Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по "Экономике предприятия".
Стимулы различаются по валентности, т.е. степени их привлекательности для раб-ка. Мотивация труда должна исп-ть сильные стимулы:
а) для раб-ка - связанные со значительным денежным вознаграждением при высокопродуктивном труде;
б) для п/п - связанные с достижением основных результирующих пок-лей деят-ти.
Сильные стимулы мотивации труда обычно доп-ся другими, менее значительными, но наличие которых считается желательным для работника данной профессии. Стимул может присутствовать в системе мотивации труда в кач-ве поощрения или наказания. Первое - предпочтительнее, так как «пряник» в данном случае всегда выглядит привлекательнее, чем «кнут».
При построении системы мотивации труда необходимо соблюдение принципов:
- типичность и прогрессивность отобранных интересов;
- присутствие в каждом стимуле личного интереса;
- присутствие в одном стимуле
нескольких противоположных
- главенство одних стимулов над другими;
- простота и наглядность
Также эф-м ср-вом повышения мотивации является публичная высокая оценка хорошей работы, компетентности и умений членов коллектива. Мотивация трудовой деят-ти - сложный, относительно стойкий процесс, обусловленный определенными личностными хар-ми человека, а также определенной необх-ю удовлетворения его потребностей и их соответствия внешним усл-м в процессе деят-ти. Она яв-ся сов-ю внутренних и внешних сил, к-ые побуждают чел-ка к деят-ти, предопределяют поведение, форму деят-ти, предоставляют этой деят-ти напр-ть, к-ая ориентирована на достижение личных целей и целей орг-ции.
От того, как организованная система мотивации работы в значительной мере зависит эф-ть работы коллектива, а значит, и конкурентоспособность фирмы на рынке. Системы оплаты труда д.б в постоянном развитии. Администрации п/п совместно с профсоюзной орг-й целесообразно систематически оценивать эф-ть ср-в на оплату труда.
4. Производственная структура предприятия и ее отраслевые особенности. Планирование на предприятие.
Управление предприятием.
П/п- сам-но хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или группой предпринимателей для произ-ва продукции, выполнения работ и оказание услуг с целью удовл-я обществ-х потребностей и получение прибыли.
Управление — это направленное со стороны управляющего органа возд-е на объект упр-я с целью получения уст-го рез-та, согласования и корректировки действий исполнителей. Оно включает предвидение, планирование, орг-ю, контроль и регулирование процессов исполнения работ.
Система управления включает следующие компоненты:
• принципы и задачи управления;
• организационную структуру
• экономические и юридические методы и ограничения;
• информацию и технические средства ее обработки.
Упр-е п/п состоит из ряда функциональных подсистем. Ими яв-ся:
• стратегическое и текущее управление (предприятием);
• планирование;
• управление персоналом;
• управление производством;
• управление маркетингом;
• управление финансами;
• управление инвестициями.
З-ми стратег. упр-я яв-ся обеспечение эконом-го роста п/п, повышение его конкур-ти .В своей основе оно исходит из необх-ти осущ-я:
• стратегического анализа происходящих изм-й внешней среды (на рынке, в политике, зак-ве и т.д.) и усл-й для формирования целей, потенциальных возможностей п/п (ресурсы, проекты, идеи, наличие команды и т.д.);
• выбора стратегии развития п/п и альтернативных вариантов;
• реализации выбранной стратегии развития.
К задачам текущего упр-я относится обеспечение непр-ти и синхронности работы всех звеньев п/п, направленных на получение уст-го текущего задания.
В з-чи упр-ия персоналом в соответствии с реализацией стратегии развития п/п, принятой на ур-не стратегич. упр-я и потребностей текущего произ-ва, входят:
• обеспечение п/п соот. кадрами, имеющими нужную квалификацию, в необходимом кол-ве;
• обучение раб-ков в соотв. с принятой технологией и орг-й произ-ва продукции;
• расстановка персонала по рабочим местам;
• проведение объективной оценки и оплаты рез-тов деят-ти каждого раб-ка как основы эффективной мотивации его труда;
• обеспечение прав и социальной защиты;
• обеспечение безопасности и нормальных условий труда.
Управление коммерческой деятельностью является одной из важнейших служб п/п. От нее зависит, с одной стороны, правильность опред-я того, какую продукцию производить, в каком кол-ве и в какие сроки, а с другой — эф-ть снабжения п/п ф-ми произ-ва по ценам, не ведущим к росту издержек произв-ва, формирование рынка сбыта продукции в требуемом объеме и по ценам, обеспечивающим получение прибыли.
Управление финансами предприятия включает орг-ю и контроль поступления денежных ср-в, от реализации продукции либо взимания причитающихся сумм по предшествующим соглашениям или за предоставленные услуги, а также денежных поступлений от ц/б и др.
Управление инвестиционной деятельностью включает:
• постоянное совершенствование организации произв-ва и труда на базе поиска, отбора, разработки и внедрения инновационных предложений;
• формирование банка инновационных идей и вариантов их решений;
• организацию процесса выявления проблем развития и их решение;
• формирование на п/п климата новаторства, поиска новых идей.
Типы произ-ва.
