Статистический анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

Существует множество определений конкуренции. В законе РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорится, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (6). В таблице 1 приведены понятия конкуренции различных авторов.

Файлы: 3 файла

1 часть.docx

— 45.17 Кб (Скачать)

 

1 Теоретические аспекты  конкурентоспособности продукции 

 

    1. Основные понятия конкуренции и конкурентоспособности продукции

 

Существует множество определений конкуренции. В законе РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» говорится, что конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (6). В таблице 1 приведены понятия конкуренции различных авторов.

 

Таблица 1 – Определение  конкуренции 

 

Автор

Определение

А. М. Годин

Конкуренция – это соперничество, соревнование между 

товаропроизводителями на рынке  за более выгодные условия 

производства и сбыта  товаров для получения на этой основе

максимально возможной прибыли (16, с. 435).

А.И. Михайлушкин, П.Д.Шимко 

Конкуренция – борьба независимых  экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это соперничество  между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта  товаров, за получение наивысшей  прибыли (11, с. 167).

И.К. Беляевский,

Л.А. Данченок

Конкуренция (от лат. concurrere) представляет собой механизм

соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее

выгодных условиях и, следовательно, получить желаемую прибыль (17, с. 118).

Я.А. Бутенко

Конкуренция – это состязательность хозяйственных субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность 

каждого из них односторонне воздействовать на общие условия 

обращения товаров на соответствующем  товарном рынке (2, с. 126).

Л.А. Корчагова

Конкуренция – это процесс взаимодействия и противоборства различных операторов рынка, собственников товаров и  услуг за наиболее выгодные условия  их производства и реализации потребителям (9, с. 48).


 

С конкуренцией неразрывно связана и конкурентоспособность. Универсального, общепринятого определения конкурентоспособности не существует. Обычно под конкурентоспособностью понимается способность экономики страны, отрасли, хозяйственной единицы опережать соперника в достижении поставленных экономических целей (1, с. 134).

Конкурентоспособность –  комплексное понятие, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства. Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение фирмы на рынке, важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и освоении новых товаров, новых технологии, нового дизайна, нового уровня издержек производства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта (7, с. 215).

Важнейший показатель конкурентоспособности  экономического объекта любого уровня – наличие у него конкурентных преимуществ, т.е. качеств, которые отсутствуют, или лестные выражения у соперников.

Различают конкурентоспособность  фирмы и товара. Конкурентоспособность предприятия (фирмы, компании) – это возможность эффективной хозяйственной деятельности, её практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Реализация обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств, включая методы и способы статистики качества. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров (услуг) – обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой и финансовый потенциал.

Конкурентоспособность товара (услуги) – это совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара (услуги), обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособен тот товар (услуга), комплекс стоимостных и потребительских характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров (услуг)-аналогов. Конкурентоспособность товара (услуги) – это синтетический показатель, отражающий степень эффективности многих факторов: конструкторского бюро,  производственной деятельности предприятия (фирмы, компании), его смежников, работы службы маркетинга, посреднического звена и т.д. (16, с. 435).

Конкурентоспособность продукции  в отличие от конкурентных преимуществ испытывает на себе сильное влияние стратегических и тактических изменений на рынке, не связанных с деятельностью предприятия, а именно таких, как изменения спроса, демографических сдвигов, природных явлений и т.д. (19, с. 43).

Механизм формирования конкурентоспособности  продукции изображён на рисунке  1.





 






 

 

Рисунок 1 – Механизм формирования конкурентоспособности

 продукции (4, с. 44)

 

Исходным пунктом формирования конкурентоспособности продукции  предприятия является её качество –  «совокупность свойств, признаков  продукции, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей».

В современной научной  и практической литературе по экономике, маркетингу и менеджменту можно найти разнообразные методики оценки конкурентоспособности продукции. Каждый автор – специалист в определённой области – пытается вместить проблему конкурентоспособности в рамки своей науки. Однако практика нуждается в комплексном подходе к решению данной проблемы (13, с. 44).

Основными принципами оценки конкурентоспособности товара являются:

- принцип интегральности, обеспечивающий углубление и конкретизацию связей между факторами конкурентоспособности;

- принцип комплексности,  предполагающий выявление различных  составляющих конкурентоспособности товара и факторов, оказывающих на неё влияние;

- принцип диалектичности, подразумевающий рассмотрение совокупности факторов в развитии.

