Совокупное прдложение. Кривая Лаффера

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.
Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианскои школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон.

Оглавление

Глава 1. Совокупное прдложение. Кривая Лаффера. 6
Глава 2. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Зарубежный опыт. 16
Глава 3. Состояние, проблемы и перспектива развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………… 24
Заключение. 35
Список литературы. 37

Файлы: 1 файл

kursovaya_Savko_Andreya_Ks-11_2.doc

— 869.50 Кб (Скачать)

Проведение такой политики имеет под собой теоретическое обоснование, выдвинутое А. Лаффером.

По теории Лаффера налоговые ставки могут возрастать до тех пор, пока относительная величина чистой прибыли (прибыль после выплаты всех налогов) превышает норму среднего депозитного процента. В противном случае становится невыгодным вложение капитала в развитие производства и инвестирования. Капитал начинает перетекать в банковскую сферу, рост экономики замедляется и в результате происходит уменьшение налогооблагаемой базы. Экономика попадает в так называемую налоговую ловушку.

Кривая Лаффера, если ее построить лишь на основе одной налоговой ставки, будь то налог на прибыль, НДС или подоходный налог, не в состоянии выявить их влияние на инвестиционную активность и тяжесть налогообложения. В силу этого в "кривую" приходится закладывать сразу все налоги или их группу. Однако простое арифметическое сложение налоговых ставок - бессмысленное занятие, и приверженцы кривой Лаффера, чтобы преодолеть это затруднение, начинают оперировать не ставками налогов, а налоговой нагрузкой путем суммирования стоимостной оценки налогов, необоснованно называя ее "совокупной ставкой налогообложения"

При анализе налоговой нагрузки в целом по всей экономике по доле налогов в ВВП надо обязательно учитывать еще и структуру поступления налогов по юридическим и физическим лицам.

Анализ показал, что высокая доля налогов в ВВП в целом ряде промышленно развитых стран вовсе не является доказательством высокой налоговой нагрузки на экономику, она, скорее, свидетельствует о высоком уровне душевых доходов, что позволяет этим странам основную массу налогов собирать не с юридических, а с физических лиц. Причем в динамике доля налогов в ВВП растет, а налоговая нагрузка по обеим группам налогоплательщиков, наоборот, снижается.

В тех же странах, где имеется относительно низкая доля налогов в ВВП, обычно наблюдается и относительно низкий уровень душевых доходов (не выше 10 тыс. долл.). Именно по этой причине основная масса налогов в них собирается не с физических, а с юридических лиц и тяжесть налоговой нагрузки на последние намного выше, чем в первой группе стран.

И когда исследователи начинают судить о налоговой нагрузке в стране по доле налогов в ВВП и закладывать данный показатель в кривую Лаффера, не учитывая структуру налоговых поступлений, то они всегда приходят к превратным выводам.

Например, многие экономисты, ориентируясь на долю налогов в ВВП России в 32- 33%, делают вывод о низкой налоговой нагрузке в экономике страны, забывая о том, что преобладающая часть налогов собирается с юридических лиц и налоговая нагрузка на них является не просто высокой, а запредельной.

Можно ли говорить о повышении доли налогов в ВВП до 40%, когда подавляющая масса налогов в России собирается с юридических лиц? Это значит оставить производителей вообще без всякой прибыли и продолжать и дальше разрушать экономику страны.

Серьезная значимость структуры налоговых поступлений в бюджет той или иной страны свидетельствует о том, что сегодня налоговую нагрузку надо анализировать не только по всему народному хозяйству, но и обязательно в дополнение к этому в разрезе юридических и физических лиц.

Анализ налоговой нагрузки отдельно по каждому из названных блоков налогоплательщиков показывает, что налоговые ставки в каждом из них формируются по совершенно различным критериям и принципам.

