Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

 

 

Адаптация организации (предприятия) к внешней  среде. Объективная необходимость, модель адаптации.

Адаптация (от латинского «adaptation» – приспособление) предприятия к внешней среде – это процесс его приспособления, прежде всего, к изменяющимся условиям рынка. Цель адаптации предприятия – удовлетворение потребностей рынка, получение прибыли, обеспечение расширенного воспроизводства и достижение финансовой устойчивости предприятия в условиях рыночных отношений. Из определения понятия и цели адаптации предприятия вытекает необходимость решения двух важных проблем. Во-первых, необходимо на основе постоянных маркетинговых исследований выявить те изменения, которые постоянно происходят на рынке. Во-вторых, необходимо периодически приводить производственную систему предприятия в такое состояние, чтобы производство товаров (услуг) отвечало изменяющимся требованиям рынка и обеспечивало необходимую прибыль и финансовую устойчивость предприятия. Наиболее адекватной моделью адаптации предприятия к внешней среде является смешанный тип, который включает государственное, рыночное и внутрипроизводственное регулирование.

Рыночный  механизм регулирования находится под воздействием таких рыночных сил, как экономические интересы товаропроизводителей и потребителей, сочетание которых проявляется через равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке, где присутствуют свободные цены. Структура сознательного регулирования деятельности предприятия определяется характером экономических связей предприятия и государства, товарными и денежными потоками между предприятиями и рынком. В этой связи различают, во-первых, внутрихозяйственный механизм управления деятельностью предприятия, во- вторых, механизм государственного регулирования. Если силы рынка носят стихийный порядок, то механизмы сознательного регулирования призваны избавить предприятие от негативных случайностей и издержек рыночной стихии. Адаптация предприятия к внешней среде осуществляется посредством: организации коммерческого расчета; организации маркетинга; реструктуризации предприятия; создания конкурентной среды на основе разгосударствления и приватизации государственной собственности; оптимизации специализации, кооперирования, концентрации и комбинирования производства; организации и мотивации высокопроизводительного труда; организации системы планирования на предприятии; организации системы современного менеджмента и антикризисного управления; активизации инновационно - инвестиционной деятельности; повышения конкурентоспособности предприятия и товара; санации убыточных предприятий и восстановления их платежеспособности; государственного регулирования экономики предприятий. Реструктуризация предприятия – комплекс мероприятий по организационной, управленческой, технической, имущественной, финансовой адаптации предприятия к внешним условиям экономики, а также по изменению номенклатуры выпускаемой продукции в целях повышения эффективности производства и конкурентоспособности товаров. Реструктуризация предприятия предполагает изменение внутренней структуры предприятия, которая состоит из ряда подсистем: экономической, технической, технологической, организационной, социальной и финансовой. Санация – процесс восстановления устойчивой платежеспособности и финансового оздоровления предприятия, предусматривающий переход права собственности, изменение договорных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию или оказание финансовой поддержки должнику.  Санация предприятия осуществляется для восстановления его устойчивой платежеспособности и урегулирования взаимоотношений должника и кредиторов в установленные сроки

Акционерные общества: особенности создания и  управления, их преимущества и недостатки.

Акционерным признается такое хоз общество, которое имеет  уставной фонд, разделенный на определ  кол-во акций равной номинальн стоимости, и которое несет ответств по обязательствам только своей собств-тью. Миним величина уставного фонда АО определяется законодательством РБ. При акционерной форме – созд определен противоречие интересов собственников, акционеров и работающих, что выступает стимулом саморазвития. (АО) подразделяются: ОАО и ЗАО. Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.

В ОАО акции  свободно реализуются акционерами, «АО является открытым, если его  акции распрост-ся путем открытой продажи. И их свободное хождение не ограничено. То есть акции можно подарить по наследству, продать и купить.

В ЗАО реализация акций ограничена. Акционеры могут  свободно реализ акции только друг другу. Порядок реализ их третьим  лицам, определяется уставом. Именно ограничения  в реализации акций лежат в основе ЗАО.

Преимущества  и недостатки: Преимущества АО заметны особенно тогда, когда требуются крупные капиталовложения в движимое имущ, оборуд, материально-товарные запасы на первоначальном этапе. У АО ограниченная ответственность. Это означает, что личный капитал владельцев не включается в уплату долгов. Они теряют лишь стоимость своих акций. АО легче найти начальный капитал и получить кредит, потому что акционеров много и имеется солидный капитал. Правление АО может дать согласие на выпуск новых акций и продажу их населению в случае необходимости.

