Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

 

 

 

Виды движения предметов труда труда в производственном процессе – последовательный вид движения предметов труда

Различают следующие  виды движений предметов труда:

последовательный;

параллельный;

параллельно-последовательный.

Технологическое время определяется расчетным путем  в зависимости от вида движения предметов труда. Остальные элементы производственного цикла определяются по нормативам, расчетам и опытным путем. Величина подготовительно-заключительного времени определяется по нормативным картам, время естественных процессов - на основе требований технологии. Время на транспортировку и контроль учитывается отдельно только в случаях, когда оно не перекрывается другими элементами цикла, и определяется расчетным путем. Длительность межоперационного и межсменного пролеживания определяется расчетным путем на основе графиков загрузки рабочих мест и т.д.

Движение будет  последовательным, если обрабатываемая партия деталей целиком передается на последующую операцию лишь после  окончания всех работ предыдущей операции.

Рис. 2.3. График цикла  при последовательном виде движения партий в производстве

При этом длительность цикла технологических операций определяется суммой операционных циклов:

Длительность  производственного цикла Тпосл включает дополнительные        межоперационные        перерывы,        длительность естественных процессов и перерывы, связанные с режимом работы участка, цеха:

где m - число  операций в процессе (количество межоперационных  передач); Тест - длительность естественных процессов; tM0 - среднее межоперационное время.

В соответствии с формулой (2.4), ПЦ рассчитывается в  единицах штучно-калькуляционного времени  на операцию; как правило, это минуты. Длительные ПЦ (более 1 смены) измеряют в календарных днях.

Для определения  ПЦ в календарных днях необходимо учесть продолжительность рабочей смены Тсм, число рабочих смен в сутках f, отношение числа рабочих дней в году к числу календарных дней  Кдн, тогда

Последовательный  вид движения предметов труда  применяется, как правило, в единичном производстве, когда детали в изготовление запускаются небольшими партиями. Он прост в организации, но удлиняет ПЦ до максимума.

 

 

Движение  основного капитала: показатели и  методы оценки экстенсивного интенсивного его использования.

Показатели движения основных фондов представлены коэфф  обновления, коэфф выбытия и коэфф  интенсивности обновления. Коэфф обновления = Стоимость новых ОС / Стоимость ОС на конец года. Коэфф поступления = стоимость поступивших ОС / стоимость ОС на конец года. Коэфф обновления учитывает стоимость введенных ОС, а коэфф поступления стоимость поступивших основных фондов. Коэфф выбытия = стоимость выбывших ОС/стоимость ОС на начало года. Коэфф прироста = (стоимость поступивших основных фондов – стоимость выбывших основных фондов)/стоимость основных фондов на начало года. Коэфф интенсивности обновления = стоимость выбвыших ОС в течение года по всем направлениям выбытия/стоимость ОС, поступивших в течение года, за счет различных источников. Коэфф ликвидации = Основные фонды ликвидированные / Основные фонды на начало года. Коэфф замены = стоимость ликвидированных ОС / стоимость поступивших новых основных средств. Коэфф износа = износ/ стоимость основных фондов на начало года. Коэфф годности = (основные фонды на начало года – износ)/ основные фонды на начало года. Большие значения этих коэффициентов наблюдаются тогда, когда на предпр идет интенсивная замена оборуд вследствие реконстр или модерниз пр-ва.

