Способы осуществления ценовой дискриминации на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 07:00, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ ценовой дискриминации на практике, а также способы ее осуществления.
Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
- раскрыть термины дискриминации, а так же непосредственно ценовая дискриминация;
- рассмотреть условия, типы и способы осуществления ценовой дискриминации на практике.
Объектом данной работы является ценовая дискриминация, предметом - эффективное использование ценовой дискриминации на практике.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух вопросов, заключения, в котором даны выводы, сделанные в ходе исследования и списка использованной литературы.

Оглавление

Содержание:
Введение.......................................................................................................................3
1. Понятия, условия и типы ценовой дискриминации.............................................5
2. Практика ценовой дискриминации......................................................................10
Заключение.................................................................................................................15
Список использованной литературы......................................................................16

Файлы: 1 файл

экономика отраслевых рынков.docx

— 68.04 Кб (Скачать)

   УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

   АКАДЕМИИ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

   Кафедра экономики труда 

   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

   по  курсу: "экономика отраслевых рынков"

   на  тему: "Способы осуществления ценовой дискриминации на практике" 

                                         Выполнила: студентка 2 курса

                                         Группы ЭС3-206, заочного отделения

                                         Специальности: экономика  труда

                                         Хоменко Ю.А.

                                         Руководитель: Меленькина С.А. 
 

                                 Челябинск

                                       2011

Содержание:

Введение.......................................................................................................................3

1. Понятия, условия  и типы ценовой дискриминации.............................................5

2. Практика ценовой  дискриминации......................................................................10

Заключение.................................................................................................................15

Список использованной литературы......................................................................16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение.

     Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и  тот же товар при условии, что  различия в ценах не связаны с  затратами.

     Смысл дискриминационного поведения состоит  в том, чтобы использовать все  возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу  товара. Это значит, что дискриминации  может подвергаться как один и  тот же покупатель, например, в зависимости  от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации  предполагает достаточно высокую степень  развития рыночных отношений.

     Тема  ценовой дискриминации действительно  интересна и актуальна в настоящий  момент. Дело в том, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет  ряд неоспоримых преимуществ. Если рассматривать функционирование экономики  страны, можно сделать вывод о том, что одними из ключевых ее звеньев являются уровень развития производительных сил и товарно-денежных отношений. В нашей стране эти два показателя находятся на достаточно низком уровне, поэтому необходимо развивать товарно-денежные отношения в целях создания стимула для развития производства. Ценовая дискриминация же, благодаря гибкой ценовой политике, является хорошим инструментом вовлечения в этот процесс тех слоев населения, которые по каким-то причинам (в основном из-за низкого уровня доходов) воздерживаются от совершения покупок, откладывая деньги. Мне кажется, несмотря на то, что на рынке с высоким уровнем конкуренции осуществление ценовой дискриминации затруднено, ее возможности нельзя недооценивать. Необходимо подробно изучать механизмы ее применения в рыночной экономике, тем более, что уже существует множество примеров использования ценовой дискриминации на практике. Эти примеры и способы ее осуществления я и рассмотрю в этой работе.

     Целью данной работы является анализ ценовой дискриминации на практике, а также способы ее осуществления.

     Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

     - раскрыть термины дискриминации, а так же непосредственно ценовая дискриминация;

     - рассмотреть условия, типы и способы осуществления ценовой дискриминации на практике.

     Объектом  данной работы является ценовая дискриминация, предметом - эффективное использование  ценовой дискриминации на практике.

     Работа  состоит из введения, основной части, состоящей из двух вопросов, заключения, в котором даны выводы, сделанные в ходе исследования и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятия, условия и типы ценовой дискриминации 

     Ценовая дискриминация - монополистическая  практика продажи блага данного  качества при данных затратах по различным  ценам разным покупателям.

     Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают  и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация  не возникает.

     Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством  ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные  цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым  экономию от масштаба производства.

     Наиболее  благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются  в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу по более высокой цене).