В перечень преимуществ  АО можно включить: - богатый выбор  идей, умений и способностей владельцев общества; - передача своей доли ответственности (осуществляется простой продажей ценных бумаг); - непрерывное существование акционерного общества, несмотря на изменения в составе его владельцев. - больше источников финансирования;

Управление АО более сложное и дорогостоящее  дело. АО может осущ только ту деят, которая оговорена в уставных докум. АО должно регулярно предоставл отчеты прав-ву. Это потребует услуг высококвалифиц и высокооплач специалистов.

К недостаткам  АО относятся: - распределение прибыли; - двойное налогообложение - прибыль  АО облагается и как доходы общества, и как доход держателя акций.

 

Амортизация основного капитала: линейный, нелинейный и производственный способы начисления амортизации на промышленном предприятии.

Амортизация – это процесс перенесения стоимости основных средств на выпускаемую продукцию.

Амортизационные отчисления – сумма перенесенной стоимости.

Способы начисления амортизации: 1) линейный. При линейном способе ежегодные амортизационные отчисления одинаковы и рассчитываются путем деления первоначальной стоимости на срок службы или путем умножения первоначальной стоимости на норму амортизации; 2)нелинейный – применяется для расчета замедленной или ускоренной амортизации. Есть два основных метода: а) по сумме чисел лет (СЧЛ) – заключается в определении годовой суммы амортизационных отчислений исходя из амортизируемой стоимости объектов основных средств и отношения, в числителе которого – число лет остающихся до конца полезного использования объектов, а в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования объекта СЧЛ = (Спи х (Спи – 1))\2; б) по уменьшающемуся остатку – рассчитывается исходя из определяемой на начало отчетного года недоамортизированной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения (от 1 до 2,5), принятого организацией.; 3)производительный – заключается в начислении амортизации исходя из амортизируемой стоимости объектов и отношения натуральных показателей объема продукции (работ, услуг), выпущенной в текущем периоде к прогнозируемому объему производства за срок эксплуатации объекта.

Годовые амортизационные  отчисления производительным способом рассчитываются:

АОr =годовой  объем продукции *(амортизируемая стоимость  объекта : объем продукции, прогнозируемый в течение срока эксплуатации объекта)

Бестарифная система организации заработной платы: сущность и порядок расчета заработной платы.

Бестарифные системы  оплаты труда - формы организации  оплаты труда, в которых не используются гарантированные тарифные ставки и должностные оклады. В основе бестарифных систем лежит долевое распределение заработанных коллективом средств между работниками в соответствии с принятыми коэффициентами в оплате труда разного качества.

В качестве примера  рассмотрим несколько вариантов  распределения по бестарифной системе  оплаты труда:

Квалификационный  уровень (коэффициент) + коэффициент трудового участия.

 При данной  системе распределения каждому  работнику присваивается индивидуальный  квалификационный коэффициент, а  по итогам месяца дополнительно  членами коллектива устанавливается  коэффициент трудового участия.

Сводный коэффициент (рейтинг) работника.

 При данной  схеме распределения коллективного  заработка при бестарифной системе  оплаты труда единственным коэффициентом является комплексная оценка деятельности члена бригады. Такая система может применяться в том случае, когда есть возможность получения некого интегрального коэффициента итогов работы, который для всех членов коллектива является объективным.

Количество выполненных  этапов работ + Уровень сложности.

 Такой принцип   применяется, в основном, во временных трудовых коллективах при индивидуально-командной системе организации труда. Например, при производстве программного обеспечения, проектировании изделий и инженерных конструкций, когда процесс разработки участка программного кода или конкретной детали в устройстве выполняется индивидуально, но разработка проекта в целом выполняется коллективом.

Бизнес-план инвестиционного проекта: цель, плановый период, разделы, содержание, показатели экономической эффективности и финансовой устойчивости.

       Бизнес-план инвестиционного проекта – это технико-экономическое обоснование внедрения инноваций, предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

       Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:

степени жизнеспособности и устойчивости проекта

возможности получения  инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств

предложений по созданию совместных и иностранных предприятий

целесообразности  оказания мер государственной поддержки

служит ориентиром, как должен развиваться проект

Разделы: 1) резюме 2)характеристика предприятия и стратегия его развития 3)описание продукции 4)анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга 5)производственный план 6)организационный план 7)план реализации проекта 8)инвестиционный план 9)прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности 10)показатели эффективности проекта 11)юридический план 12)информация о разработчике бизнес-плана

        Основные показатели оценки эффективности  инвестиционных проектов являются:

чистый дисконтированный доход (ЧДД)

индекс доходности (ИД)

внутренняя норма  доходности (ВНД)

срок окупаемости

Бизнес-план санации предприятия: цель, плановый период, разделы, содержание, показатели экономической эффективности и финансовой устойчивости

Бизнес-плана  санации - план финансового оздоровления организации( составляется на год) При антикризисном управлении бизнес-план называется планом финансового оздоровления предприятия. В данном случае он направлен на восстановление платежеспособности и поддержание эффективной деятельности предприятия.