На основе этих принципов  можно сформулировать методические положения оценки конкурентоспособности товара, то есть совокупность утверждений (правил), с помощью которых производится построение методики.

Методическая база должна строиться в соответствии с сущностью  товара как продукта, предназначенного для продажи и последующего потребления. Для потребителя ценен не товар  как таковой, а те блага, которые  он получает при его использовании. Поэтому при определении конкурентоспособности  товара оценивается то, насколько лучше/хуже он удовлетворяет запросы пользователей по сравнению с товарами-конкурентами, а при обследовании факторов – насколько они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности товара (8, с. 29).

Один и тот же товар  может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем. Конкурентоспособность товара меняется в зависимости от конъюнктуры  рынка, рекламы и других внутренних и внешних факторов. Товар с  более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счёт придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен.

Таким образом, при неизменных качественных характеристиках конкурентоспособность товара может существенно меняться, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействие рекламы и других факторов (18, с. 100).

Каждый покупатель приобретает  тот товар, который максимально  удовлетворяет его личные потребности. В целом покупатели приобретают тот товар, который более полно соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому степень удовлетворённости покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется ещё в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворённости покупателя товаром (20, с. 236).

 

1.2 Методология статистического анализа конкурентоспособности

продукции

 

Задачами анализа  конкурентоспособности  продукции являются:

- оценка и прогнозирование  конкурентоспособности продукции;

- изучение факторов, воздействующих  на её уровень;

- разработка мер по  обеспечению необходимого уровня  конкурентоспособности продукции.

При изучении конкурентоспособности  продуктов необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие «атрибут» включает не только характеристики продукта и выгоды потребителей, но также характеристики способа применения продукта и его пользователей. При оценке конкурентоспособности отдельных продуктов фирм-конкурентов собираемую информацию целесообразно представить в виде таблицы (приложение А).

Оценка конкурентоспособности  продукции основывается на исследовании потребности покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определённым параметрам (15, с. 82).

В качестве оценочных критериев  предлагается использовать следующие  показатели (атрибуты) качества:

- назначение продукта (функциональные возможности, соответствие последним достижениям науки и техники, запросам потребителей, моде и т.п.);

- надёжность;

- экономическое использование материальных, энергетических и людских ресурсов;

- эргономические (удобство и простота в эксплуатации);

- эстетические;

- экологические;

- безопасности;

- патентно-правовые (патентные чистота и защита);

- стандартизацию и унификацию;

- технологичность ремонта;

- транспортабельность;

- вторичное использование или утилизация (уничтожение);

- послепродажное обслуживание.

При выборе критериев необходимо учесть специфику продукта. Очевидно, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используются качественные шкалы измерений (лучше – хуже, больше – меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).

Для разработки методики анализа  конкурентоспособности продукции  Г.В. Савицкая предложила структурно-логическую схему анализа конкурентоспособности продукции, которая приведена в приложении Б.

Для оценки конкурентоспособности  необходимо сопоставить параметры  анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное соотношение уровня какого-либо технологического или экономического параметра к величине того же параметра продукции конкурента. Единичный параметрический показатель рассчитывается по формуле:

,       (1.1)

 

где – единичный параметрический показатель;

P – уровень параметра исследуемого изделия;

P100 – уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющий потребность на 100%.

Групповой показатель (G) объединяет различные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (ai), определённых экспертным путём. Групповой показатель рассчитывается по формуле:

 

,        (1.2)

 

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ). Интегральный показатель рассчитывается по формуле:

 

,        (1.3)

Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.

Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товара для  определения фактического положения изделия на определённом рынке можно использовать матричный метод. Сущность его состоит в построении матрицы, в которой по вертикали отражаются темпы роста объёма продаж всех или основных фирм-продавцов на рынке, а по горизонтали указывается доля рынка, контролируемая данной фирмой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой (14, с. 527).

2 часть.docx

— 41.93 Кб (Открыть, Скачать)

3 Статистический анализ конкурентоспособности продукции.docx

— 75.48 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Статистический анализ конкурентоспособности продукции ОАО «Боровичский завод «Полимермаш»