Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

 

 

 

 

Себестоимость продукции: понятие, виды и формирование себестоимости продукции по элементам  затрат.

 

Показателями, характеризующими размер и величину затрат на пр-во и  реализ прод, явл.: -Себестоимость прод; -Смета затрат на пр-во  и реализ прод; -Затраты на 1 рубль произведенной и реализ прод.

Себестоимость прод – это стоимостная оценка потреблённых в процессе пр-ва и реализ прод производственных ресурсов (природные ресурсы, сырья, материалов, топлива, энергии, ОС, трудовых ресурсов), а также другие издержки в соответствии с действующим законодательством.

Экономическое назначение себестоимости – возместить предприятию понесённые издержки и обеспечить простое воспроизводство всех элементов пр-ва: производственных фондов и рабочей силы.

Структура себестоимости-  это процентное соотношение отдельных элементов затрат, включённых в себестоимость. На структуру себестоимости влияют многочисленные факторы важнейшими из которых явл.: особенности производимой прод, специфика потребляемого сырья, особенности технологических процессов.

Смета затрат на пр-во  и реализацию прод – это  составленный на предприятии обобщающий сводный документ, в котором отражается общая сумма затрат на пр-во и  реализацию всего объема и всех видов  прод.

Затраты на 1 рубль произведенной и реализованной прод характеризуют уровень текущих затрат на один рубль пр-ва и реализации прод.

По  уровню и месту формирования затрат различают два вида себестоимости: индивидуальную и среднеотраслевую с\с.

По  способам расчета выделяют плановую, нормативную и фактическую с\с.

По  степени полноты учёта затрат с\с различают как: 1)Производственную – образует все затраты, связанные с изготовлением прод. 2)Коммерческую – затраты, связанные с реализацией произведенных изделий (стоимость тары, упаковки ит.д.)

В себестоимость продукции не включаются затраты, осуществляемые за счёт прибыли: 1) налоги, выплачиваемые из прибыли; 2) судебные издержки, штрафы, пени и др.; 3) расходы на выполнение работ по строительству и содержанию социальных объектов (жилье, принадлежащие предприятию учреждения отдыха и оздоровления); 4) материальная помощь работникам.

 

Система и методы определения показателей  производственной программы предприятия. Формирование производственной программы.

ПрПр- система плановых заданий по производству и реализации прод соответствующего качества на предстоящий период. ПрПр состоит из следующих разделов :  1 плановое задание по объему производства, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции в натуральном и стоимостном выражении. Это решает две проблемы:1) что производить и «) как производить. 2 план объема продаж (реализации продукции). Это решает две проблемы: 1) для кого производить и 2) сколько производить. 3 план реализации новых технологий, специализации и кооперированию.

Все показатели ПрПр можно классифицировать на натуральные, трудовые и стоимостные.

Натуральные измерители выражают физический объем произведённой прод ( штуки, тонны, метры и т.д.) и характеризуют специализацию пр-ва. Они лежат в основе норм сырья, энергии, рабочего времени, производи-ти труда при производстве однородной прод. Трудовые измерители- часы, минуты рабочего времени_ применяются при внутрипроизводственном планировании для оценки трудоёмкости ед прод и производственной программы. Номенклатура продукции- систематизированный укрупненный перечень перечень выпускаемых предприятием видов прод в натуральном выражении.

Качественные  показатели ПрПр  сортность; марка; содержание полезного компонента; доля экспорта продукции; важнейшие технические показатели продукции. Стоимостные показатели: 1товарная продукция- характеризует стоимость готовой для данного предприятия прод, которую можно поставлять потребителям. 2 валовая продукция- харак-т общий объём выполненных работ на предприятии. 3 чистая продукция включает только стоимость, созданную трудом работников предприятия.

Порядок выполнения производственной программы  в современных условиях Разработка плана производства и реализации продукции начинается с формирования номенклатуры и ассортимента выпускаемой предприятием продукции. Эти показатели рассчитываются в натуральном измерении, а затем определяются стоимостные показатели производственной программы. При формировании номенклатуры выпускаемой продукции необходимо исходить из сложившегося профиля предприятия и по возможности сужать номенклатуру.

При формировании производственной программы необходимо руководствоваться следующими критериями: 1) рыночными – насколько предприятие  конкурентно;2) сбытовыми – насколько  пользуется спросом продукция;3) производственными  – насколько выгодно это изделие производить.

При формировании производственной программы необходимо: 1) определить потребность пополнения (сокращения) товарного ассортимента новыми изделиями; 2) провести критическую оценку выпускаемой продукции; 3) разработать спецификацию на новые и модификационные изделия в соответствии с требованиями заказчика; 4) сделать вывод об окончательном плане производства.

 

 

Система доплат, компенсаций и надбавок к  тарифным ставкам.

 

Надбавки - выплаты стимулирующего характера (надтарифная часть заработной платы), устанавливаемые к тарифной части заработной платы работников с целью формирования у них побудительных мотивов к более высокой результативности труда (за высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации, профессиональное мастерство, наличие ученой степени и звания и т.п.), к длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной сфере деятельности (за продолжительность непрерывной работы - выслуга лет, стаж работы в отрасли по специальности, в организации).

