Совершенствования системы способов минимизации рисков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение коммерческого риска и страхование рисков, как один из основных механизмов нейтрализации коммерческих рисков на ОАО «Полесье».

Методы исследования: общенаучные методы исследований (диалектика, синтез, системность и другие), специальные методы и приемы бухгалтерского учета и анализа.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......5

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ…………………………………………………………………………...7

1.1 Сущность коммерческого риска…………………………………………..7

1.2 Управление коммерческими рисками…………………………………..10

1.3 Страхование коммерческих рисков……………………………………...12

2. АНАЛИЗ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………...16

2.1 Характеристика ОАО «Полесье»………………………………………...16

2.2 Анализ рисков на ОАО «Полесье»………………………………………25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СПОСОБОВ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ………………………………………………………28

Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованных источников………………………………………….......34

Файлы: 1 файл

Коммерческий риск и способы его страхования.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

     Неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении. Эта причина приводит к ограниченности человека в сборе  и переработке информации, с постоянной изменчивостью этой информации.

     Ограниченность, материальных, финансовых, трудовых и  др. ресурсов при принятии и реализации решений; невозможность однозначного познания объекта при сложившихся  уровне и методах научного познания; ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, оценках, поведении.

     Коммерческий  риск — это риск, возникающий  в процессе реализации товаров и  услуг, произведенных или купленных  предпринимателем. Основные причины  коммерческого риска:

  • снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
  • потери товара;
  • потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

     Коммерческий  риск включает в себя:

  • риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
  • риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
  • риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
  • риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
  • риск форс-мажорных обстоятельств.

     Отдельно  следует выделить транспортный риск. В настоящее время различные  транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности  в четырех группах: E, F, C, D.

     Группа  E включает ситуацию — когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах (ExWorks). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

     Группа F содержит три конкретные ситуации передачи ответственности и соответственно рисков:

  1. FСА означает, что риск и ответственность продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте;
  2. FAS означает, что ответственность и риск за товар переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;
  3. FOB означает, что продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна.

     Группа  С включает ситуации, когда продавец заключает с покупателем договор на транспортировку, но не принимает на себя никакого риска. Это следующие конкретные ситуации:

  1. CFK означает, что продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель;
  2. CIF означает, что кроме обязанностей, как в случае CFR, продавец обеспечивает и оплачивает страховку рисков во время транспортировки;
  3. CPT означает, что продавец и покупатель делят между собой риски и ответственность. В определенный момент (обычно какой-то промежуточный пункт транспортировки) риски полностью переходят от продавца к покупателю;
  4. CIP означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, но, кроме этого, продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

     Группа D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

  • DAF означает, что продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимает на себя покупатель;
  • DES означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту судна; ,
  • DEQ означает, что передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;
  • DDU означает, что продавец принимает на себя транспортные риски до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;
  • DDP означает, что продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но покупатель оплачивает их.
 
 

     1.2 Управление коммерческими рисками 

     Каждая  предпринимательская фирма имеет  собственные предпочтения деятельности, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы, как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления риском. Это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.

     Управление  рисками — специфическая область деятельности, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности фирмы, математических методов оптимизации экономических задач и других знаний. Деятельность предпринимателя в этой области направлена на защиту своей фирмы от действия рисков, угрожающих ее прибыльности, и способствует решению основной задачи предпринимателей — в зависимости от ситуации выбрать из альтернативных проектов оптимальный, учитывая при этом, что, чем более прибылен проект, тем выше степень риска для фирмы.

     Деятельность  предпринимателя по управлению рисками  называется политикой риска. Под политикой риска понимается совокупность различного рода мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения в момент самого его принятия и сократить возможные негативные последствия этих предпринимательских решений.

     Знать о существовании риска предпринимателю  необходимо, но далеко недостаточно. Важно  установить, как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска и каковы последствия данного влияния. Причем сначала следует оценить вероятность того, что некое событие действительно произойдет, а затем, как оно повлияет на экономическое положение фирмы.

     В процессе управления риском для предпринимателя весьма важно решить вопрос: входить или не входить в рисковую ситуацию? Различное поведение предпринимателей, принимающих аналогичное решение в одной и той же ситуации, объясняется их индивидуальными склонностями к риску, уровнем притязаний на извлечение прибыли (дохода).

