Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурентные  стратегии предприятия: матрица  « товар – рынок», матрица «рост  рынка – доля рынка», модель конкуренции М.Портера.

Матрица «товар - рынок» характеризует положение предпр в зависимости от вариантов, которые представляют следующие сочетания двух факторов (развития и обновле-ния рынка и товара):

а) предприятие работает на существующем рынке с существующим товаром;

б) предприятие действует на существующем рынке, но с новым товаром;

в) предприятие работает на новом рынке, но с существующим товаром;

г) предприятие внедряется на новый рынок с новым товаром.

На  основе матрицы «товар — рынок» выделяются четыре базовые стратегии.

1. Стратегия глубокого проникновения на рынок целесообразна, когда предприятие работает с уже достаточно известным товаром на существующем рынке. Она эффективна, когда рынок растет или еще недостаточно насыщен

2.Стратегия разработки товара рекомендуется, когда предприятие, работая на известном для него рынке, предлагает

новые товары.

3.Стратегия развития рынка дает эффект за счет выявления новых сегментов рынка, где спрос был бы достаточным для продажи существующих товаров и получения запланированной прибыли.

4.Стратегия диверсификации предполагает расширение сфер деятельности предприятия, предложение новых товаров для новых рынков.

Матрица «рост рынка - доля рынка» позволяет предприятию классифицировать каждый из своих товаров по его доле на рынке относительно основных конкурентов и темпов роста объёма продаж. Матрица образована двумя показателями:

а) темп роста, объема продаж, который рассчитывается как индекс физического объема продаж товаров предприятий, работающих на рынке;

б) относительная доля рынка, определяемая отношение доли рынка анализируемого предприятия к доле основного конкур рента, выпускающего подобную продукцию.

Если это отношение  больше единицы, то доля предприятий  считается высокой, если меньше —  низкой.

На основе матрицы «рост рынка - доля рынка» в зависимости от цели предприятия может быть выбрана определенная стратегия одного из следующих их видов: атакующая(завоевание или расширение доли рынка), оборонительная(сохранение имеющейся доли рынка), отступления(уход с рынка).

Модель конкуренции по М. Портеру исходит из того, что способность предприятия реализовать свое конкурентное преимущество на рынке зависит не только от уровня конкуренции, но и других конкурентных сил на рынке. А именно потенциальных конкурентов, поставщиков, покупателей и товаров-заменителей. Взаимодействие данных конкурентных сил определяет потенциал рентабельности рынка.

Комбинирование производства: сущность, формы, показатели, методы оценки экономического эффекта

Комбинирование  пр-ва представл процесс выпуска  разнородной прод на предпр за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья, комплексного использования сырья и отходов производства.

Различают три  приоритетные формы комбинирования, основанные на: 1)последовательном выполнении технологических стадий обработки сырья (например, металлургический комбинат, на котором осуществляются такие технологические стадии обработки, как «железная руда—чугун—сталь—прокат»); 2)использовании отходов пр-ва (сочетание цветной металлургии с. химической промышленностью путем применения отходов, возникающих при переработке руды (сернистого ангидрида), для производства серы); 3)комплексном использовании сырья, материалов, энергии и отходов.

Развитие комбинирования на отдельных предпр зависит в  первую очередь от их специфики. Для  определения уровня развития комбинирования на предпр могут быть использованы следующие показатели: -доля проду, полученной в результате комбинирования пр-ва, в общем объеме выпускаемой прод по предпр; -степень извлечения полезных компонентов из исходного сырья; -степень использования отходов пр-ва на предпр, которая определяется отношением количества применяемых отходов к их общему количеству;

Комбинирование с экономических  позиций представляет одну из самых  прогрессивных форм концентрации и  организации промышленного производства, так как позволяет наиболее полно  реализовать все ресурсы предприятия. С экономических позиций комбинирование производства позволяет: расширить сырьевую базу промышленности; снизить материалоемкость продукции за счет комплексного использования сырья, отходов производства и осуществления непрерывности технологического процесса; снизить транспортные расходы; более эффективно использовать основные производственные фонды и производственные мощности предприятия; сократить длительность производственного цикла; сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей промышленности; уменьшить производственные отходы и тем самым оказывать благотворное влияние на природную среду; развивать концентрацию производства и получать выгоды от эффекта масштабности и др.

Все вышеперечисленное можно  формализовать и получить математическое выражение для определения экономического эффекта от комбинирования производства: Э = [(Ссп - Ск) + (Зтр1 - Зтр2) + (Кс - Кк) Еn] Vк + Еn ΔК,  где Э – экономический эффект от комбинирования производства; Ссп, Ск – себестоимость выпускаемой продукции на специализированном предприятии и себестоимость выпуска этой же продукции за счет комбинирования; Зтр1, Зтр2 – транспортные расходы на единицу продукции до и после комбинирования; Кс, Кк – удельные капитальные вложения на выпуск продукции на специализированном предприятии и на производство этой же продукции за счет комбинирования; Vк – объем выпуска продукции за счет комбинирования производства; Еn – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; ΔК – экономия капитальных вложений, необходимых на развитие добывающих отраслей.

Данную формулу можно  представить и в более упрощенном виде:

Э = (ΔС + ΔЗтр + ЕnΔКк)Vк +EnΔK   т. е. комбинирование позволяет получить экономический эффект за счет снижения себестоимости продукции (∆С), снижения транспортных расходов (∆Зтр), снижения удельных капитальных вложений (∆Кк) и экономии капитальных вложений (∆К), необходимых на развитие добывающих отраслей, если бы не осуществлялся процесс комбинирования производства. Кроме того, комбинирование — один из способов диверсификации производства, что в условиях рыночных отношений приводит к снижению риска банкротства предприятия.