Доплаты - выплаты компенсирующего характера (надтарифная часть заработной платы), устанавливаемые к тарифной части заработной платы работников с целью компенсации неблагоприятного воздействия условий труда на здоровье и работоспособность (за работу с тяжелыми (вредными) и особо тяжелыми (особо вредными) условиями труда, за работу в ночное время, в зонах радиоактивного загрязнения и т.п.), за дополнительную работу, не связанную непосредственно с основными трудовыми функциями (за совмещение профессий (должностей), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и т.п.), связанные с особым характером выполняемой работы (отдаленность, сезонность, неопределенность объекта работы).

Премиальная система - совокупность элементов стимулирования труда, находящихся во взаимодействии между собой и образующих целостный порядок выплаты премий. В число основных элементов премиальных систем входят: показатели и условия премирования; круг премируемых работников; периодичность премирования; порядок начисления премий и их распределение между коллективами и отдельными работниками; порядок выплаты премий.

Премии за основные результаты работы - поощрительные выплаты стимулирующего характера (надтарифная часть заработной платы), призванные обеспечить взаимосвязь тарифной (основной) части оплаты труда работников с результатами их труда, связанными с выполнением и перевыполнением показателей, непосредственно входящих в их трудовые обязанности.

 

Система основных показателей экономической  эффективности по формам планирования деятельности предприятия и их расчет.

Эфф-сть  пр-ва - комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов пр-ва за определенный промежуток времени. Оценка экономической эфф-сти производится путем сопоставления результатов пр-ва с затратами.

ЭКОНОМИЧ ЭФ-ТЬ=ЭКОНОМИЧ. ЭФФЕКТ / ЗАТРАТЫ (РЕСУРСЫ)

Эфф-сть  деят-сти предпр выражается в достигнутых  финансовых результатах. ( показателями рентаб-сти доходности. )Для оценки эфф-сти пр-ва сущ система показателей:

1. Обобщающие показатели экономич эфф-сти пр-ва: • пр-во чистой прод на ед затрат ресурсов; • приб на ед общих затрат; • рентаб-сть пр-ва ; • затраты на 1 рубль товарной прод; • доля прироста прод за счет интенсификации пр-ва;

2. Показатели эфф-сти использования труда: • темп роста производительности труда; • доля прироста прод за счет увеличения производительности труда; • абсолют и относ высвобождение работников; • коэфф использования полезного фонда рабочего времени; • трудоемкость ед прод =3/Vпр-ции; • зарплатоемкость ед прод;

3. Показатели эфф-сти использования производственных фондов: • общая фондоотдача; • фондоотдача активной части основных фондов; • рентабельность ОФ; • фондоемкость ед прод; • материалоемкость ед прод; • коэфф использования наиважнейших видов сырья и материалов; 

4. Показатели эфф-сти использования фин средств: • оборачиваемость оборотных средств; • рентабельность оборот средств; • относительное высвобождение оборотных средств; • удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции); • рентабельность капитальных вложений; • срок окупаемости капитальных вложений и др.

Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями: - экономический эффект; - показатели эффективности; - период окупаемости капитала; - точка безубыточности ведения хозяйства.

Показатели  рентабельности:


 
  • Рентабельность  прод — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

Rпрод = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 % 

  • Рентабельность  ОС — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств. Rос = ЧП/Основные средства * 100 % 
  • Рентабельность  продаж  — отношение операционной прибыли компании к ее выручке. Rпродж = операционная прибыль/Выручка * 100 % 
  • Рентабельность  персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала. Rперсон = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 % 
  • Рентабельность  активов — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов. Rакт = Чистая прибыль/Активы * 100 % 
  • Рентабельность  собственного капитала — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала. Rсобст кап = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

 

 

 

 

Система показателей качества продукции  и методы их определения.

 

Под показателем качества продукции понимается количественная оценка одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Система показателей качества включает дифференцированные и обобщающие показатели.

Дифференцированные показатели определяют качество конкретных видов продукции. Они дают количественную и качественную характеристику свойств продукции, входящих в состав ее качества. В зависимости от количества учитываемых признаков дифференцированные показатели делятся на единичные и комплексные.

Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство продукции, комплексные — наиболее существенную совокупность свойств.

Обобщающие показатели определяют уровень качества продукции в целом.

Общепринятой  является следующая классификация  единичных показателей.

1. Показатели назначения—технико-технологические, которые определяют сферу применения продукции и характеризуют ее приспособленность для использования по назначению (производительность оборудования, мощность средства труда, КПД).

2. Показатели надежности и долговечности.

3. Показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений.

4. Показатели стандартизации и унификации, определяющие степень использования стандартизированных и унифицированных деталей, узлов, а также оригинальных частей в изделии.

5. Эргономические показатели, отражающие удобство и комфорт при эксплуатации изделия.

6. Эстетические показатели, характеризующие художественную выразительность, рациональность форм, целостность композиции, совершенство исполнения агрегатом, соответствие стилю.

7. Показатели патентно-правовой защиты, определяющие степень защищенности патентами основных технических решений изделия.

8. Экологические показатели, характеризующие уровень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации продукции.

9. Показатели транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к транспортировке.

10. Показатели безопасности, отражающие особенности продукции для безопасного пользования и обслуживания.

Комплексный показатель качества отражает несколько или все свойства данного вида продукции. Расчет комплексного показателя производится двумя методами:

■ аналитическим;

■ коэффициентным.

Аналитический метод используется в тех случаях, когда можно установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичных.

Когда не удается  построить функциональную зависимость, то используется коэффициентный метод, который учитывает значимость единичных показателей.

