Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 14:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по по "Экономике предприятия".
Целью интеграции яв-ся объединение ресурсов (финансовых, производственных, сырьевых, интеллектуальных) коммерческих орг-й для повышения эф-ти предпринимательской деят-ти, конкурентоспособности участников объединения.
Интеграция бывает 2 видов:
Вертикальная интеграция
– процесс образования (создания)
вертикально интегрированных
Вертикальная интеграция (ВИ) может иметь 2 напр-я:
1.Обратная вертикальная интеграция направлена на рост фирмы за счет приобретения, либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение.
2. Вперед идущая вертикальная интеграция выражается в росте фирмы за счет приобретения, либо усиления контроля над структурами, находящимися м/у фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи.
Горизонтальная интеграция – это интеграция п/п, находящихся на одинаковых этапах произ-ва, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на произ-ве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг.
Внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия. Типология и характеристики внешней среды. Факторы макро и микросреды.
Эф-ть деят-ти п/п опр-ся внутр. и внеш. средой в рамках к-го работает п/п.
Внешняя среда - это сов-ть активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных ус-й, нац и межгосударственных институционных структур и других внешних усл-й и ф-ров, действующих в окружении п/п и влияющих на различные сферы его деят-ти.
Внешнюю среду подразделяют на:
-микросреду - среду прямого влияния на п/п, к-рую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) п/п, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, гос. органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;
- макросреду, влияющую на п/п и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие п/п материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для произ-ва конкретных товаров или услуг.
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие п/п в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.
Конкуренты - соперники п/п в борьбе за более выгодные условия произ-ва и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
В макросреде п/п действует значительно большее кол-во факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства гос-ва в процесс рац. Исп-я и воспроизводства природных ресурсов.
Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.
Научно-технические ф-ры. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промыш-го произ-ва.
Экономические факторы. К осн. факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного произ-ва, ур-нь и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других гос-в, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроиз-ва природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.
Политические факторы. На производственной и соц деят-ти п/п определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деят-ти, повышение требований со стороны гос. учреждений, следящих за соблюдением законов
Международные факторы,
к которым можно отнести
Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.
Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:
Ÿ производство,
Ÿ маркетинг,
Ÿ НИОКР,
Ÿ финансовое управление,
Ÿ общее управление.
Такое деление на сферы деят-ти носит условный хар-р и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.
2. Основы товарной политики предприятия.
Производственная программа предприятия.
Главное назначение любого предприятия это выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг, т.е выполнение заданий по производственной программе (ПП). ПП- система заданий по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству продукции установленных исходя из потребностей рынка с учетом реальных возможностей предприятия удовлетворить эту потребность.
Номенклатура- перечень отдельных видов или наименований продукции.
Ассортимент- набор разновидностей продукции одного наименования, отличающиеся техническими, эксплуатационными характеристиками .
При разработке ПП осуществляется 3 главных этапа планово-аналитических работ:
1) Планир-е воспроизв-ва продукции в натуральной форме, т. е. определяется номенклатура, ассортимент, качество.
2)Планир-е воспроизв-ва продукции по стоимости, т. е. определяется объем произв-ва и темпы роста. Большое значение имеет правильный выбор единиц измерения, в которых оценивается выпуск продукции (натуральные, условно-натуральные, стоимостные, по трудоемкости).
3) Обоснование ПП мощностями (расчет баланса мощностей), т. е. оценивается реальность выполнения программы с учетом имеющихся у п/п производственных мощностей.
Показатели производственной программы, методика их расчета.
Для оценки объема
выпускаемой продукции
Товарная продукция – хар-ет объем выпуска готовых изделий и п/ф, а также стоимость законченных работ произв-ного характера, предназначенных для реализации, в т. ч. и для своего капитального строительства и для непромыш-х хозяйств своего предприятия.
Состав ТП:
- готовые изделия;
- полуфабрикаты;
- нестандартное оборудование, изготовленное для своего предприятия;
- монтажные работы по установке готового оборудования;
- инструменты,
штампы, формы, приспособления
- услуги вспомогательных цехов п/п;
- тара, изготовленное по спец. заказу.
ТП планируется и учитывается в действующих оптовых ценах.
Продукция имеет товарный вид, если:
- полностью удовлетворяет стандартам и ТУ заказчика,
- полностью комплектна,
- наличие штампа ОТК п/п (сертификат качества),
- наличие индивидуальной тары.
Для опр-я общего V прод-и, динамики произ-ва, динамики физ-го V пр-ва исп-ся пок-ль ВП.