     В зависимости оттого, к какой категории  относится предприниматель — к людям с повышенной степенью готовности идти на рисковое предприятие или же к людям с более осторожным подходом к риску, — он может решать, идти ему на выполнение очень рискованных проектов или иметь дело с бизнесом с небольшой степенью риска, поскольку, если предприниматель осторожно относится к риску, ему труднее рационально определить шансы на успех проекта с высокой степенью риска и наоборот. Следует отметить, что наибольших успехов достигает тот предприниматель, который может одновременно просчитать или же интуитивно определить степень риска и несмотря на возможность неудачи рискнуть.

     Оценивая  риск, который в состоянии принять  на себя фирма, предприниматель прежде всего исходит из профиля ее деятельности, наличия необходимых ресурсов для реализации программы финансирования возможных последствий риска, стремится учесть отношение к риску партнеров по бизнесу и построить свои действия так, чтобы наилучшим образом способствовать реализации основной цели фирмы.

     Степень допустимого риска определяется с учетом таких параметров, как размер основных фондов, объем производства, уровень рентабельности и др. Следует отметить, что чем большим капиталом обладает предприятие, тем оно менее чувствительно к риску и тем смелее предприниматель может принимать решение в рисковых ситуациях.

     Комплексный подход к управлению риском позволяет  предпринимателю более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы фирмы и обеспечивать ее безопасность от действия риска. Управление предпринимательским риском связано с разработкой мероприятий по минимизации последствий рисков. 
 
 

     1.3 Страхование коммерческих рисков 

     Объектом  страхования коммерческих рисков выступает коммерческая деятельность страхователя, предусматривающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства работ или услуг и получение от этих вложений через определенный срок дохода.

     Значение  данного вида страхования очень велико. Естественно стремление предпринимателей заручиться защитой на случай возможных потерь в своей начинающейся деятельности.

     Но  вместе с тем данное страхование  представляется одним из самых сложных  видов страхования как на стадии заключения договора, так и в течение всего периода его действия.

     Ответственность страховой организации по страхованию  коммерческих рисков заключается в  возмещении страхователю потерь, возникших  вследствие неблагоприятного непредсказуемого изменения конъюнктуры рынка и ухудшения других условий осуществления коммерческой деятельности.

     Страховая сумма как предел ответственности  определяется по заявлению страхователя, но, конечно, с согласия страховой  организации. Возможны два варианта установления страховой суммы.

     Первый  вариант – страховая сумма  устанавливается в пределах капитальных  вложений страхователя в страхуемые операции.

     Второй  вариант – страховая сумма  включает не только капитальные затраты, но и определенную (нормативную) прибыль, которая ожидается от затрат.

     Назначение  страхования коммерческих рисков состоит  в том, чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный период застрахованные операции не дадут  предусмотренной окупаемости. Страховое  возмещение определяется в виде разницы  между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной коммерческой деятельности.

     В зависимости от подхода к установлению страховой суммы меняется содержание страхования. При первом варианте возмещаются  затраты страхователя. Это страхование инвестиций. При втором варианте возмещаются затраты страхователя и нормативная прибыль, поэтому его можно назвать страхованием дохода (прибыли).

     Поскольку целью страхования является защита от возможных потерь инвестиционных вложений, срок действия договора страхования обусловлен сроком окупаемости капитальных затрат. Общие нормативные сроки окупаемости существенно различаются по видам деятельности. Разными будут эти сроки для предприятий даже в одной и той же сфере, что зависит от размера предприятия (а следовательно, и от срока его создания), организации его деятельности, места расположения и других факторов. Поэтому сроки договоров, видимо, неизбежно предстоит индивидуализировать, хотя целесообразна некоторая их стандартизация (по крайней мере, на первых порах проведения данного страхования)

     Следует подчеркнуть, что при определении  срока действия договора интересы страховщика  и страхователя здесь проявляются  иначе, чем в других видах имущественного страхования.

     Страхователь, стремясь к более быстрой окупаемости своей деятельнсти, объективно заинтересован в сокращении срока страхования. Для страховой организации короткий срок ствия договора повышает риск неоправданной выплаты возмещения. Увеличение срока делает окупаемость более реальной, а следовательно, снижает вероятность возникновения подлежащих возмещению убытков, хотя могут действовать и иные факторы.

     Особенность рассматриваемого страхования состоит  в том, что выплата суммы страхования  производится в основном по окончании  срока страхования, когда выявляются окончательные результаты застрахованных коммерческих операций. По другим же видам страхования необходимость компенсации потерь может возникнуть в любой момент действия договора страхования. Определенность срока возможных выплат при страховании коммерческих рисков позволяет планомерно использовать поступившие взносы, создает условия для создания резервов к этому сроку.

Информация о работе Совершенствования системы способов минимизации рисков