Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

 

Показатели  и методы оценки экономической эффективности использования основного капитала на предприятии.

Основные  показатели эффективности использования  основного капитала можно объединить в четыре группы: 1) показатели экстенсивного использования основных производственных фондов, отражающие уровень их использования во времени; 2) показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования по мощности (производительности); 3) показатели интегрального использования основного капитала, учитывающие совокупное влияние всех факторов – как экстенсивных, так и интенсивных; 4) обобщающие показатели использования основных производственных фондов, характеризующие различные аспекты использования (состояния) основного капитала в целом по предприятию. К показателям экстенсивного использования основных производственных фондов относятся коэффициент экстенсивного использования оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент загрузки оборудования. Коэффициент экстенсивного использования оборудования = фактическое количество часов работы оборудования/количество часов его работы по норме. Коэффициент сменности = общее количество отработанных оборудованием станко-смен/количество станков. Коэффициент загрузки оборудования = коэффициент сменности работы/ плановая сменность оборудования. Коэффициент интенсивного использования оборудования = фактическая производительность оборудования/плановая производительность оборудования. Коэффициент интегрального использования оборудования определяется как произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности). Обобщающими показателями основного капитала являются фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность труда, рентабельность основных производственных фондов. Фондовооруженность труда определяется как отношение стоимости основных фондов к числу рабочих на предприятии, работавших в смену с наибольшим количеством рабочих часов. Рентабельность основных производственных фондов характеризует величину прибыли, приходящейся на один рубль основного капитала, и определяется как отношение прибыли к стоимости фондов. Помимо перечисленных, имеются и другие показатели использования основных фондов, в том числе показатели технического состояния основных фондов, возраста, структуры фондов и т. д.

Планирование  как функция управления. Цели, задачи и содержание функции. Основные этапы  и модель процесса планирования.

 

Содерж планир как ф-ции управления сост в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития пр-ва с учетом матер источников его обеспеч и спроса рынка.

Планирование  предусматривает разработку целей  и комплекса меропр-й, опред последовательность достижения конкр рез-в деятельности с учетом возможностей и наиболее эффективного использ-я ресурсов каждым произв-м подразделением и организацией в целом.

 Включает  формирование обоснованного ответа  на 3 вопроса: Где мы находимся  в наст время? Куда мы хотим  двигаться? Как мы собираемся  это делать?

Суть ответа на 1 вопрос заключ вопределении реальных возможностей орг-ции в сфере ее основной деят-ти на основе анализа ее сильных и слабых сторон в областях: маркетинг, финансы, производство, персонал. При формулировании отв на 2 вопрос дополнительно к выполненному анализу анализируются экономические усл-я, уровень технологии, соц и культурные изменения, влияние факторов внешней среды на деят-ть организации. Ответ на 3 вопрос содержит конкретные мероприятия,которые должны осуществить подразделения и сотрудники орг-ции при решении пост задач для достиж сформулиров целей.

Планирование  рассм как способ, с помощью  которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех сотрудников орг-ции на достиж успеха путем детального представления желаемого результата и опред мероприятий по достиж сформулированныхцелей с учетом использования возможностей организации и внешней среды.

Функция планирования должна обеспечивать: полноту и максимальную достоверность планирования, ясность  и однозначность планов, непрерывность планирования.

Процесс планирования включает несколько последовательных этапов: 1) Определение целей организации, 2) опред задач деятельности организации,3) разработку планов выполнения работ  по решению поставленных задач, 4) разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне, обеспечивающих координацию работ, напр-х на достижение желаемого рез-та, 5) разработку конкретных процедур и правил выполнения планов

Понятие, задачи и структура ремонтного обслуживания производства. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования.

 

Ремонтом называется комплекс операций по восстановл исправности,работоспособ или ресурса оборудов или его составн частей. Исправление неполадок и неисправностей в работе оборудования. Востановление его нормального состояния, пригодного для работы.

Задачи:

1.сохранение  оборудов в рабочем,технич исправном  состоянии.

2.сокращение  времени и затрат на обслуж  и все виды ремонтов.

Система ППР представ собой совокупнорганиз и тезничмереприятий по уходу,надзору,обслуж и ремонту оборудов,проводимпрофилактич по заранее составл плану с целью предотвращпреждевременн износа и т.д. Система ППР предусм проведение след работ:1.межремонтное обслуживание.2.осмотры состояния оборудования и т.д.3.плановые ремонты(текущий,средний и капитальный). Важнейшими норматив ППР явл:1.длит межремонтного цикла.2.структура межремонтного цикла.3.длительность межремонтного и межосмотрового периодов.4.категория сложности ремонтов.5.нормативы трудоемкости.

Предпринимательская деятельность. Предприниматель как элемент экономической системы, его роль в рыночном процессе.

