Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 16:05, курсовая работа
Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.
Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианскои школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон.
Глава 1. Совокупное прдложение. Кривая Лаффера. 6
Глава 2. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса. Зарубежный опыт. 16
Глава 3. Состояние, проблемы и перспектива развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………… 24
Заключение. 35
Список литературы. 37
Источник [http://belstat.gov.by/homep/
Перспективы развития сферы малого и среднего бизнеса в Беларуси.
Советом Министров РБ 29 декабря 2012 г в г. Минске было создано Постановление «О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы ».
Целями Программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах, оказание содействия вновь созданным субъектам малого и среднего предпринимательства. Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:
вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны, для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;
развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;
увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте до 30 процентов и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;
совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса;
содействие развитию субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка, оказание консультационных услуг, обеспечение доступа к материальным ресурсам, участие в государственных закупках товаров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с государственными органами и другое);
содействие и оказание государственной поддержки кластерным инициативам и проектам;
модернизация инфраструктурных и социальных секторов экономики страны путем реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Кроме того, в настоящей Программе предусматривается решение следующих задач:
развитие основных видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь;
совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, формирование и развитие механизмов государственно-частного партнерства;
стимулирование деловой активности отдельных групп населения, участия субъектов предпринимательства в реализации важнейших направлений социально-экономического развития республики;
организация предпринимательской деятельности безработных граждан, широкое вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных групп населения;
совершенствование работы инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
международное сотрудничество и развитие внешнеторговой деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реализация мероприятий Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 – 2015 годы будет способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса для субъектов хозяйствования всех форм собственности и дальнейшему развитию добросовестной конкуренции между ними, поощрению предпринимательской инициативы, созданию крупных интегрированных производственных структур (холдингов, кластеров), способных обеспечить стабильность и устойчивое развитие национальной экономики, высокую конкурентоспособность на внешних рынках, снижение импортоемкости, материалоемкости, себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, вовлечению в хозяйственный оборот государственного имущества и его эффективному использованию субъектами хозяйствования. Также будут созданы дополнительные стимулы для роста деловой активности и предпринимательской деятельности в производственной и инновационной сферах. В результате проводимой политики будут созданы необходимые условия для реализации частной инициативы, повышения предпринимательской активности граждан, интенсивного развития малого и среднего бизнеса, вклад которого в валовой внутренний продукт в 2015 году составит не менее 30 процентов.
Заключение
Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
На современном этапе малый бизнес является важнейшим компонентом экономики. Развитие малого предпринимательства в РБ способствует решению таких задач, как демонополизация, формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, насыщение рынка конкурентоспособной продукцией, занятость населения и создание новых рабочих мест, экономический рост и увеличение налоговых поступлений, формирование стабилизирующего общества среднего класса, реализации ряда конкретных мер стратегического и оперативного характера в области ресурсного обеспечения.
Однако развитию сектора малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь препятствует ряд проблем. Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на формирование бизнеса:
- преимущественная ориентация
предпринимательских структур
- недолговечность большинства
предпринимательских структур, обусловленная
нестабильностью общей
- вытеснение большинства
негосударственных предприятий
на периферию научно-
- отсутствие оперативного
контроля показателей
Необходимо отметить также и то, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются.
Несмотря на то, что в стране действует система государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, из государственного и местных бюджетов средств на эти цели выделяется крайне мало. Работа созданной инфраструктуры для поддержки малого бизнеса пока остается только на бумаге.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства тоже не может решить проблему экономического стимулирования малого предпринимательства, так как сама система требует значительных изменений.
В этой связи действующее законодательство в Республике Беларусь должно быть уточнено с точки зрения специфики малого бизнеса, отличительных признаков небольших экономических организаций как способа производства. Кардинальное изменение ситуации к лучшему возможно при последовательном снижении уровня налогообложения, усилении контрольных функций государства с параллельным обеспечением правоохранительными органами достаточных гарантий безопасности ведения малого бизнеса. Увеличение числа добросовестных налогоплательщиков выведет из тени значительные финансовые потоки, что в конечном итоге увеличит налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства.
Подводя итог, можно сказать, что предпринимательство в Беларуси – уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей Беларуси в целом.
Проблемы малого и среднего бизнеса в Беларуси
Почему бизнес не развивается? Почему потенциал Директивы Президента №4 от 31.12.2010 использован, в лучшем случае, на 15-20%?
С одной стороны, предприниматели не готовы к большой налоговой нагрузке. С другой стороны, переходная к рыночным принципам экономика Беларуси вынуждает довольно часто менять законодательную базу: закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. "О поддержке малого и среднего предпринимательства", реализуется Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы (постановление Совета Министров №1721 от 28.12.2009г.), действует Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. №255 "О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства", Директива Президента Республики Беларусь №4 от 31.2.2010 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь". Правительство уверяет, что микроэкономический климат страны выглядит привлекательно. Но на деле все далеко не так, как записано в протоколах совещаний в "больших" кабинетах.
