Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:05, курсовая работа
Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.
Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианскои школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон.
Глава 1. Совокупное прдложение. Кривая Лаффера. 6
Глава 2. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Зарубежный опыт. 16
Глава 3. Состояние, проблемы и перспектива развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………… 24
Заключение. 35
Список литературы. 37
Система поддержки инновационных разработок для создания новых продуктов и услуг во Франции функционирует по несколько иной, нежели в России, схеме. Основное отличие в системе организации государственной поддержки заключается в практически полном отказе от технопарков (на территории Франции функционирует менее 30 подобных учреждений), и переориентации на поиск ниш на инновационном рынке с последующим стимулированием создания в них высокотехнологичных продуктов. Основным звеном поддержки инноваций во Франции является компания OSEO, которая сотрудничает с рядом французских банков в целях поддержки инновационного производства. В целом следует отметить, что система поддержки инноваций во Франции работает исключительно на конкурсной основе, при этом от года к году доля государства в сфере финансирования инноваций неуклонно снижается. Все большее количество банков и венчурных компаний находят свой интерес в сотрудничестве с высокотехнологичными компаниями, работающими, в основном, на базе институтов и научно-исследовательских центров.
Вывод:
Государственное регулирование малого и среднего бизнеса - это комплекс мероприятий форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целю создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений. Комплекс форм и методов государственного регулирования, либо влияния на малый и средний бизнес.
Глава 3. Состояние, проблемы и перспектива развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь
Малый и средний бизнес в Республике Беларусь представляет собой перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.
В соответствии с Законом Республики
Беларусь от 1 июля 2010 года
«О поддержке малого и среднего
предпринимательства» к субъектам малого
предпринимательства относятся:
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.
Согласно данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 1 января 2013 г. на учете в налоговых органах состояло 403 294 субъекта хозяйствования, из которых 334 326 относятся к сектору малого и среднего предпринимательства (индивидуальных предпринимателей — 232 851, микроорганизаций — 88 607, малых организаций — 10 531, субъектов среднего предпринимательства — 2337).
По сравнению с началом 2012 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 20 933 единицы или 6,7%.
Справочно:
На 1 января 2012 г. на учете в налоговых органах состояло 313 393 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 219 285 индивидуальных предпринимателей, 81 036 микроорганизаций, 10 703 малые организации, 2369 субъектов среднего предпринимательства.
Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности (т. е. территории Республики Беларусь, за исключением территории городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск).
На 1 января 2013 г. на учете в налоговых органах состояло 96 956 субъектов хозяйствования (без учета плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), организовавших свое дело вне пределов крупных городов. При этом, 96 943 из них являются субъектами малого и среднего предпринимательства (индивидуальные предприниматели — 67 995, микроорганизации — 24 887, малые организации — 2934, субъекты среднего предпринимательства — 1127).
Таким образом, за шесть месяцев действия Декрета № 6 (июль — декабрь 2012 года) количество состоящих на учете в налоговых органах субъектов хозяйствования, организовавших свою деятельность на указанных выше территориях, увеличилось на 4693 единицы. Данный показатель превышает аналогичные параметры первого полугодия 2012 года. При этом наиболее динамичные изменения наблюдаются в Минской (плюс 3013 единиц), Брестской (плюс 527 единиц) и Могилевской (плюс 487 единиц) областях.
Показательным является и то, что если темп роста численности субъектов предпринимательства с 1 июля до 1 января 2013 г. в целом по стране составил 102,5%, то применительно к территории средних, малых городских поселений, сельской местности данный показатель равен 105%.
Динамика количества
микроорганизаций и малых организаций,
осуществлявших деятельность (единиц)
Источник [http://belstat.gov.by/homep/
С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента.
Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.
Динамика структуры численности субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц
Источник[ http://www.economy.gov.by/ru/
В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса.
На 1 января 2014 г. в Республике
Беларусь хозяйственную деятельность
осуществляли 91,6 тыс. организаций малого
предпринимательства, из них 79,8 тыс. микроорганизаций (87,1% к общему количеству
организаций малого предпринимательства),
11,8 тыс. малых организаций (12,9% к общему
количеству). По сравнению с
1 января 2013 г. количество организаций
малого бизнеса увеличилось на 10,9%.
По итогам 2013 года на долю микроорганизаций и малых организаций приходилось 15,1% валового внутреннего продукта, 19,4% средней численности работников организаций, 9,5% общего объема промышленного производства, 27,9% объема внешней торговли товарами.