Рыночная экономика  и предпринимательство взаимосвязаны. Раскрытие сущности категории предпринимательства невозможно без понимания рыночных механизмов, знания основных экономических категорий. Экономическая теория выделяет четыре модели рынка: чистая конкуренция (совершенная), монополистическая конкуренция (много продавцов поставляют схожие товары, но численность продавцов существенно ниже, чем в совершенной конкуренции); олигополия (несколько крупных фирм контролируют рынок определенного товара/услуги); монополия. Независим от модели рыночн механизм основан на понятиях спрос и предложение. Характер зависимости между спросом, ценой, предложением, доходом и др. определяется таким понятием, как эластичность. Для товаров первой необходимости спрос неэластичен. Для предметов роскоши спрос эластичен. Для товаров низкого качества эластичность отрицательна, что свидетельствует о переключении покупателя на товары-заменители. Анализ эластичности помогает принять производителю ценовое решение: при эластичном спросе можно прибегнуть к снижению цены, т.к. объем покупок растет быстрее; при неэластичном спросе имеет смысл увеличить цену, т.к. это слабо повлияет на объем покупок. Неоклассическая экономическая  теория рассматривает экономическую систему как равновесную, стремящуюся к данному состоянию на основе действия сил спроса и предложения. При цене ниже равновесной излишек спроса толкает цену вверх, а при более высокой – предложение будет чрезмерным и цена упадет. Спрос и предложение зависят от ряда факторов, сдвигающих соответствующие кривые влево или вправо. Соответственно будет меняться точка равновесия (равновесная цена). Таким образом, всякое изменение рыночной ситуации приводит в действие механизм рыночного равновесия и изменяет равновесную рыночную цену. Шумпетер определял важнейшее свойство предпринимателя как новаторство, которое выводит экономическую систему из состояния равновесия, называл его «созидательным разрушением». С точки зрения Шумпетера, предпринимательство заключается во внедрении новых процессов – производства новых продуктов или старых продуктов новыми способами. Новатор–предприниматель разрушает ровное функционирование рынка, создавая новые способы производства вещей и новые вещи. Исполняя эту роль, он одновременно создает для себя прибыль. До тех пор, пока последователи не приведут цены и издержки в равновесие, новаторы могут получать чистую прибыль. Предприниматель покончил с рутиной, сместил кривые издержек или выручки, на которых он находится. Предпринимательство разрывает кругооборот, из экономического равновесия создает неравновесие; это искра движения экономического развития. По мнению Л. Мизеса, субъектом рынка является «человек действующий» (homo agent), который обладает внутренним импульсом и способностью воспользоваться рыночной информацией, чтобы «устранить беспокойство» и «повысить свое благосостояние». Эта способность к восприятию рыночной информации, или бдительность в человеческом поведении позволяет установить, к каким целям стремиться и какие для этого имеются средства. Вот эту бдительность, способность к восприятию рыночной информации Мизес и назвал предпринимательским элементом. Таким образом, в отличие от Шумпетера, который видел предпринимателя как силу, вызывающую уход экономической системы из равновесного состояния путем инноваций, Мизес считает предпринимателя той силой, которая вызывает уравновешивающие изменения в экономической системе, приводящие к гипотетическому равновесию цен спроса и предложения. Ученик и последователь Мизеса И. Кирцнер трактует новые возможности более широко и считает, что предприниматель обладает бдительностью увидеть и использовать новые возможности, которые существовали независимо от него.


 

 

 

 

 

 

 

Предприниматель и менеджер. Внутрифирменное предпринимательство.

Предприимчивость  свойственна не только «чистому»  предпринимателю, который занимается собственным бизнесом. Это могут быль люди, которые являются сотрудниками малых и крупных организаций, предприятий. На предприимчивости персонала основано так называемое внутрифирменное предпринимательство, которое в последнее время активно развивается в странах c рыночной экономикой. Сущность внутрифирменного предпринимательства состоит в организации в крупнейших компаниях на определенных условиях внутрифирменных рисковых предприятий или достаточно самостоятельных подразделений на основе проявления творческой предпринимательской инициативы их сотрудников. Такой подход раскрепощает работников, руководителей подразделений, позволяет им проявить предпринимательский талант. Фактически руководитель подразделения в рамках выделенных ему ресурсов действует как собственник и предприниматель, а не как наемный работник. Развитие предпринимательской инициативы в крупных организациях (корпорациях) с сильной бюрократической структурой прямо связано с повышением их эффективности и конкурентоспособности. Внутрифирменное предпринимательство должно опираться на определенную инфраструктуру, т.е. иметь поддержку в виде специальных структурных подразделений:  венчурных групп, отделов нововведений и т.п. Ключевой элемент такой поддержки – обеспечение финансирования рисковых проектов внутрифирменных предпринимателей. Чтобы использовать эти источники финансирования, внутрифирменный предприниматель должен убедить руководство фирмы в экономической выгоде своего предпринимательского проекта. Для этого в обязательном порядке разрабатывается бизнес-план. Прообразом внутрифирменного предпринимательства в отечественной практике можно считать организацию арендного подряда, внутреннего хозрасчета. В то же время предпринимательская деятельность на предприятии проявляется не только на уровне отдельных структурных подразделений. В условиях конкурентной внешней среды хозяйственная деятельность предприятия в целом должна носить предпринимательский характер. В противном случае его обойдут более активные, инициативные конкуренты. Эффективность работы предприятий находится в прямой зависимости от того, как поставлена работа по изучению рыночной конъюнктуры, как сочетаются в практической деятельности стратегические и текущие цели хозяйствования, в какой мере используются инновации и обеспечивается конкурентоспособность, учитывается степень риска и т.д. В этих условиях от менеджерского корпуса предприятия на всех уровнях требуется знание принципов и наличие навыков предпринимательства. Менеджер  в классическом понимании – это наемный управленец, представитель собственника (предпринимателя); он занимается управлением организацией как профессиональной деятельностью для воплощения предпринимательского замысла (идеи) и получения в связи с этим экономической или социальной выгоды. Менеджер занимает постоянную оплачиваемую должность, в его подчинении находятся другие исполнители (работники). Предприниматель же в отличие от менеджера не только управленец, он сам выбирает и проектирует свой бизнес и сам воплощает этот проект в жизнь. Для этого предприниматель должен уметь правильно выбрать сферу деятельности и продукты, способные обеспечить ему в будущем устойчивый доход, и суметь создать собственную эффективную фирму.  От менеджера не требуется таких особых качеств. Практика показывает (и об этом говорят сами менеджеры), что многие из успешно сделавших карьеру менеджеров пытались начать свой собственный бизнес в одиночку, но рано или поздно убеждались, что значительно большего успеха в бизнесе они могут достигнуть в роли наемных управленцев.