Таким образом, развитие комбинирования на предприятии  является одним из действенных направлений  для увеличения вы­пуска продукции, улучшения использования всех ресурсов предприятия, снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли.

 

Концепция инвестиционного проекта: содержание и организация разработки концепции.

В наиболее общем  смысле под инвестиционным проектом понимают любое вложение капитала на срок с целью извлечения дохода. Инвестиционный проект рассматривается как комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение определенных целей в течение ограниченного периода времени. Проект должен содержать следующие основные разделы : 1. Краткая характеристика проекта (или его резюме; 2. Предпосылки и основная идея проекта. В этом разделе перечисляются наиболее важные параметры проекта, рассматривается регион расположения проекта, приводится график реализации проекта и характеризуется его инициатор; 3. Месторасположение и окружающая среда. В этом разделе подробно описываются месторасположение проекта, характер естественной окружающей среды, степень воздействия на нее при реализации проекта;  4. Анализ рынка и план маркетинга. В нем излагаются результаты маркетинговых исследований, обосновывается концепция маркетинга и разрабатывается проект его бюджета. 5. План материально–технического снабжения. Этот раздел содержит классификацию используемых видов сырья и материалов, объем потребности в них; 6. Производственный план. Этот раздел должен содержать производственную программу и характеристику производственной мощности предприятия; 7. Организационный план. В этом разделе приводится организационная схема и система управления предприятием;  8. План персонала; 9. График реализации проекта; 10. Финансовый план и оценка эффективности инвестиций. Организация  разработки концепции включает  следующие виды работ: 1) Первичная разработка инвестиционного проекта: экспресс-анализ сферы реализации проекта и смежных отраслей, оценка потребности в проекте со стороны рынка, предварительная оценка перспективности проекта; 2) Организация проведения маркетинговых исследований; 3) Всесторонний анализ рисков, которые могут угрожать реализации проекта; 4) Подготовка финансовой модели, позволяющего провести оценку эффективности реализации проекта и определить финансовые потребности проекта; 5) Разработка концепции проекта на базе проведённого анализа

 

Концентрация  производства: сущность, формы и  показатели уровня концентрации. Преимущества и недостатки крупных предприятий.

Концентрация  производства (КП) есть процесс увелич размеров предпр и повыш удельного веса крупных предпр в общем объеме выпуска данного вида прод.

Концентрация  на предпр может развиваться на основе различных форм: 1. увеличения выпуска однородной прод (специализир предпр); 2. увеличения выпуска разнородной прод (универсальн предпр); 3. развития концентрации на основе комбинирования произв (предпр-комбинаты); 4. развития концентрации на основе диверсификации произв. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деят предпр. Для анализа уровня концентрации применяются как абсолют, так и относ показатели, поэтому и различают абсол и относ концентрацию. Абсол концентрация характериз размеры произв отдельн предпр, а ее уровень определяют следующ показ: объем выпуска прод; среднегод стоимость осн произв фондов; среднеспис числ-сть работающих. Относ концентрация характериз распределением общего объема пр-ва в отрасли между предпр-ми различного размера. Поэтому уровень относ концентрации определ следующ показатели: доля отдельн предпр в выпуске какой-либо прод в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др.  Преимущества крупных предприятий следующие: 1. На крупных предпр создаются лучшие предпосылки для масштабного внедрения достижений НТП со всеми вытекающими из этого преимуществами. 2. Крупное предпр располагает более мощным общим капиталом. 3. Удельные капитальные вложения, фондоемкость на крупных предприятиях ниже. С удвоением мощности оборудования, машин цена увеличивается лишь в полтора раза. 4. С укрупнением предприятий производительность труда возрастает за счет условно-постоянной части численности персонала. С удвоением масштабов производства производительность труда возрастает в полтора раза. 5. С увеличением масштабов производства снижается и себестоимость единицы прод за счет условно-постоянных  расходов.  Снижается также зарплата на единицу изделия с ростом производительности труда. 6. Крупные предприятия также имеют лучшие возможности для социального развития, а также они конкурентоспособнее на рынке. Недостатки: С ростом размеров предпр и увеличением масштабов, увеличиваются и транспортные затраты. Экономия, достигнутая на текущих и других расходах, поглощается увеличивающимися транспортными затратами по доставке сырья и сбыту продукции. Таким образом, дальнейшее укрупнение предпр, увеличение масштаба производства становится невыгодным или вовсе убыточным.


 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Комплексное управление производительностью и  всеобщее управление качеством.

Производ-сть как относительный показатель эфф-сти дает возможность сравнительной количественной оценки эфф-сти конкретной деят-сти предп-ий и отраслей. При этом следует отметить, что применяемый термин «производительность» отражает комплексную многофакторную производ-сть как меру рационал использования ресурсов, навыков и технологии, которая явл следствием использования всех видов ресурсов, а не только производ-сти труда. Более высокая по отношению к конкурентам производ-сть объективно обеспечивает долговременное конкурентное преимущество предпр. Контроль и анализ производ-сти предпр и ее динамики позволяют своевременно определить появление негативных тенденций в его работе.

