Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа
Существует множество определений конкуренции. В законе РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорится, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (6). В таблице 1 приведены понятия конкуренции различных авторов.
Проведём ABC-анализ основных видов продукции ОАО «Боровичский завод «Полимермаш».
ABC-анализ – анализ товарных запасов путём деления на три категории:
- А – наиболее ценные;
- В – промежуточные;
- С – наименее ценные.
Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат. По сути, ABC-анализ – это ранжирование ассортимента по разным параметрам. В таблице 7 приведены расчёты для ABC-анализа основных видов продукции предприятия.
Таблица 7 – ABC-анализ основных видов продукции предприятия
Вид продукция |
Объём реализации, млн. руб. |
Удельный вес, % |
Группа |
Прессы шахтного назначения ВКВ |
28,00 |
47,85 |
Группа А |
Прессы общепромышленного назначения ПСШ |
18,10 |
30,93 |
Группа А |
Пресс-формы |
3,80 |
6,49 |
Группа В |
Инструменты ИПР |
5,90 |
10,12 |
Группа В |
Разовые заказы |
2,70 |
4,61 |
Группа B |
Итого |
58,50 |
100,00 |
- |
Исходя из расчётов в таблице 7, можно сделать вывод, что к группе А относятся прессы общепромышленного назначения и шахтные прессы. В совокупности объём их реализации составляет 78,78% от общего. Они являются самыми прибыльными и их относят к основной продукции предприятия. К группе В относятся пресс-формы, инструменты ИПР и разовые заказы. Их объём реализации составляет 21,22% от общего. Они менее прибыльны.
XYZ-анализ позволяет выявить стабильность объёма продаж продукции, он состоит из следующих категорий:
- группа X – продукция, которая имеет стабильный сбыт. Коэффициент вариации не превышает 20%;
- группа Y – имеет небольшие отклонения в сбыте продукции. Коэффициент вариации составляет 20-50%;
- группа Z – продукция, которая имеет нестабильность поставок. Коэффициент вариации превышает 50%.
Формула для расчета коэффициента вариации:
где - среднее квадратическое отклонение;
– среднее значение параметра
по оцениваемому объекту
Среднее квадратическое отклонение рассчитывается по формуле:
где – значение параметра по оцениваемому объекту за i-тый период;
n – число периодов.
Среднее значение параметра по оцениваемому объекту анализа рассчитывается по формуле:
В таблице 8 приведены данные для XYZ-анализа объёма продаж продукции ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» за 2009 г.
Таблица 8 – Рабочая таблица для XYZ-анализа
Вид продукции |
Квартал |
| ||||
I |
II |
III |
IV | |||
Прессы шахтного назначения ВКВ |
2,80 |
9,80 |
8,40 |
7,00 |
7,00 |
2,62 |
Прессы общепромышленного |
1,81 |
6,34 |
5,43 |
4,52 |
4,53 |
1,69 |
Пресс-формы |
0,38 |
1,33 |
1,14 |
0,95 |
0,95 |
0,36 |
Инструменты ИПР |
0,59 |
2,07 |
1,77 |
1,47 |
1,48 |
0,55 |
Разовые заказы |
0,27 |
0,95 |
0,81 |
0,67 |
0,68 |
0,25 |
В таблице 9 приведены расчёты для XYZ-анализа.
Таблица 9 – XYZ-анализ
Вид продукции |
Коэффициент вариации, % |
Группа |
Прессы шахтного назначения ВКВ |
37,42 |
Группа Y |
Прессы общепромышленного назначения ПСШ |
37,30 |
Группа Y |
Пресс-формы |
37,89 |
Группа Y |
Инструменты ИПР |
37,16 |
Группа Y |
Разовые заказы |
36,76 |
Группа Y |
Исходя из данных таблицы 9, можно сделать вывод, что все виды продукции ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» можно отнести к группе Y, т.к. некоторые из них потребляются нерегулярно, без какой-либо чётко выраженной тенденции. И поэтому невозможно сделать длительный прогноз, а прогноз продаж на более короткие сроки строится исходя из наличия предварительных запросов со стороны потенциальных заказчиков.
3.3 Статистический анализ конкурентоспособности продукции
ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»
Статистический анализ конкурентоспособности продукции проводится в несколько этапов:
- на первом этапе необходимо выбрать базу сравнения. В данном случае за базу сравнения можно принять продукцию ОАО «Александровский машиностроительный завод», которая является наиболее конкурентоспособной на рынке полимерного машиностроения на территории России и наиболее приближена по показателям к отраслевым и государственным стандартам;
- на втором этапе выделяются наиболее значимые для потребителя критерии – экономические и потребительские;
- на третьем этапе производится ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя. По потребительским параметрам первостепенную значимость имеют такие свойства, как длина стыка ленты и температура нагрева плит, определяющие качество производимых работ на данном прессе; затем по степени важности идут управление нагревом и масса переносного элемента. По экономическим показателям для потребителя на первом месте стоит цена за единицу пресса, а затем стоимость пуско-наладочных работ. При этом сумма весов потребительских параметров должна равняться сумме весов экономических параметров;
- на четвёртом этапе рассчитываются единичные показатели конкурентоспособности в зависимости от критерия;
- на пятом этапе проводится расчёт группового показателя как сводного параметрического индекса конкурентоспособности;
- на шестом этапе рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности как отношение суммы произведения индексов на их вес потребительских параметров конкурентоспособности к сумме произведения аналогичных критериев экономических параметров. Это отношение групповых показателей по потребительским параметрам к групповым показателям по экономическим параметрам.