 

Приоритетные  направления развития промышленного  комплекса на современном этапе. Направления структурных изменений  в промышленности, их значение для повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий  и производств, характеризующихся  единством назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров, специфическими условиями работы. Пром-ть страны состоит из ряда отраслей взаимосвязанных между собой. Основными признаками, отличающими одну отрасль промышленности от другой, являются: назначение производимой прод-ии, характер потребляемых материалов, техническая база производства и технологический процесс, профессиональный состав кадров.

Основной  стратегией структурных преобразований в экономике пром-ти явл стратегия  «передовых рубежей», суть которой состоит в разработке и создании новых технологий и товаров на основе достижений НТП и расширения инвестиций. Приоритетными целями структурной перестройки промышленности являются: а) снижение доли и масштабов энерго- и материалоемких производств; б) замена неэффективных производств новыми в) информатизация и программное обеспечение производства и его управления; г) модернизация предприятий промышленности. В процессе структурной перестройки промышленности необходимо исходить из того, что к числу приоритетных отраслей промышленности относятся: освоение и расширение производств V и VI технологических укладов прежде всего в электронике, точном машиностроении, приборостроении; информационные технологии; микроэлектроника и оборудование для ее производства; приборостроение; техника для быта и здравоохранения; высокоточная техника и оборонные технологии.

Вед. место пром-ти в экон. страны опред. тем, что эта  отрасль играет основополог роль в повышении конкур. способн. нац. экон., обеспечивает устойчивое функциониров др.отр. народно-хозяйственного комплекса, удовлетворен потребностей населен в товарах, формирует экспортный потенциал страны, ее экон. безопасность и обороноспособность. В частности: а)развитие отр.пром-ти таких, как электроэнергетика, машиностроение и химическая пром-ть явл. основой для ускорения НТП по всей нац. экон.;б) пром. -явл. «поставщиком» новой техники и технологий, обеспеч. расширенное воспроизводство и экон. развитие всех субъектов хозяйствования страны;в)от развит.всей пром., и в особенности легкой и пищевой, зависит обеспеч. населения страны товарами народного потребления. Экон. эффект-ть пром. во многом опр.соответствием отр.структуры пром-ти потребностям общества в произ.этой отраслью товарах и услугах. Отр.стр-ра пром.-это состав отраслей, количественные соотношения между ними, основанные на взаимных производ.связях. Воспроизводственнная стр.-это стр.,кот.,с одной стороны,хар-ся объектами и соотношением средств их воспроизводства, с др.,пропорциями типов воспроизводства. Технологическая стр.-хар-ся соотношением использ.технологий по их возврасту (более 20лет;10-20;5-10; до 5лет), а также по новизне.Территориальная  (региональная)стр.обусловлена размещением предпр-ий на территории страны. Хар-ся опред. Уровнем производительных сил, занятости населения, запасами прир.ресурсов по отдельным регионам. Инфраструктура пром. вкл. в себя предприятия, обслуж-щие пром.производство(автом.     железн. дороги, энерго-и газоснабжение, связь, кредитные и финансовые учреждения

Производственный  процесс: понятие и составляющие процесса. Принципы рациональной организации  производственного процесса.

 

Производственный процесс – совокуп. взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результ которых исходное сырье и материалы превращаются в готовую прод.

В зависимости  от назначения продукции все производственные процессы подразд. на: 1)основные– процессы, превращающие сырье и материалы в гот.прод. При их выполнении изм.формы и размеры предмета труда, внутренняя структура, вид и качественная характеристика исходного материала. К ним относ.и естественные процессы, которые происходят под воздействием сил природы без участия труда человека, но под его контролем. Основные процессы расчленяются на стадии и фазы. Такими фазами на машиностроительных предпр явл.: заготовительная, обрабатывающая, сборочная. 2)вспомогательные – способствуют бесперебойному протеканию основных произв-ных процессов. Полученная посредством их прод используется на предприятии для обеспечения осн пр-ва.  3)обслуживающие – призваны создать условия для выполнения основных и вспомогательных процессов. К ним относ.: меж- и внутрицеховые транспортные операции, обслуживание рабочих мест, складские операции и др.

По характеру  объекта пр-ва различают: 1)простые произв-ные процессы– процессы, состоящие из последовательно выполняемых операций; 2)сложные произв-ные процессы – сост. из  последовательно и параллельно выполняемых операций.

Произв проц состоит из тех операц. Технологическая  операция – законченная часть  произв-ного проц, выполняемая на одном  рабочем месте с участием рабочего или автоматич, состоящая из ряда действий над каждым предметом труда или их группой, совместно обрабатываемой.

Виды операций: 1)основные – в результате которых  изменяются форма, размеры, св-ва, взаимное расположение деталей; 2)вспомогат –  связанные с перемещ-ем предмета труда с одного рабочего места на другое, складированием и контролем качества. В зависимости от уровня технической оснащенности все операции классифицируются как: ручные; машинно-ручные; машинные; автоматические; аппаратные.

Принципы  рациональной организации производственного процесса.

