Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:15, курсовая работа
Цель – разработка и обоснование мероприятий по усилению стимулирующей роли заработной платы работников и повышению уровня оплаты труда на ОАО «Белкард».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, функции и принципы оплаты труда на предприятий;
2) охарактеризовать формы и системы заработной платы;
3) выявить факторы и направления повышения заработной платы работников предприятия в контексте государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь
4) дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Белкард»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 6
1.1. Понятие, функции и принципы оплаты труда на предприятии 6
1.2. Формы и системы заработной платы 14
1.3. Факторы и направления повышения заработной платы работников предприятия в контексте государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь 22
2. ОЦЕНКА УРОВНЯ ОПЛАТЫ ТРУДА ОАО «БЕЛКАРД» 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Белкард» 33
2.2. Сравнительный анализ уровней оплаты труда работников и их производительности труда на ОАО «Белкард» 36
2.3 Анализ фонда оплаты труда и эффективности его использования на ОАО «Белкард» 44
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ОАО «БЕЛКАРД» 56
3.1. Усиление стимулирующей роли заработной платы на ОАО «Белкард» 56
3.2. Обоснование мероприятий по повышению уровня оплаты труда работников на ОАО «Белкард» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
Общий заработок рассчитывается либо путем умножения ставки вспомогательного рабочего на средний процент выполнения норм обслуживаемых рабочих-сдельщиков, либо умножением косвенно сдельной расценки на фактический выпуск продукции обслуживаемых рабочих. Расценка определяется как частное от деления тарифной ставки рабочего, оплачиваемого по данной системе, на суммарную норму выработки обслуживаемых производственных рабочих.
При сдельно-премиальной
системе рабочий сверх
Премирование может осуществляться на основе следующих показателей:
повышение производительности труда и увеличение объема производства, в частности, выполнение и перевыполнение производственных заданий, технически обоснованных норм выработки, снижение нормированной трудоемкости;
повышение качества продукции и улучшение качественных показателей работы, например, повышение сортности продукции, бездефектное изготовление и сдача ее с первого предъявления, недопущение брака, соблюдение стандартов и технических условий и т.д.;
экономия сырья, материалов, инструмента и других материальных ценностей.
Выплачивается премия в соответствии с условиями договора или контракта в том случае, если работник и в целом подразделением выполнен план работы за премиальный период. В случае, когда работник в течение определенного периода отсутствовал на работе по уважительной причине (болезнь, подтвержденная документально, отпуск и т.д.), он премируется пропорционально отработанному времени.
При нарушении трудовой дисциплины и по решению трудового коллектива работник может быть лишен премии как полностью, так и частично.
По сложившейся практике месячные и квартальные премии начисляются в процентном отношении к сумме заработка, поэтому при различных суммах заработка и одинаковом проценте премии сумма премии в денежном выражении у работников может быть различна.
Однако положением о премировании может быть предусмотрена выплата премий в твердых суммах. Система премирования вводится на предприятии по усмотрению руководства и в соответствии с коллективным договором.
Премирование, как общее понятие, содержит в себе два направления:
премирование в рамках системы, указанной выше, то есть подтверждается приказами о премировании по предприятию. Такие премии относятся на себестоимость продукции в размере 30% (остающаяся сумма премии – за счет использования прибыли), на них начисляют соответствующие налоги. Такие премии в системе оплаты труда предприятия носят обязательный характер;
премирование, используемое
вне системы оплаты труда –
здесь премии носят сугубо поощрительный
характер и выплачиваются за счет
собственных средств
При сдельно-прогрессивной системе зарплаты труд рабочего в пределах выполнения норм оплачивается по прямым сдельным расценкам, а при выработке сверх этих исходных норм — по повышенным.
Предел выполнения выработки, сверх которого работа оплачивает по повышенным расценкам, устанавливается, как правило, на уровне фактического выполнения норм за последние месяцы, но не ниже действующих норм. Размер увеличения сдельных расценок в зависимости от степени перевыполнения исходных норм определяется в каждом конкретном случае специальной шкалой.
При использовании сдельно-
При аккордной системе оплаты труда расценка устанавливается на весь объем работы, а не на ее единицу. Размер аккордной платы определяется на основе действующих норм времени (выработки) и расценок, а при их отсутствии — на основе норм и расценок на аналогичные работы. Обычно при данной системе оплаты рабочие премируются за сокращение сроков выполнения заданий, что усиливает стимулирующую роль этой системы в росте производительности труда.
К основным условиям ее эффективного применения следует отнести установление обоснованных норм выработки (времени) и расценок на заданный объем работы, введение эффективной системы премирования и контроль над качеством выполнения работ (чтобы сокращение сроков выполнения аккордного задания не сказалось отрицательно на качестве его выполнения).
