Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:05, курсовая работа
Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.
Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианскои школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон.
Глава 1. Совокупное прдложение. Кривая Лаффера. 6
Глава 2. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Зарубежный опыт. 16
Глава 3. Состояние, проблемы и перспектива развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………… 24
Заключение. 35
Список литературы. 37
Рецензия
Содержание
Введение. 4
Глава 1. Совокупное прдложение. Кривая Лаффера. 6
Глава 2. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Зарубежный опыт. 16
Глава 3. Состояние, проблемы и перспектива развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………… 24
Заключение. 35
Список литературы. 37
Введение
Глава 1. Совокупное прдложение. Кривая Лаффера.
Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.
Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианскои школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон.
Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну кривую. Графически это представлено на рис. 12.3.
Рис. 12.3. Кривая совокупного предложения.
Кривая совокупного предложения AS имеет сложный восходящий характер. Это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменений издержек производства на единицу продукции, под которыми понимается частное от деления стоимости всех использованных ресурсов на общий объем продукции. Исходя из этого кривая совокупного предложения имеет три участка:
Первый участок кривой свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии спада, кризиса: существует недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы, значительный уровень безработицы, т. е. экономика характеризуется наличием избыточных ресурсов, которые не задействованы. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов и при этом не оказать никакого давления на уровень цен. Так, производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, издержки на единицу продукции при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары.
Второй участок характеризуется тем, что изменение реального объема производства соответственно вызывает изменение цен. На этом участке производства вовлекаются дополнительные ресурсы, притом менее эффективные, так как расширение производства предполагает, что некоторым фирмам придется использовать старое и менее эффективное оборудование, нанимать менее квалифицированных рабочих и т. д. Поэтому издержки на единицу продукции увеличиваются и производители должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным.
Третий участок кривой отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, максимальной загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Так как экономика работает на полную мощность, то любое повышение цен не приведет к увеличению реального объема производства.
Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях. Но когда эти условия (их называют неценовыми факторами совокупного предложения) изменяются, происходит смещение кривой совокупного предложения. К неценовым факторам совокупного предложения относят:
Когда один или несколько факторов изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.
Смещение кривой от AS1 к AS2 на рис.4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что будет производиться больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен.
Рис. 4. Изменения совокупного предложения.
На кейнсианском отрезке кривой увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства. Смещение кривой от AS1 к AS3 влево указывает на уменьшение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения будет производиться меньший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой снижение совокупного предложения означает увеличение уровня цен при различных уровнях объема национального производства.
Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при определенном уровне цен. Совокупное предложение может быть приравнено к величине валового национального продукта или к величине национального дохода:
На величину совокупного предложения оказывают влияние различные факторы. Изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и в результате к понижению совокупного предложения. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и соответственно к расширению совокупного предложения. Изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается. Согласно теории предложения, снижение предельных налоговых ставок вызовет сдвиг кривой совокупного предложения и тем самым приведет к ослаблению инфляции, увеличению реального объема производства и снижению уровня безработицы. Более того, по мнению Артура Лаффера (Arthur Laffer), одного из приверженцев экономики предложения, более низкие налоговые ставки совместимы с постоянным или даже растущим объемом налоговых поступлений. Снижение налоговых ставок, по теории предложения, не обязательно должно привести к дефициту федерального бюджета.
Эта идея основана на кривой Лаффера, которая, как показывает рис. 1, отражает соотношение налоговых ставок и величины налоговых поступлений. По мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления увеличиваются с нуля до некоторого максимального уровня (m), а затем вновь снижаются до нуля. Налоговые поступления начинают с определенного момента уменьшаться, потому что более высокие ставки налога сдерживают экономическую активность, сокращая налоговую базу (внутренний продукт и национальный доход). Это легче всего заметить в крайней точке, где ставка налога составляет 100%. Налоговые поступления здесь сводятся к нулю, потому что 100%-ный налог носит конфискационный характер и блокирует производство. Налог по ставке 100%, применяемый к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевые налоговые поступления.