Рациональная  организация произв-ного процесса строится на основе ряда принципов: 1) концентрация – закл в сосредоточении выполнения операций над технологически однородной прод-ей на отдельных раб.местах, в цехах и т.д. (изгот.зап.частей);  2) специализация– сосредоточение в одном произв-ном звене min числа произв-ных процессов и операций либо изготовление изделий min ассортимента и типажа; 3) пропорциональность такое состояние произвного процесса при котором все произв-ные подразделения предприятия работают с согласованной производ-ностью, обеспечивающей равномерную загрузку раб.мест и выполнение произв-ной программы в установленные сроки. 4) непрерывность– закл в том, что произв-ный процесс должен организовываться таким образом, чтобы в нем либо вовсе отсутствовали перерывы, либо были min; 5) ритмичность – непосредственно связан с принципом непрерывности.6) прямоточность– состоит в том, что при орг-ии произв-ного процесса обеспечивается кратчайший путь прохождения изделия по всем стадиям и операциям; 7) параллельность – зак в обеспечении максимально возможного одновременного выполнения частичных производственных процессов 8) стандартизация – процесс установления и применения стандартов. 9) автоматичность -  состоит в том, чтобы в наибольшей мере освободить работника от затрат ручного малопроизвод-ого труда; 11) гибкость – закл в необходимости обеспечить быструю переналадку технологического оборудования в условиях часто меняющейся номенклатуры выпускаемой прод.

 

 

 

Производственная  структура и определяющие ее факторы.

Понятие производственной структуры распространяется на все  уровни промышленности: промышленность в целом, отрасль, межотраслевые  комплексы, отраслевые комплексы, различного рода объединения, заводы. Современное  крупное промышленное предприятие представляет собой совокупность различных производственных подразделений, основными из которых являются цехи. Цех – это организационно и технологически обособленное основное производственное подразделение предприятия, выполняющее определенную часть производственного процесса, либо изготовляющее какой-либо вид продукции. Производственная структура предприятия – это состав основных и вспомогательных цехов завода, а также порядок и формы их взаимодействия по выполнению производственного процесса. Производственная структура предприятия определяется следующими основными факторами:

-Конструктивные осо-бенности изделий (продукция предприятий

Способы изготовления продукции

Объем выпуска  продукции, сложность изготовления

Уровень и формы  специализации

Исходными данными  при определении производственной структуры предприятия являются: производственная программа завода (виды (типоразмеры для однородной продукции) изделий, объем их выпуска); укрупненная спецификация основных деталей, узлов, механизмов, входящих в состав основной продукции; особенности обработки некоторых деталей; затраты труда на выпуск. Порядок формирования производственной структуры: Группирование деталей, имеющих сходный технологический маршрут обработки, а также узлов и механизмов со сходными процессами сборки. Определение объемов работы по отдельным технологическим процессам и решение вопроса об организации технологически однородных производств, либо предметно-специализированных. Определение структуры основного производства. Определение структуры вспомогательного производства, исходя из особенностей основного производства. Определение необходимых обслуживающих хозяйств. Планировка цехов. При формировании производственной структуры завода необходимо достичь возможно большего уровня специализации как фактора, обеспечивающего рост производительности труда за счет его разделения.

 

 

 

 


 

 

.

 

Производственный  цикл и его структура. Экономическое  значение длительности производственного  цикла.

 

Производственный  цикл (ПЦ) – календарное время  пребывания предмета труда в процессе производства от момента поступления сырья до момента получения готового изделия на данном предприятии. Длительность ПЦ определяет размер НЗП и прямо влияет на экономические показатели работы предприятия в целом.

Тц = ∑tтех +∑tест+∑tтр.+∑tконтр.+∑tмо.+ ∑tмс    где,  tтех – время технологических операции; tест – время естественных процессов; tтр – время транспортных операции; tконтр – время контрольных операций; tмо – время межоперационного пролеживания дет.в ожидании обработки; tмс – время межсменногопролеживания.           

Основная часть  ПЦ – технологический цикл, состоящий  из операционных циклов (Тoni). Операционный цикл – продолжительность законченной части технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте:

Тoni=ntшк/ Wi

где, n -  размер партии деталей; tшк – тучно-калькуляционная норма времени;Wi- число раб.мест на операции.

Производственный  цикл зависит от видов движения предметов  труда: 1) последовательный; 2) параллельный 3) параллельно-последовательный 

Длительность цикла технологических операций опред. суммой операционных циклов:

Ттех. = n∑tшт/W

Длительность  ПЦ определяет размер НЗП. НЗП выражается: 1) натуральных единицах (шт.; м.;):

НЗП= производственный цикл*Среднесуточ.выпуск продукции;

2) в единицах трудоемкости (нормо-часы):

НЗП= Трудоемкость изготовления* Среднесуточ.выпуск продукции*tзд.*коэф.готовности изд. (опред.по данным инвентаризации НЗП)

3) в стоимостном выражении (в оптовых ценах):

НЗП= Трудоемкость изготовления* Среднесуточ.выпуск продукции*с/с *коэф.нарастания затрат*коэф.цены (опред. как отнош. цены к с/с)

Величина НЗП  и ПЦ находятся в прямой зависимости. НЗП наряду с производственным запасом  неотгруженной продукции на складах  формирует величину оборотных средств. Чем больше длительность ПЦ, тем больше оборотных средств требуется предприятию, тем длине период их оборота, тем на больший срок они связываются в производстве. Таким образом, сокращение длительности ПЦ это один из источников повышения эффективности производства на предприятии.

Пути  сокращения длительности ПЦ: 1) совершенствование техники и технологии; 2) повышение уровня организации производства.

 

Планирование  бюджета предприятия: его назначение, состав и порядок формирования.