Удельный вес микроорганизаций
и малых организаций
в основных экономических показателях
Республики Беларусь (в процентах)
Источник: [http://belstat.gov.by/homep/
Основная часть микро-, малых
и средних организаций осуществляет деятельность
в торговле, ремонте автомобилей, бытовых
изделий и предметов личного пользования
(40,5 %). Далее по доле в общем количестве
микро-, малых и средних организаций следуют
организации обрабатывающей промышленности
(15,7 %) и организации, осуществляющие операции
с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением
услуг потребителям (12,2 %). Распределение
микроорганизаций выглядит следующим
образом: 44,5 % осуществляют деятельность
в торговле, ремонте автомобилей, бытовых
изделий и предметов личного пользования,
13,2 % сконцентрированы в обрабатывающей
промышленности и 12,1 % заняты операциями
с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением
услуг потребителям. Основная часть малых
организаций относится к обрабатывающей
промышленности (29,4 %), далее – к торговле,
ремонту автомобилей, бытовых изделий
и предметов личного пользования (24,6 %),
чуть менее – к строительству (18 %). Средние
организации сосредоточены в основном
в сельском и лесном хозяйстве (29,1 %), далее
– в обрабатывающей промышленности (22,6 %),
в торговле, ремонте автомобилей, бытовых
изделий и предметов личного пользования
(15,7 %).
Количество малых и средних организаций по видам экономической деятельности, %.
Источник[Протокольное решение «О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ»]
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях, %
Источник[http://belarus.ahk.
Лидерами по объему производства продукции (работ, услуг) являются субъекты МСП – юридические лица , осуществляющие деятельность в сфере обрабатывающей промышленности (37 %), торговле, ремонте автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (26,7 %). Десятая часть приходится на организации, осуществляющие деятельность в строительстве.
Участие организаций
МСП в производстве продукции
(товаров, услуг)
по видам экономической деятельности,
%.
Источник[Протокольное решение «О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ»]
Как показано на рисунке, микроорганизации имеют наибольшую рентабельность реализованных товаров, продукции, работ, услуг (отношение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к себестоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг) – 13,6 %; наименьшее значение данный показатель имеет у средних организаций – 10,5 %. Наибольшее значение рентабельности продаж (отношение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг) имеют микроорганизации (10,5 %), тогда как у средних организаций этот показатель имеет значение 8,8 %. Таким образом, микроорганизации являются наиболее эффективными. Малые организации имеют значение 12,1 % по показателю рентабельности реализованных товаров, продукции, работ, услуг и 9,1 % по показателю рентабельности продаж.
Показатели рентабельности, %.
Источник[Протокольное решение «О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ»]
Наиболее рентабельными среди субъектов МСП являются организации обрабатывающей промышленности (14,6 и 15,6 % по микро-, малым и средним организациям соответственно). Микро- и малые организации значительно превосходят средние по уровню рентабельности в транспорте и связи, строительстве, сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве.
Показатели рентабельности МСП по основным видам экономической деятельности, %.
Источник[Протокольное решение «О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах – участниках СНГ»]
Основные
экономические показатели деятельности
микроорганизаций
и малых организаций
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Кол-во организаций, осуществлявших деятельность в отчетном году |
|||||||
единиц |
41709 |
62675 |
68741 |
74246 |
77 605 |
82612 |
91598 |
в % к предыдущему году |
х |
150,3 |
109,7 |
108,0 |
104,5 |
106,5 |
110,9 |
Средняя численность работников |
|||||||
тыс. человек |
641,3 |
775,8 |
773,4 |
785,0 |
794,7 |
806,6 |
846,7 |
в % к предыдущему году |
х |
121,0 |
99,7 |
101,5 |
101,2 |
101,5 |
105,0 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. рублей |
563,8 |
711,3 |
844,1 |
1 031,7 |
1 651,9 |
3 270,3 |
4 617,8 |
Объем производства продукции (работ, услуг), трлн. рублей |
21,5 |
30,9 |
33,9 |
43,7 |
99,0 |
157,9 |
183,4 |
Объем промышленного производства,трлн. рублей |
7,3 |
10,9 |
11,2 |
14,8 |
41,0 |
64,8 |
57,4 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
|||||||
трлн. руб. |
67,3 |
95,8 |
99,7 |
126,4 |
267,2 |
413,3 |
477,3 |
в % к предыдущему году |
х |
142,3 |
104,1 |
126,8 |
211,4 |
154,7 |
115,5 |
Чистая прибыль, чистый убыток (-), трлн. рублей |
1,9 |
3,4 |
2,8 |
4,4 |
11,9 |
22,5 |
20,7 |
Рентабельность продаж, % |
3,9 |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
9,5 |
8,3 |
6,9 |
Удельный вес убыточных организаций,% |
24,0 |
21,8 |
23,4 |
21,0 |
20,3 |
18,6 |
20,6 |
Инвестиции в основной капитал, трлн. рублей |
5,2 |
8,2 |
10,4 |
14,9 |
25,5 |
40,4 |
55,2 |
Розничный товарооборот организаций
торговли, |
5,2 |
9,2 |
11,3 |
13,6 |
23,8 |
41,1 |
55,0 |
Товарооборот общественного питания,трлн. рублей |
0,4 |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
1,3 |
2,3 |
3,3 |
Экспорт товаров, |
5,4 |
10,2 |
7,3 |
9,8 |
13,7 |
13,8 |
9,8 |
Импорт товаров, |
10,6 |
11,5 |
7,9 |
10,5 |
11,8 |
12,5 |
12,6 |
Сальдо, млрд. долларов США |
-5,2 |
-1,3 |
-0,6 |
-0,7 |
1,9 |
1,3 |
-2,8 |