рентабельности собственного капитала

В составе заемных денежных средств  преобладают обычно долгосрочные кредиты  и займы

Для обеспечения развития хозяйственной деятельности используется преимущественно чистый денежный поток, который направляется в основном на реинвестирование

Отрицательная сторона ведения политики

Нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия

Темпы развития хозяйственной деятельности предприятия в этом случае несколько ниже, чем при агрессивной политике

Темпы развития хозяйственной деятельности предприятия в этом случае несколько ниже, чем при агрессивной политике

Уровень риска

Высокий уровень рисков

Средний уровень риска

Минимальный уровень риска


 

4. Выбор  направлений и методов оптимизации  денежных потоков предприятия,  обеспечивающих реализацию избранной политики управления ими. Такая оптимизация является одной из важнейших функций управления денежными потоками, направленной на повышение их эффективности в предстоящем периоде.

 5.  Планирование денежных потоков предприятия в разрезе отдельных их видов. Планирование денежных потоков осуществляется в форме многовариантных плановых расчетов показателей при различных сценариях развития отдельных факторов (оптимистическом, реалистическом, пессимистическом).

 6. Обеспечение эффективного контроля реализации избранной политики управления денежными потоками предприятия. Объектами такого контроля являются выполнение установленных плановых заданий по формированию объема денежных средств и их расходованию по предусмотренным направлениям; равномерность формирования денежных потоков во времени; контроль ликвидности денежных потоков и их эффективности. Эти показатели контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности предприятия.

Политика  управления финансовыми потоками предприятия  предполагает наличие не только финансовой отчетности, но и знание отраслевой принадлежности предприятия, видов  его деятельности, факторов внутренней и внешней среды. Первоочередной задачей принятия политики управления финансовыми потоками является определение финансового состояния предприятия, которое осуществляется через проведение подробного анализа деятельности предприятия.

1.4. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия.

 

 

Важнейшей функцией стратегического управления инвестиционной деятельностью является разработка инвестиционной стратегии, под которой  понимается формирование системы долгосрочных целей инвестиционной деятельности и выбор наиболее эффективных  путей их достижения.

Формирование  инвестиционной стратегии - сложный  творческий процесс, базирующийся, на прогнозировании конъюнктуры инвестиционной деятельности. Сложность этого процесса заключается и в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений. Определенная сложность формирования инвестиционной стратегии заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий.

Исходной  предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является базовая стратегия  экономического развития. По отношению  к ней инвестиционная стратегия  носит подчиненный характер и  должна согласовываться с ней  по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается  как один из главных факторов обеспечения  эффективного развития в соответствии с избранной ею базовой стратегией. Процесс формирования инвестиционной стратегии проходит ряд этапов.

Начальный этап разработки инвестиционной стратегии - определение  общего периода ее формирования, который  зависит от следующих условий: предсказуемости  развития экономики в целом и  инвестиционного рынка, в частности; продолжительности периода, принятого  для формирования базовой стратегии; отраслевой принадлежности фирмы; размера  фирмы.

Формирование стратегических целей инвестиционной деятельности должно исходить, прежде всего, из системы  целей базовой стратегии. Эти  цели могут быть сформированы в виде: обеспечения прироста капитала; роста  уровня прибыльности инвестиций и суммы  дохода от инвестиционной деятельности; изменения пропорций в формах реального и финансового инвертирований; изменения технологической и  воспроизводственной структуры  капитальных вложений; изменения  отраслевой и региональной направленности инвестиционных программ и т. д. Разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей инвестиционной деятельности осуществляется по двум направлениям:

  • -разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности;
  • -разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов.

Разработка стратегических направлений инвестиционной деятельности базируется на системе целей этой деятельности. В процессе разработки последовательно решаются следующие  задачи:

  • определение соотношения различных форм инвестирования на определенных этапах перспективного периода;
  • определение отраслевой направленности инвестиционной деятельности;
  • определение региональной направленности инвестиционной деятельности.