Эффективным видом  финан-го планирования на предприятии является бюджетирование.

В общем виде бюджет представляет собой смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и функциональных служб предприятия.

Составление фин  бюджетов предп служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерение затрат и результатов.

Система финансового планирования на предприятии включает: 1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений; 2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

В целях организации бюджетного планирования деят-ти структурных подразделений предприятия разрабатывается сквозная система бюджетов, объединяющая следующие функциональные бюджеты, охватывающие базу финансовых расчетов предприятия:

1) бюджет фонда  оплаты труда, на основании которого прогнозируются платежи во внебюджетные фонды и некоторые налоговые отчисления; 2) бюджет материальных затрат, составляемый на основании норм расхода сырья, комплектующих, материалов и объема производственной программы структурных подразделений; 3) бюджет потребления энергий; 4) бюджет амортизации, включающий направления использования ее на капитальный ремонт, текущий ремонт и реновацию; 5) бюджет прочих расходов (командировочных, транспортных и т. п.); 6)бюджет погашения кредитов и займов, разрабатываемый на основании плана-графика платежей; 7) налоговый бюджет, включающий все налоги и обязательные платежи в бюджет, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется в целом по предприятию.

Разработка бюджетов структурных подразделений и служб основана на принципе декомпозиции, заключающемся в том, что бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня.

В целях равномерного обеспечения предприятия и его  подразделений оборотными средствами в них указываются ежедневные плановые и фактические затраты, а также в целом на месяц.

Плановый  бюджет предприятия состоит из доходной и расходной части.

В доходной части планируются текущие доходы и доходы капитальные как вложения в активы из внешних источников ( новая эмиссия акций, полученные кредиты, имущество принятое в лизинг или в аренду и прочее).

В расходной части бюджета указываются текущие расходы по видам деятельности (себестоимость без амортизации) и издержки на управление капиталом,  а также вложения в активы своего предприятия по всем источникам финансирования,  долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения на сторону ; возврат кредита и финансовых издержек, налоги и прочее.

Планирование  дохода предприятия: понятие дохода, составные элементы.

Доход предприятия ( объем продаж, оборот ) включает :выручку от реализации продукции, работ и услуг, а также доходы от управления капиталом (от инвестиционной и финансовой деятельности).

Модель  планирования доходов.

1. Выручка  от реализации:

-продукции,  работ, услуг

2. Доход  с капитала:

- от  долгосрочных инвестиционных вложений,

- от  краткосрочных финансовых вложений,

3. Доход  от внереализационных операций

Итого  доходы.

Планирование  выручки от реализации продукции (представлено в теме «Планирование производственной программы и продаж») является составной частью планирования доходов предприятия. Выручка от реализации продукции в бухгалтерском учете предприятия имеет второе название - доход от видов деятельности.

Доход предприятия =  Доход от видов  деятельности + Доход от управления капиталом.

Применительно к малому предприятию его доход  и выручка от реализации продукции  могут быть равными. У крупного предприятия, как правило, есть еще доходы от инвестиционной (сдача имущества в аренду, вклад  в уставный капитал созданного предприятия и др.) и финансовой (проценты по депозитам, курсовая разница от продажи и покупки валюты и др.) деятельности.

Планирование  закупок на предприятии: классификация  закупок, источники финансирования.

По отношению  к активам закупки включают: -активную часть основных средств (рабочие и силовые машины, оборудование, транспортные средства , инвентарь и приспособления, приборы и инструмент, рабочий  и продуктивный скот, плодовые деревья и кустарники);

-материальные  запасы как часть оборотных  средств (сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, тара и тарные материалы, запасные части, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка и специальная одежда). По формам воспроизводства активов:

-закупки для простого воспроизводства,

-закупки для  расширенного воспроизводства. 

По отношению  к текущим или капитальным  затратам выделяются закупки: -основных средств, приобретаемых для простого и расширенного воспроизводства (капитальные  затраты); -материальных ресурсов на годовую производственную программу (текущие затраты); -закупки материалов для прироста запасов оборотных средств (капитальные затраты).

По источником финансирования закупки подразделяются на финансируемые: -из фонда накопления для расширенного воспроизводства основных средств, нематериальынх активов и увеличения запасов оборотных средств; -из амортизационного фонда для простого воспроизводства основных средств и нематериальных активов; -за счет выручки от реализации излишнего имущества; -за счет себестоимости (годовая потребность в материальных и энергетических ресурсах), -за счет кредитных ресурсов.

По составу  запасов в оборотных активах: сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия; топливо, тара и тарные материалы, запасные части, строительные материалы, инвентарь и хозяйственные принадлежности, специальная оснастка и специальная одежда, прочие материалы. Существует две модели планирования потребности в материалах. Первая – традиционная, смысл которой сводится к следующему – чем больше запасов, тем лучше. Последовательность планирования: склад материалов, обработка, монтаж, склад готовой продукции. Вторая – точно в срок (кан бан),  назначение которой – чем меньше запасов, тем лучше. Последовательность планирования: склад готовой продукции, монтаж, обработка, склад материалов. Методы закупок: - закупка одной партии, - регулярные закупки мелкими партиями, - ежедневные или ежемесячные закупки, - получение товара по мере необходимости.

Организация планирования потребности в материальных ресурсах включает следующее.

1. Анализ наличия  и использования  материалов, топлива и энергии.

2. Анализ качества  норм расхода материалов, топлива  и энергии.

3. Расчет годовой  потребности. 4. Анализ качества норм  запаса материальных ресурсов.