Интегральный показатель является главным и окончательным и показывает уровень конкурентоспособности продукции.
Далее рассчитаны показатели конкурентоспособности двух основных видов продукции ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» и его основного конкурента ОАО «Александровский машиностроительный завод». В таблице 10 представлены ранги показателей прессов модульных производства ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» и ОАО «Александровский машиностроительный завод».
Таблица 10 – Ранг показателей прессов модульных типа ПСШ1
Показатель |
ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» |
ОАО «Александровский машиностроительный завод» |
Ранг показателя |
Потребительские параметры | |||
Длина стыка ленты, мм |
2850 |
3000 |
4 |
Температура нагрева плит, 0С |
170 |
180 |
3 |
Управление нагревом, автоматическое/ручное |
Автоматическое |
Автоматическое |
1 |
Масса переносного элемента, кг. |
95 |
85 |
3 |
Экономические показатели | |||
Цена за единицу, тыс. руб. |
3858 |
3800 |
3 |
Пуско-наладочные работы, руб. |
За счёт предприятия |
За счёт предприятия |
2 |
К потребительским параметрам как наиболее значимым можно отнести такие, как длина стыка ленты; температура нагрева плит; управление нагревом; масса переносного элемента. К экономическим параметрам можно отнести наиболее весомые – цена за единицу продукции, стоимость пуско-наладочных работ.
В таблице 11 представлены расчёты по статистическому анализу конкурентоспособности прессов модульных типа ПСШ1 производства ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» и ОАО «Александровский машиностроительный завод».
Таблица 11 – Статистический анализ конкурентоспособности прессов
модульных типа ПСШ1
Показатель |
ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» |
ОАО «Александровский |
Вес параметра, а |
Индексы, q |
q |
Потребительские параметры | |||||
Длина стыка ленты, мм |
2850,00 |
3000,00 |
0,40 |
0,95 |
0,38 |
Температура нагрева плит, 0С |
170,00 |
180,00 |
0,30 |
0,94 |
0,28 |
Управление нагревом, автоматическое/ручное |
Автоматическое |
Автоматическое |
0,20 |
1,00 |
0,20 |
Масса переносного элемента, кг. |
95,00 |
85,00 |
0,10 |
0,89 |
0,09 |
Итого |
1,00 |
0,95 | |||
Экономические показатели | |||||
Цена за единицу, тыс. руб. |
3858,00 |
3800,00 |
0,75 |
0,98 |
0,74 |
Пуско-наладочные работы, руб. |
За счёт предприятия |
За счёт предприятия |
0,25 |
1,00 |
0,25 |
Итого |
1,00 |
0,99 | |||
Сводный индекс конкурентоспособности, К |
0,96 |
В таблице 12 представлены ранги показателей вулканизаторов кабельных в общепромышленном исполнении типа ВКВ 1.000 производства ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» и ОАО «Александровский машиностроительный завод».
Наиболее значимыми
Таблица 12 – Ранг показателей вулканизаторов кабельных в
общепромышленном исполнении типа ВКВ 1.000
Показатель |
ОАО «Боровичский завод «Полимермаш» |
ОАО «Александровский машиностроительный завод» |
Ранг показателя |
Потребительские параметры | |||
Время разогрева, ч. |
1,00 |
0,80 |
4,00 |
Температура вулканизации, 0С |
150,00 |
160,00 |
3,00 |
Номинальная мощность, кВт |
2,00 |
3,00 |
1,00 |
Масса, кг. |
30,00 |
25,00 |
3,00 |
Экономические показатели | |||
Цена за единицу, тыс. руб. |
81730,00 |
80000,00 |
3,00 |
По потребительским параметрам первостепенную значимость имеют такие свойства, как время разогрева вулканизатора до рабочей температуры и температура вулканизации, определяющие качество производимых работ на данном прессе; затем по степени важности идут номинальная мощность и масса вулканизатора.
В таблице 13 представлены расчёты
по статистическому анализу
Расчёты производятся по аналогии с расчётами конкурентоспособности прессов. База сравнения – аналогичная продукция ОАО «Александровский машиностроительный завод».
Таблица 13 – Статистический анализ конкурентоспособности вулканизаторов