План финансового  оздоровления предприятия базируется на выбранной стратегии. Его задача — определить основные направления работ и общую эффективность. Для потенциальных инвесторов такой бизнес-план служит ориентиром при выборе объектов инвестирования, для самих предприятий — основой для разработки более конкретных плановых документов: планов маркетинга, производственных планов, графиков работ и т. д.Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определение стратегических и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в мире бизнеса.разделы Резюме, Исходные данные и характеристика, Прогноз конъюнктуры рынка, Стратегия маркетинга, Конкуренция, Товар (услуга), Определение затрат, План производства, Организация работ и финансирования, Рынок сбыта, Определение доходов, Финансовый план, Формирование потока чистых средств, Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности, Страхование коммерческого риска

рентабельность  собственного капитала=чист прибыль/собств.капит.*100

рентабельность активов=чист.приб./активы предпр.*100

рентабельность  недвижимости=чист.приб./(активы.предпр.-обор.сред.)*100

рентабильность  оборотного капитала=чист.приб/обор.сред.*100

прибыльностьпродаж=чист.приб/выр.от реал.пр-ии*100

рентабильность  продукции=чист.приб./( выр.от реал.пр-ии - чист.приб)*100

деловая активность= выр.от реал.пр-ии/активы.пред.

платежеспособность  предприятия = собс.капит./активы. Пре-ия.

Текущая ликвидность= оборот.сред./(активы.пр-ия – собст.кап)

Коэф  капитализации= заемный капитал / собственнвый капитал

Коэф  обеспеченностисобст.ист.фин-ия= (собств.капит - внеоборотные активы) / оборотные активы

Коэф.фин.независимости= собств.кап. / валюта баланса

Коэф. Финн-ия= собств.кап. /заем.капит.

Коэф. Фин.устойч-ти= (собств.кап. + долгосрочн. об-ва) / валюта баланса

 

 

 


 

 

.

Бюджетирование  как форма финансового планирования бизнеса. Виды бюджетов и их отличие  от традиционных бухгалтерских форм.

Бюджетирование  – это, во-первых, процесс составления  финансовых планов и смет, а во-вторых, управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.

Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие  или фирма, а именно бизнес как  вид или сфера хозяйственной  деятельности. Например, производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании может одновременно существовать несколько видов бизнеса, взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет раздельно управлять финансами отдельно взятого бизнеса. Формальным признаком  и результатом бюджетирования является бюджет.

Бюджет –  это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным подпериодам.

Бюджетирование  – это не просто составление финансового  плана, но и обязательный учет и контроль исполнения этого плана. Система бюджетирования предполагает регулярную корректировку бюджетов в зависимости от результатов предшествующей деятельности и от того, насколько эта деятельность соответствовала плану. Всякое изменение внешней или внутренней среды приводит к корректировке бюджета.

Бюджетирование  предполагает наличие одновременно целой системы финансовых планов (бюджетов) различного уровня и детализации. Применяемые в финансовом планировании виды бюджетов можно разделить на четыре взаимосвязанные группы. На основании этих бюджетов составляется сводный производственный бюджет, или мастер-бюджет

Основные  бюджеты:

  1. Бюджет доходов и расходов
  2. Бюджет движения денежных средств
  3. Расчетный баланс

Операционные  бюджеты:

  1. Бюджет продаж
  2. Бюджет запасов готовой продукции
  3. Производственный бюджет: -Бюджет производства; -Бюджет прямых материальных затрат; -Бюджет прямых затрат труда; -Бюджет прямых операционных или производственных затрат; -Бюджет накладных (общепроизводственных) расходов
  4. Бюджет управленческих расходов
  5. Бюджет коммерческих расходов

Вспомогательные бюджеты:

  1. План капитальных (первоначальных) затрат
  2. Кредитный или инвестиционный план

Специальные бюджеты:

  1. Бюджет балансовой прибыли
  2. Бюджет чистой прибыли
  3. Бюджет НИОКР
  4. Бюджет технической реконструкции производства
  5. Налоговый бюджет

 

Виды движения предметов труда  в производственном процессе – параллельный вид движения предметов труда

Различают следующие  виды движений предметов труда:

последовательный;

параллельный;

параллельно-последовательный.

Параллельный вид движения предметов труда — это такой порядок передачи предметов труда, при котором

 каждая деталь  передается на последующую операцию  немедленно после окончания обработки  на предыдущей 

операции. Таким  образом, обработка деталей партии осуществляется одновременно на нескольких операциях.

