Теоретические аспекты условий труда на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 14:06, курсовая работа

Краткое описание

В этом и заключается актуальность данной работы.
Задачами данной работы являются:
Изучить понятия условий труда;
Изучить основные методы оценки условий труда;
Проанализировать состояния условий труда предприятия ОАО «СМУ-175 Радиострой»
Разработать мероприятия по улучшению условий труда
Расчитать экономическую эффективность предлагаемого мероприятия

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 145.50 Кб (Скачать)

Руководители строительно-монтажного управления оказывают помощь подчиненным участкам, осуществляют контроль за выполнением производственных планов и вводом в действие законченных объектов, за качеством работ, рациональным использованием средств механизации, правильной расстановкой кадров, повышением производительности труда и выполнением плана организационно-технических мероприятий на участках.

Хозрасчетные отношения строительно-монтажного управления с другими подразделениями строительного треста (с конторой материально-технического снабжения, подсобными производственными предприятиями, машинопрокатной базой, транспортной и жилищно-коммунальной конторами) базируются на финансовом плане и плане материально-технического снабжения, которые ежегодно утверждаются руководством треста в соответствии с запланированным объемом строительно-монтажных работ.

Основным поставщиком строительно-монтажного управления является контора материально-технического снабжения треста. Кроме того, оно получает материалы, конструкции и детали от других подразделений треста и различных поставщиков. Поставки производятся по графику, утвержденному трестом, — как правило, на приобъектный склад. В тех случаях, когда склады треста находятся на отдаленном расстоянии от строительной площадки и материалы доставляются конторой снабжения или подсобными предприятиями треста по железной дороге, строительно-монтажное управление собственными силами обеспечивает их разгрузку, а также перевозку от станции назначения до приобъектного склада. Расчеты за принятые материалы строительно-монтажное управление производит на основе счетов, предъявляемых поставщиками, по утвержденным ценам.

Фактическая себестоимость выполненных строительно-монтажных работ определяется по статьям затрат на основании данных бухгалтерского учета; она складывается из прямых затрат и накладных расходов. В состав прямых затрат входят: стоимость материалов, израсходованных на производство работ; основная заработная плата рабочих; расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов; прочие прямые затраты (расходы на перевозку материалов и конструкций от приобъектного склада до мест их укладки, а также затраты по перемещению грунта). К накладным расходам относятся административно-хозяйственные расходы (заработная плата и командировочные ИТР и служащим, канцелярские, почтово-телеграфные и другие расходы), дополнительная заработная плата и отчисления на социальное страхование, жилищно-коммунальные расходы, износ временных мелких не титульных сооружений, малоценного инвентаря и инструмента, затраты по организованному набору рабочих и др.

На многих стройках созданы хозрасчетные строительные бригады. Это обеспечивает условия для выполнения плана ввода объектов в эксплуатацию, роста производительности труда, повышения качества строительно-монтажных работ, снижения его стоимости, экономного расходования материальных ресурсов. Одновременно повышается материальная заинтересованность строительной бригады в результатах своего труда, так как хозрасчетная деятельность способствует выполнению и перевыполнению заданий, а, следовательно, увеличению заработков рабочих.

В условиях бригадного хозяйственного расчета себестоимость строительно-монтажных работ, расход материалов и деталей, основная заработная плата рабочих, а также расходы по эксплуатации механизмов находятся под контролем бригады. Практика многих строительных организаций свидетельствует о том, что такой контроль эффективнее контроля, осуществляемого производителем работ, поскольку каждый рабочий хозрасчетной бригады активно включается в борьбу за выполнение основных показателей производственной деятельности. 

Хозяйственный расчет бригады вытекает из хозрасчета строительного треста или управления, но, в то же время, характеризуется некоторыми отличиями. Так, хозрасчетная бригада не имеет собственных основных и оборотных средств, расчетного счета в банке, а также самостоятельного баланса; она не заключает договоров с заказчиками, субподрядчиками, поставщиками материалов, автобазами и т. д.