Рассмотренные показатели характеризуют способность  продукции удовлетворять потребности. Однако для оценки не способности, а возможности удовлетворять потребности, необходимо учитывать также и затраты, которые обеспечивают удовлетворение потребностей. Для этого находится относительный комплексный показатель качества, который определяет экономическую эффективность качества.Показатель экономической эффективности качества (Эк) рассчитывается по формуле:

Эк = Эп/Зс+Зп где Эп - суммарный полезный эффект от потребления продукции определенного качества; Зс — затраты на создание продукции, р.; Зп — затраты на потребление продукции, р.

 

Система планирования финансов на предприятии: состав плановых документов, их назначение и основные показатели.

Финансовый  план предприятия - это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.

Основная цель финансового планирования состоит в том, что- бы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.

В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:

1) определяются  источники и размеры собственных  финансовых ресурсов предприятия  (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);

2) принимаются  решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, полученная кредитов, займов;

3) определяется  потребность предприятия в финансовых  ресурсах, устанавливаются оптимальные  для конкретной ситуации пропорции  распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

4) уточняется  целесообразность и экономическая  эффективность планируемых инвестиций;

5) выявляются  резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

6) определяются  финансовые взаимоотношения предприятия  с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а  также расчетных форм для определения  статей баланса.

Баланс доходов и расходов состоит  из следующих разделов:

1)доходы и  поступления средств;

2)расходы и  отчисления средств;- платежи в  бюджет;

3)ассигнования  из бюджета.

В связи с  тем, что состав показателей финансового  плана может быть различной степени  детализации, форму финансового  плана рекомендуется согласовать  с вышестоящей организацией, а также органами, куда он может представляться (финансовые и налоговые органы).

При этом следует  помнить, что чем детальнее раскрыты его отдельные статьи, тем выше достоверность и обоснованность принятых финансовых плановых решений.

 

Система управления качеством продукции в организации ( на предприятии): «петля качества», процессный подход к управлению качеством, методы управления.

Система управлен качеством прод - это реализация  комплекса нормативных, организацно-технич и экономич  мер по обёспечению необходимого уровня качества. Система качества- совокупность организацион структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством прод. Систему управлением качества можно представить след.схемой.

Система качества :1Обеспечение качества прод представляет совокупность мероприятий , создающих необходимые условия для этапа «петли качества» таким образом, чтобы прод соответствовала определенным требованиям по качеству. Сущность принципа «петли качества» закл. в охвате всех стадий жизненного цикла прод. К проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы и процедуры, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью (работы по изучению рынка, постоянной переподготовке персонала). 2 Управление качеством  предусматривает контроль качества на соответствие требованиям стандартов, выявление отклонений и устранение несоответствий, возникающих в процессе производства.3 Улучшение качества — это мероприятия, предпринимаемые во всех подразделениях предпр, направленные на повыш эффек-ти и результ-ти деят-ти в области качества с целью получения выгоды, как для предпр, так и для потребителей прод. Основными задачами управления качеством прод явл: — комплексное совершенствование организации пр-ва, труда и управления в целях обеспечения выпуска прод, удовлетворяющей требованиям потребителей;— активизация человеческого фактора в отношении реализации  и социальных резервов повышения качества;— расширение инновационной и инвестиционной деятельности на предприятии. 

Сущ такое понятие  как «система менеджмента качества». Она создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Эта система основана следующих принципов:1) ориентация на потребителя; 2) лидерство руководителя, который обеспечивает единство цели и направлений деятельности предпр; 3) вовлечение всех работников в решение проблем системы;4) постоянное улучшение качества; 5) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Методами  управления качеством прод явл: - экономические (планирование качества, стимулир повыш качества результатов деятельности предпр через налогообложения);-организа-ционные методы, которые направлены на формирование прогрессивных форм организации управления, пр-ва и труда на предпр; -социально-психологические методы, которые направлены на создание благоприятных условий труда.

Совместные  предприятия: цели, преимущества, условия  их функционирования.

Совместным называется такое предприятие, которое создано на основе вложения капитала отчетных и зарубежных партнеров для совместного осуществления хозяйственной деятельности. Чаще всего СП возникают путем вовлечения иностранного капитала в деят по расширению масштабов производства и повышению эффективн уже функц-их предпр. Это делается либо через вклад иностранным предпринимателем определенной доли в общий капитал, либо с помощью приобретения какого-то количества акций функционирующего предприятия, либо через покупку имущества. При этом при создании СП задача отечественных предпринимателей состоит в квалифицированной оценке финансовых и научно-производственных возможностей партнера, состояние которых способно обеспечить применение новых технологий и вывести отечественные предприятия с готовой продукцией или полуфабрикатами на труднодоступный мировой рынок.

С организац  точки зрения СП .могут выступать  в однозаводских и многозаводских формах. Среди однозаводских форм предприятий, принимающих участие в международных экономических отношениях, имеются малые, средние и крупные предприятия, а в группе многозаводских предприятий — тресты, комбинаты, концерны и другие произведетвенные объединения. Но преимущ-но в разных однозаводских формах, особенно в форме малых и средних предприятий, так как, при подобных формах иностранный инвестор быстрее приспосабл к условиям местного рынка и к тому же рискует небольшими масштабами своего капитала.

При этом на выбор организационных, форм совместного  предпринимательства оказывают  такие критерии, как сфера деятельности СП — промышленность, торговля и другие — и намечаемые масштабы производства. Сделанный выбор организационной формы имеет важное значение для привлечения иностранного инвестора, от которого зависят поставки оборудования, передача технологии и управленческого опыта.

