Шпаргалка по "Экономике предприятия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по "Экономике предприятия".

Файлы: 1 файл

Эк-ка Предприятия шпоры.doc

— 692.50 Кб (Скачать)

1.Предприятие как объект и субъект предпринимательской  
деятельности.

Предприятие как  субъект рыночной экономики.

П/п— субъект предпринимательской деятельности, к-ый на свой риск осущ-ет самостоятельную деят-ть, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и к-ый зарегистрирован в этом кач-ве в установленном з-ом порядке.

Производственное п/п хар-ся производственно- техническим, организационным, экономическим и социальным единством.

П/п занимает центр. место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общ-го разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Пп/ выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроиз-ва на основе самоокупаемости и самост-ти.

От успеха отдельных п/п зависит объем создаваемого валового нац-го продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.

П/п как самост. хозяйственная единица владеет правами юр. лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения им-вом, получать кредит, входить в договорные отношения с другими п/п. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где нах-ся денежные ср-ва, к-ые исп-ся для расчетов с другими п/п, на з/п.

П/п имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деят-ть и создавать следующие объединения:

1) ассоциация — договорное объединение,  созданное в целях постоянной  координации хоз. деят-ти; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную деят-ть любого из ее участников;

2) корпорация — договорное объединение  на основе сочетания произв., научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий, центральным регулированием деятельности каждого из участников;

3) консорциум — временное уставное  объединение промышленного и  банковского капитала для достижения  общей цели;

4) концерн — уставное объединение  предприятий промышленности, научных  организаций, транспорта, банков, торговли  и др. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цели и  задачи производственной деят-ти п/п.

Миссия п/п тесно связана с его культурой — сов-ю типичных для п/п ценностей, норм и идей, к-ые формируют репутацию (марку, имидж) фирмы. Имидж выражает ответ-ть фирмы перед потребителями, партнерами, районом ее местонахождения и обществом, стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.

На основе миссии орг-ции ее высшее рук-во или собственник разрабатывает и уст-ет цели п/п. В отличие от миссии цели выражают более конкретные напр-я деят-ти п/п. Поэтому цели д.б. реальными и достижимыми, не противоречащими законам, понятными исполнителям, измеримыми, детализированными по структурным подразделениям и функциональным службам, объединяющими усилия всех работников предприятия

Получение максимальной прибыли –  это конечная цель любой коммерческой деят-ти, к-ая достигается ч/з определение и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:

  • увеличение объема продаж;
  • достижение более высоких темпов роста;
  • увеличение доли рынка;
  • увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  • увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная компания);
  • увеличение рыночной стоимости акций (если это открытое акционерное общество);
  • изменение структуры капитала.

Хаар-р данных целевых установок фирмы определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к к-ой относится деят-ть фирмы, а также стадией цикла жизни самой фирмы.

Миссия орг-ции формируется с учетом потребностей субъектов ее внутр. и внешней среды и должна отражать интересы различных их групп, к-ые весьма противоречивы. Однако в первую очередь п/п реализует интересы собственника (собственников), его сотрудников и покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие деят-ть п/п.

Экономика п/п регулируется мн-вом нормативных актов, к-ые различаются по ур-ню и виду органа, издавшего акт. В зав-ти от того, каким органом принят нормативный акт, опр-ся его юрид. сила.

Нормативные акты подразд-ся на законы, акты федеральных органов гос-го упр-я, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.

Закон — это нормативный акт, принимаемый представительным органом  гос-й власти РФ или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) — нормативный акт, принимаемый  Федеральным Собранием с соблюдением  установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изм-я и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие к-го спе­циально предусмотрено в Конституции.

Федеральный закон — нормативный  акт, принимаемый Федеральным Собранием  по остальным вопросам, к-ые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.

Закон субъектов РФ — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации (например Областной Думой).

К актам федеральных органов  государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые  министерствами и ведомствами, обязательные к применению п/п и гражданами. Мин-ва и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства РФ.

Нормативными актами яв-ся также акты законод. и исполнит. органов субъектов РФ.

Ответственность за нарушение з-ва:

Сущ-ют уголовная, административная, экономическая и гражданская формы ответ-ти предпринимателей в случае нарушения ими действующего зак-ва.

Уголовная ответ-ть — это вид юрид. ответ-ти, заключающийся в огр-и прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления.