Все факторы, влияющие на входы и выходы предпр, оказывают  то или иное влияние и на его  производ-сть. Однако это влияние  не всегда одинаково по своим последствиям. В числе внутренних факторов, существенно влияющих на производ-сть, необходимо выделить качество т.к. оно,  явл важным элементом затратного механизма пр-ва, непосредств определ производ-сть и определяет ценность результата деят-сти (произведенного продукта).

При лучшем качестве прод предпр-ие может получать больше приб и использовать ее на мероприятия по дальнейшему повышению конкурентоспособности. Особенно это важно для новых прод-ов, высокое качество которых способствует увеличению объема продаж и соответственно приб. Сравнение американского, западноевропейского и японского бизнеса и менеджмента показывает, что японские менеджеры уделяют вопросу качества гораздо большее внимание.

Качество  имеет как внутреннюю, так и внешнюю компоненты. Внутренними компонентами качества продукции являются: срок службы и отсутствие дефектов; технические характеристики и уровень исполнения; дизайн и другие характеристики. Для услуг внутренними компонентами качества обычно выступают: надежность, высокие стандарты обслуживания, быстрота обслуживания, а также доступность и низкая цена услуг. Внешней оценкой качества, определяемого при покупке, является ценность товара или услуги. Ценность - это функция соответствующих эксплуатационных характеристик и цены. В глазах покупателя именно она (ценность) определяет качество товара или услуги при совершении покупки. С концепцией восприятия ценности как интегральной характеристики покупки связан и вопрос уровня дефектов. Для покупателя существует только один приемлемый уровень ценности и качества - отсутствие дефектов. Однако необходимо иметь в виду, что качество и ценность зависят также от происходящих перемен во внешней среде. Поэтому, чтобы сохранить качество и соответственно производительность производства, менеджеры обязаны всегда учитывать перемены во внешней среде.

Концентрация  производства и антимонопольное  регулирование экономики: сущность, оценка уровня концентрации.

Концентрация  — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии. Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм:- увеличения выпуска однородной продукции (специализированные предприятия);- увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);- развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);- развития концентрации на базе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в это

случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой  деятельности предприятия.

Концентрация  производства на предприятии может  быть достигнута путем:- увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;- применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;- одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;- развития комбинирования на основе взаимосвязанных производств;- диверсификации производства.

С экономической  точки зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т.е. за счет внедре­ния новой техники  и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Абсолютная  концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следую­щие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон  Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», запрещается и признается неправомерной деят-ть, хоз субъекта, занимающ доминирующее положение на товарном рынке,если эта деят-ть имеет своим результатом ограничение конкуренции, либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хоз субъектов или потребителей.

Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической  деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.

Одним из направлений  антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления  монопольным положением хозяйствующих  субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность

Корпоративные организации: классификация, особенности  их функционирования.

Кор-ми явл предпр, имущество которых разделено на доли участия. Обычно в таких предприятиях имеется несколько учредителей. Такая структура, имеющая статус юр. лица, вправе приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты.

Существ такие  корпор орг-ии, как: холдинг, консорциум, картель, синдикат, трест. 
Холдинг (холдинговая компания) — корпорация или акционерная компания, представляет собой орг-ию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления.  
Важнейшим преимущ холдинга явл возможн проведен единой произв-ной, техн, маркетинг, фин политики. Холдинг может контролир значит число компаний разной отраслевой принадлежности. Холдинговая форма орг-ии явл технически удобной, так как позволяет руководить группой предприятий, их производственной политикой, осуществлять контроль над ценами, защищая интересы всей группы, а не отдельного предприятия. 
Концерн — это совокупность организаций, объединенных производственным циклом. Это могут быть объединения пром фирм, организаций трансп, торговли, строит-ва или банковской сферы. Получили распр-ние в отраслях, связанных с добычей, и переработкой полезных ископаемых. Существует и другой тип концерна — объединение орг, не связанных с основной деятельностью. 
Консорциум — временное объединение предпр, создаваемое с целью реал-ии крупных промышленных, научно-технических, строит проектов. В консорц могут входить предпр и орг различных форм собственности, профиля и размера. Участники консорц сохр самостоятельность и могут входить в состав любых других добровольных объединений. Консорциумы создают единые фин и матер фонды за счет взносов участников, бюджетных средств и кредитов банка. Создан консорц может быть вызвано гос требованиями, связанными с необходимостью привлечения национальных компании к выполнению какого-либо заказа.  
Картель — форма объединения, участники которого заключ соглашение о регулировании объемов пр-ва, условий сбыта прод, найма рабочей силы. Участники картеля сохр коммерч и произв-ую самостоятельность. Нарушение соглашения ведет к штрафам. 
Международные картели заключают соглашения о разделе рынков сбыта, источников сырья, об установлен согласованных цен. В последнее время картельные соглашения предусматр патентные соглашения, договоры об обмене научно-технической информ, ноу-хау и т.п.

Синдикат — объедин предпр, выпуск однородную прод. Создается для контроля над сбытом прод и закупкой сырья с целью получения монопольной приб. Предпр, вход в синдикат, сохраняют произв-ую и юр самост-сть, но при этом утрач коммерч самост-сть. Сбыт прод всеми участн синдиката осущ через единый орган — сбытовую контору, этим достиг монопольн цена.

Трестом принято считать объединен собственности и упр-ия предпр одной или нескольких отраслей, полностью утрачивающих производств и коммерч самост-сть. 
Предприниматели, входящие в трест, становятся его акционерами, при этом их предприятия подчиняются единому руководству треста.  
Комбинат — объединение технологич связанных между собой предпр, в котором прод одной орг служит сырьем для производственной деят другой. Эта форма широко используется в пищевой, деревообрабатывающей промышленности

.