Основной целью совместного предприятия явл увеличение объема экспорта товаров и услуг и повышение эффективности экспортно-импортных операций.

Совместные предприятия имеют ряд преимуществ: в них эфф-ее используется новейшая зарубежная технология, передовой опыт организации и управления производством для повышения конкурентоспособности и развития экспортной базы стран-участниц, быстрее ведется строительство, освоение, модернизация производственных мощностей, сокращаются издержки производства и обращения, создаются лучшие условия для подготовки высококвалифицированных кадров.

Льготы: Совместные предприятия освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение двух лет, а долей иностранного в уставном фонде свыше 30% — в течение 3 лет включая первый прибыльный год. Балансовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, установленных в учредительных документах (до 25 %).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  плана по себестоимости продукции, порядок его разработки и основные показатели.

План по с/с пр-ции содерж. опред-ние  сниж-я затрат на рубль товар. пр-ции по сравнению с предыдущ. периодом, смету затрат на пр-во, калькуляции с/с отдельных видов пр-ции, свод всех затрат на пр-во по элементам и статьям затрат, сметы ОПР, ОХР внепроизвод-ых расходов, транспортно-заготовительных расходов.

В пл-нии с/с  пр-ции исп-ся след. Пок-ли: с/с ед. пр-ции; сниж-е с/с сопостав-ой товар-й  пр-ии; затраты на 1 рубль товар. пр-ции, в т. ч. МЗ на 1 рубль товар. пр-ции; с/с товар. пр-ции, в т. ч. МЗ.

Разработка плана с/с предшествует анализ пок-лей в целом по п/п и его отдельным подраздел-ям. При этом особое вним-е удел-тся выявлен. резервов сниж. с/си, а также величине и причинам возник-ия затрат, не обуслов-ых организац-й производ-го процесса, т.е. сверхнормативного расхода матер-х и труд-х ресурсов, потерь рабоч. врем., доплат за отклонения от нормальных условий труда и т.д.

Содержание  плана по себестоимости (сбст) продукции.

Сбст- сумма всех ден. средств, затраченных на произв-во и реал-цию прод-ции.

Осн. зад. планир-ия сбст заключ-ся в определ-ии оптим-ой вел-ны затрат, необход-ых для успешного выполн-ия принятых обяз-в.

Осно. целью разраб-ки плана по сбст явл. анализ сбст отдельных  видов изд-ий, прод-ции в целом  и разраб-ка меропр-ий по ниж-ию всех видов затрат.

План по сбст прод-ции состоит из ряда разделов и расчетов: 1. Калькулюция сбст ед-цы прод-ции и сводная калькуляция  сбст всей тов. прод-ции. 2. Смета затрат на произв-во. 3. Расчет сниж-ия сбст про-ции  за счет организационно-технич-их меропр-ий.

Разраб-ка этих разд. осущ-ся след. образом: 1. Сост-ся смета затрат по цехам вспомогат-ого произв-ва и сост-ся кальк-ция сбст работ и услуг. 2. Сост-ся смета расходов по обслуж-ию произв-ва и управл-и 3. Разраб-ся спец-ые сметы и расчеты

Исходными данными  для сост-ия плана по сбст явл-ся: - показ-ли плана по произв-ву и реал-ции прод-ции; - показ-ли плана по труду и кадрам; - план по матер-но-технич-ому обеспеч-ию; - эк-ая эффект-ть от внедр-ия организ-но-технич-их меропр-ий в план-ом году; - план-ые нормы и нормативы; - сведения о планируемых ремонтах и их жвиж-ии; - оптовые цены на полуфабр-ты, материалы, комплект-ие изд-ия и услуги др. цехов.

При разраб-ке плана  по себест особое вним-ие следует уделять  выявл-ию резервов сниж-ия себест, ликвидации непроизвод-ых потерь всех видов рес-сов и ликвидации сверхномативного расхода рес-сов. Степень детализации плана по сбст опред-ся спецификой выпуск-ой прод-ции, размером предпр-ия, масштабами произв-ва и подготовленностью кадров.

 

Содержание  и порядок разработки плана по труду и заработной плате, основные экономические показатели.

Основной задачей  при разработке плана по труду  и заработной плате явл соблюдение утверждаемых показателей плана  по труду и обеспечению наилучшего использования трудовых ресурсов, рациональной расстановки штата по местам работы в соответствии с их квалификацией, высоких темпов роста производительности труда и правильного их соотношения с темпами роста заработной платы.  

План по труду  и заработной плате включает в  себя четыре взаимосвязанных части: 1) расчет численности работающих по отдельным категориям;2) план повышения производительности труда;3) расчет планового фонда заработной платы;4) план подготовки и повышения квалификации кадров.

Производительность  труда – центральное звено в планировании труда. Чтобы правильно установить производительность труда, выполняют следующие стадии анализа и расчетов:- определяют достигнутую производительность труда на основе отчетных данных;- выявляют резервы по повышению производительности труда;- определяют численность рабочих исходя из рационального использования рабочего времени и мероприятий плана НОТ по повышению производительности труда;- обосновывают рост производительности труда. Обобщающим показателем использования труда на предприятиях (в объединениях) явл доля заработной плати промышленно-производственного персонала в стоимости готовой продукции в оптовых ценах предприятия.