 Административная ответ-ть — это вид юрид. ответ-ти граждан, должностных лиц, юрид. лиц за совершенное административное правонарушение. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

•  предупреждение;

•  штраф;

• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения   или   непосредственным   объектом   административного правонарушения;

• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты);

• исправительные работы;

• административный арест (не м.б подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);

•  административное выдворение за пределы РФ иностранного лица или лица без гражданства.

Налоговая ответ-ть — вид юрид. ответ-ти физ. и юрид. лиц за налоговые правонарушения.

Налоговое правонарушение— это  виновно совершенное противоправное (в нарушение зак-ва о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за к-ое установлена ответ-ть в Налоговом кодексе РФ . Иными словами, налоговое правона­рушение — это противоправное деяние, т.е. нарушающее нормы налогового зак-ва, причем виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

Гражданско-правовая ответ-ть — это система мер имущ-го хар-ра, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей в целях восст-я положения, существовавшего до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответ-ти включает 2 вида ответ-ти: возмещение убытков и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-правовые формы предприятий.

Практика экономического развития доказывает что экономика наиболее устойчива в тех странах , где в оптимальных пропорциях сочетаются различные формы собств-ти и упр-я.

Классификация п/п:

1. По форме собств-ти: гос-я, муниципальные,  совместные, частные, кооперативные,  арендные, малые, смешанные, народные, иностранные, многонац-е, картель,  синдикат, трест, концерн, холдинг,  финансово-промышленная группа.

2. По форме орг-ции упр-я:

- трест- основано на принципах доверит ельного управления;

- холдинговая компания- орг-я с  равноправным участием в упр-и;

Доверительное управление- осущ-ся одним  или группой лиц доверенных и  яв-ся профессиональными мнеджерами и работающих как правило по найму (контракту). В данном случае ф-ции собств-ти и упр-я разделены.

Холдинг- упр-е основано на принципах  орг-ции холдинга, осущ-мое собственниками, держателями конкр-го пакета акций  или выбранными лицами из числа участников чьи полномочия опр-ся учредительными док-ми объединения.

3. По типу организационно-правовой  стр-ры:

а) товарищества

-полное тов-во

-тов-во на вере

-ООО (общ-во с огр. ответ-ю)

-общ-во с доп. ответ-ю

- общ-во с полной отв-ю.

б) кооперативы

в) акционерные общ-ва

-ОАО

-ЗАО

-полные акционерные общ-ва

-смешанные акц. общ-ва

г) холдинги

д) финансово-промышленные группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Малое предпринимательство.

Малые п/п яв-ся неотъемлемой частью соц-экономической системы страны. Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений Во-вторых, они обеспечивают необх. мобильность в усл-х рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию произ-ва, без к-ых немыслима его высокая эф-ть. В конечном итоге это ведет к динамичности хоз-го развития и экономическому росту нац. экономики. В-третьих, роль малых п/п в деят-ти крупных и средних п/п постоянно возрастает.

Большое значение имеет способность  малых п/п расширять сферу приложения труда, создавать новые возм-ти не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деят-ти населения и исп-я свободных ПМ. Единого международного стандарта классификации п/п как малых, средних и крупных не существует. Это зависит от специфики отраслей, уровня развития и стр-ры экономики каждой страны.

Малые п/п обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деят-ти, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в остальных сферах деят-ти п/п.

Особенностью налогообложения  малых предприятий яв-ся и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями.

Ограничение по статусу

Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %

Для юр лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юр лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов.

Ограничение по численности работников:

К малому и среднему бизнесу относятся  средние, малые и микропредприятия

Число постоянных раб-ков не должно превышать 250 человек

Средняя числ--ть раб-ков за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек вкл-но для средних п/п;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых п/п выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

Ограничение по выручке:

С 1 января 2008 г. согласно постановлению  Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия — 60 млн рублей;

малые предприятия — 400 млн рублей;

средние предприятия — 1000 млн. рублей.

 

 

Интеграция предприятий.

Интеграция- объединение экономических  субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей м/у ними. Экономическая интеграция имеет место как на ур-не хозяйств целых стран, так и м/у п/п, фирмами, компаниями, корпорациями. Она проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, совместном исп-и ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных усл-й осущ-я экономической деят-ти, снятии взаимных барьеров.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике предприятия"