5. Планирование закупок по номенклатуре, объему поставки, времени поставки и стоимости материалов. 6. Экономия материальных ресурсов.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование  и финансирование инноваций: реквизиты  и показатели, определение влияния  инноваций на повышение  экономической эффективности предприятия.

 

Важнейшие экономические показатели предпр, на которые прямо или косвенно влияют инновации, явл доход от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации и рентабельность текущих затрат и капитала. Увеличение дохода и снижение себестоимости за счет внедрения инноваций обеспечивают рост прибыли и рентабельности.

Доход от реализации продукции является источником прибыли  от реализации продукции. Основные факторы, влияющие на доход: количество реализованной продукции, определяемое спросом на нее и производственной мощностью предприятия и цена.

Источники финансирования: собственные средства организаций (предприятий; средства бюджета; средства внебюджетных фондов;). Заемные средства (банковские, коммерч кредиты)

По целевой ориентации различают стратегическое и оперативн  планирование  инноваций.

Кол-во реализованной  прод зависит от спроса, количества произведенной товарной прод и изменения  остатков прод на складе. При этом спрос прямо зависит от уровня конкурентоспособности прод и обратно — от интенсивности конкуренции на рынке; кол-во произведенной прод прямо зависит от производственной мощности предприятия; при неизменности количества произведенной прод сокращение ее остатков на складе приводит к росту количества реализованной продукции, а увеличение остатков — к снижению количества реализованной прод.

Цена  прод (ц) вкл себестоимость ед. прод (СЕ), приб на ед. прод (ПЕ), определяемую по плановой рентаб, косвенные налоги и отчисления (НОЕ): Ц = СЕ + ПЕ + НОЕ .

Величина  цены прямо зависит от себ-сти, плановой рентабельности и ставок косвенных налогов и отчислений.

Себестоимость реализованной прод определяется величиной затрат на пр-во и реализацию прод, обслуживание пр-ва, организацию пр-ва, труда и управления, а также налогов и отчислений, включаемых в себ-сть. Совместно с доходом от реализации она определяет объем приб и уровень рентабельности. При неизменном доходе снижение себ-сти обеспечивает соответствующий рост прибыли.

Прибыль от реализ прод (Пр) явл производным показателем от дохода и себестоимости реализованной прод. Она может быть определена следующим образом: Прп = Др — НОо — Срп, или Прп = qр(Ц — НОЕ — СЕ), где Срп — себ-сть реализ прод; СЕ — себ-сть ед прод; Др — доход от реализации прод; НОо — общая сумма налогов и отчислений по реализованной прод; НОЕ — сумма налогов и отчислений в цене продукции.

При увеличении прибыли от реализации продукции  возрастает также рентабельность капитала предприятия.

Инновации различных видов могут  быть ориентированы на обеспечение одного из следующих эффектов: -повышение качества продукции и ее технических характеристик; -снижение себестоимости продукции; -увеличение производственной мощности в условиях ненасыщенного спроса.

 

Планирование  общехозяйственных расходов: назначение, состав сметы, порядок распределения на выпускаемую продукцию.

Общехозяйственные расходы - расходы, непосредственно не связанные с производствен процессом. В смету «Общехозяйственные расходы» входят расходы по управлению предприятием.

К ним относятся: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленч и общехозяйствен назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, консультационных услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

При планировании общехозяйственные расходы целесообразно  распределять на себест-ть конкретных видов прод аналогично цеховым, то есть пропорционально сумме основной зар платы произв-х рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Плановая калькуляция составляется на основе прямых затрат нормативной калькуляции на начало года с учетом планируемого снижения калькул-х затрат по технико-экономическим факторам и комплексных статей затрат, разрабатываемых для каждого подразделения. Косвенные расходы вкл в соответствии со сметами расходов по этим затратам и принятой методикой их распределения. Наиболее распространенный вариант распределения затрат – пропорционально заработной плате осн-ых производ-ых рабочих. В смету общехозяйственных расходов вкл затраты, связанные с обслуж-ем и организ-ей пр-ва и управления предпр в целом: расходы на оплату труда работников, расходы на командировочные и служебные разъезды, содержание и эксплуатацию межцехового транспорта,  содержание зданий, сооружений общего хозяйственного назначения, расходы на оплату консультаций, информационных услуг и др. Методика исчисления каждой статьи определяется составом затрат, включаемых в данную статью.

При составлении сметы общехозяйственных  расходов используют: 1) штатное расписание управления предприятием; 2) норматив отчислений на социальные нужды; 3) расчеты расходов на служебные командировки; 4) канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы; 5) амортизационные отчисления по основным фондам общехозяйственного характера

Порядок списания общехозяйственных расходов зависит от того, каким способом организация формирует себестоимость продукции (работ, услуг): по полной производственной себестоимости; по сокращенной себестоимости.

Если фирма  учитывает готовую прод (работы, услуги) по полной производственной себест, то общехозяйственные расходы списываются  аналогично общепроизводственным расходам, то есть в дебет счетов учета производственных затрат: 20, 23, 29.

Распределять  общехозяйственные расходы можно  пропорционально начисленной заработной плате рабочих различных производств; сумме прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства, и т.д.

Порядок распределения общехозяйственных расходов между основным, вспомогательным и обслуживающим произв-ми должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

 

 

Планирование производственной программы, валовой, произведенной и реализованной продукции.

Задачи планирования производственной программы состоят в следующем: 1)сформировать портфель заказов на год, 2)составить производственную программу по номенклатуре и ассортименту,  3)рассчитать стоимостные показатели производственной программы (валовая, товарная и реализованная продукция; удельный вес новой продукции), 4)обосновать производственную программу производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.