Наиболее универсальными показателями эффективности использования  труда являются уровень и динамика производительности труда. Уровень производительности труда может быть выражен показателем выработки товарной продукции на одного работающего в единицу времени (в натуральном или денежном выражении) и затратами труда на единицу продукции. Эффективность использования труда Эффективность использования труда и ее динамику характеризуют следующие показатели: темпы роста производительности труда; фондовооруженность труда (по среднегодовой стоимости основных промышленно-производственных фондов на одного работающего); доля прироста товарной продукции (за счет роста производительности труда); экономия живого труда работающих за год (в сравнении с базисным годом); заработная плата работающего на рубль товарной продукции.

Содержание  управления производственной деятельностью  предприятия.

Сущность управления производственной деятельностью предприятия составляет определение и разрешение проблем обеспечения результативности и эффективности этой деятельности в длительном периоде. В том числе: определение потребности и платежеспособного спроса в конкретных товарах и услугах, на удовлетворение которого может быть ориентировано производство; создание и/или адаптация производственной системы для удовлетворения этого спроса и эффективное управление производственной системой для достижения желаемого (планируемого) результата. Содержание управления производственной деятельностью предприятия включает три блока работ:

  1. Разработку и реализацию общей стратегии и направлений производственной деятельности предприятия.
  2. Разработку и внедрение производственной системы, включая проектирование изделий и производственных процессов, подготовку и принятие решения о производственных мощностях и их размещении (местоположении), проектирование производства (предприятия), организацию работ и нормирование труда.
  3. Планирование и контроль функционирования производственной системы.

Общей, интегральной характеристикой любого производства является его эффективность. В качестве показателя относительной эффективности деятельности предприятия в менеджменте используется понятие производительности.   Ранее мы определили производительность (гл. 5) как количество выпущенной системой продукции (услуг), отнесенное к количеству потребленных на входе системы ресурсов.

Эффективность производства при таком подходе  определяется как результаты производственной деятельности (оцениваемые рыночной стоимостью произведенных выходов), отнесенные к общей величине затрат предприятия для достижения этих результатов на его соизмеримых входах, выраженные в экономических категориях. Рыночная стоимость выходов определяется как количеством единиц произведенных товаров (услуг), так и другими факторами (пользующийся спросом ассортимент, удовлетворяющее покупателя качество, своевременность выпуска конкретной продукции и т.д.). Затраты по приобретаемым материалам и сырью, по оплате труда, по другим расходам, связанным с производством и продажей товаров и услуг, определяются по фактическим расходам на проданную продукцию в соответствии с калькуляцией ее себестоимости с учетом общих расходов предприятия на производственно-сбытовую деятельность и ее обеспечение. Производственные системы имеют большое разнообразие применительно к конкретным условиям рынка и производимым товарам (услугам), к конкретным предприятиям и регионам, а также с учетом возможных технологий и организации производства. Применительно к собственным особенностям производства (то есть к организации системы, непосредственно перерабатывающей поступающие на ее вход ресурсы в процессе производственной деятельности) это разнообразие  определяется: -видом технологии переработки, в том числе единичное и мелкосерийное производство, серийное и массовое производство, непрерывное производство; -спецификой конкретной технологии переработки потребляемых ресурсов, определяемой видом продукции и ее характеристиками (телевизионное производство, автомобилестроение, производство продуктов питания и т.д.); -масштабами продаж и соответственно – объемом пр-ва; -уровнем кооперации и соответствием его бизнеса собственной произв-ной деят-сти предпр.

Производственная  деятельность предпр требует большого комплекса обеспечивающих работ. Поэтому функции непосредственного управлен произв-ной деятельностью, то есть процессом переработки сырья в прод и услуги, тесно увязаны с другими видами управленческой работы на предприятии. Между функциональными подразделениями и отделениями промышленного предприятия (корпорации) существуют весьма сложные и взаимоувязанные отношения.

 

Статичные методы оценки экономической эффективности  инвестиций

 

Простые (статические) методы (или "экспресс-методы") по­зволяют достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. Это очень полезная информация, так как если проект отклоняется по простым критериям, то можно быть почти уверенным в том, что он будет отклонен и по более сложным.
В основе простых методов оценки экономической эффек­тивности инвестиций лежит идея о том, что предприятие мо­жет оплачивать инвестиции из своей чистой прибыли и из амортизационных отчислений. Происхождение этих "состав­ляющих" понятно: чистая прибыль остается в распоряжении предприятия, которое само решает, как с этой прибылью по­ступить; амортизационные отчисления по своей сути пред­назначены для инвестиций. В простых методах на основании таблицы движения денежных средств и отчета о прибылях и убытках оцениваются простая норма прибыли (ПНП) про­екта, его простой срок окупаемости (ПСО) и точка безубы­точности (ТБ).
Основные формулы расчета:
пнп=чп /оии,
где ПНП - простая норма прибыли проекта;
ЧП - чистая прибыль предприятия;
ОИИ - общие инвестиционные издержки.
ПСО = ОИИ / (ЧП + АО),
где ПСО - простой срок окупаемости проекта;
АО - амортизационные отчисления.
ТБ = (СС-УПЗ) / (ВР-УПЗ),
где ТБ - точка безубыточности проекта;
СС - себестоимость продукции;
УПЗ - условно-переменные затраты;
ВР - выручка от реализации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимулирование  создания и использования объектов интеллектуальной собственности.

Согласно гражданскому законодательству к объектам интеллектуальной собственности относятся результаты интеллектуальной деятельности: произведения науки, литературы и искусства (объекты авторского права); исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания (объекты смежных прав); изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения (объекты права промышленной собственности) и др.