При коллективной сдельной оплате труда применяют либо индивидуальные расценки по конечным результатам работы, либо коллективные сдельные расценки. Эффективность коллективной сдельной зарплаты зависит от умелого сочетания материального стимулирования результатов коллективного труда с учетом индивидуальных показателей работы каждого рабочего на основе правильного выбора показателей оплаты труда, порядка начисления коллективного сдельного заработка и его распределения между членами коллектива.
Кроме того, работодателем может устанавливаться любая иная форма оплаты труда, не нарушающая интересы работника, а также не ухудшающая его положение по сравнению с предусмотренным в коллективном договоре и в законодательстве.
Механизм формирования и учета фонда заработной платы базируется на определенных принципах и правилах, закрепленных в законодательных и нормативных актах Республики Беларусь. Правовое регулирование бухгалтерского учета можно представить в следующем иерархическом порядке.
Первый уровень: Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» [26] и другие нормативные акты законодательной и исполнительной власти республики, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета. Законом Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности" от 18.10.1994 № 3321-ХII (в редакции Закона 26.12.2007 №302-З) определен общий порядок оценки и учета активов и обязательств предприятия.
Основным документом, регулирующим сферу трудовых отношений, является Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З [37], с учетом последних изменений от 31.12.2010 N 114-З. Основными задачами Трудового кодекса являются регулирование трудовых и связанных с ними отношений; развитие социального партнерства между нанимателями, работниками и органами государственного управления; установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Трудовой кодекс регулирует трудовые отношения, основанные на трудовом договоре, а также отношения, связанные с профессиональной подготовкой работников на производстве, деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей, ведением коллективных переговоров, взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями; обеспечением занятости, контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде, государственным социальным страхованием, рассмотрением трудовых споров.
Постановлением Совета
Министров Республики Беларусь от
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» [30] оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 г. № 17» [27] был определен порядок перехода коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд, на условия оплаты труда на основе ЕТС.
Повышение тарифной ставки первого разряда производится в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 февраля 1995 г. № 92 «О мерах по социальной поддержке населения» [28] (с учетом дополнения, внесенного Указом Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 231). Данным Указом установлено, что субъекты хозяйствования государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе, уровень тарифной ставки первого разряда которых превышает установленный уровень этой ставки для работников бюджетной сферы, дальнейшее повышение заработной платы осуществляют только в прямой зависимости от роста объемов производства и реализации продукции и эффективности хозяйствования.
Конкретный механизм повышения тарифной ставки первого разряда предусмотрен Инструкцией о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24 февраля 2005 г. № 18/23/34, с учетом изменений и дополнений, от 01.03.2011 N 34/21/47.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 1651 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников коммерческих организаций» с изменениями и дополнениями от 28.01.2010 № 103, утвержден базовый предельный норматив тарифной ставки первого разряда для коммерческих организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, утверждаемого в установленном порядке; установлены дифференцированные отраслевые коэффициенты к базовому предельному нормативу тарифной ставки первого разряда.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.04.2006 г. №555 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда» с изменениями и дополнениями от 11.06.2009 №842 установлен порядок премирования работников коммерческих организаций с учетом результатов работы предприятия.
Второй уровень: положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности, утверждаемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами, на которые законодательно возложены функции нормативного регулирования бухгалтерского учета. Нормативные документы этого уровня устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Инструментом тарифного нормирования оплаты труда является Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Минтруда РБ от 23.03.2001 № 21. Она представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. На ее основе с использованием других элементов тарифной системы (тарифной ставки 1-го разряда, ЕТКС, ЕКСД, иных квалификационных справочников, утверждаемых в установленном порядке) определяются тарифные ставки (оклады) работников.
С 1 июня 2011 г. порядок определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей регулирует Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2011 №60. В негосударственных организациях Инструкцией №60 нанимателям предоставлено право самостоятельно определять нормы управляемости при создании структурных подразделений, разрабатывать механизм формирования тарифных ставок и должностных окладов работников.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 24 февраля 2005 г. № 18/23/34 с изменениями и дополнениями от 28.07.2009 № 117/122/155 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» установлено, что «повышение тарифной ставки первого разряда в организациях производится по установленным показателям и нормативам независимо от изменения тарифной ставки первого разряда, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями».
Учет труда и заработной платы осуществляется в системе бухгалтерских счетов, предусмотренных Типовым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. №89 (в редакции постановления от 05.01.2012 №1).
Третий уровень: методические указания и рекомендации, разрабатываемые Министерством финансов Республики Беларусь и другими органами в соответствии с действующим законодательством и содержащие более детальные рекомендации по организации учета.
Четвертый уровень: рабочие инструкции и указания по учету соответствующих операций и объектов непосредственно в организации, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.