Ценовая дискриминация и ее последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 02:31, реферат

Краткое описание

Ценовая дискриминация - монополистическая практика, одновременная продажа однородных товаров различным категориям клиентов по неодинаковым ценам. Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, так как они устанавливают и контролируют цены.
В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.
Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.
Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.
Ценовая дискриминация совершенно разумная политика, ориентированная на использовании низкой ценовой эластичности фирмы и в то же время на реализацию продукции получение прибыли.
Чтобы понять сущность дискриминации необходимо рассмотреть ее структуру, признаки ценовой дискриминации, причины (предпосылки), которые обусловили ее появление и последствия этого явления.
Тема ценовой дискриминации действительно интересна и актуальна в настоящий момент, и, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
2.
2.1. Понятие ценовой дискриминации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.2. Виды ценовой дискриминации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2.3. Последствия ценовой дискриминации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
3. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
4. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Файлы: 1 файл

Эк.Теория-Ценовая дискриминация и ее последствия.doc

— 76.00 Кб (Скачать)

Содержание.

 

  1. Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

2.

 2.1. Понятие ценовой дискриминации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

 2.2. Виды ценовой дискриминации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

    2.3. Последствия ценовой дискриминации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

3.  Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

4.  Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Ценовая дискриминация - монополистическая практика, одновременная продажа однородных товаров различным категориям клиентов по неодинаковым ценам. Ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, так как они устанавливают и контролируют цены.

В условиях совершенной  конкуренции образуется единая цена и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том  случае, если посредством ее увеличивают  свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Фирма, обладающая монопольной  властью, проводит политику ценовой  дискриминации, если она назначает  разные цены для различных категорий  потребителей на основе разницы в  эластичности их спроса.

Ценовая дискриминация совершенно разумная политика, ориентированная на использовании низкой ценовой эластичности фирмы и в то же время на реализацию продукции получение прибыли.

Чтобы понять сущность дискриминации  необходимо рассмотреть ее структуру, признаки ценовой дискриминации, причины (предпосылки), которые обусловили ее появление и последствия этого явления.

Тема ценовой дискриминации  действительно интересна и актуальна  в настоящий момент, и, несмотря на негативные черты, ценовая дискриминация имеет ряд неоспоримых преимуществ.

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Понятие ценовой дискриминации.

 

Ценовая дискриминация  является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца, так как это наиболее часто встречающийся тип дискриминации.

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы  использовать все возможности для  назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это  значит, что дискриминации может  подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели. Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации предполагает достаточно высокую степень развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.

Таким образом, на один и  тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек.

Обязательными условиями (предпосылками) ценовой дискриминации являются:

 

 

1.Наличие у  фирмы рыночной власти. Если у фирмы нет рыночной власти, т. е. возможности влиять на рынок, то ее решения не могут повлиять ни на действия покупателей, ни на рыночную цену, а, следовательно, и на получаемую ею прибыль. Напротив, при наличии рыночной власти, посредством изменения объемов выпуска и цен товара, фирма получает возможность воздействовать на рынок.

2.Способность  фирмы отделить одну группу  потребителей от другой в соответствии  с разной готовностью потребителей  платить за товар. Если рынок, на котором действует фирма, однороден, то такие потребители будут одинаково реагировать на изменения цены и объема выпуска (а также качества товара). Поэтому назначение разных цен на один и тот же товар на таком рынке не приведет к изменению спроса — все потребители будут покупать товар по низким ценам.

3.Способность  фирмы исключить арбитраж. Арбитраж — это перепродажа товара со стороны одних агентов рынка, покупающих его по низкой цене, другим, покупающим его по высокой цене. Если фирма разделила рынок на разные сектора (с разной ценовой эластичностью спроса) и назначила цены разного уровня, у потребителей с низкой ценовой эластичностью возникает соблазн арбитража. Купив товар по относительно низкой цене, они могут перепродать его тем потребителям, которые готовы платить за него высокую цену. В этом случае дополнительную прибыль от ценовой дискриминации будут получать потребители, осуществляющие арбитраж, а не фирма-производитель.

Цены могут различаться  в зависимости от качества товара или услуги; объема потребления (скидки оптовым покупателям); дохода покупателя, если он известен продавцу; времени  покупки (дневное или ночное время, будни или выходные, разгар или конец сезона и т.д.). Таким образом, на один и тот же товар существует множество цен, причем различия цен никак не связаны с различием издержек и во всех случаях этих случаях фирмы, практикующие дискриминацию, присваивают себе часть потребительского излишка.

2.2.Виды ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация  может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или  потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемая единица товара.

Понятие ценовой дискриминации  ввел в экономическую науку в  первой трети XX в. А. Пигу1, но само явление было известно и ранее. А. Пигу различал три типа (или степени) ценовой дискриминации.

Первый тип  — совершенная ценовая дискриминация. В этом случае продавец устанавливает различные цены для каждой единицы товара, покупаемой отдельным покупателем. Таким образом, производитель получает весь возможный потребительский излишек.

Второй тип — ценовая дискриминация в зависимости от объема покупок. Суть этого типа состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить. То есть для всех, чья цена спроса выше текущего уровня устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена.

Третий тип — ценовая дискриминация по группам потребителей (разграничение рынков). При реализации этого типа дискриминации потребители делятся на независимые группы, каждая из которых получает разную монопольную цену. Этот метод сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом специфическом случае, который изменяется в зависимости от рыночных обстоятельств.

