Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение коммерческого риска и страхование рисков, как один из основных механизмов нейтрализации коммерческих рисков на ОАО «Полесье».
Методы исследования: общенаучные методы исследований (диалектика, синтез, системность и другие), специальные методы и приемы бухгалтерского учета и анализа.
Введение………………………………………………………………………….......5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ…………………………………………………………………………...7
1.1 Сущность коммерческого риска…………………………………………..7
1.2 Управление коммерческими рисками…………………………………..10
1.3 Страхование коммерческих рисков……………………………………...12
2. АНАЛИЗ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………...16
2.1 Характеристика ОАО «Полесье»………………………………………...16
2.2 Анализ рисков на ОАО «Полесье»………………………………………25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПОСОБОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ………………………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………….......34
Примечание
– Статистическая отчетность
Как видно из таблицы 2.6, более половины руководителей и специалистов имеют высшее образование, рабочие в основном имеют профессионально – техническое и среднее образование.
В 2009 году на предприятие принято 442 человека, уволено по различным причинам 823 человека, из них 186 человек - по уважительным причинам, 616 человек - по собственному желанию, 21 человек - за нарушение трудовой дисциплины (прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии).
Среднесписочная численность персонала за 2009 г. составила 4891 человек.
Коэффициент выбытия кадров составил 823/4891 = 16,8 %, коэффициент приема 442 / 4891 = 9,0 %. Текучесть кадров в 2009 г. составила (616+21)/4891 = 13,0 %.
Основной причиной высокой текучести кадров является неэффективная система мотивации персонала, низкий уровень заработной платы.
В
соответствии с определением издержек
производства и себестоимости следует
различать себестоимость
Рассмотрим методику анализа общей суммы затрат по данным за 2008–2009 гг. на примере предприятия ОАО «Полесье».
Таблица 2.7 - Анализ затрат по элементам
№ п/п | Элементы затрат | 2008 г. | 2009 г. | Отклонение | |||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | млн. руб. | % | ||
Материальные затраты | 47371 | 66,27 | 59041 | 64,58 | 11670 | 124,63 | |
Затраты на оплату труда | 16515 | 23,11 | 22514 | 24,63 | 5999 | 136,32 | |
Отчисления на соц. нужды | 6094 | 8,52 | 7929 | 8,67 | 1835 | 130,11 | |
Амортизация | 1324 | 1,85 | 1660 | 1,82 | 336 | 125,38 | |
Прочие производственные расходы | 177 | 0,25 | 276 | 0,30 | 99 | 155,93 | |
Всего затрат | 71481 | 100 | 91420 | 100 | 19939 | 127,89 |
Примечание
– Источник: форма 5-З «Отчет о затратах
на производство продукции»
Данные таблицы 2.7 свидетельствуют о том, что в отчетном году, равно как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (64,58 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.
За рассматриваемый период удельный вес заработной платы производственных рабочих увеличился на 36,32 %, соответственно и отчисления — на 30,11 %. Это увеличение связано с увеличением трудоемкости на базе внедрения новой техники, совершенствованием технологии, а также с заменой деталей и узлов собственного производства покупными изделиями и полуфабрикатами.
Рост прочих затрат вызван изменением их структуры: увеличением доли процентов за кредиты банка, арендной платы, налогов, включаемых в себестоимость.
Таким образом, повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы почти каждого элемента затрат.
Для
анализа себестоимости
Таблица 2.8 - Анализ себестоимости продукции по статьям затрат на ОАО «Полесье»
Статьи затрат | Себестоимость товарной продукции, млн.р. | Отклонение
от
2008 года | ||
2008 г. | 2009 г. | В млн.р. | В % | |
1.Сырье и материалы | 38360 | 48458 | 10098 | 126,32 |
2.Работы и услуги производственного характера, выполненные другими организациями | 904 | 2177 | 1273 | 240,82 |
3.Топливо | 336 | 438 | 102 | 130,36 |
4.Электрическая энергия | 5753 | 5761 | 8 | 100,14 |
5.Тепловая энергия | 1984 | 2181 | 197 | 109,93 |
6.Прочие материальные затраты | 34 | 26 | -8 | 74,19 |
7.Затраты на оплату труда | 16515 | 22514 | 5999 | 136,32 |
8.Отчисления на социальные нужды | 6094 | 7929 | 1835 | 130,11 |
9.Амортизация | 1324 | 1660 | 336 | 125,38 |
10.Прочие затраты | 3284 | 5001 | 1717 | 152,28 |
11.Услуги других предприятий | 1076 | 1374 | 298 | 127,69 |
12. Производственная себестоимость | 75664 | 97519 | 21855 | 128,88 |
Примечание
– Источник: форма 5-З «Отчет о затратах
на производство продукции»
Из данных таблицы 2.8 видно, что производственная себестоимость увеличилась на 28,9 %. Большой прирост составила дополнительная заработная плата производственных рабочих, что увеличило размеры отчислений в фонд социальной защиты населения на 22,86 %. Из данных анализа следует, что основные резервы снижения себестоимости необходимо искать, прежде всего, в снижении коммерческих расходов.