     Чтобы фирма-монополист могла проводить  ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:

     - продавец должен быть в состоянии разделить покупателей на группы исходя из учета эластичности спроса на блага. Тем покупателям, спрос которых имеет высокую неэластичность, будет установлена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен, - более низкая;

     - блага не могут перепродаваться покупателями (или продавцами) одного рынка покупателям (или продавцам) другого рынка, поскольку свободное передвижение благ с "дешевого" рынка на "дорогой" приведет к возникновению единой цены, что обусловит невозможность ценовой дискриминации;

     - покупатели (для монополии) или продавцы (для монопсонии) должны быть идентифицируемы (отождествлены, быть одинаковыми), иначе разделение рынка невозможно.

     Ценовая дискриминация может возникать  на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством  производства является покупаемое благо.

     Понятие ценовой дискриминации ввел в  экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминаци:

     1. ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация);

     2. ценовая дискриминация второй степени;

     3. ценовая дискриминация третьей степени

     Далее рассмотрим эти виды подробнее.

     1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.

     Ценовая дискриминация первой степени представлена на рис.1.

     

     Рис.1. Совершенная ценовая дискриминация

     Оптимальный выпуск монополии находится в  точке L при пересечении кривых предельной выручки и предельных затрат (МС и MR) и составляет Q'2 при цене Р2. Излишек  потребителей равен площади Р2* AL, излишек продавца равен площади CP2*LE2. Монополист присваивает себе весь потребительский излишек P*AL, который  при совершенной конкуренции, при  объеме производства Q2 был бы присвоен покупателем.

     Поскольку монополист не может иметь полной информации о функциях спроса всех возможных покупателей своего блага, этот вид ценовой дискриминации  в чистом виде невозможен. Определенное приближение к чистой ценовой  дискриминации возможно при незначительном количестве покупателей, когда каждая единица блага выпускается по заказам конкретных потребителей.

     2. Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Следовательно, связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) принимают нелинейный характер, а цены называются нелинейным, или многоставочным тарифом.

     При этом виде ценовой дискриминации  блага группируются в определенные партии, на каждую из которой устанавливаются  различные цены. На практике этот вид  ценовой дискриминации проводится в форме скидок и надбавок на цены благ.

     Ценовую дискриминацию второй степени проиллюстрируем на рис.2.

     

     Рис.2. Ценовая дискриминация второй степени

     На  рис. 2 весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Предположим, что первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене Pl, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.

     Таким образом, общая выручка монополиста  от реализации Q1 единиц блага равна  площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации О3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из рис.2 видно, что выручка от реализации О3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.

     Ценовая дискриминация второй степени нередко  выступает в форме ценового дисконта, или скидок (на объем поставок; кумулятивные скидки - сезонный билет на железной дороге; дискриминация во времени - различные цены на утренние, дневные, вечерние сеансы в кино; взимание абонементной платы в сочетании с пропорциональной оплатой объема купленного блага).

     3. Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

     Если  при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой  дискриминации третьей степени  предполагается разделение самих покупателей  на группы или рынки, где устанавливаются  свои цены продажи.

     На  рис.3 показана ценовая дискриминация третьей степени на двух рынках.

     Оба трафика имеют общую вертикальную ось. Предельные издержки (МС) постоянны. На каждом рынке фирма-монополист, максимизируя прибыль при равенстве MR = МС, устанавливает более высокую цену (P1), по которой спрос на ее блага менее эластичен.

     

     Рис.3. Ценовая дискриминация третьей степени 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Практика ценовой  дискриминации 

      К наиболее часто используемым методам ценовой дискриминации на рынках потребительских товаров относятся взаимосвязанные продажи и фиксация соотношения объем продаж/цена (нелинейное ценообразование). Кроме того, на рынках товаров производственного назначения в качестве метода ценовой дискриминации используются схема «зонального ценообразования», схема «базовой точки поставки», различные типы премий за срочность поставки и т. д. Мы более подробно рассмотрим методы ценовой дискриминации, используемые на рынках потребительских товаров.

    • Связанные продажи.

      Связанные продажи происходят тогда, когда  какой-либо товар продается при  условии покупки другого товара. Например, покупка видеомагнитофона может сопровождаться покупкой гарантийного ремонта только в мастерских данной фирмы. Зачастую взаимосвязанные продажи  основаны на технологической связи  продуктов. Так, компьютеры и компьютерные программы под определенную марку  попадают под категорию взаимосвязанных  продаж.

Информация о работе Способы осуществления ценовой дискриминации на практике