Рассмотрим основные технико- экономические показатели деятельности предприятия за 2012-2013 гг. (таблица 2)

Таблица 2

Технико- экономические показатели деятельности предприятия ОАО «СМУ- 175 Радиострой»

№ п/п

Показатели

2012

2013

Абсолютное отклонение, +/-

Темп роста, %

1

Объем производства товарной продукции, тыс. руб.

30149

32125

1976

93,8

2

Объем реализуемой продукции,

тыс. руб.

30050

31495

1445

93,5

3

Численность персонала предприятия, чел.

-работающих

-рабочих

 

75

35

40

 

80

30

50

5

(5)

10

93,7

116

80

4

Выработка на одного работника тыс. руб.

-на одного работника

-на одного рабочего

 

40,19

66,9

86,14

41,15

107,0

64,25

0,96

40,1

(21,89)

109,1

62,5

113,4

5

Фонд оплаты труда, руб.

-работающих

-рабочих

 

655000

315000

320000

 

720000

285000

435000

70000

(30000)

115000

109,9

110,5

73,5

6

Средняя з/п, руб.

-работающих

-рабочих

 

9000

8500

 

9500

8700

500

200

105,5

102,3

7

Себестоимость товарной продукции, руб.

 

66083

 

70000

3917

105,9


 

 Из данной таблицы  видно, что произошло увеличение  численности персонала (8%), так же  увеличилась заработная плата  работников (3%), это привело к увеличению фонда оплаты труда (9%). Изменилась себестоимость продукции ,которая увеличилась на 4,1%.

2.2 Планировка и оснащение рабочих  мест подразделения

  Рациональность размещения  всех предметов оснащения рабочего  места обеспечивается его планировкой. Планировка рабочего места —  это технически целесообразное  и экономически обоснованное  размещение предметов оснащения  на рабочем месте и самого  рабочего места в пространстве  производственных площадей предприятия. Поэтому различают внешнюю и  внутреннюю планировку рабочего  места.

Планировка рабочего места бухгалтера ОАО «СМУ – 175 Радиострой» показана на рисунке.

Рис. 2 Планировка рабочего места бухгалтера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для изучения оснащения рабочих мест предприятия ОАО «СМУ – 175 Радиострой» составим таблицу 3.

Таблица 3

Оснащение рабочего места технологической оснасткой, инструментом, приспособлениями

№ п/п

Наименование

Характеристика

Количество,ед.

Отклонения

(+, -)

Норм.

Факт.

1

Инструмент:

  • Стол
  • Стул
  • Стеллажи для документов

 

  • деревянный письменный стол, 1,5м×1,6м×0,7м;
  • стул офисный, ткань кож.зам.,регулировка высоты;
  • 682×372×1827

 

50

 

 

70

 

 

 

 

20

 

55

 

 

75

 

 

 

 

18

 

5

 

 

5

 

 

 

 

(2)

2

Технологическая оснастка,приспособления:

  • ПК
  • Канцелярские товары
  • калькурятор

 

 

 

  • Современные
  • Ручки,бумага
  • многофункциональный

 

 

 

20

 

5

8

 

 

 

20

 

4

10

 

 

 

-

 

1

2


 

 

Данная таблица показывает, что административная группа (подразделение) оснащено всей нужной технологической оснасткой, инструментами и приспособлениями, но требуются некоторые доработки.

 

 

 

2.3 Выявление потерь рабочего времени  вследствие заболеваемости и  травматизма

Работа в административном подразделении не считается травмаопасной, т.к. работа сотрудников связана в основном с документацией, принятием решений и т.п.

Бля выявления потерь рабочего времени вследствие заболеваемости и травматизма составим таблицу.

Таблица 4

Сравнение контрольных и фактических показателей нетрудоспособности по видам заболеваемости, на 100 человек

Участок

Виды заболеваемости, дн.