Причин много. Это и несформированные рыночные отношения, и ощутимое вмешательство власти в бизнес, и командный режим экономики, и невнятная позиция Нацбанка относительно системы кредитования.
Старт собственного бизнеса в США или Евросоюзе связан с большими финансовыми рисками. Венчурные фонды, которые инвестируют в стартапы, получают прибыль только от 1 проекта из 10. Подобной статистики по Беларуси нет, но процент успешных предприятий - около 70-80%.
Раз в 2-3 года Европейский банк реконструкции и развития совместно со Всемирным банком проводят выборочный опрос бизнеса в странах с переходной экономикой в Восточной Европе и Центральной Азии, включая Турцию (The Business Environment and Enterprise Performance Survey, BEEPS) с целью исследовать бизнес-среду в этих странах. Это позволяет оценить бизнес-климат внутри страны и понять ее инвестиционную привлекательность. Крупные международные банки предпочитают вкладывать средства в средний бизнес, поскольку это позволяет сократить риски и диверсифицировать денежные потоки.
Беларусь по Индексу легкости ведения бизнеса, 2006-2012гг.
Фактор |
Место вDB-2012 |
Место вDB-2011 |
Место вDB-2010 |
Место вDB-2009 |
Место вDB-2008 |
Место вDB-2007 |
Место вDB-2006 |
Место в рейтинге |
69 |
68 |
58 |
85 |
110 |
129 |
106 |
Открытие бизнеса |
9 |
7 |
8 |
97 |
119 |
148 |
153 |
Получение разрешения на строительство |
44 |
44 |
54 |
65 |
94 |
84 |
88 |
Регистрация собственности |
4 |
6 |
9 |
14 |
94 |
96 |
91 |
Получение кредита |
98 |
89 |
109 |
109 |
115 |
117 |
76 |
Защита инвесторов |
79 |
109 |
108 |
104 |
98 |
142 |
141 |
Уплата налогов |
156 |
183 |
183 |
181 |
178 |
175 |
175 |
Торговля через границы |
152 |
128 |
129 |
134 |
137 |
113 |
106 |
Принуждение к исполнению контрактов |
14 |
12 |
12 |
14 |
16 |
36 |
36 |
Закрытие бизнеса/решение проблемы неплатежеспособности |
82 |
93 |
75 |
71 |
69 |
91 |
97 |
Подключение к энергосистеме |
175 |
||||||
Наем сотрудников |
49 |
43 |
31 |
36 |
Источник[ Доклады “Doing business” 2006-2012гг.]
Проблема белорусского бизнеса в том, что бизнес-среда еще не сформирована. Выводя новый продукт или товар, компаниям сложно оценить прибыльность. Говорить в такой ситуации об оптимизации финансовых потоков или самой предпринимательской структуры невозможно. Нецелесообразно вмешиваться в процесс становления бизнеса. Рынок к этому еще не готов.
Государство уделяет большое внимание развитию бизнеса. Поскольку малые и средние предприниматели перечисляют в казну большую часть налогов.
По проникновению облачных решений в бизнес Беларусь находится далеко не на первых местах. По некоторым исследованиям, только 15-20% предпринимателей используют программные решения для планирования рабочего процесса. Остальные - ежедневные или еженедельные "планерки". И как в таких условиях решать срочные и важные задачи? А если ситуация требует подключения нескольких отделов или сторонних ресурсов, то на это может потребоваться не один месяц.
Бизнес-структуры Евросоюза и стран Азии уже много лет используют специализированные программные решения, которые позволяют отслеживать работу всей компании. Системы управления производством, планирования, закупок и дистрибуции позволяют в значительной степени автоматизировать определенные процессы внутри компании. Постепенно к этому приходит и белорусский бизнес.
Интернет - наиболее эффективный способ рекламы и продажи товаров. Нет необходимости платить арендную плату, получать сотни согласований и разрешений от пожарных и прочих служб. Но только 5-7% предпринимателей предпочитают интернет-магазин обычному павильону в торговом центре.
И это очень странно. Стоимость доменного имени у регистратора ActiveCloud - примерно 10 долларов. Еще столько же стоят услуги хостинга. Максимальный бюджет, который необходим на содержание интернет-магазина - 50-60 долларов в месяц. Вы сможете на эти деньги снять павильон?
Проникновение современных технологий в белорусский бизнес ограничилось закупкой компьютеров для каждого рабочего места. Лишь некоторые компании синхронизируют свои базы данных в "облаке". Единицы используют облачные вычисления. А все бухгалтеры, поголовно, работают во всем известной "желтой" программе.
Поэтому ведение финансовой отчетности вызывает слишком много вопросов. В России электронная бухгалтерия получила широкое распространение. Белорусский бизнес только начинает пользоваться сервисом "Ассистент".
Что дают интернет-сервисы? Во-первых, у