Рис. 1 Кривая Лаффера
Кривая Лаффера строится на предположении, что при увеличении ставок налога вплоть до точки m налоговые поступления возрастают. Но дальнейшее повышение ставок ослабляет стимулы к производству и настолько сокращает национальный доход, служащий налоговой базой, что объем налоговых поступлений уменьшается. Из этого следует, что при налоговых ставках выше Оm любое их снижение приведет к увеличению объема налоговых поступлений. Наиболее спорная практическая проблема - определить, с какой фактической ставки налога начинается сокращение налоговых поступлений. |
По предположению Лаффера, в начале 80-х годов экономика США находилась примерно в точке n, где ставки налога были столь высоки, что мешали производству, и налоговые поступления были ниже максимума m. Если экономика находится в точке n, то снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых совокупных налоговых поступлений. Мы просто снижаем ставку налога, двигаясь из точки n в точку l на рис. 17-8, и при этом правительство собирает налоги в прежнем абсолютном объеме. Довод Лаффера состоит в том, что более низкие налоговые ставки создают стимулы к труду, сбережениям и инвестициям, внедрению новшеств и принятию деловых рисков, подталкивая экономику к существенному увеличению внутреннего продукта и национального дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже при более низких ставках налога. А на самом-то деле по мере снижения ставок от n к m налоговые поступления даже возрастут.
По мнению сторонников экономики предложения, снижение налоговых ставок может обойтись и без увеличения дефицита бюджета еще по двум причинам.
1. Сокращение масштабов уклонения от налогов. Масштабы полного или частичного уклонения от уплаты налогов сократятся. Высокие предельные ставки подоходных налогов побуждают налогоплательщиков избегать уплаты налогов, пользуясь различными налоговыми лазейками и уловками (к ним относится, например, покупка муниципальных облигаций, проценты по которым не облагаются налогом), либо просто скрывать свои доходы от Налоговой службы. Снижение ставок налогов ослабит побуждения к подобным действиям.
2. Сокращение трансфертных платежей. Стимулы к увеличению производства и занятости, которые возникают в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение государственных трансфертных платежей. Например, расширение возможностей для занятости позволит сократить выплату пособий по безработице и, следовательно, уменьшить дефицит бюджета.
Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, куда перемещается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т.е. при нарушении принципа соразмерности налогообложения (рис. 2). При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение налогооблагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.
Рис. 2. Кривая Лаффера. Форма II.
Но как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейшая уплата налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы сокращаются, поскольку сокращается реальная налогооблагаемая база.
Сама по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким результатам приведет повышение или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.
Но эта кривая отражает железную общую закономерность: если существующие налоговые ставки непомерно велики, при снижении налогов поступления в казну увеличатся. Стимул, получаемый экономикой от более низких налогов, будет настолько силен, что с лихвой скомпенсирует сокращение прямых налоговых поступлений вследствие снижения ставок. Иными словами, экономический эффект налоговой реформы перевесит ее арифметический эффект.
Следует также учитывать и благоприятное воздействие налоговой реформы на государственный бюджет. Снижение налогов создает стимул для увеличения объема производства и расширения занятости. Ускоренное экономическое развитие означает снижение безработицы и повышение доходов населения, что в свою очередь ведет к экономии расходов на пособия по безработице и другие программы социальной защиты.
Основные проблемы теории Лаффера
1. Налоги и налоговая
политика во всех странах
К таким налоговым льготам следует отнести ускоренную амортизацию, инвестиционный налоговый кредит, частичное вычитание из облагаемой прибыли затрат на инвестиции и по расходам на НИОКР и др. Как показывает экономическая практика многих стран, налоговые льготы оказались гораздо более действенным и эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности по сравнению с налоговыми ставками.
Однако, несмотря на явное превосходство первых над вторыми, многие страны все еще продолжают отдавать приоритет налоговым ставкам, считая их наиболее гибким инструментом налогового регулирования.