Лидерство и стиль руководства. Общая характеристика концептуальных подходов к лидерству и классификация стилей руководства.

 

Лидерство –  это спос-сть влиять на поведение  других людей, проявление власти. Это  отнош доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений.

стиль руководства  – свой специфический способ, манера отношений руководства и подчиненных. Стиль рук-ва, выступающий интегральной характеристикой менеджмента, может складываться быстро, а может сознательно выбираться и выстраиваться. Стили рук-ва во многом индивидуальны и неповторимы.

Классиф-ия стилей управления обычно представляется в  теориях стилей рук-ва, при этом сами теории различно группируются современными авторами.

   Согласно  наиболее общей и схематичной  типологии стилей рук-ва, предложенной Д. Макгрегором, различаются два стиля: «стиль Х» и «стиль Y». Особенности каждого из них определяются монерой в отношениях руководителя к подчиненным. Если он видит в них безответственных бездельников, стремящихся при первой же возможности отлынивать от работы, он явл представителем «стиля Х». Такой руководитель акцентирует внимание на контроле над деят-стью подчиненных, на беспрекословном исполнении принимаемых им единолично решений, на жестком стимулировании персонала. Если же руководитель видит в подчиненных партнеров, он – представитель «стиля Y», и считает своей задачей прежде всего поиск и формирование общности интересов персонала, создание оптимальных условий формирования и развития позитивной мотивации к совместной деят-сти, инициативы.

Более тонкое различение видов и стилей рук-ва содержится в широко известной типологии  К. Левина, выделившего авторитарный, демократический и пассивный стиль руководства.

Авторитарный  стиль (единоличный, директивный): Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Выбор целей и средств находится в руках у руководителя. Демократичный стиль (коллегиальный): Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций лидера. Принятие решений разделено по уровням на основе участия. Пассивный стиль: Снятие лидером с себя ответственности в пользу группы. Предоставление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме.


 

 

 

 

 

 

 

Лицензионный  договор и определение стоимости  лицензии.

Лицензионный  договор — это соглашение о передаче правообладателем (лицензиаром) права на использование ОИС в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), причем последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

Лицензиар - это лицо, передающее принадлежащее ему право на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, селекционное достижение, топологию интегральной микросхемы, ноу-хау. В качестве лицензиара может выступать: - патентообладатель; - владелец товарного знака; - автор топологии интегральной микросхемы; - владелец ноу-хау.

Лицензиат - это лицо, приобретающее у другой стороны договора (лицензиара) право на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения, топологии интегральной микросхемы, товарного знака или ноу-хау в объеме, предусмотренном договором, и принимающее на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.

 Определение  стоимости лицензии.

На стоимость цены лицензии влияет ряд факторов, в том числе  и лежащие в основе разделения лицензионных соглашений на виды: патентные  лицензии или  лицензии на ноу-хау (бесплатные). При прочих равных условиях стоимость лицензии, в которую входят передача прав из патентов, полученных лицензиаром в стране лицензиата и вообще на территории действий соглашения, будет выше, чем  в случае отсутствия таких прав.

При определении  стоимости лицензии учитывают также  следующие факторы:

1) объем  прав, предоставляемых лицензиату (исключительная или простая лицензия: право производить, использовать, продавать продукцию или в целом весь комплект прав).2) прибыль или экономию, которую использование лицензии может принести лицензиату. 3) ожидаемый объем товара, производимого по лицензии или возможности использования технологического процесса (аппаратуры)  на который предлагается лицензия. 4) вид и характер обязательств, принимаемых на себя по соглашению, например, технические гарантии и ответственность, отсутствие исков третьих лиц, объем помощи, предоставляемой лицензиаром, и т.д. 5) ограничительные условия: срок действия  и территория соглашения; объем выпуска продукции по лицензии, наличие конкуренции на данном  рынке и т.д. 6)  финансовые условия: цены на сырье, оборудование, энергия, рабочую силу, ставки банковского процента, налоговая система, инфляционные процессы, изменение курсов валют и т.д. 7)  характер и условия платежа: паушальный (единовременный), роялти (периодические отчисления), комбинированные платежи (сочетание единовременного платежа и роялти).

Цена  лицензии при условии выплаты  лицензионного вознаграждения в  виде роялти формируется в основном тремя факторами: -сроком действия лицензионного договора; -базой роялти; -ставкой роялти.

Расчет  цены лицензии при использовании  цены единицы продукции по лицензии или стоимости произведенной (реализованной) лицензионной продукции как базы роялти.

 

Маркетинг, реструктуризация и санация в  системе адаптации организации (предприятия) к внешней среде

Адаптац предпр к внеш среде – это процесс его приспособ к изменен условиям рынка.

Цель адаптац – удовлетворен потребностей рынка, получ прибыли, обеспеч расширенного воспр-ва и достиж финанс устойчивости предпр в условиях рыночных отнош. Проблема адаптац в условиях огранич рес-ов зависит от того, как решаются вопросы производств деятельности: что производить? как производить? для кого производить?

Адаптация внешней среды требует: знания этой среды, т.е. к чему нужно адаптироваться, и соотв-ия уровня состояния предприятия внешней среде. Это реш-ся с помощи маркетинга.