Стратегия инвестиционной деятельности осуществляется на двух уровнях макро уровне и микро  уровне. Управление инвестиционной деятельностью на макро уровне неразрывно связано с оценкой состояния и прогнозирования развития инвестиционного рынка, под которым понимается совокупность отдельных рынков (объектов реального и финансового инвестирования), в составе которых выделяются: рынок прямых капитальных вложений, рынок приватизируемых объектов, рынок недвижимости. Рынок прочих объектов реального инвестирования, фондовый рынок денежный рынок.

Состояние инвестиционного  рынка в целом и отдельных  составляющих ею сегментов характеризуют  такие его элементы, как спрос, предложение, цена и конкуренция.

Для конъюнктуры  инвестиционного рынка в целом  и отдельных его сегментов  характерны следующие четыре стадии:

  • Подъем конъюнктуры, связанный с оживлением экономики в целом: объем спроса на объекты инвестирования, повышение уровня цен на них, развитие конкуренции среди инвестиционных посредников.
  • Конъюнктурный бум, характеризуемый резким возрастанием спроса на все инвестиционные товары и другие объекты инвестирования, которое предложение полностью удовлетворить не может. Одновременно растут цены на все объекты инвестирования, повышаются доходы инвесторов и инвестиционных посредников.
  • Ослабление конъюнктуры, связанное со снижением инвестиционной активности из-за спада в экономике в целом, насыщением спроса на объекты инвестирования и некоторым избытком их предложения.
  • Конъюнктурный спад, являющийся наиболее неблагоприятным периодом с позиций инвестиционной активности. Он характеризуется самым низким уровнем спроса и сокращением объема предложения объектов инвестирования. На этой стадии существенно снижаются цены на объекты инвестирования, инвестиционные товары и услуги. Доходы инвесторов и инвестиционных посредников падают до самой низкой отметки, в ряде направлений инвестиционная деятельность становится убыточной.

В связи с циклическим развитием  и постоянной изменчивостью инвестиционного  рынка необходимо систематически изучать  состояние его конъюнктуры для  формирования эффективной инвестиционной стратегии и принятия экономически обоснованных инвестиционных решений.

Изучение конъюнктуры  инвестиционного рынка охватывает следующие три этапа.

  1. Текущее наблюдение за инвестиционной активностью. Этот этап требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы (спрос, предложение, цены, конкуренция), а также организации постоянного их мониторинга.
  2. Анализ текущей конъюнктуры инвестиционного рынка и выявление современных тенденций его развития. Задачей этого этапа является выявление тех изменений, которые происходят на рынке в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом.
  3. Прогнозирование конъюнктуры инвестиционного рынка для выбора основных направлений стратегии инвестиционной деятельности. Основная задача третьего этапа - разработки прогноза (определение тенденций факторов, формирующих инвестиционный климат и воздействующих на состояние инвестиционного рынка в перспективе).

Изучение макроэкономических показателей развития инвестиционного  рынка является наиболее сложным  этапом его прогнозирования, требующим  привлечения обширной информации. Прогнозирование  включает: формирование перечня показателей, отражающих динамику конъюнктуры инвестиционного  рынка; анализ текущей конъюнктуры  инвестиционного рынка; исследование изменений факторов, влияющих на развитие инвестиционного рынка, и разработка прогноза этого развития.

Основной целью  управления инвестиционной деятельностью  на микро уровне является обеспечение  наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии фирмы  на отдельных этапах ее развития. В  процессе реализации этой основной цели инвестиционное управление направлено на решение следующих важнейших  задач.

  • Обеспечение высоких темпов экономического развития фирмы за счет эффективной инвестиционной деятельности. Стратегия развития любой компании и фирмы с момента ее создания предполагает постоянный экономический рост за счет увеличения объемов деятельности, а также отраслевой, ассортиментной и региональной диверсификации этой деятельности.
  • Обеспечение максимизации прибыли от инвестиционной деятельности.
  • Обеспечение минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционные риски весьма разнообразны и сопутствуют практически всем формам инвестиционной деятельности.
  • Обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности фирмы в процессе осуществления инвестиционной деятельности.