Здесь нет пролеживания

 деталей по  причине ожидания обработки других  деталей из партии, что приводит  к сокращению длительности 

технологической части производственного цикла  и уменьшению незавершенного производства. В этом случае

 полностью  загружена наиболее трудоемкая  операция с самым длительным  операционным циклом.

При партиях  большой величины передача предметов  труда осуществляется не поштучно, а частями,

небольшими партиями, которые называют «транспортными», или «передаточными». График параллельного

движения деталей (передаточных партий) приведен на рис. 2.4:

Рис. 2.4. График цикла  при параллельном виде движения партий в производстве

В данном случае технологическая составляющая производственного  цикла Тпптех  в единицах штучно-калькуляционнго времени определяется

по формуле

где tшк/W - операционный цикл с максимальной из всех заданных продолжительностью; р - величина передаточной

партии.

Длительность  производственного цикла в единицах штучно-калькуляционного времени:

Длительность  производственного цикла в календарных  днях:

Однако, как видно  из рис. 2.4, при параллельном методе обработки деталей на операциях, выполняемых до и после 

максимальной (ее также называют главной), возникают простои оборудования и рабочих. Данные простои возникают

вследствие различий в длительности операций. Они оказываются  тем больше, чем значительнее разность между

 временем  выполнения максимальной и остальных  операций. Эффективное применение этого вида движения требует установления равенства или кратности всех операций по обработке деталей данного наименования, т.е.

их синхронизации.

 

 


 

 

 

 

Виды движения предметов труда в производственном процессе – параллельно-последовательный вид движения предметов труда

Различают следующие  виды движений предметов труда:

последовательный;

параллельный;

параллельно-последовательный.

При параллельно-последовательном виде движения предметов труда следующая  операция начинается ранее, чем наступает полное окончание обработки всей партии на предыдущей операции,

 и осуществляется  без перерывов в изготовлении  партии деталей на каждом рабочем  месте. При этом происходит  частичное совмещение времени  выполнения смежных операционных  циклов.

 Передача предметов труда с операции на операцию осушествляется относительно небольшими (так называемыми «передаточными» или «транспортными») партиями р или поштучно (р = 1).

Рис. 2.5. График цикла  при параллельно-последовательном виде движения предметов труда

Фактически имеет  место комбинирование передачи предметов  труда поштучно (передаточной партией) или полными партиями - в зависимости  от того, сколько времени затрачивается  на

 смежные операции. При данном методе сокращается  время пролеживания предметов между операциями и повышается непрерывность в работе оборудования.

В практике встречаются  два способа сочетания времени  смежных операционных циклов:

а) предыдущий операционный цикл меньше последующего, т.е. Т) < Т2, в этом случае начало обработки детали (передаточной партии) на последующей операции возможно сразу после окончания

обработки на предыдущей операции (параллельная передача).

Экономия времени  вследствие параллельно-последовательного  сочетания операционных циклов т  будет определена разностью Тпосл и Тпп

б) предыдущий операционный цикл больше последующего, т.е. Т1 > Т2. В этом случае передача будет последовательная, т.е. всей партии сразу. В целях уплотнения ПЦ может применяться увеличение

 параллельности  обработки партии. В этом случае партия передается с операции на операцию крупными частями, а обработка на последующих операциях начинается в тот момент, когда из деталей,

вышедших из предыдущей обработки, формируется  задел, необходимый для бесперебойной  работы оборудования на данной операции.

Экономия времени  в этом случае определяется также  разностью Тпосл и Тпп

Следует обратить внимание на то, что экономия времени  т в том и другом случае сочетания  оперативных циклов определяется как  произведение разности (n — р) на операционный

цикл минимальной  продолжительности из двух сочетаемых.

Следовательно, в любом случае:

Виды  специализации производства и их технико-экономическая характеристика.

 

Различают такие  виды специализации, как предметная, технологическая, подетальная и функциональная.

Предметная  специализация предприятия выпускает законченные изделия, состоящие из ряда сборочных едениц и комплектов.

Достоинства: -создание предметных цехов и внедрение  наиболее передовых форм организации производственных процессов. -повышение производительности труда - снижение себестоимости продукции.

Недостаток:

Невозможность изменения номенклатуры выпускаемых  изделий и совершенствования  технологии без коренной реконструкции  предприятия.

Технологическая специализация базируется на выполнении однородных технологических операций(процессов).

Достоинства: -возможность  применения спец. Высокопроизводительного  оборудования и прогрессивных тех. Процессов, в то время как при  предметной спец.-ии их применение может быть технически и эконом. нецелесообразно. -возможность полной загрузки оборудования и комплексного использования сырья.