Маркетинговые возможности – привлекательные направления маркет усилий предпр, реализация которых позволит добиться конкурентных преимущ, которые харак-ся эффектив материальных и нематериальных активов, видами деят, которые стратегически важны для предпр и позволяют ему добиться успеха в конкур борьбе. Для определения маркетинговых возможностей можно использовать метод SWOT-анализа (S – сила, W – слабость, O – возможности, T – угрозы)

Процедура выбора целевого рынка заключ в комплексной  оценке параметров сегментов рынка  по определенному набору критериев: 1) оценочные критерии, позволяющие опред предпочтительность тех или иных рыночных сегментов для деят предпр; 2) критерии-ограничения, которые позвол определ невозможность работы предпр на одном сегмент.

Маркетинговая стратегия  - разработ на перспективу система мер, дающая ориентиры и ср-ва для достижения поставленных целей. Маркетинговые стратегии реализ через стратегич планирование и разработку программы маркетинга.

Реструктуризация предприятия – комплекс мероприятий по организацион, управленч, техн, фин адаптации предприятия к внеш.усл., а также по изменен номенклатуры выпуск. прод в целях повышения эф-ти производства и конкурентоспособности товаров.

Характер реструктуризации зависит от : 1) Внешних факторов (конъюнктура рынка, экономическая политика гос-ва, НТР) 2) Внутренних факторов (особенности техпроцесса, назначение производимой прод, устойчивость спроса на продукцию, формы организации пр-ва, труда и управления).          Осуществив реструктуризацию. Можно: 1) повысить эф-ть производственных процессов и использования ресурсов; 2) осуществить методы ведения хоз.-ной деятельности, выбрать рациональные средства для достижения стратегических целей; 3) разработать систему нововведений на предпр, позволяющую реализовать поставленные цели.

Санация – процесс восстановлен устойчив платежеспос-ти и фин оздоровлен предпр, предусматривающий переход права собственности, реорганизацию, реструктуризацию или оказание фин. поддержки должнику в установленные сроки.

Меры восстановлен платежеспос-ти: погашение дебит задолженности; исполн обязательств должника собственником его имущества или третьим лицом; предоставление должнику фин.помощи; закрытие нерентабельных производств; продажа части имущества должника; продажа предприятия-должника.

Межфирменная  интеграция и диверсификация деятельности предприятия.

Интеграция – процесс объедин усилий различных подсистем для достижен целей орг.

Основные формы интеграции предпр, получивш развит в современ условиях: 1) корпорация – организац, создан для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юр лицо; 2) холдинг – организац, владеющая контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществлен над ними функций контроля и управления; 3) консорциум – одна из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предпр, компаниями, государствами для совместного проведения крупных фин операций по размещению займов или осуществлен капиталоемких проектов.

Можно выделить следующ основн мотивы слияний  компаний: 1)стремление к росту

2) диверсификация; 3)«недооценка» поглощаемой компании  на финансовом рынке; 4)личные  мотивы менеджеров; 5)повыш качества управления; 6)мотив монополии; 7) мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде.

Производственное  кооперире и сотрудничество основоно на углублен специализации пр-ва. Это способств расширению и усилению взаимосвязей между компаниями. Этому способствуют: Развитие и углубление процессов специализации и диверсификации пр-ва. Диверсификация явл испытанным сред-вом снижения риска конкретного бизнеса.

Основной  целью диверсификации предприятия явл создание ценностей для акционеров. При проведении диверсификации с целью повышен доходности акций корпоративная стратегия должна предусматривать больший эффект, чем просто распределение риска за счет инвестирования капитала в различные отрасли. Проблема создания дополнительной ценности акций требует серьезного рассмотрения и оценок (прогноза) до принятия решения о диверсификации. Для этих целей могут использоваться  следующие критерии: критерий привлекательности новой отрасли, критерий «затраты на вхождение» и критерий дополнительных выгод.

После принятия решения о диверсификации предприятия  могут быть выбраны различные  пути его реализации. В практике диверсификации предприятий используются следующие стратегии: 1) стратегия  вхождения в новую отрасль (в  новые сферы деятельности); 2) стратегии диверсификации в родственные отрасли; 3) стратегии диверсификации в неродственные отрасли; 4) стратегии свертывания (продажи) и ликвидации; 5) стратегии реструктуризации, восстановления и экономии; 6) стратегии многонациональной диверсификации.

Методы начисления сдельной и повременной заработной платы в условиях различных систем оплаты труда.

 

На большинстве  предприятий применяются в основном две основные системы оплаты труда: сдельная и повременная. Выбор систем оплаты труда зависит от особенностей технологического процесса, форм организации труда, требований, предъявляемых к качеству продукции или выполняемой работе, состояния нормирования труда и учета трудовых затрат. При сдельной оплате мерой труда является выработанная рабочим продукция, и размер оплаты прямо зависит от количества и качества произведенной продукции в существующих организационно-технических условиях производства. При повременной оплате мерой труда выступает отработанное время, а заработок рабочему начисляется в соответствии с его тарифной ставкой или окладом за фактически отработанное время.

Сдельная  система оплаты труда

Оплата производится за объем выполненных работ, независимо от потраченного времени. В основе расчета — сдельные расценки.

1.Прямая  сдельная

ЗП = сдельная расценка за 1цу работ * объем работ

2.Сдельно-премиальная

ЗП = ЗП прямая сдельная + % за перевыполнение плана

3.Сдельно-прогрессивная

Увеличенные расценки оплаты за выработку сверх нормы

4.Косвенно-сдельная

ЗП вспомогательных рабочих = % от ЗП основных рабочих

5.Аккордная

Объем работ  и расценок устанавливается на бригаду, выплаты участникам зависят от квалификации и коэффициента трудового участия работника.