Самым
главным недостатком
Основной причиной падения объемов производства является снижение спроса на трикотажные изделия производства ОАО «Полесье» вследствие повышенной насыщенности рынка импортными товарами (особенно восточно-азиатских производителей), отечественными товарами производства мелких фирм и частных предпринимателей, а также низкая платежеспособность торговли (особенно потребкооперации), повышение тарифов на коммунальные услуги.
На современном этапе развития необходимы реструктуризация, что бы каждая фабрика отвечала за конечный результат своей работы; совершенствование маркетинговых служб, с целью своевременного определения направлений мировых тенденций по моделированию и конструированию конкурентоспособных изделий; принятие комплексных программ по экономии энергетических и материальных ресурсов; расширение товаропроводящей сети с оборудованием промежуточных оптовых складских помещений, а также оборудование при них фирменных магазинов; экономия фонда оплаты труда, сокращение дублирования в управлении производственными подразделениями.
В процессе деятельности у предприятия возникают взаимоотношения с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями. Следовательно возможны следующие виды рисков:
Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.
Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего отношением заемных средств к собственным. Например, чем выше отношение заемных средств предприятия к собственным, тем в большей степени оно зависит в своей деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.
Наиболее
рискованным является производство и
реализация при
сложившемся ассортименте продукции шерстяной
двухкомпонентной пряжи (операционный
рычаг равен 6,25).
Снижение продаж шерстяной двухкомпонентной пряжи всего на 1% увеличит приносимые им убытки, которые составляют более 0,5 млрд. руб., на 6,25%; и наоборот, возможное увеличение выручки до точки безубыточности уменьшает сумму убытка в этой пропорции; выше Tmin прибыль будет расти также интенсивно.
Возможность избежать убытка в 0,5 млрд. руб. дает увеличение выручки от реализации шерстяной двухкомпонентной пряжи до точки безубыточности (на 1 млрд. руб.), в то время как увеличение на эту же величину выручки в целом по предприятию даст дополнительную прибыль только 29,7 млн. руб.
Средневзвешенный коэффициент вклада на покрытие должен быть использован для прогноза изменения прибыли при изменении объема продаж, если структура выпускаемой продукции останется неизменной во времени и если нет отклонений от плановых показателей.
Увеличение объемов продаж трикотажных изделий в перспективе планируется за счет развития экспорта, в основном в регионы Российской Федерации. Рынок России для ОАО «Полесье» является одним из наиболее перспективных, за период 2009-2015г.г. планируется увеличить поставку на данный рынок почти в 2 раза.
ОАО «Полесье» старается развивать уже имеющиеся сбытовые каналы, делая упор на торговые предприятия и индивидуальных предпринимателей (нерезидентов РБ), основным видом деятельности которых является оптовая торговля товарами легкой промышленности. Особое внимание будет уделено созданию и развитию собственной товаропроводящей сети на рынке РФ за счет заключения дилерских договоров и открытия собственных торговых представительств.
Другие страны Ближнего Зарубежья также имеют высокую потенциальную привлекательность в силу своей неполной освоенности. Сдерживающим фактором поставки продукции являются таможенные барьеры. В перспективе планируется продолжить работу по поиску новых покупателей и увеличить объемы реализации на данные рынки.
Поиск новых покупателей и расширение рынков сбыта продукции ОАО «Полесье» предполагает развитие и укрепление контактов с представителями администраций городов, торгово-промышленной палаты регионов РФ и стран Ближнего зарубежья, участие в международных выставках-ярмарках, использование преимуществ Интернет-маркетинга.
Возможно снижение плановых объемов производства и реализации продукции вследствие уменьшения производительности труда, простоя оборудования или недоиспользования производственных мощностей, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, ведет к недополучению запланированной выручки.
Уровень инфляции и его тенденции тщательно отслеживаются национальным банком. Средством борьбы с инфляцией является повышение процентных ставок. Рост ставок отвлекает часть наличных средств из оборота, так как финансовые активы становятся более привлекательными, а кредиты – более дорогими.
Ведут к потерям и повышенные материальные затраты, высокие транспортные расходы, торговые издержки, накладные и другие расходы. Возможна также уплата повышенных отчислений и налогов, если в процессе бизнеса ставки отчислений и налогов изменятся в неблагоприятную для предприятия сторону. Также актуальна возможность потерь в виде штрафов, естественной убыли.
Неблагоприятное изменение (повышение) закупочной цены товара, не оговоренное условиями договора о закупке, непредвиденное снижение объема закупки вызывает уменьшение объема реализации.
Также важны для определения финансового риска потери товара в процессе обращения (транспортировки, хранения) или потери качества, потребительской ценности товара. Среди возможных причин повышения издержек могут быть непредвиденные пошлины, отчисления, штрафы, дополнительные расходы.
При оценке риска необходимо учитывать такие факторы, как уменьшение объема реализации, неплатежеспособность, изменение курса денег, ограничения на валютно-денежные операции.
Поскольку
цены реализации определяются рынком,
то реальная выручка от продаж каждого
продукта будет отличаться от плановой.
Учтем, что часть продукции каждого вида
продается как напрямую, так и через дилерскую
сеть.
ГЛАВА 3
ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
СИСТЕМЫ СПОСОБОВ
МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ
Информация о работе Совершенствования системы способов минимизации рисков