Измерители производственной программы – натуральные, трудовые, стоимостные. Показатели производственной программы: стоимостные –валовая, товарная (объем производства) и реализованная продукция; натуральные – количество продукции, тонны, метры и т.д; трудовые – нормо-часы.

Стоимостное выражение  плановой производственной программы  рассчитывается при перемножении количества продукции на ее цену без НДС. Исходными данными являются: количество товарной продукции в натуральном выражении и цена продукции, представленная в калькуляции себестоимости и цены.

Отличие между  товарной и валовой продукцией состоит в изменении остатков незавершенного производства. Если планируется увеличение запасов незавершенного производства, то валовая продукция будет больше товарной. Если планируется уменьшение запасов незавершенного производства, то валовая продукция будет меньше товарной. В том случае, если остатки незавершенного производства не изменяются стоимость товарной и валовой продукции равны.

Последовательность  планирования производственной программы  отличается в зависимости от отраслевой принадлежности. Например, для обувного предприятия необходимо: -изучить структуру и емкость национального рынка, определить свою долю на рынке и запланировать ее повышение; -оценить конкурентоспособность своей продукции по сравнению с лучшей отечественной и импортной продукцией в данной рыночной нише;  -представить торговым организациям новую коллекцию обуви на зиму, весну, лето и осень; заключить договоры поставки и сформировать портфель заказов.

В электроэнергетике  производственная программа зависит  от производственной мощности, остановок технологического оборудования на ремонт и корректируется с  учетом конкуренции  по ценовому фактору.

В условиях рыночной экономики формирование производственной программы происходит по мере заключения договоров поставки. При изменении  производственной программы производится перерасчет потребности в материальных, технических, трудовых и финансовых ресурсах по техэкономплану  предприятия.

Отличие между плановой реализованной и  товарной продукцией состоит в изменении  остатков готовой продукции на складе. При плановом увеличении запасов готовой продукции на складе, реализованная продукция будет меньше товарной. При плановом уменьшении запасов готовой продукции на складе, реализованная продукция будет больше товарной. В том случае, если остатки готовой продукции на складе не изменяются стоимость товарной и реализованной продукции равны.

В приведенном  примере запасы готовой продукции  не изменяются. Товарная продукция  равна плановой выручке от реализации продукции.

 

Планирование  себестоимости и цены единицы продукции: назначение и порядок разработки плановой калькуляции.

Выделяются следующие  статьи калькуляции:

прямые статьи (переменные расходы)

  • основные материалы нормированные,
  • вспомогательные материалы нормированные,
  • топливо и энергия нормированные,
  • покупные  изделия и полуфабрикаты,
  • основная заработная плата производственных рабочих,
  • дополнительная заработная плата производственных рабочих,
  • отчисления на социальные нужды,

комплексные статьи (постоянные расходы)

  • расходы на подготовку и освоение новых изделий,
  • расходы на содержание и эксплуатацию  оборудования,
  • общепроизводственные расходы,
  • общехозяйственные расходы,
  • коммерческие расходы.

Разница между  ценой продукции и переменными  расходами называется маржей. Она  применяется в рыночной экономике  для формирования и анализа цены. Если маржа имеет отрицательное значение, то цена не покрывает даже прямые расходы. Если маржа имеет положительное значение, то можно устанавливать цену на уровне прямых затрат по частичной калькуляции без постоянных расходов. Такой способ калькулирования применяется для проникновения на рынок с новой продукцией.

Методика расчета  затрат по статьям полной калькуляции  состоит в следующем.

По прямым статьям  материальных затрат их стоимость определяется путем умножения нормы расхода  на цену. Основная зарплата производственных рабочих  рассчитывается при перемножении нормы времени и часовой тарифной ставки с учетом премии, если она предусматривается для данной профессии. Дополнительная зарплата рассчитывается в процентах к основной. Плановая величина этого норматива устанавливается на предприятии при определении суммы годовых надбавок и доплат, предусмотренных по законодательству и коллективному договору. По комплексным статьям расходы на одно изделие определяются следующим образом:

составляется годовая смета по каждой комплексной  статье затрат, определяется основная годовая зарплата производственных рабочих по техэкономплану, рассчитывается соотношение затрат по комплексной статье и годовой  зарплате производственных работ, Аналогично составляются сметы по всем комплексным статьям затрат и рассчитывается плановый коэффициент распределения по отношению к заработной плате основных  производственных рабочих.

 


 

 

 

 

 

 

Планирование  сметы затрат на производство: назначение и содержание.

Смета затрат на производство составляется по элементам затрат. Назначение сметы – сгруппировать все затраты по одноименным элементам в разрезе производственных и функциональных подразделений.

Модель сметы  затрат на производство по предприятию 

Элементы себестоимости

Цех1

цех 2

цех 3

Ремонтный цех

администрация           

ИТОГО

1.Материалы

2.Заработная  плата

3.Отчисления  на социальные нужды

4.Амортизация

5.Прочие расходы 

           

ИТОГО

           

Для сверки правильности расчетов себестоимости продукции  по статьям и элементам затрат составляется свод затрат на производство в виде шахматной ведомости. По строке записываются калькуляционные статьи затрат по всему объему производства. Столбцы представляют затраты по элементам также на весь объем производства по  предприятию.

Плановая полная себестоимость всего объема производства по калькуляционным статьям затрат и себестоимость всей  продукции, работ и услуг по элементам затрат по всем подразделениям предприятия должны быть равны

Планирование  снижения себестоимости продукции по технико-экономическим факторам: назначение и методика расчета.