Недостаток: -Сложные, удлиненные движения предметов труда  с неоднократным возвращением в  одни и те же цеха.

Функциональная специализация- спец-ия предприятий на выполнении работ по обслуживанию производства (ремонтные работы, транспартировка грузов, изготовление инструментов).

Виды  стоимостной оценки основного капитала предприятия. Физический и моральный  износ основного капитала.

Виды:1)первоначальная – это стоимость приобретения ОПФ с включением в нее строительно-монтажных работ, таможенных платежей и других расходов, связанных с введением в эксплуатацию инвентарной единицы или имущественного комплекса; 2)восстановительная – это стоимость изготовления аналогичного объекта основных средств в настоящее время. Кроме того, восстановительной считается стоимость переоцененных основных средств в связи с влиянием инфляции; 3)остаточная – это первоначальная или восстановительная стоимость за вычетом стоимости износа, накопленного за период функционирования объекта основных средств;4)амортизируемая – это стоимость, от величины которой рассчитываются амортизационные отчисления. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются в % от первоначальной (восстановительной) или от остаточной стоимости;5)балансовая – это остаточная стоимость, которая представлена в балансе предприятия; 6)рыночная стоимость – устанавливается продавцом и покупателем в момент продажи конкретного инвентарного объекта основных средств. Она может равняться остаточной стоимости, быть больше или меньше ее.

Физический  износ – это утрата ОФ своих первоначальных производственных технических качеств, в результате работы или бездействия. Степень физ.износа зависит: - от качества материала из которого изготовлено изделие; - от конструкции изделия; - степени и времени использования; - квалификаций рабочих; - ухода за ОФ; - своевременный и качественный ремонт; - специфики технологических процессов.

Физ.износ может  быть: 1)полным – износ ОФ возмещается путем приобретения новых машин, строительства новых зданий;2)частичным – износ ОФ возмещается путем их ремонта источником-с\с продукции.

Для оценки степени  износа использ. 1)экспертный метод – основан на обследовании фактического тех.состояния объектов в целом и его важнейших частей и узлов;2)метод анализа срока службы.

Моральный износ – тот или иной вид оборудования до полного своего физ.износа оказыв.обесцененным.

Моральный износ  происходит в результате: 1)удешевления, воспр.машины такой же конструкции, с такими  же эксплутацион.характеристиками.;2)в результате внедрения новых конструктивно совершенно новых машин.

Моральный износ: 1)полный – может быть устранен только при полной замене устаревших машин и оборудования на более совершеннее и экономически выгодных. Однако, на практике заменить все устаревшее оборудование за короткий срок невозможно, поэтому на предприятиях на ряду с заменой используют модернизацию оборудования ;2)частичный – может быть устранен в результате модернизации и реконструкции ОФ, а также использование частично устаревших ОФ, для выполнения работ, где они остаются экономически выгодными.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешняя экономическая  среда функционирования организации (предприятия): свойства, влияние на стратегию и тактику предприятия.

Внешняя среда функционирования – совокупность взаимосвязей предприятия с другими субъектами хозяйствования (звенья рыночной инфраструктуры, органы государственного управления, общественные организации, потребители, поставщики, конкуренты, деловые партнёры, органы местного управления).

Во внешней  среде различают макроуровень и  микроуровень (макро- и микросреда). На макроуровне возникают вертикальные связи между предприятием, органами государственного управления (правительство, министерства и др.), органами местного управления и общественными организациями. Субъектами внешней среды, с которыми возникают горизонтальные связи на договорной основе – производители, поставщики, потребители, деловые партнёры, конкуренты, звенья рыночной инфраструктуры. На микроуровне выделяют факторы: рыночная конъюнктура, форма и близость партнёрских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.

Маркетинговый подход к формированию стратегии  и тактики предприятия ставит во главу угла потребителей. В зависимости от экономического назначения продукции выделяют:

  1. Предприятия-потребители (приобретают оборудование, сырьё и др. для дальнейшего использования в производстве),
  2. Конечные потребители (покупают готовые изделия для использования).

Поставщики – не только поставщики сырья, материалов, но и поставщики научно-технической продукции (проекты, технологии, техника); организации, оказывающие транспортные, складские и др. услуги; банки, которые оказывают кредитование.

Конкуренты путём продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг одним и тем же потребителям соревнуются за рынки сбыта.

Внутренняя  среда функционирования предприятия: понятие, подсистемы, факторы

Внутренняя среда предприятия – совокупность условий и системы взаимосвязей между подразделениями субъекта хозяйствования.