По юридическим лицам оптимальность налоговой ставки по налогу на прибыль теперь состоит не в том, чтобы оставить достаточно свободных средств в виде чистой прибыли для осуществления инвестиционной деятельности, а в том, чтобы ставка выступала стимулом ("кнутом") к использованию тех возможностей для осуществления инвестиционной деятельности, которые сегодня может предоставить государство за счет бюджетных средств в виде ускоренной амортизации и целевых налоговых льют.

По физическим лицам налоговые ставки, как правило, имеют прогрессивный характер. Их назначение преимущественно обусловлено не побуждением налогоплательщиков к инвестиционной активности, а наполнением бюджета. А уже потом за счет бюджета государство само начинает влиять на инвестиционную деятельность по двум направлениям: первое связано непосредственно с государственными инвестициями, а второе - с выделением средств на их стимулирование через ускоренную амортизацию и целевые налоговые льготы.

Необходимо отметить, что разное назначение налоговых ставок по юридическим и физическим лицам обусловило и разные принципы их формирования. Если по юридическим лицам на первый план вышло развитие экономики через принуждение к инвестиционной деятельности, то по физическим лицам главной функцией налоговых ставок по-прежнему выступает фискальная их роль на основе справедливого налогообложения.

Справедливость в налогообложении физических лиц в большинстве стран все больше оценивается не по тому, кто сколько платит по налогам, а по тому, сколько средств у налогоплательщика остается после их выплаты. То есть с повышением доходов физических лиц налогообложение строится так, что после выплаты налогов у налогоплательщика с более высокими доходами доля в них расходов на удовлетворение основных нужд (питание, одежда, жилье) должна сокращаться, а доля свободных средств увеличиваться. Ориентиром при установлении данных долей является соотношение доходов между 10% самых богатых и 10% самых бедных. Этот ориентир сегодня задают скандинавские страны - он составляет здесь 6-9-кратную величину.

Выводы:

Совокупное предложение - это величина реально производимого продукта всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен.

Кривая совокупного предложения AS имеет сложный восходящий характер.

Объем рыночного предложения возрастает вслед за повышением цены. Чем выше цена - тем больше объем предложения. Данную зависимость следует рассматривать как базовую экономическую предпосылку для расширения производства в условиях формирующегося конкурентного рынка. Возрастание цены позволяет компенсировать рост издержек производства в условиях относительной и абсолютной ограниченности экономических ресурсов. В итоге функция предложения выступает как функция производства.

Сама по себе кривая Лаффера не позволяет судить о том, к каким результатам приведет повышение или понижение налоговых ставок – увеличению или сокращению налоговых поступлений. Это зависит от совокупности целого ряда факторов: типа системы налогообложения, временного параметра, масштабов теневой экономики, исходного уровня налоговых ставок, обилия лазеек и льгот и т. п.

Но эта кривая отражает железную общую закономерность: если существующие налоговые ставки непомерно велики, при снижении налогов поступления в казну увеличатся. Стимул, получаемый экономикой от более низких налогов, будет настолько силен, что с лихвой скомпенсирует сокращение прямых налоговых поступлений вследствие снижения ставок. Иными словами, экономический эффект налоговой реформы перевесит ее арифметический эффект.

Следует также учитывать и благоприятное воздействие налоговой реформы на государственный бюджет. Снижение налогов создает стимул для увеличения объема производства и расширения занятости. Ускоренное экономическое развитие означает снижение безработицы и повышение доходов населения, что в свою очередь ведет к экономии расходов на пособия по безработице и другие программы социальной защиты.

 

Глава 2.Государственное регулирование малого и среднего бизнеса.Зарубежный опыт.

Малый и средний бизнес в России

Определение малого и среднего предпринимательства (МСП) в России не соответствуют определениям малого и среднего предпринимательства (МСП) в Европе и США. В таблице ниже приведены данные о численности малых и средних предприятий по данным Росстата. По состоянию на 1 октября 2012 года, по данным Федеральной службы государственной статистики и Федеральной налоговой службы, в Российской Федерации зарегистрировано 5,97 млн субъектов МСП, из них 1,85 млн юридических лиц и 4,12 млн индивидуальных предпринимателей.