Основные  показатели эффективности использования  основного капитала можно объединить в четыре группы: 1) показатели экстенсивного использования основных производственных фондов, отражающие уровень их использования во времени; 2) показатели интенсивного использования основных фондов, отражающие уровень использования по мощности (производительности); 3) показатели интегрального использования основного капитала, учитывающие совокупное влияние всех факторов – как экстенсивных, так и интенсивных; 4) обобщающие показатели использования основных производственных фондов, характеризующие различные аспекты использования (состояния) основного капитала в целом по предприятию. К показателям экстенсивного использования основных производственных фондов относятся коэффициент экстенсивного использования оборудования, коэффициент сменности работы оборудования, коэффициент загрузки оборудования. Коэффициент экстенсивного использования оборудования = фактическое количество часов работы оборудования/количество часов его работы по норме. Коэффициент сменности = общее количество отработанных оборудованием станко-смен/количество станков. Коэффициент загрузки оборудования = коэффициент сменности работы/ плановая сменность оборудования. Коэффициент интенсивного использования оборудования = фактическая производительность оборудования/плановая производительность оборудования. Коэффициент интегрального использования оборудования определяется как произведение коэффициентов экстенсивного и интенсивного использования оборудования и комплексно характеризует эксплуатацию его по времени и производительности (мощности). Обобщающими показателями основного капитала являются фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность труда, рентабельность основных производственных фондов. Фондовооруженность труда определяется как отношение стоимости основных фондов к числу рабочих на предприятии, работавших в смену с наибольшим количеством рабочих часов. Рентабельность основных производственных фондов характеризует величину прибыли, приходящейся на один рубль основного капитала, и определяется как отношение прибыли к стоимости фондов. Помимо перечисленных, имеются и другие показатели использования основных фондов, в том числе показатели технического состояния основных фондов, возраста, структуры фондов ит.д

Динамичные  методы оценки экономической эффективности  инвестиций на основе дисконирования.

В зависимости  от учёта фактора времени различают  статические и динамические методы оценки экономич. Эф-ти инвестиций. Метод чистой приведенной стоимости. Чистая приведенная (дисконтированная) стоимость - разница между приведенным (дисконтированным) денежным доходом от инвестиционного проекта и единовременными затратами на инвестиции.

Для использов  метода чистой приведенной стоимости  необходимо располагать след информацией:• о затратах на реализацию инвестиционного проекта;• о будущей сумме возможных доходов от реализации инвестиционного проекта; • об ожидаемом экономически целесообразном сроке использования инвестиционного проекта; • о требуемой норме прибыли (дисконтной ставке), по которой рассчитывается чистая приведенная стоимость.

Метод чистой текущей стоимости (NРV) состоит в следующем.

1. Определяется  текущая стоимость затрат (/о), т.е.  решается вопрос, сколько инвестиций  нужно зарезервировать для проекта.

2. Рассчитывается  текущая стоимость будущих денежных  поступлений от проекта, для  чего доходы за каждый год СР (кеш-флоу) приводятся к текущей дате.3. Текущая стоимость инвестиционных затрат (Iо) сравнивается с текущей стоимостью доходов (РV). Разность между ними составляет чистую текущую стоимость доходов (NРV).

Чистая приведенная  определена по формуле:

NV=суммаДт-Изт/(1+r) в степени т

где NV— чистая стоимость денежных средств за весь срок использования оборудования, руб.;

Д, — денежный поток в год t, руб.;

К — инвестиционные издержки на приобретение оборудования, руб

100 Государственное регулирование и пути повышения эффективности инвестиционной деятельности на предприятиях промышленности Республики Беларусь

Гос регулирование  инвестиционной деятельности предусматривает:

1. Прямое участие  государства в инвестиционной  деятельности путем:

1.1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета;

1.2. предоставления  гарантий Правительства Республики  Беларусь по кредитам, привлекаемым  для реализации инвестиционных проектов;

1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

1.5. предоставления  концессий национальным и иностранным  инвесторам.

2. Создание благоприятных  условий для развития инвестиционной  деятельности путем:

2.1. оказания  инвесторам государственной поддержки;

2.2. защиты интересов  инвесторов;

2.3. создания  на территории Республики Беларусь  свободных экономических зон;

2.4. определения  условий владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водами  и лесами;

2.5. проведения  эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;


 

 

Задачи  и инфраструктура технического обслуживания основного производства. пути совершенствования  технического обслуживания.

Эффективность производства, выпуск качественной промышленной продукции обеспечивается не только рациональной организацией выполнения технологических операций, но и уровнем технического обслуживания основного производства.