Повременная (тарифная) система оплаты труда

Оплата производится за фактически отработанное время, независимо от результатов работы. В основе расчета — оклад или тариф.

1.Простая  повременная

часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов

2.Премиальная  повременная

ЗП = ЗП по тарифу + премия в %х от оклада


 

 

 

Методы  экономической оценки повышения качества продукции. Проблемы и пути повышения качества в промышленности РБ.

Для оценки эфф-ти повыш качества продукции  используются методы, которые основаны на приросте произведенной прод приросте выручки от реализ прод и приросте приб . Влияние качества продукции на эти показатели можно определить по формулам:1) на прирост произведенной прод : =∑ (Ц2i—Ц1i)*Vn2i; 2) на прирост выручки от реализ прод =∑ (Ц2i—Ц1i)*VПр2i; З) на прирост приб ∑ ((Ц2i—Ц1i)*Vп2i)-∑ ((С2i—С1i)*Vп2i); где Ц2i, Ц1i, - соответств, цена i -го изделия после и до изменения качества, руб.; Vп2i,Vр2i-соответств, кол-во произведенной и реализованной прод повышенного качества в натуральном выражении;С2i, С1i— соответств, себ-сть ед. i-ой прод после и до изменения качества; n—кол-во наименований изделий.

Так как  влияние повышения качества прод на приб предпр явл многоплановым, то оно может проявляться в следующих вариантах сочетания цены, себестоимости и объемов продаж .1. При улучшении качества прод общий объем приб может увеличиваться за счет расширения рынка сбыта и повыш объема продаж. Если повыш качества прод Не сопровождается ростом цен на нее, то прирост прибыли () определяется по формуле:  = (Ц-С2) ОП2-(Ц-С1) ОП1,где Ц— цена ед прод, руб.,ОП1 и ОП2 — объем продаж в натур выражении, соответственно, до и после повыш качества,С1, С2— себ-сть ед прод, соответств, до и после. 2. Общий объем прибыли может увеличиваться за счет роста цен вследствие улучшения качества прод. Если повышение качества изделий не сопровождается ростом продаж, но при этом увеличивается цена на изделие то прирост приб рассчитывается по формуле: =[(Ц2-С2) - (Ц1-С1) ]ОП,где ОП — объем продаж в натур выражении, который не изменился даже после повыш качества;Ц1 и Ц2 —цена продажи ед прод, соответ, до и после повышения качества, при этом Ц2 > Ц1.3. Повышение качества продукции может сопровождаться увеличением объема продаж и повышением цен. В этом случае прирост прибыли определяется по формуле: = (Ц2-С2) ОП2-(Ц1-С1) ОП1.4. Объем прибыли при стабильном объеме продаж (ОП) может увеличиваться при снижении себестоимости продукции, полученной за счет уменьшения затрат, связанных с повышением качества продукции. В этом случае прирост прибыли определяется по формуле:      =[(Ц-С2) - (Ц-С1)]ОП.

Осн пути улучшения  качества:1. Совершенствов техн-ии пр-ва замена устаревшего оборудования новым более прогрессивным, автоматизация рабочих машин.2. Улучшение организации пр-ва и труда - улучшение деят служб техн контроля, повыш ответственности за качество и контроль качества работ 3. Создание условий реализации товаров на конкретном рынке.4. Стимулирование повышения качества — создание системы поощрения заслуг в достижении высокого кач-ва и наказания за допущенные ошибки при выполнении своих функциональных обязанностей. Выдел три осн направления повыш заинтересованности работников в улучшении качества прод, работ, услуг: материальное, организационно-техническое и моральное стимулирование. Материал стимулир предполаг выплату премий из прибыли, за достижение высокого качества, бездефектное изготовление прод. Организационно-техническое стимулир осущ посредством поощрения изобретательской и рационализаторской деятельности работников. Моральное стимулир улучшения качества реализуется через присвоение почетных званий и награждение грамотами, объявление благодарностей.

Методы  расчета потребности предприятия  в кадрах рабочих и служащих.

 

Наиболее  распространенным  являются  следующие  основные  методы определения потребности в рабочих кадрах: 1. по трудоемкости работ, 2. по нормам выработки,3. по рабочим местам на основании норм обслуживания машин и агрегатов,  и контроля за технологическим процессом.

При  планировании  численности  рабочих  определяется  явочный  и среднесписочный состав. Явочное число рабочих  в  смену  (Чяв)  -  это нормативная численность рабочих для выполнения   производственного сменного задания по выпуску продукции:

                       Чяв = Тр / (Тсм *Dn * S * Квн),

  где Тр - трудоемкость производственной программы, нормо-часов; Тсм - продолжительность рабочей смены или сменный фонд  рабоче времени одного рабочего, часов;   S - число рабочих смен в сутках;  Dn - число суток работы предприятия в плановом периоде.

  Для расчета требуемого среднесписочного числа рабочих могут  быть

применены два  основных метода: расчет по коэффициенту среднесписочного состава и по планируемому проценту невыходов на работу:

                              Чсп = Чяв * Ксп, где  Ксп-коэффициент среднесписочного состава.  Этот  коэффициен рассчитывается как:

                                Ксп=Fn / f  , Где  Fn  -  номинальный   фонд рабочего   времени;f - действительный фонд  времени работы  одного  рабочего

Численность служащих может  быть  определена  исходя  из  анализа

среднеотраслевых  данных,  а  при  их  отсутствии  -  по  разработанным предприятием нормативам. Нормативы численности  в  зависимости  от  их назначения могут разрабатываться не только по каждой отдельной функции

управления, группам функций, предприятию в целом, но  и  по  отдельным

 видам работ,  а  также  по должностям.