Изыскание путей  ускорения реализации инвестиционных программ. Все перечисленные задачи управления инвестиционной деятельностью  теснейшим образом взаимосвязаны. Так, например, обеспечение высоких  темпов развития фирмы может быть достигнуто, с одной стороны, за счет подбора высокодоходных инвестиционных проектов, а с другой, - за счет ускорения реализации инвестиционных программ, предусмотренных на том или ином этапе ее развития.

Все направления  и формы инвестиционной деятельности фирмы осуществляются за счет формируемых  ею инвестиционных ресурсов. Стратегия  формирования инвестиционных ресурсов является важным составным элементом  не только инвестиционной, но и финансовой стратегии фирмы. Разработка такой  стратегии призвана обеспечить бесперебойную  инвестиционную деятельность в предусмотренных  объемах; наиболее эффективное использование  собственных финансовых средств, направляемых на эти цели, а также финансовую устойчивость фирмы в долгосрочной перспективе.

Разработка стратегии  формирования инвестиционных ресурсов фирмы осуществляется по следующим  этапам:

  1. прогнозирование потребности в общем, объеме инвестиционных ресурсов;
  2. изучение возможности формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников;
  3. определение методов финансирования отдельных инвестиционных программ и проектов;
  4. оптимизация структуры источников формирования инвестиционных ресурсов.

Пятый этап разработки инвестиционной стратегии предусматривает  установление последовательности и  сроков достижения отдельных целей  и стратегических задач. В процессе в этой конкретизации инвестиционной стратегии обеспечивается внешняя  и внутренняя синхронизация во времени. Внешняя синхронизация предусматривает  согласование во времени реализации инвестиционной стратегии с базовой  стратегией фирмы, а также с прогнозируемыми  изменениями конъюнктуры инвестиционного  рынка. Внутренняя синхронизация предусматривает согласование во времени реализации отдельных направлений инвестирования между собой, а также с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов.

И, наконец, на последнем  этапе производится оценка разработанной  инвестиционной стратегии, которая  осуществляется на основе следующих  критериев.

  • Согласованность инвестиционной стратегии фирмы с базовой стратегией фирмы. При этом исследуется согласованность целей, направлений и этапов реализации этих стратегий.
  • Внутренняя сбалансированность инвестиционной стратегии. В процессе такой оценки определяется, насколько согласуются между собой отдельные стратегические цели и направления инвестиционной деятельности, а также последовательность их выполнения.
  • Согласованность инвестиционной стратегии с внешней средой. При этом оценивается, насколько разработанная инвестиционная стратегия соответствует прогнозируемым изменениям экономического развития инвестиционного климата страны, а также конъюнктуры инвестиционного рынка.
  • Реализуемость инвестиционной стратегии с учетом имеющегося ресурсного потенциала. В процессе такой оценки в первую очередь рассматриваются потенциальные возможности фирмы в формировании финансовых ресурсов за счет собственных источников. Рассматривается также возможность привлечения к реализации инвестиционной стратегии требуемых финансовых, технологических, сырьевых, энергетических и других ресурсов.
  • Приемлемость уровня риска, связанного с реализацией инвестиционной стратегии. В процессе такой оценки рассматриваются уровни основных инвестиционных рисков и их возможные финансовые последствия для фирмы.
  • Результативность инвестиционной стратегии. Оценка результативности инвестиционных программ базируется, прежде всего, на определении экономической эффективности их реализации. Оцениваются и внеэкономические результаты, достигаемые в процессе реализации инвестиционной стратегии (рост имиджа фирмы, улучшение условий труда ее сотрудников и т. д.).

Информация о работе Управление финансовыми потоками на предприятии