С позиций процессно-ориентированной концепции управления, предприятие – бизнес-процесс самого высокого уровня обобщения, совокупность различных видов деятельности, в результате создаётся продукт, представляющий ценность для потребителя.

Подсистемы внутренней среды:

1) экономическая – совокуп. отнош. по поводу использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и эф-ного расширенного воспроизводства труда и капитала; 2) техническая – взаимосвязанная и взаимообусловленная совокуп.техники с технологической, экономической и организационной подсистемами, обеспеч.решение конкретных задач по техническому вооружению пр-ва; 3) организационная – позоляет рац.использовать оборудование, предметы труда, пр-ные площади, труд.ресурсы. информацию; 4) социальная – совместно с экономической формирует цели пр-ва, принципы и методы его организации, обусловлена тем, что люди в процессе совместного труда вступают в опред.соц.отнош.; 5) финансовая – совокуп.источников и направлений использ.денежных ср-в для осущ.процессов пр-ва и управления.

Подсистемы характериз.опред.структурой, между отдельными подсистемами складываются опред. взаимозависимости, пропорции, от кот.зависит эффет-ность деятельности пред-тия.

Структура интеллектуально-информационного  капитала – отражает состояние и обеспеченность предприятия необходимыми информацией и знаниями, наличие и эффективность использования интеллектуального потенциала и объектов интеллектуальной собственности.

Структура производственного и  финансового капитала – призвана отразить состояние и динамику основного, оборотного и финансового капитала.

Технологическая структура отражает уровень используемых в производстве технологий.

Социально-экономическая структура – совокупность и взаимосвязь элементов человеческого капитала.

Организационно-управленческая структура – совокупность и взаимосвязь звеньев управления и их функциональных обязанностей.

 

Внутрипроизводственный  хозрасчет структурных и функциональных подразделений предприятия: сущность, формы, показатели

 

На каждом предприятии  исходя из специфики выпускаемой  продукции, оказываемых услуг и  выполняемой работы используют собственные  подходы к выбору форм хозрасчета и способов оформления экономических  отношений. Если предприятие малое и работа всего персонала может контролироваться руководителем, то формализации хозрасчета не требуется.

 Чем крупнее  предприятие, тем сложнее управление. В таком случае необходимо  разукрупнение предприятия на  хозрасчетные подразделения. Хозрасчет структурных подразделений является органической частью коммерческого предприятия и охватывает систему экономических отношений цехов, отделов, служб, участков, бригад с предприятием и между собой. Реализация принципов хозрасчета структурных подразделений предусматривает: регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения;  представление подразделениям необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельности в выборе путей выполнения плановых заданий, в мобилизации внутрипроизводственных ресурсов;  установление плановых заданий подразделениям;  создание системы материального стимулирования коллективов подразделений; разработку системы экономической ответственности подразделений за причиненный материальный ущерб предприятию или другим подразделениям.

 В связи  с особенностями организации  производства, функциональными обязанностями  отдельных подразделений имеются  и особенности в реализации  принципов хозрасчета.

 Выполняются  такие формы внутрипроизводственного  хозрасчета как: 

- хозрасчет  производственной единицы. Он мало чем отличается от коммерческого хозрасчета предприятия, так как хозрасчетными отношениями охватываются не только стадия производства, но и реализация продукции (дочернее предприятие без образования юридического лица);

- хозрасчет цехов основного производства – это охват хозрасчетными отношениями стадий процесса производства и он направлен на ритмичный выпуск продукции в заданном ассортименте и установленные сроки с наименьшими затратами. Но имеются особенности в организации хозрасчета цеха, выполняющего часть технологического процесса, и цеха с замкнутым производственным циклом;

- хозрасчет  цехов вспомогательного производства  – также охватывает хозрасчетные  отношения стадии производства  и направлен на снижение стоимости работ при полном и качественном обеспечении цехов основного производства;

- хозрасчет  бригад и участков. Бригадный  хозрасчет представляет ограниченную  часть хозрасчета цехов и построен  на сочетании относительной оперативно-производственной самостоятельности бригады, соизмерения затрат и результатов, установления прямой зависимости оплаты труда от конечных результатов работы бригады и повышение ответственности бригады и администрации за выполнение производственных заданий Наиболее эффективной формой бригадного хозрасчета является коллективный или арендный подряд. В этом случае взаимные обязательства администрации и хозрасчетной бригады оформляются в виде договора;

- хозрасчет  функциональных отделов аппарата  управления. Здесь специфический  хозрасчет, так как отделы не производят материальных благ.

 

Воспроизводство основного капитала: обоснования  форм его обновления, лизинг.