Отношения, возникающие  в процессе создания, использования  и охраны объектов интеллектуальной собственности, регулируются Гражданским кодексом, законами об авторском праве и смежных правах, о патентах на промышленные образцы и другими актами законодательства и имеют существенные отличия.

Что касается создания объектов интеллектуальной собственности, то следует учитывать следующее. Объекты авторского права, как и  объекты права промышленной собственности, могут создаваться на основе авторского договора. По договору автор принимает на себя обязательство создать в будущем произведение науки, литературы, искусства, изобретение либо иной результат интеллектуальной деятельности и предоставить заказчику, не являющемуся его нанимателем, исключительные права на использование этого результата (ст.986 ГК). В таком договоре должны быть определены характер подлежащего созданию результата интеллектуальной деятельности и способы его использования. В этом случае на выплаты, производимые автору, следует производить начисление страховых взносов в Фонд социальной защиты населения.

Договор об использовании  объекта интеллектуальной собственности, как правило, заключается на уже  имеющийся готовый объект. В таком  договоре стороной может выступать  как автор, так и его наследники и иные правопреемники, которые передают другой стороне готовое произведение для использования его обусловленным по договору способом. Другой стороной выступает организация, которая обязуется осуществить или начать использование произведения обусловленным по договору способом и в определенный срок уплатить автору или его правопреемнику вознаграждение. В данном случае указанные отношения не подпадают под действие вышеназванного Закона, и соответственно выплачиваемые автору вознаграждения за использование ранее созданных им результатов интеллектуальной деятельности не являются объектом для начисления страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. К договорам об использовании объектов интеллектуальной деятельности относятся и договоры об опубликовании произведений в периодических изданиях, заключение письменной формы для которых не обязательно.

 

Стратегические  и тактические решения в организации  производственного предпринимательства.

Отправной точкой планирования предпринимательской  деятельности в области производства является анализ информации. Поскольку все предпринимательские решения основаны на спросе, важное значение имеет информация, полученная в результате маркетинговых исследований. Анализу должны быть подвергнуты факторы макросреды, в первую очередь, экономические и технологические. Обязательно анализируются цели и ресурсы предприятия (как настоящие, так и в будущем). Весьма полезны при этом ситуационный анализ и СВОТ-анализ. На основе полученной информации принимаются стратегические решения. Они касаются двух аспектов. Первый аспект - это производственные капиталовложения, обусловленные долгосрочными прогнозами сбыта. Эти прогнозы определяют мощности для удовлетворения перспективного спроса. Второй аспект - это размещение производства, которое также связано с капиталовложениями. Стратегия подкрепляется рядом тактических решений. Тактические решения связаны с краткосрочным периодом. В краткосрочном периоде осуществляется: Планирование  и осуществление программ замены оборудования; Создание запасов сырья, материалов, комплектующих, продукции для удовлетворения ожидаемого спроса; Наем персонала с требуемыми навыками и руководство им; Подбор производственных методов и планировка предприятия; Организация работы служб и отделов предприятия; Установление норм и стандартов работы (для оценки достижения поставленных целей).

Текущие решения  по планированию и запуску в производство заказов (с учетом сроков исполнения) составляют содержание оперативного управления производством. Они основываются на регулярном анализе заказов, поступающих из отдела сбыта. Регулярный контроль исполнения всех решений обеспечивает обратную связь в производственной системе и способствует более эффективному достижению предпринимательских целей. Рассмотренная схема организации производственной деятельности справедлива как в ситуации действующего предприятия, так и вновь организуемого. В любом случае требуется тщательное технико-экономическое обоснование изменений производства. Учитывая, что проектная методология широко распространена в практике бизнеса, любое решение в области организации производства может быть представлено в виде бизнес-плана проекта. Одним из обязательных разделов бизнес-плана является производственный план.

Как известно, существует три типа производственных систем. Один основан на дискретном производстве, другой  - на непрерывном, третий занимает промежуточное положение.  Предпринимательское решение по выбору типа произв-ной системы зависит от рынка, который она обслуживает, стратегии маркетинга и вида продукции. Наиболее распространенным примером дискретного пр-ва явл работа по заказам, когда предприятие производит специализированную продукцию по индивидуальной спецификации каждого потребителя (единичное производство). Непрерывное производство в виде потока организуется при выпуске однородной продукции для массового сбыта и распределения. При выпуске различных версий основного изделия производство организуется партиями (серийное производство). Заказ и партия относятся к сегментированному рынку, а поток – к недифференцированному. При выборе типа производственной системы также учитываются уровень затрат на единицу продукции и время, требуемое для производства. Последняя, как правило, требует более крупных инвестиций в связи с применением специального оборудования и большим числом операций. Производственный цикл в непрерывном производстве обычно короче, чем в дискретном

Стратегический  план развития предприятия: цель, плановый период, разделы,  содержание, показатели экономической эффективности и финансовой устойчивости.

 

Короткий (2-3 страницы) стратегический план должен стать основой будущего бизнес-плана. Составление краткого стратегического плана - это начальный этап составления бизнес-плана. Для начала чётко определяются цели и задачи, текущий статус и др.

Стратегический  план включает основные разделы: 1) Преимущества 2)недостатки 3)возможности 4)угрозы

Пункты стратегического плана: -обзор; -предназначение предприятия; -величина желаемого дохода; -ценности предприятия; -пути совершенствования; -цели предприятия; -программы.