Себестоимость прод (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства прод (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее пр-во и реализацию.

Себестоимость отражает величину текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предпр.  Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов пр-ва.

Снижение себестоимости прод (работ, услуг) планируется по двум показателям: 1) снижение себ-сти сравнимой товарной прод, то есть выпускавшейся на данном предпр в предплановом году; 2) снижение затрат на один рубль товарной прод.

Указанные показатели могут определяться как методом  прямого счета укрупнено, так  и по технико-экономическим факторам. Числитель этой формулы представляет собой экономию от снижен себ-сти  товарного выпуска продукции  планового периода.

Для более точных расчетов планируемой полной себестоимости  единицы продукции и соответственно затрат на рубль товарной продукции применяют факторный метод.

При определен  влияния различных факторов на себ-сть  прод должны быть учтены факторы как внутренние, то есть зависящие от данного производств процесса, так и внешние.

Расчеты снижения себ-сти ведутся  по типовым группам с учетом факторов: 1) повышение технического уровня пр-ва; 2) внедрение вычисл-ной техники; 3) улучшение организации произв-ва и труда; 4) изменение стр-ры и объема производимо прод; 5) улучшение использования природных ресурсов; 6) отраслевые и прочие факторы.

Состав самих  факторов в каждой группе может расширяться  и детализироваться в соответствии с отраслевыми особенностями.

Расчеты влияния факторов на себ-сть прод в планируемом году выполняются в следующем порядке: 1) определяются затраты на 1 р. товарн прод предыдущего года; 2) рассчитывается себ-сть товарн прод планового года исходя из уровня затрат предыдущего года, для чего объем товарн прод планового года (в сопоставимых ценах) умножается на величину затрат на 1 р. товарн прод предыдущего года; 3) определяется влияние каждого фактора на уровень затрат в ценах и условиях предыдущего года; 4) из себ-сти товарн прод, найденной по уровню затрат предыдущего года, вычитается итоговая сумма экономии за счет влияния факторов и определяется себ-сть товарной продукции планового года; 5) определяется уровень затрат на 1 р. товарной прод планового года и снижение этих затрат по сравнению с уровнем затрат предыдущего года; 6) определяются изменение оптовых цен и условий, влияющих на объем и себест-ть товарной продукции с учетом предусмотренных на планируемый год изменений цен на изготовляемую продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, энергию, условий оплаты труда и другие изменения, приводящие к повышению или к снижению издержек производства; 7) определяется уровень затрат на 1 р. товарной продукции с учетом вышеуказанных изменений.

 

Планирование  численности промышленно-производственного персонала. Годовой плановый фонд рабочего времени одного рабочего.

 

Существует несколько  способов планирования численности  работающих: по нормам времени, выработки, обслуживания, управляемости.

Численность По нормам времени = нормы времени на изделие * год. произв. программа в натур. выражении / годовой плановый фонд рабочего  времени одного рабочего / коэф.перевыполнения норм выработки ;

Численность По нормам выработки= год. произв. программа в натур. Выражении / норма выработки / годовой плановый фонд рабочего  времени одного рабочего / коэф.перевыполнения норм выработки

Численность По нормам обслуживания = кол-во обслуж.объектов / норма обслуж. * кол-во рабочих смен * коэф.пересчета явочной численности  в списочную

Для планирования численности работающего необходимо рассчитать: 1) номинальный фонд рабочего 2)плановый фонд рабочего времени  3) годовой плановый фонд рабочего времени одного среднесписочного работника в часах.

Исходными данными  для этого являются: кол – во календарных дней в году 364 или 365 ; кол-во выходных и праздничных дней по календарю 113; кол-во плановых невыходов на работу  в соответствии коллективным договором 34 ; продолжительность рабочего дня в соответствии  с законодательством о труде 8 (пятидневка)

1) номинальный  фонд рабочего =365-113 = 252д 2)плановый фонд рабочего времени=252-34=218д  3) годовой плановый фонд рабочего времени одного среднесписочного работника в часах.=218*8=1744ч

Планирование  роста производительности труда  по технико-экономическим факторам

Под фак. роста пт понимаются причины, обуслов.измен. ее уровня. Под резервами роста пт на п/п поним.еще не исполье. реальн возмож-ти экономии труд.ресурсов.

Планирование  пт по осн. тех-эк-им фак осущ в след.порядке:

1. Опред. экономия труд. рес. от разработки и внедрен. каждого конкрет. i-го мероп-я по повыш. пт (Эi): Эi  = ∆Т/ (Фпл×Квн) ,где ∆Т — изменен. трудоем. прод. от исп-я в пр-ве нов. технологии, нов. изд., отдел. монкрет. меропр-я и т.д. (нормо-час); Фпл — год. фонд раб. врем. на одн. раб-го в пл. периоде (час); Квн — пл-й коэф. вып-ия норм данн. рабочими.

2. Опред-ся суммарная  экономия труд.ресурсов (Э) под  воздей-ем всех тех.-эко-их фак-в  и мероприятий: Э =∆Эi 

3. Опред. прирост пт на п/п, достиг-ый под влиян. всех фак-в и мероприятий (∆ПТ):

∆ПТ = Э × 100 / (Чр-Э) ×100, где Чр — расчет. чис-ть ППП, необход. для выпол. год. объема работ при услов. сохранен. выр-ки базисного периода (чел.).

Чр = ОПпл / Вб, где ОПпл — объем пр-ва в планир периоде в соответ-х ед измерения;

Вб — ур. пт (выработки) в баз периоде в соответст-их ед.измерения. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"