Микросфера  функционирования предприятия. Конкуренция  в системе микросреды

Микросреда характеризуется  субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция за рынки сбыта вынуждает производителя  создавать обладающий конкурентным преимуществом товар. Рыночное преимущество может быть достигнуто при помощи выделяющего образца, новизны продукции или ее параметров, качества товара, его доступности, обслуживания, низких цен и др.характеристик. создание отличительного преимущества возможно только за счет внедрения новых прогрессивных технологий, мат-ов, оборудования, т.е. конкуренция вынуждает производителей внедрять достижения технологического и организац. прогресса.

 

Нормирование  оборотных средств в организации (на предприятии) и определение их потребности. Нормативы оборотных средств в производственных запасах, в запасах готовой продукции и в незавершенном производстве.

 

Метод прямого  счета предполагает нормирование оборотных средств, вложенных в запасы и затраты, незавершенное производство, готовую продукцию на складе.

Главная задача нормирования состоит в определении  экономически обоснованной величины оборотных  средств в минимальном размере, обеспечивающем бесперебойное финансирование плановых затрат на производство и продажу продукции, а также осуществление расчетов в установленные сроки.

Норматив оборотных  средств — это минимальная  сумма денежных средств, постоянно  необходимая предприятию для осуществления его производственной деятельности.

На производственном предприятии существуют три вида запасов товарно-материальных ценностей, определяющих его функционирование:

1) производственные  запасы;

2) незавершенное  производство;

3) запасы готовой продукции.

Все они по своему содержанию имеют натуральную и  стоимостную оценку.

К незавершенному производству относят ту продукцию, которая на момент расчета находится  на какой-либо стадии изготовления. Из этого следует, что в этот запас включается в том или ином объеме стоимость товарно-материальных ценностей, а также количество труда затраченное на их изготовление.

В запасы готовой  продукции включается стоимость  товаров, законченных в производстве и готовых к реализации, а также  остатков готовой продукции, находящейся на складе. В данном случае издержки на ее изготовление включены полностью.

 

Общества  с ограниченной и дополнительной ответственностью: особенности их создания, преимущества и недостатки.

 

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признаётся общество, учреждённое двумя и более лицами, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, право на владение которыми не подтверждается акциями, и несущее ответственность только в пределах своего имущества. Высшим органом ООО является общее собрание его участников. Общество может быть добровольно ликвидировано или реорганизовано в акционерное общество или в производственный кооператив по единогласному решению его участников. ООО  по сравнению с другими организационно-правовыми  формами хозяйствования имеет следующие особенности: оно является разновидностью объединения капиталов, не требующего, следовательно, обязательного личного участия своих членов в делах общества; уставный фонд общества разделен на доли участников и соответствует ответственности по долгам общества.  Преимуществами общества с ограниченной ответственностью являются: возможность ООО быстрого аккумулирования значительных средств; члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества. Недостатки ООО заключаются в том, что уставный фонд не может быть меньше величины, установленной законодательством (не менее 1600 евро). Общество менее привлекательно для кредиторов, так как члены общества несут только ограниченную ответственность по его обязательствам. Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признаётся общество, учреждённое двумя или более лицами, уставный фонд которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров, а уставом определён размер имущественной ответственности участников. ОДО является разновидностью общества с ограниченной ответственностью, так как на него распространяются все общие правила об ООО. При учреждении ОДО уставный фонд его не должен быть меньше 400 евро. При недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен — он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь его части — одинакового для всех кратного размера и сумм внесенных вкладов (например, трехкратный и т.п.). С этой точки зрения ОДО занимает промежуточное место между обществами и товариществами. В форме унитарных предприятий могут быть созданы государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частные унитарные предприятия.


 

 

 

 

 

 

Оборотные средства  организации (предприятия): сущность, структура и кругооборот.

Оборотные средства – это имущество предпр, используемое в процессе пр-ва (оборотные фонды) или в процессе обращения (фонды обращения) в течение года.

 Оборотные средства предприятия представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения. Обор средства одновременно функционир как в сфере пр-ва, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса пр-ва и реализ прод. 
Оборотные производственные фонды - это часть средств пр-ва, которые целиком потребляются в каждом цикле пр-ва, полностью переносят свою стоимость на производимую прод и целиком возмещаются после каждого производственного цикла.

 В состав оборотных средств входят: 1) Оборотные фонды (запасы сырья, материалов, топлива, незавершонное производство); 2) Фонды обращения (готовая к реализация прод, находящаяся на складах предпр; прод отгруженная, но еще не оплаченная покупателем; 3) Краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, депозиты, кредиты выданные).

Оборотные средства постоянно  совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) произв-венные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного пр-ва и полуфабрикатов, превращаются в готов прод. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой прод и обор средства принимают денежную форму. 
Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости.

Оборотные фонды - это предметы труда, которые имеют натурально-вещественное выражение, используются в процессе пр-ва, меняют свою натуральную форму и полностью переносят свою стоимость на выпускаемую прод.  Фонды обращения – это часть оборотного капитала, которая обслуживает сферу обращения.

Краткосрочные финансовые вложения представляют собой временно свободные финансовые ресурсы, переданные третьим лицам на срок менее года с целью получения дохода.