Обзор  объективный обзор текущих дел в бизнесе. то, что сейчас происходит в бизнесе, описать общие черты бизнеса, его особенности, перспективы этого бизнеса в будущем, и т.д. Предназначение предприятия  о предназначении предприятия, чем оно будет заниматься, какие средства будут туда вложены, сколько усилий будет потрачено, и т.д. Величина желаемого дохода  сколько хотите заработать, всё нужно указывать в разумных пределах. Ценности предприятия  коротко и ясно перечислить всё то, что ценно для предприятия. Пути совершенствования  специальные правила и принципы, которые помогут достичь большого успеха и поставленной цели, т.е. рост предприятия, как в экономическом смысле, так и в финансовом.  
Группы  показателей стратегического планирования :

* конечные и  промежуточные,;

* натуральные  ;

* стоимостные   * стоимостные и натуральные  показатели  выступают в форме количественных и качественных:

* количественные  характеризуют прямые непосредственные  результаты производства или  работ;

* качественные  характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степень их эффективности, то есть издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т. д.;

* абсолютные  выражают количественную характеристику  измеряемого процесса или явления;

* относительные  - характеризуют эти явления на  основе определенной базы. С помощью  относительных показателей  определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени;

* утверждаемые  показатели  являются обязательными для исполнения. * к расчетным  показателям  относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые;

* информационные (справочные)  

 

Финансовая  устойчивость предприятия - характеристика уровня риска деятельности предприятия с точки зрения сбалансированности или превышения доходов над расходами. Коэффициент финансовой устойчивости - доля чистых активов в совокупных активах компании; показывает долю активов компании финансируемых за счет собственного капитала. Платежеспособность - финансовое положение предприятия или лица, позволяющее ему своевременно выполнять свои денежные обязательства.

 

Сущность, виды, факторы и показатели дохода предприятия

 

Доход как экономич категория характеризует  поступление денеж средств на предпр за проданную прод, выполненную работу, оказанные услуги, а также за имущество, переданное третьим лицам в качестве долгосроч или краткосроч фин вложений. Основная часть дохода - это выручка от реализации прод, работ и услуг, также доходы от управления капиталом. Этот вид дохода проявляется в различных формах. Так, например, Если имущество передано в аренду, то доход выступает в виде арендного платежа. Если временно свободные денежные средства переданы в кредит или положены на банковский депозит, то доходом от этой части активов являются поступления по долгосрочным или краткосрочным финансовым вложениям. Доход предприятия может быть и от внереализационных текущих операций, таких как полученные штрафы или возмещение ущерба.

К понятию  дохода с точки зрения бух учета  относится также выручка от реализ имущества. Однако его специфическая особенность состоит в том что выручка, полученная от продажи основных и оборотных средств, является источником финансирования их простого воспроизводства.

Доходы от экономич ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов пр-ва (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:

1) от природных  ресурсов — ренту (земельную,  горную, плату за воду и т.д.);  2) от трудовых ресурсов — заработную плату;  3) от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); 4) от предпринимательских способностей — предпринимательский доход; 5) от знаний —доход от интеллектуальной собственности.

 Основные виды дохода: доход от реализации проду, работ, услуг; доход от управления капиталом; доход от реализации имущества; доход от внереализационных  операций. Доход предприятия (или объем продаж) представляет собой сумму доходов от реализации товара, управления собственностью и поступлений от внереализационных операций.

Показатели  дохода:

Валовый доход – это сумма полученных средств на предпр за проданную прод, оказанные услуги, за пользование активами. В валовом доходе есть использованный прошлый труд, который нуждается в возмещении. Это стоимость использованных сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, амортизационных отчислений с недвижимости, оплаченных услуг. Валовый доход без стоимости оплаченного прошлого труда представляет собой чистый доход.

Чистый  доход – это вновь созданная стоимость, которая состоит из трех частей: -средств направленных на оплату труда, -чист приб, -денежных средств выплачиваемых в виде различных налогов. С экономич точки зрения интерес представляет показатель дохода предпр без налогов, так как дает информацию о налоговой нагрузке. С бух и фин точки зрения имеет значение показатель дохода предпр, в который включены доходы от реализации имущества, Систематизация доходов предпр может быть различной в зависимости от целей использования информации. Для планирования эффектив работы предпр и управленческого учета результатов выполнения планов необходимо  группировать доходы по экономическому смыслу. Для целей налогового учета  нужна информация о  доходах по видам налогообложения.


 

 

.

 

 

Сущность и основные элементы стратегического планирования, их содержание.

 

Стратегическое  планирование является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического рез-та. Процесс стратегического планирования включ 4 основных вида управления управленческой деят-ти: распределение стратегических ресурсов, адаптацию деят-ти и управления к изменениям внешней среды, внутреннюю координацию работ и организационное стратегическое предвидение.

Сущность стратегического  планирования заключ в формулировании основных направлений деят-ти предприятия и показателей его развития на планируемый период, определяющих желаемый результат его деят-ти в целом и в конкретном бизнесе. В  рамках стратегического планирования обеспечивается комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие,и определяются действия по их разрешению, а также  разрабатывается конкретный план управленческих действий по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей. Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы быть целостными в течение длит периода и одновременно быть достаточно гибкими, позволяющими при необходимости их совершенствовать.