Задачами  технического обслуживания производства являются:

  1. Обеспечение цехов и РМ инструментами, приспособлениями, моделями и прочей технологической оснасткой как собственного изготовления, так и приобретенной со стороны;
  2. Ремонт технологического, транспортного и др. оборудования; уход и надзор за ним, постоянное поддержание оборудования в работоспособном состоянии;
  3. Обеспечение предприятия электрической, тепловой энергией, сжатым воздухом и другими видами энергетических ресурсов, как собственного производства, так и получаемых со стороны;
  4. Перемещение грузов внутри предприятия, а также поступающих на завод и отправляемых с него; проведение всех погрузочно-разгрузочных работ;
  5. Обеспечение цехов предприятия сырьем, основными и вспомогательными материалами и полуфабрикатами, сортировка, хранение и выдача их цехам и службам.

Для решения  задач технического обслуживания на предприятии создаются специальные  цеха и хозяйства. Их состав и масштабы определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия, его производственными связями. В машиностроении систему технического обслуживания образуют инструментальная, ремонтная, энергетическая службы, внутризаводской транспорт, материально-техническое снабжение, складское хозяйство. Ведущая роль в обслуживании основного производства принадлежит инструментальным и ремонтно-механическим цехам. Инструментальные цехи и службы завода призваны обеспечивать основное производство инструментом, штампами и приспособлениями соответствующего качества с минимальными издержками на его изготовление. От качества работы ремонтно-механических цехов зависят производительность труда рабочих, качество продукции, сроки службы оборудования. Энергетические цеха и службы обеспечивают предприятие электроэнергией, паром, газом и прочими видами энергии и энергоносителей. От работы энергетических цехов и служб зависит рост энерговооруженности труда, возможности развития технологических процессов производства, базирующихся на использовании энергии, например, сварки, пайки, гальванических процессов, а также качество работы таких энергоемких цехов, как кузнечные, литейные, термические и др. Транспортное хозяйство занимает в системе технического обслуживания особое место, поскольку объем грузоперевозок в несколько раз превышает вес вырабатываемых изделий, а транспортные маршруты взаимосвязаны с технологическими. Задача этой службы заключается в экономном и своевременном перемещении грузов. От качества и четкости работы заводского транспорта во многом зависят ритмичность работы основных цехов, длительность производственных циклов и уровень затрат на производство. По характеру работ все подразделения технического обслуживания можно разделить на две группы. Первая изготавливает технологическую оснастку всех видов, ремонтирует технологическое и другое оборудование, вырабатывает энергию всех видов, т.е. производит продукцию для осуществления технологических процессов, и образует вспомогательное производство. Вторую группу образуют подразделения, занимающиеся только обслуживанием и не производящие никакой продукции. Их функции: перемещение грузов, снабжение материалами, хранение готовой продукции и т.д. и т.п. Эти подразделения называются обслуживающими хозяйствами.

Задачи  и организационная структура  инструментального хозяйства. Планирование потребности в инструменте.

Основными задачами инструментального хозяйства  являются:

  1. Своевременное обеспечение всеми видами инструмента и оснастки.
  2. Правильная эксплуатация инструмента и оснастки в ходе производственного процесса.
  3. Снижение затрат на приобретение и изготовление оснастки и инструмента.

Состав инструментального  хозяйства определяется характером и типом основного производства, размерами предприятия. В связи  с этим структура инструментального хозяйства может быть как цеховой, так и безцеховой.