Валовая продукция – хар-ет физический объем произв-ва за определенный период, как по законченным, так и по незаконченным изделиям и пром-ным работам, предназначенные для реализации (используется для определения общего объема продукции, выпускаемого п/п, для определения динамики произв-ва).
Если на конец
периода объем НЗП увеличиваетс
Стоимость НЗП определяется 2 методами:
1.метод прямого счета: путем инвентаризации по всем рабочим местам определяются остатки НЗП– самый точный и трудоемкий метод.
2. метод:
гдеВ – кол-во выпущенных изделий (шт.)
Спл – плановая с/сть ед-цы продукции (руб);
Кн.з. – коэф-т нарастания затрат (хар-ет степень готовности изделия Кн.з. = 1 - продукция готова)
Если инф-ия о НЗП выражена в %, то
гдеЗед – затраты единовременные: стоимость материалов на обработку, заготовку.
Зпер – затраты переменные: стоимость обработки изделия.
Если НЗП в рублях:
гдеПЗ – первоначальные затраты (затраты единовременные)
С – с/с
ВП планируется и учитывается в сопоставимых неизменных ценах
Для оценки выполнения обязательств п/п по поставкам продукции исп-ся показатель реализованной продукции. Объем РП опр-ся как стоимость готовых изделий и п/ф собственного произв-ва, а так же услуг промыш-го характера, которые будут оплачены потребителем в плановом периоде.
Методика расчета: где
Ос.н. – остатки на складе на начало периода
Ос.к. – остатки на складе на конец периода
Оо.н. – остатки отгруженной продукции на начало периода
Оо.к. – остатки отгруженной продукции на конец периода
РП планируется и учитывается в действующих оптовых ценах.
Недостатки РП:
- стремление к выпуску выгодной, высоко рентаб-ой прод-и;
- разные пр-ва ставятся в неравные усл-я при оценке рез-в их работ;
- повторный счет прод-и.
Для более объективной оценки динамики произв-ва, уровня ПТ, для оценки результатов работы п/п был предложен контроль нормативной чистой продукции. НЧП отражает вновь созданную стоимость и характ-ет собственный вклад трудового коллектива в изготовление продукции.
НЧП представляет часть оптовой цены изделия, включая з/пл. отчисления на соц. нужды и прибыль.
где
Зпр – основная и дополн-ая з/пл. произв-ных рабочих с отчислениями на соц. нужды:
Кз – коэф-т, характеризующий трудовой вклад аппарата управления и обслуживания произв-ва:
(со штрихом, т.к. з/пл. в чистом виде без отчислений на соц. нужды)
Пн – нормативная прибыль
гдеМз – материальные затраты
Рн – нормативная рентаб-ть
Недостатки НЧП:
- завышение трудоемкости,
- не учитывается
- не контролируется оплата продукции.
С 1 янв. 1987г. в качестве оценочного показателя был установлен объем РП с учетом выполнения плана по поставкам. В том случае, если п/п сорвало хоть 1 поставку фактическое перевыполнение не учитывается, по всем наименованиям берется плановая РП за вычетом объема недопоставок.
если нет срыва поставок, то:
В настоящее время п/п самост-но составляют и утверждают планы по ПП, в связи с этим п/п не приступая к формированию плана на след-й год формирует портфель заказов на основе заявок потребителей. В качестве потребителей м/т выступать и гос. органы, которые определяют гос. заказ:
- продукция для нужд обороны,
- комплектование крупных строек,
- удовлет-ние общегосуд-ных потребностей в важнейшей продукции,
- продукция соц. назначения.
Гос. заказ обязателен для выполнения, под гос. заказ гос-во обеспечивает п/п .
3. Производственные
ресурсы предприятия и
их использования.
Основные и оборотные средства предприятия.
ОФП делятся на 2 группы:
2. осн. непроизводственные фонды- объекты непроизвод-го назначения ( объекты соцкультбыта нах-щиеся на балансе п/п), жилые дома, дет. сады.
ОПФ п/п наз-ся часть средств произв-ва, которая сохраняет свою натуральную вещественную форму в течение нескольких циклов, переносит свою стоимость на ГП по частям по мере износа в виде АО и частями возмещает свою стоимость после реализации продукции.
В завис-ти от выполняемых технологических функций, в завис-ти от роли в технологическом процессе ОПФ классифицируются:
1). Здания 36,7 %
2).Сооружения (мосты, плотины, теплотрассы) 6,5 %
3).Передаточные устройства (сети) 3,7