Основными элем-ми процесса стратегического планирования явл: формулирование миссии и целей  организации, определение угроз и новых возможностей внешней среды; оценка сильных и слабых сторон предприятия по отн к его конкурентам; анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений обеспечивающих реализацию стратегии.

Формулирование  миссии. Миссия явл общей целью  предпр, определяющей причину и назначение его существования. Содержание мисси должно отражать: определение предприним деят-ти предприятия; рабочие принципы предприятия; ценности и культуру предприятия

Формулирование  целей – цели предприятия формулируются  и устанавливаются на основеего  общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство. Цели должны быть правильно сформулированы; необходимо эффективно довести цели специалистам; исполнители должны быть обеспечены необходимыми ресурсами, в том числе информацией; необходимо обеспечить действенные меры стимулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами

Сущность  и особенности управления проектами: принципы, содержание и отличительные.

Управление проектами  является современной концепцией, ориентированной  на достижение успехов предприятием, реализующим проекты в сложных условиях функционирования. Сущность новой концепции базируется на том, что процесс развития предприятия в рыночных условиях может быть представлен как комплексный проект, реализация которого ведет к достижению целей предприятия.

Особенности управления проектами: специфическое разделение труда, координация внутренних и внешних связей элементов проекта и необходимых ресурсов, др. специфические средства, позволяющие существенно повысить вероятность реализации проекта в заданные сроки и в рамках выделенного бюджета.

Основными принципами новой концепции  управления являются: 1)углубление уровня обоснованности принимаемых инвестиционных решений, используя механизм многовариантных и многофакторных (техн-х, экон-х, соц-х, экологич-х и др.) оценок; 2)высокая степень координации и контроля работ в процессе выполнения проекта; 3)систематический анализ и учет внешних изменений при реализации проектов.

Содержание управления проектами можно определить как управление стратегическими изменениями в деятельности предприятия, направленными на обеспечение его успеха в долгосрочной перспективе. 

Отличительная особенность методологии управления проектами состоит в сосредоточении прав и ответственности за достижение целей проекта на одном человеке или небольшой группе. Эти права и обязанности осуществляет руководитель проекта.

 

Сущность  и показатели прибыли, модель ее формирования и распределения.

 

Конечным финансовым результатом хозяйственно-производственной деятельности предприятия является прибыль. Из прибыли формируется два фонда: Фонд потребления и фонд накопления. Прибыль расходуется на формирование фондов, которые будут использоваться в будующем.

Прибыль выполняет  ряд определенных функций: 1) прибыль  характеризует эффективность деятельности предприятия; 2) распределительная функция заключается в создании фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства; 3) стимулирующая функция является основным источником прироста собственного капитала; 4) прибыль является объектом налогообложения

В соответствии с бухгалтерской отчетностью  выделяют следующие основные виды прибыли:  а) валовая прибыль; б) прибыль (убыток) от продаж; в) прибыль (убыток) перед  уплатой налогов; г) чистая прибыль.

Валовая прибыль  определяется как разница между валовым доходом предприятия и полной производственной себестоимостью реализованной продукции.

Прибыль (убыток) от продаж – это валовая прибыль  за вычетом коммерческих, административных, управленческих расходов.

 Прибыль (убыток) до налогообложения представляет собой прибыль от продаж за вычетом расходов на уплату налогов.

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, определяется с учетом осуществления всех обязательных платежей.

Показателями  прибыли выступают: 1) прибыль по видам деятельности = Выручка от реализ прод по видам деятельности – себестоим прод 2) Прибыль от управления капиталом = Доходы от передачи имущества – текущие расходы 3) Прибыль от внереализ операций = Доходы от внериализ операций – расходы по внереализ операциям. 4) балансовая прибыль = Прибыль по видам деятельности + приб от управ капиталом + приб от внереализ операций 5) Чистая прибыль = Балансовая прибыль – налоги из прибыли.

 

Сущность  специализации и кооперирования производства: формы+ методы оценки экономического эффекта от специализации и кооперирования

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций. Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению. В промышленности различают следующие формы специализации: • предметная специализация. Предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.); • подетальная специализация. Предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные заводы; • стадийная, или технологическая, специализация. Предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса  • специализация вспомогательных производств. Предприятия заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняют ремонтные работы.

В зависимости  от масштабности различают внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию. Для характеристики уровня и анализа специализации  на практике используются следующие показатели:• коэффициент охвата производства — характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;• коэффициент специализации — характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;• коэффициент подетальной специализации — характеризует долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-либо сложную продукцию. В соответствии с формами специализации в промышленности различают три формы кооперирования: • предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;  • подетальное кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.); • технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам, поковок, отливки — машиностроит заводам).

В определенной мере уровень кооперирования характеризует  и радиус кооперирования, который  определяется как средневзвешенная величина.

Экономич эффект (Э) от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле Э = [(С1 - С2) - (Зтр2 - Зтр1)] V2 - Еn ΔК + ΔП, где C1, C2 —  себ-сть ед прод до и после специализации; Зтр1, Зтр2 – транспортные расходы  на единицу продукции до и после специализации; V2 – объем выпуска прод после специализации; Еn – нормативный коэффициент эфф-сти капитальных вложений; ΔК — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации пр-ва; ΔП — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества прод вследствие специализации пр-ва. Развитие специализации и кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но и отрицательный. К недостаткам специализации и кооперирования следует прежде всего отнести такие моменты, как:  рост транспортных расходов на ед прод вследствие увеличения радиуса кооперирования. Все вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"