 Распределение числа МСП России в зависимости от размера, (кол-во,%)

Размер предприятия (число занятых)

Количество предприятий, тыс. ед.

%

Микро-предприятия (1-15)

1 593

86%

Малые предприятия (16-100)

242,6

13,1%

Средние предприятия (101-250)

15,9

0,4%

Всего:

1852

100%


Источник: данные Росстата (без учета индивидуальных предпринимателей)

2. Финансирование МСБ

В 2009-2012 годах наблюдалось увеличение доли ссуд МСП в общем объеме корпоративных займов с 21,3% до 22.9%.

Финансирование МСП в Российской Федерации, 2007-2011гг.

 

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

Портфель корпоративных кредитов

12 412 406

13 596 593

17 061 389

19 580 175

Портфель кредитов МСБ

2 647 973

3 227 570

3 842 785

4 493 760

% от портфеля корпоративных  кредитов

21,33%

23,74%

22,52%

22,95%


Источник: Банк России

В 2012 году рынок кредитования малых и средних предприятий в целом показал позитивную динамику, несмотря на замедление темпов роста во втором полугодии. Объем выданных за год кредитов составил 6 942 млрд. руб. – почти на 900 млрд. больше, чем годом ранее. Впрочем, в относительном выражении прирост составил лишь 14,6%, тогда как в 2011 году он был практически в два раза выше – 28,7%. Показатель 2011 года можно объяснить эффектом низкой базы – в посткризисном 2010 году было выдано лишь 3 трлн. руб. кредитов. Также можно отметить, что, если в 2010 на 1 полугодие пришлось лишь 42% общего объема выдач, а в 2011 – 44%, то в 2012 - уже 46%. Таким образом, происходит постепенное выравнивание темпа выдач кредитов, хотя определенный сезонный фактор в любом случае сохраняет свое влияние на конечный результат из-за приходящихся на первые 6 месяцев спадов в общей экономической активности в стране в январе и в мае.

Динамика объемов задолженности и кредитования, млрд. руб. Источник: данные Банка России, ОАО «МСП Банк»

По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных, полученных в ходе анкетирования банков, по итогам 2012 года заметно снизился средний срок выдаваемого кредита – на долю кредитов свыше 3 лет пришлось лишь 17% объема выдач против 34% в 2011 году, а доля овердрафтов и кредитов сроком до года, напротив, выросла до 63% против 35,4% по итогам 2011 года. Внедрение «кредитных фабрик» и активное развитие направления микрокредитования многими игроками рынка привели к тому, что на развитие долгосрочных программ кредитования у банков не нашлось достаточного объема ресурсов.

Свою роль сыграли и сами предприниматели – потенциальные заемщики, прозрачность бизнеса которых в этот период снижалась, что, затрудняло доступность для них долгосрочного банковского кредитования.

Динамика венчурных инвестиций, 2008-2011гг.

Год

Млрд. долл. США

2008

14,3

2009

15,2

2010

16,8

2011

20,09


Источник: Российская венчурная компания (РВК), Внешэкономбанк

Венчурные инвестиции в 2008-2011гг. устойчиво росли. К концу периода их объем превысил 20 млрд. долл. США.

3. Меры государственной  поддержки малого и среднего  предпринимательства

Программа поддержки МСП Минэкономразвития России.

Поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры Минэкономразвития России осуществляется преимущественно на безвозмездной основе посредством предоставления субсидий и грантов. Механизм распределения средств из федерального бюджета предполагает проведение конкурсов отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий поддержки МСП.

По предварительным данным за 9 месяцев 2012 года на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в 2012 году было направлено в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации 18 млрд. руб.27

Основным направлением поддержки МСП в 2012 году была заявлена поддержка инновационных и модернизационных малых и средних компаний. В рамках программы был реализован комплекс из 33 мероприятий по следующим основным направлениям:

Информация о работе Совокупное прдложение. Кривая Лаффера