Формы воспроизв-ва основного капитала: простое и расширенное воспроизводство. Схема простого воспроизв-во: первоначальная стоимость – годовые амортизационные отчисления – годовой амортизационный фонд – использование годового амортизационного фонда для финансирования обновления устаревших основных средств. Годовой амортизационный фонд формируется за счет ежемесячных амортизац отчислений. В него также должна вкл-ся недоамортизированная стоимость выбывших из эксплуатации основных средств. Расширенное воспроизводство основного капитала – это прирост его стоимости за счет собственных или заемных средств. Сущ два собственных источника финансирования расширенного воспроизводства: капитализация части чистой прибыли (фонд накопления) и дополнительный вклад в уставный капитал (новая эмиссия акций для акционерного общества). Заемные средства могут быть следующ: долгосрочный кредит банка, аренда и лизинг, выпуск долгосрочных облигаций, долгосрочные заимствования у третьих лиц. Долгосрочные займы погашаются за счет чистой прибыли. Формы обновления ОС следующие: капитальное строительство новых объектов, техническое перевооружение пр-ва, реконструкция зданий и сооружений, модернизация оборудования, замена и ремонт устаревших ОС. Ремонт – совокупность работ по восстановлению работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с  требованиями, а также предотвращение дальнейшего интенсивного износа. Модернизация – совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными. Реконструкция – совокупность работ по полному или частичному переоборудованию или переустройству объекта, изменению и при необходимости дополнению его технической схемы с заменой морально устаревших и физически изношенных частей.

Лизинг  – долгосрочная аренда машин и оборудования, при которой одно юр лицо (лизингодатель) приобретает в собственность за собственные или заемные средства объект лизинга и передает его другому субъекту хозяйствования (лизингополучателю) на срок и за плату во временное владение и пользование с правом и без права выкупа. Объектом лизинга может выступать движимое и недвижимое имущ, относящееся к основным фондам и явл-ся собственностью лизингодателя в течение договора лизинга. В зависимости от условий возмещения лизинг может быть финансовый и оперативный. В зависимости от состава сторон: международный и внутренний. Расчеты по лизинговым платежам осуществляются в денежной, натуральной и других формах, не запрещенных законодательством; их величина относится на себестоимость продукции лизингополучателя.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторичные ресурсы производства и методы оценки экономического эффекта и эффективности их использования.

 

ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ — материалы и изделия, которые после первоначального использования могут применяться повторно в производстве как исходное сырье или изделие; являются источником дополнительных материально-технических ресурсов.

Благодаря их использованию  снижается себестоимость и удельные капитальные вложения, ускоряются темпы  экономического роста. Основными источниками  вторичных материальных ресурсов служат отходы производства и потребления  продукции.

Отходы производства — это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Отходы  потребления — изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. На практике различают неиспользуемые отходы, для которых в настоящее время отсутствуют условия использования; вторичное сырье, которое в настоящее время может повторно применяться в народном хозяйстве.

 

Выбор оптимального варианта соотношения  показателей: «качество продукции  и издержки», «качество — издержки, прибыль».

Увеличение издержек по производству продукции более  высокого качества не всегда сопровождается ростом выручки (дохода) от реализации продукции с «излишним» качеством. Это вызывает необходимость поиска оптимального варианта соотношений «качество — издержки», а также «качество — издержки — прибыль».

Анализ соотношения «качество-издержки».

Имеются две  группы разнонаправленных затрат: издержки на управление качеством и издержки по ликвидации брака. Обеспечение более высокого качества продукции требует возрастающего увеличения издержек на управление качеством (издержек предупреждения дефектов и издержек контроля). И наоборот, издержки по ликвидации брака (затраты на бракованные изделия, их переработка, издержки обслуживания, а также связанные с ремонтом вышедшего из строя оборудования и т.п.) по мере повышения качества производимой продукции уменьшаются. Проецирование точки пересечения (О) этих двух кривых (кривая издержек на управление качеством и кривая издержек по ликвидации брака) на кривую общих издержек указывает на минимизацию общих издержек. Опустив перпендикуляр из точки О на ось «Уровень качества», найдем оптимальный уровень качества в точке К. В данном случае оптимальным является средний уровень качества продукции.

Одно предприятие  производит продукцию удовлетворительного  качества, другое—продукцию высокого качества. Оба предприятия получают одинаковую прибыль, очевидно, издержки обеспечения качества на высоком уровне значительно выше, чем издержки обеспечения качества на удовлетворительном уровне (см. рис. 6.2), что указывает на преимущество уровня 1 по сравнению с уровнем 3. И тем не менее, это не главный аргумент в пользу отказа от производства продукции высокого качества, так как рыночный потенциал в последнем случае может оказаться более высоким за счет сохранения конкурентоспособности и привлекательности выпускаемой эксклюзивной продукции по качеству.