Тип произ-ва предст. собой комплексную хар-ку технических, организационных и экономических особенностей произ-ва, обусловленных широтой номенклатуры, регулярностью, стабильностью и объемом выпуска продукции. Различают три типа произ-ва: единичное, серийное, массовое.
Единичное произ-во хар-ся широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий, зачастую не повторяющихся. Особенности этого типа произ-ва закл-ся в том, что рабочие места не имеют глубокой специализации, применяются универсальное оборудование и технологическая оснастка, большая часть рабочих имеет высокую квалификацию, значительный объем ручных сборочных и доводочных операций, здесь высокая трудоемкость изделий и длительный производственный цикл их изготовления, значительный объем незавершенного производства.
Разнообразная
номенклатура делает единичное производство
более мобильным и
Единичное производство хар-но для станкостроения, судостроения, произ-ва крупных гидротурбин, прокатных станов и другого уникального оборудования. Разновидностью единичного произв-тва является индивидуальное произв-во.
Серийное произ-тво хар-тся изготовлением ограниченной номенклатуры продукции партиями (сериями), повторяющимися че/з опре. промежутки времени. В зав-ти от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства. Особенности орг-ции серийного произ-ва закл-ся в том, что удается специализировать рабочие места для выполнения нескольких подобных технологических операций, наряду с универсальным применять специальное оборудование и технологическую оснастку, широко применять труд рабочих средней квалификации, эф-но исп-ть оборудование и производственные площади, снизить, по сравнению с единичным произ-вом, расходы на з/п.
Массовое произ-во хар-ся изготовлением ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах в течение относительно продолжительного периода времени. Массовое производство - высшая форма специализации произ-ва, позволяющая сосредоточивать на п/п выпуск одного или нескольких типов одноименных изделий. Непременным усл-м массового произ-ва яв-ся выс уровень стандартизации и унификации при конструировании деталей, узлов и агрегатов.
Особенности организации массового произ-ва закл-ся в том, что можно специализировать рабочие места на выполнении одной постоянно закрепленной операции, применять специальное оборудование и технологическую оснастку, иметь высокий уровень механизации и автоматизации производства, применять труд рабочих невысокой квалификации.
Массовое произ-во хар-но для выпуска автомобилей, тракторов, продукции пищевой, текстильной и химической промышленности.
Функциональная подразделения предприятия.
Промышленные п/п м.б
Все цехи и
хозяйства промышленного п/п
К цехам основного произ-а относятся цехи, изготовляющие основную продукцию предприятия. Основные цехи делятся на заготовительные (кузнечные, литейные), обрабатывающие (механический, термический, деревообрабатывающий) и сборочные (комплектация изделий).
Главными задачами основного произ-ва яв-ся обеспечение движения продукта в процессе его изготовления, организация рационального технико-технологического процесса.
Задача вспомогательных
цехов —изготовление
К подсобным цехам относятсят цехи, осуществляющие добычу и обработку вспомогательных материалов, н-р тарный цех, изготовляющий тару для упаковки продукции.
Побочные цехи— это цехи, в которых изготавливается продукция из отходов произ-ва либо осущ-ся восст-е использованных вспомогательных материалов для нужд производства (например, цех по регенерации отходов и обтирочных материалов).
Назначение
обслуживающих хоз-в —
Система обслуживания
производственного процесса имеет
целью обеспечение его
При усилении ориентации п/п на нужды потребителя в значительной мере расширился состав подразделений сервисного обслуживания, изучающих конъюнктуру спроса на продукцию, занимающихся комплектацией готовой продукции, обеспечивающих надзор и контроль за использованием продукции, проводящих монтаж, наладку и гарантийный ремонт продукции у потребителя. Сервисные службы имеют необходимый запас деталей, узлов и агрегатов, позволяющих ремонтировать реализованную продукцию.
Также большую роль на п/п имеют подразделения социальной инфраструктуры, которые призваны обеспечить социальное обслуживание рабочих, прежде всего реализацию мероприятий по улучшению охраны труда, технике безопасности, медицинскому обслуживанию, организации отдыха, спорта, бытового обслуживания и т.п.
Факторы, влияющие на производственную структуру.
Анализ, оценка и обоснование напр-й совершенствования структур п/п должны проводиться с учетом ф-ров и усл-й их формирования.
Факторы, влияющие на формирование производственной структуры п/п, можно разделить на несколько групп.
Общеструктурные (народнохозяйственные) ф-ры опр-ют комплексность и полноту структуры п/п. К их числу относятся: состав отраслей хоз-ва, соотношение между 1 ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п. К числу отраслевых ф-ров относятся: широта специализации отрасли, ур-нь развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности орг-ции снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей.
Региональные ф-ры опр-ют обеспеченность п/п различными коммуникациями: газо- и водопроводами, транспортными магистралями, средствами связи и т.п.
Общеструктурные, отраслевые и региональные ф-ры образуют в сов-ти внешнюю среду функционирования предприятий. Эти ф-ры необходимо учитывать при формировании структуры п/п.
Значительное число факторов, влияющих на произв. стр-ру и инфраструктуру, являются внутренними по отношению к п/п. Среди них обычно выделяются:
• особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;
• характер продукции и методы, ее изготовления;
• объем выпуска продукции и ее трудоемкость;
• степень развития специализации и кооперации;
• мощность и особенности организации транспорта;