Контрольные показатели, дн.

Факт. Показатели, дн.

Превышение факт.показателей над контр., %

Административная группа

  • общая заболеваемость;
  • травматизм;
  • профзаболеваемость

35

 

10

0

50

 

30

0

70

 

33

-

Строительно-монтажный участок

  • общая заболеваемость;
  • травматизм
  • профзаболеваемость

50

 

30

20

65

 

40

30

76

 

75

66


 

Из данной таблицы видно, что в Административной группе  заболеваемость меньше, чем настроительно-монтажный участке это связано с  проведением работы в помещении и вне. Отмечается высокий уровень общей заболеваемости.

2.4 Оценка уровня механизации труда

Проанализируем уровень механизации и автоматизации труда в подразделении, для чего вычислим удельный вес ручного труда по формуле:

Ур.т.=Чр.т./Ч общ (4)

где Ч р.т. - численность работников, выполнявших работу вручную при машинах и механизмах и не при машинах и механизмах;

Ч общ - общая численность работников.

Общее число работников магазина 80 человек. Из них 50 занимаются либо полностью ручным трудом, либо при машинах и механизмах.

Рассчитаем Ур.т.:

Ур.т=50/80= 0,625.

Таким образом, 62% персонала предприятия заняты автоматизированным и механизированным трудом, а 38 % -ручным.

Так же рассчитаем удельный вес ручного труда в производственной операции, по формуле:

У р.т.о. = (Тп.з.+Топ.+Тобс.) / (Тшт.к-Тотл.) (5)

где, Тп.з. - время подготовительно-заключительной работы, выполняемой в ручную;

Топ. - время оперативно ручной работы;

Тшт.к. - норма штучно-калькуляционного времени;

Тотл. - время на отдых и личные надобности;

Тобсл. - время на выполнение ручных операций по обслуживанию рабочего места.

Для определения объемов ручных элементов воспользуемся данными фотографии рабочего времени работника, проводимой на строительном участке.

Согласно данным:

Тп.з = 60 мин.;

Топ. = 110 мин.;

Тшт.к. = 540 мин.;

Тобсл. = 100 мин.:

Тотл. = 30 мин.

В итоге получим:

У р.т.о = (60+110+100)/(540 - 30) = 0,529.

Полученные результаты расчета свидетельствуют о среднем удельном весе механизированного труда (52%) в данном подразделении, что говорит о тщательности проверки самим работником механизированного труда.

 

2.5 Оценка санитарно- гигиенической  обстановки и эффективности мер  по ее улучшению

Качество воздуха в офисных помещениях является залогом хорошего здоровья и результатов работы, но во многих случаях проблемой становится влияние современного оборудования и технологий, используемых в офисах.

 При работе офисной  техники в воздух помещений  выделяются различные загрязняющие  вещества, ультрамелкие (нано) частицы. Показатели микроклимата (влажность, температура, скорость движения воздуха) на таких рабочих местах часто не соответствуют гигиеническим требованиям, выявляется низкая влажность и недостаточная скорость воздуха, что вызывает жалобы офисных работников на плохое самочувствие, сухость кожи и др. Это, как правило, связано с отсутствием вентиляции, большим количеством работающих, размещением копировального и печатного оборудования в рабочих помещениях.

Для оценки санитарно- гигиенической обстановки в административном подразделении составим таблицу.

Таблица 5

Санитарно- гигиенические условия труда

№ п/п

Исследуемые факторы

Ед. измерения

Норма

Фактически

Отклонения

1

Температура воздуха

◦С

22

21

1

2

Влажность воздуха

%

60

65

5

3

Скорость движения воздуха

М/сек

0,3

0,4

0,1

4

Шум

Д/б

82

83

1

5

Освещенность

Люкс

400

390

(10)

Информация о работе Теоретические аспекты условий труда на предприятии