 

 

Ценовая дискриминация первой степени или Совершенная ценовая дискриминация.Совершенная ценовая дискриминация имеет место тогда, когда фирме удается назначить такие цены, чтобы совершенно весь потребительский излишек данного рынка перешел к ней. Этого можно достичь, когда каждый покупатель заплатит такую максимальную цену за товар, какую только он согласен заплатить. Для того чтобы представить себе механизм такой дискриминации, обратимся к такому примеру, как английский аукцион. Назначение цены будет происходить посредством реализации его (английского аукциона) последовательных процедур. В этом случае каждый потребитель заплатит за единицу товара столько, во сколько он эту единицу действительно оценивает. Значит, каждый потребитель заплатит за товар такую сумму, которая будет соответствовать его месту на кривой совокупного спроса для данного рынка.

Совершенная ценовая  дискриминация теоретически является идеальным вариантом для производителя, который не достижим на практике. Это  связано с тем, что продавец должен располагать информацией о функциях спроса всех возможных потребителей своего товара, но обычно индивидуальный спрос в деталях продавцам не известен. Они часто оценивают эластичность спроса отдельных покупателей на основе информации о принадлежности их к той или иной группе населения.

Ценовая дискриминация  второй степени имеет место, когда цены продукции одинаковы для всех покупателей, но различаются в зависимости от объема покупки, так что связь между общей выручкой монополиста (расходами покупателей) становится нелинейной. Поэтому такие цены часто называют нелинейным, или многоставочным тарифом.

Как правило, большие  объемы закупок обходятся потребителю  дешевле в расчете на единицу  товара. Классическим примером ценовой  дискриминации второго типа служат оптовые продажи. При покупке  оптовых партий товара, в отличие  от продажи в розницу, потребитель уплачивает более низкую цену за единицу товара, чем в розницу.

Несомненным плюсом ценовой  дискриминации второго типа для  производителя является самостоятельный  отбор потребителей. Это важно  по двум причинам: во-первых, фирма не может знать в точности индивидуальной функции спроса каждого типа потребителей (поэтому она в общем случае не в состоянии присвоить весь потребительский выигрыш), во-вторых, фирма не нуждается в механизме разграничения двух групп потребителей.

Ценовую дискриминацию  третьей степени можно осуществлять тогда, когда отраслевой спрос предстает перед продавцом в виде отдельных групп покупателей (сегментов рынка) с различными функциями спроса. В этом случае задача монополиста установить такие цены для каждой группы покупателей, которые максимизируют его общую прибыль. Следовательно, на каждом из сегментов рынка нужно установить такую цену, чтобы предельная выручка на всех сегментах была одинаковой и равнялась предельным затратам.

Примерами ценовой дискриминации  третьего типа могут служить разные цены подписки на газеты и журналы для организаций и для частных лиц, разные тарифы на электроэнергию для фирм и для индивидов.

Кроме того, монополист может  установить первоначально более  высокие цены на товар в каталогах  и прейскурантах. Не информированный относительно различных цен в других фирмах потребитель купит товар по этой высокой цене. Лучше осведомленные потребители, или потребители с высокой эластичностью спроса, будут торговаться о цене. Этим потребителям фирма предоставит скидки, дифференцируя таким образом совокупный спрос по степени информированности потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Последствия ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация, как правило, влечет за собой перераспределение  доходов в обществе в пользу того, кто ее проводит. Это означает, что автоматически она наносит ущерб покупателям. Многие люди полагают, что благосостояние общества повысится, если монопольные прибыли, полученные с помощью ценовой дискриминации, перейдут от акционеров к потребителям. «Но это - субъективное суждение, и безоговорочных доказательств его правильности не существует».

Следует отметить, что  любой вид ценовой дискриминации  может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние  на распределение ресурсов и их использование  в обществе. Как показывает практика, само по себе явление ценовой дискриминации - оружие обоюдоострое. Такая дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Вместе с тем ценовая дискриминация также может способствовать трансформации доминирующей фирмы в монополию.

Однако использование  ценовой дискриминации делает товары и услуги более доступными для  потребителей с разным уровнем доходов. К позитивному воздействию ценовой  дискриминации можно также отнести  явление расширения объема выпуска продукции в тех случаях, когда фирмы, обладающие значительной рыночной властью, не стремятся к монопольному положению. Кроме того, с помощью ценовой дискриминации уменьшается «мертвый груз» монополии.

Вместе с тем не следует забывать, что целью ценовой дискриминации является поглощение потребительского излишка. Следовательно, она развивается за счет потребительского излишка и негативно воздействует на совокупный спрос, Создавая прочные связи между ведущими фирмами на отраслевом рынке, систематическая ценовая дискриминация воздвигает барьеры на пути новых конкурентов, стремящихся войти на рынок.

Следует отметить, что  систематическая ценовая дискриминация  может сохранить и усилить  монополистические позиции компаний на отраслевом рынке, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупным соперникам, способствуя привязыванию покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на крупные партии товаров, затрудняя проникновение на конкретные участки рынка новых конкурентов. Вместе с тем систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в отрасли, когда формирование монополистической структуры рынка неизбежно, в то время как несистематическая ценовая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования. Ценовая дискриминация представляет собой достаточно противоречивое явление, которое нельзя оценивать однозначно. Однако многие исследователи убеждены в том, что целью фирмы, берущей на вооружение методы ценовой дискриминации, является захват максимально возможной доли излишка потребителя.

Классический пример ценовой дискриминации — тарифная политика телефонных компаний, когда  минута разговора в разное время  суток имеет разную стоимость. Потребитель  с неэластичным спросом (например, менеджер фирмы) будет платить высокий дневной тариф. Потребитель с высокоэластичным спросом (например, студент или пенсионер) — заплатит низкий тариф вечернего времени. Многообразие тарифных планов, предлагаемых поставщиками сотовой связи, также может быть упомянуто здесь в качестве примера.

Информация о работе Ценовая дискриминация и ее последствия