Государственное регулирование производственной деятельности организации (предприятия): сущность, административное и экономические методы регулирования.

Государство выполняет  свои функции, применяя разнообразные  методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах. Методы государственного регулирования классифицируются: административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Экономические методы не ограничивают свободу выбора. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один - покупку или продажу государственных ценных бумаг. Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Государственное и договорное регулирование организации заработной платы.

 

Государственное регулирование организации заработной платы предполагает: 

  • Содействие экономическому росту посредством увеличения количества рабочих мест с тем, чтобы спрос на рабочую силу опережал её предложение на рынке труда;
  • Законодательное установление и обеспечение минимальных гарантий в области з\п;
  • Реальное отображение затрат на воспроизводство рабочей силы при формировании минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума;
  • Осуществление различных налоговых и иных мер перераспределения доходов граждан.
  • Регулирование размера з\п гос. Служащих и работников бюджетной сферы в зависимости от эффективности их труда;
  • Сохранение покупательской способности населения посредством индексации з\п
  • Обеспечение правовой защиты населения в области своевременной выплаты з\п
  • Проведение мониторинга з\п, отслеживание процессов, связанных с изменением уровня з\п, стоимостью жизни.

Гос. Регулирование орган. з\п. включает 2 направления:

  1. Правовое регулирование- установление мин. з\п. мин. Потребительского бюджета, бюджета прожиточного минимума, налогообложения и осуществление индексации з\п в связи с инфляцией.
  2. Создание нормативной базы для использования тарифной системы оплаты труда, форм и систем оплаты труда, организации контрактной системы оплаты труда, организации доплат и надбавок с учётом условий труда.

Договорное  регулирование (социальное партнёрство) – это совместная деятельность правительства государства, предпринимателей и профсоюзов, направленная на согласование интересов и решение проблем в социально-трудовых отношениях и производственной деятельности народа.

Предметом договора явл.:

  • Механизм регулирования оплаты труда;
  • Занятость;
  • Продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
  • Условия труда;
  • Социальная обеспеченность и социальные гарантии для работников определённой отрасли или территории.

Равноправными субъектами социального партнёрства  признаются представители:

  • Наемных рабочих
  • Работодателей
  • Органов государственной власти.

В зависимости  от уровня переговоров разрабатываются и принимаются генеральные, отраслевые, региональные и транснациональные соглашения, а на уровне предприятия – коллективные договора.

Государственное регулирование и пути повышения  эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях промышленности РБ.

Гос.регулирование  инвестиционной деят-ти осуществляется в соответствии со стратегической целью  инвестиционной политики страны.

Гос.регулирование  инвестиционной деят-ти имеет соответствующие  формы и методы. В качестве форм можно выделить: 1) прямое участие гос-ва в инвестиционной деят-ти; 2) создание усл-ий для активизации инновационной деят-ти.

Первая форма  предполагает осуществление след. методов: - принятие гос.инвест.программи и  финан-ие за счёт ср-в респ. бюджета;- предоставление централизованных инвест. Ресурсов;- предоставление гарантий Правительства РБ по кредитам;- проведение гос. Комплексной экспертизы инвест. проектов;-предоставление концессий нац. и иностр. инвесторам.

Вторая форма  осуществляется путём след. методов:- гос. поддержка; -защита интересов инвесторов; - создание свободных экон. зон на тер. РБ; - определение усл-ий владения, пользования, и распоряжение землей, недрами, водами и лесами; - принятие антимонопольных мер; - определение усл-ий эф-ой приватизации объектоа гос.собств.

Повышение эф-ти кап.вложений на стадии планирования:

1. совершенствование  всех видов структур кап. вложений (вложение ср-в в новую технику  и технологии); 2. концентрация кап.вложений  на пусковых объектах (сокращение  ведущихся строек, внедрение новых); 3. комплексный подход к финансированию инвестиций; 4. сопряжение кап. затрат в основное пр-во и объекты соц. инфраструктуры;  5. выделение кап. вложений на охрану окружающей среды; 6. экон. обоснование и выбор наилучшего варианта стр-ва.

На  стадии проектирования: 1. сокращение сроков проектиров; 2. повыш кач проектов;

На  стадии строительства: 1. ускорение ввода в действие пром. объектов; 2. улучшение качества строительства; 3. снижение себестоимости строительно-монтажных работ.

На  стадии эксплуатации вновь введенных в действие объектов: 1. сдача объектов под ключ; 2. обеспечение комплексного ввода в эксплуатацию объектов; 3. подготовка персонала для вновь строящихся предприятий;

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"