Денежные  средства - это часть оборотного капитала в денежной форме, предназначенная для обеспечения ежедневных платежей по текущим и капитальным финансовым операциям.

По  источникам формирования оборотные  средства подразделяются на собственные и заемные оборотные средства. Собственные оборотные средства - это средства, закрепленные в уставном фонде в части, предназначенной для формирования оборотных средств, необходимых для функционирования предприятия. Собственные оборотные средства могут пополняться за счет прибыли, амортизационного фонда и др. 

Заемные средства служат для покрытия временных нужд предприятия в оборотных средствах, создаются за счет ссуд банка и кредиторской задолженности поставщикам.

Общая характеристика и разновидности  поточного производства. Параметры поточных линий.

 

Для поточного  метода характерно:

-расчленение  процессов производства на относительно  небольшие операции и жесткое  закрепление их за рабочими  местами; - четкое и однозначное  определение последовательности  выполнения операция и расположение рабочих мест по ходу тех. процесса; - однонаправленность движения предметов труда от одного раб.места к другому и использование непрерывно действующего или пульсирующего транспорта; - параллельное выполнение операций  на всех или нескольких раб.местах;

Такой способ организации  производства обеспечивает:

-сокращение  времени транспартировки полуфабрикатов  между отдельными участками; - применение  спец. оборудования и оснастки; - достаточно высокий уровень исполнения  операций рабочим вследствии выработки устойчивых навыков; - сокращение времени изготовления изделия; - снижение затрат труда и материально-технических ресурсов на ед. при-ии; - полная загрузка оборудования

Такт поточной линии-средний интервал времени  между последовательным запуском(выпуском)двух одновременных деталей или изделий.

Ритм  поточной линии-это более общая характеристика периодичности запуска или выпуска изделий, определяет интервал времени между запуском(выпуском)двух последовательных партий деталей и изделий.

Параметры поточный линий:

1.общие(такт,ритм,число  рабочих мест по ПЛ,загрузка  рабочих мест)

2.частные(неприрывно-поточные(параметры  конвейера:шаг,скорость,длина;цикл  изготовления),прямоточные линии(величина  максимального оборотного задела),многопредметные линии(рабочий такт,партия и периодичность запуска))

Оптимальный размер предприятия: внутрипроизводственные факторы, отраслевые особенности. Методы оптимизации размеров предприятий.

Размеры предприятий  зависят от ряда прямых и косвенных  факторов

Прямые  факторы, опред размер предприятия:

-Внутрипроизводственные (мощности ведущих агрегатов,  формы организации произв-ва, комплектность  оборуд-я, уровень использования технологии, прогрессивность технологии)

-Внепроизводственные  :

ограничивающие  объемы произв-ва: ограниченные сырьевые ресурсы, ограниченная потребность в гот прод-ции

противодействующие  росту произв-ва:доп вложения в  смежные отрасли, транспортные расходы

Косвенные факторы:

Изменения структуры  произв-ва прод-ции (состав разнородных  производств, направления специализации)

Изменения стр-ры потребления прод-ции предприятия  и произв-ва материалов (состав и  колич-во поставщиков сырья, состав и кол-во потребителей готовой прод-ции  предприятия)

Существует 2 метода определения оптим размера предприятия: аналитический и графический. При этом миним размер приведенных затрат на выпуск продукции опред  по формуле: Зi=Ci+1/T*Ki+Зтрi+Зрп----min

Ci-производств себестоим прод по i-тому варианту, Т-экономич обоснов срок окупаемостикапит вложений, Ki-капит влож по i-тому варианту, Зтрi – транспортн расходы по i-му варианту,не вход в произв себест, Зрп – прочие затраты связ с реализ прод по i-му варианту

При графич методе оптим размер достиг при минимуме полных затрат на выпуск и реализ продукции (точка К)

Организация (предприятие) в системе национальной экономики: понятие, цели и структура национальной экономики.

Национальная экономика – это и отрасль науки, изучающая экономический потенциал страны, национальный рынок, место страны в мировой экономике. Как наука национальная экономика имеет собственный объект, предмет и методологию исследования. Объектом исследования выступает экономика страны в масштабе государства. Предметом – социально-экономи-ческие процессы воспр-ва, закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональных элементов, механизмов. Методология исследования национальной экономики базируется на системном и структурно-функциональном подходах.

Важнейшими  принципами такого анализа являются:  
- комплексность – взаимоувязанное рассмотрение различных аспектов экономической деятельности в рамках национальной экономической системы в целом; - сопоставимость – рассмотрение структурных показателей, рассчитанных для однотипных по масштабам структурных подразделений национальной экономики и одинаковых периодов времени; - динамичность-рассмот-рение всех явлений в динамике за определенный период с целью выявления тенденций развития.

Важнейшими  условиями существования национальной экономики являются:  
-суверенитет нации и государства; -территориальная целостность; -единство экономического пространства и социальной среды; -наличие единой денежной единицы и целостной финансовой системы; -общность характера хозяйственных институтов; - развитость внутреннего рынка и т. д. Национальная система выступает как сложная система, включающая в себя комплекс структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем.

Национальная  экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение следующих целей:

1. Стабильного  роста национального объема производства; 2. Высокого и стабильного уровня  занятости;3. Стабильного уровня  цен; 4. Поддержание равновесного  внешнего баланса.

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами.  Домашние хозяйства явл мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного пр-ва выполняющие схожие функциональные задачи. 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"