Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по "Экономике предприятия".
1.Предприятие как объект и
субъект предпринимательской
деятельности.
Предприятие как субъект рыночной экономики.
П/п— субъект предпринимательской деятельности, к-ый на свой риск осущ-ет самостоятельную деят-ть, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и к-ый зарегистрирован в этом кач-ве в установленном з-ом порядке.
Производственное п/п хар-ся производственно- техническим, организационным, экономическим и социальным единством.
П/п занимает центр. место в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звено общ-го разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Пп/ выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроиз-ва на основе самоокупаемости и самост-ти.
От успеха отдельных п/п зависит объем создаваемого валового нац-го продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны.
П/п как самост. хозяйственная единица владеет правами юр. лица, то есть оно имеет право свободного распоряжения им-вом, получать кредит, входить в договорные отношения с другими п/п. Оно имеет свободный расчетный счет в банке, где нах-ся денежные ср-ва, к-ые исп-ся для расчетов с другими п/п, на з/п.
П/п имеют право объединять свою производственную, научную и коммерческую деят-ть и создавать следующие объединения:
1) ассоциация — договорное
2) корпорация — договорное
3) консорциум — временное
4) концерн — уставное
Цели и задачи производственной деят-ти п/п.
Миссия п/п тесно связана с его культурой — сов-ю типичных для п/п ценностей, норм и идей, к-ые формируют репутацию (марку, имидж) фирмы. Имидж выражает ответ-ть фирмы перед потребителями, партнерами, районом ее местонахождения и обществом, стремление предприятия произвести на внешний мир благоприятное впечатление.
На основе миссии орг-ции ее высшее рук-во или собственник разрабатывает и уст-ет цели п/п. В отличие от миссии цели выражают более конкретные напр-я деят-ти п/п. Поэтому цели д.б. реальными и достижимыми, не противоречащими законам, понятными исполнителям, измеримыми, детализированными по структурным подразделениям и функциональным службам, объединяющими усилия всех работников предприятия
Получение максимальной прибыли – это конечная цель любой коммерческой деят-ти, к-ая достигается ч/з определение и реализацию набора целевых установок как тактического, так и стратегического порядка. Ими являются:
Хаар-р данных целевых установок фирмы определен состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к к-ой относится деят-ть фирмы, а также стадией цикла жизни самой фирмы.
Миссия орг-ции формируется с учетом потребностей субъектов ее внутр. и внешней среды и должна отражать интересы различных их групп, к-ые весьма противоречивы. Однако в первую очередь п/п реализует интересы собственника (собственников), его сотрудников и покупателей.
Нормативные правовые акты, регламентирующие деят-ть п/п.
Экономика п/п регулируется мн-вом нормативных актов, к-ые различаются по ур-ню и виду органа, издавшего акт. В зав-ти от того, каким органом принят нормативный акт, опр-ся его юрид. сила.
Нормативные акты подразд-ся на законы, акты федеральных органов гос-го упр-я, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.
Закон — это нормативный акт, принимаемый представительным органом гос-й власти РФ или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон
(ФКЗ) — нормативный акт, принимаемый
Федеральным Собранием с
Федеральный закон — нормативный
акт, принимаемый Федеральным
Закон субъектов РФ — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации (например Областной Думой).
К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Акты федеральных органов
Нормативными актами яв-ся также акты законод. и исполнит. органов субъектов РФ.
Ответственность за нарушение з-ва:
Сущ-ют уголовная, административная, экономическая и гражданская формы ответ-ти предпринимателей в случае нарушения ими действующего зак-ва.
Уголовная ответ-ть — это вид юрид. ответ-ти, заключающийся в огр-и прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления.
Административная ответ-ть — это вид юрид. ответ-ти граждан, должностных лиц, юрид. лиц за совершенное административное правонарушение. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
• предупреждение;
• штраф;
• возмездное изъятие предмета, явившегося
орудием совершения или
непосредственным объектом
административного
• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
• лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты);
• исправительные работы;
• административный арест (не м.б подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);
• административное выдворение за пределы РФ иностранного лица или лица без гражданства.
Налоговая ответ-ть — вид юрид. ответ-ти физ. и юрид. лиц за налоговые правонарушения.
Налоговое правонарушение— это
виновно совершенное
Гражданско-правовая ответ-ть — это система мер имущ-го хар-ра, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей в целях восст-я положения, существовавшего до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответ-ти включает 2 вида ответ-ти: возмещение убытков и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).
Организационно-правовые формы предприятий.
Практика экономического развития доказывает что экономика наиболее устойчива в тех странах , где в оптимальных пропорциях сочетаются различные формы собств-ти и упр-я.
Классификация п/п:
1. По форме собств-ти: гос-я, муниципальные,
совместные, частные, кооперативные,
арендные, малые, смешанные, народные,
иностранные, многонац-е,
2. По форме орг-ции упр-я:
- трест- основано на принципах доверит ельного управления;
- холдинговая компания- орг-я с равноправным участием в упр-и;
Доверительное управление- осущ-ся одним или группой лиц доверенных и яв-ся профессиональными мнеджерами и работающих как правило по найму (контракту). В данном случае ф-ции собств-ти и упр-я разделены.
Холдинг- упр-е основано на принципах орг-ции холдинга, осущ-мое собственниками, держателями конкр-го пакета акций или выбранными лицами из числа участников чьи полномочия опр-ся учредительными док-ми объединения.
3. По типу организационно-
а) товарищества
-полное тов-во
-тов-во на вере
-ООО (общ-во с огр. ответ-ю)
-общ-во с доп. ответ-ю
- общ-во с полной отв-ю.
б) кооперативы
в) акционерные общ-ва
-ОАО
-ЗАО
-полные акционерные общ-ва
-смешанные акц. общ-ва
г) холдинги
д) финансово-промышленные группы
Малое предпринимательство.
Малые п/п яв-ся неотъемлемой частью соц-экономической системы страны. Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений Во-вторых, они обеспечивают необх. мобильность в усл-х рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию произ-ва, без к-ых немыслима его высокая эф-ть. В конечном итоге это ведет к динамичности хоз-го развития и экономическому росту нац. экономики. В-третьих, роль малых п/п в деят-ти крупных и средних п/п постоянно возрастает.
Большое значение имеет способность малых п/п расширять сферу приложения труда, создавать новые возм-ти не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деят-ти населения и исп-я свободных ПМ. Единого международного стандарта классификации п/п как малых, средних и крупных не существует. Это зависит от специфики отраслей, уровня развития и стр-ры экономики каждой страны.
Малые п/п обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деят-ти, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в остальных сферах деят-ти п/п.
Особенностью налогообложения малых предприятий яв-ся и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями.
Ограничение по статусу
Доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 %
Для юр лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юр лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов.
Ограничение по численности работников:
К малому и среднему бизнесу относятся средние, малые и микропредприятия
Число постоянных раб-ков не должно превышать 250 человек
Средняя числ--ть раб-ков за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек вкл-но для средних п/п;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых п/п выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;
Ограничение по выручке:
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия — 60 млн рублей;
малые предприятия — 400 млн рублей;
средние предприятия — 1000 млн. рублей.
Интеграция предприятий.
Интеграция- объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей м/у ними. Экономическая интеграция имеет место как на ур-не хозяйств целых стран, так и м/у п/п, фирмами, компаниями, корпорациями. Она проявляется как в расширении и углублении производственно-технических связей, совместном исп-и ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другу благоприятных усл-й осущ-я экономической деят-ти, снятии взаимных барьеров.