Наиболее характерным  для инструментального хозяйства  маши-ностроительного предприятия  является следующий состав: Инструментальный отдел. Инструментальный цех. Инструментальная группа при отделе материально-технического снабжения. Центральный инструментальный склад (ЦИС). Цеховые инструментально-раздаточные кладовые (ИРК). Количество инструмента, которое необходимо изготовить на заводе или приобрести на стороне в плановом порядке определяется исходя из норм расхода инструмента и изменения оборотного фонда, с учетом фактического остатка инструмента на ЦИС. Под оборотным фондом понимается количество инструмента, которое необходимо иметь в эксплуатации и в запасе для обеспечения бесперебойного хода производства. Величина потребности предприятия в инструменте на планируемый период в штуках определяется по формуле:А = Rc +Fo -Fн ,где  Rc – суммарный расход инструмента на планируемый период;Fo – нормативный оборотный фонд инструмента;Fн – фактический оборотный фонд инструмента на начало планового периода.Норма износа Tи определяется по формуле:Tи =[(Z/ L)+1)]tст(1-ηи), где Z – величина рабочей части инструмента, стачиваемой при переточке, мм;L – величина слоя, снимаемая с рабочей части при каждой переточке, мм;tст – стойкость инструмента (время машинной работы инструмента между двумя переточками), час;ηи – коэффициент преждевременного выхода инструмента из строя.Определение расхода инструмента может быть  основано на нормах его расхода.Норма расхода – это количество инструмента, необходимого для выполнения определенного объема работ. Помимо определения расхода инструмента для определения потребности в нем необходим также расчет нормативной и фактической величины его запаса, который называют оборотным запасом. В общем виде оборотный запас (R) складывается из запаса на рабочих местах (Rрм), в заточке, ремонте или проверке  (Rз,р); в инструментально-раздаточных кладовых (Rирк); на центральном складе (ЦИС) (Rцис), т.е. R= Rрм+ Rз,р+ Rирк+ Rцис. При периодическом снабжении инструментом рабочих мест число режущего инструмента (в шт.) на рабочих местах составляет Rрм = (Тп/Тс)mn+nφ где Тп – периодичность подачи инструмента на рабочие места, час;Тс – периодичность съема инструмента со станка, час;m – число инструмента, одновременно применяемого на одном рабочем месте, шт.;n – число рабочих мест, одновременно применяющих данный инст-румент;φ – страховой запас инструмента на рабочем месте, шт.Резервные (страховые) запасы (Rстр) создаются на случай повышенного расхода или несвоевременного получения инструмента. Переходящие (расходные) запасы (Rпер) изменяются от максимума до нуля. Максимальный переходящий запас равен размеру партии поставки инструмента.Тп – период времени между двумя очередными поставками инструмента в ИРК или ЦИС;Т3 – период времени выполнения заказа.Заказ очередной партии инструмента осуществляется при достижении запаса определенного уровня, так называемой точки заказа Rзак, который учитывает время выполнения заказа.Rзак=Rmin+tзакPс где  tзак – время выполнения заказа, сутки;Рс – среднесуточный расход инструмента, шт.Rперmax=tп.п Pс  tп.п – период поставки инструмента, сутки.

Задачи  и содержание технической подготовки производства. Структура подразделений  технической подготовки.

 

Основная задача тех контроля-предотвращение выпуска бракованной продукции. Форма и методы контроля достаточно разнообразны. Выбор конкретной формы или метода зависит от конкретных условий производ-ва. Технич контроль различают по видам: 1.по объему контроля-контроль качества продукции и тех процесса.2.по стадиям жизненного цикла изделия.3.по этапам производств процесса-входной,операционный,приемочный.4.по полноте охвата-сплошной,выборочный.5.по связи с объктом контроля во времени-летучий,непрерывный,периодический.6.по характеру воздействия на объект контроля-разрушающий,неразрушающий.7.по способу использования ср-в контроля-измерительный,регистрирующий,по контрольному образцу,визуальный,технич осмотр. Организацией работ по техническому контролю на предприятии занимается служба технического контроля,подчиненная непосредственно руководителю предприятия. Структура ОТК включает:

Начальник ОТК:

-общезаводские  подразделения входного хозяйства

-техническое  бюро

-зам начальника  ОТК(цеховое бюро тех контроля;контролеры  по видам работ)

-группа инспекционного  контроля

-лаборатория  испытания

Задачи  и содержание коммерческой деятельности предприятия.

Коммерция (от латинского  commercium – торговля)  в современном толковании имеет двойное значение: 1) самостоятельная отрасль народного хозяйства (торговля); 2) торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров.Но операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т.п. осуществляются во всех видах предпринимательства, поэтому коммерческую деятельность следует рассматривать не только как особый вид предпринимательства (торгово-посреднического), но и как элемент любой другой предпринимательской (а в более широком представлении и любой хозяйственной) деятельности. Поскольку акт купли-продажи сопровождается рядом других необходимых хозяйственных операций, коммерческую деятельность следует рассматривать как деятельность по осуществлению актов купли-продажи и сопутствующих операций:изучение спроса населения и рынка сбыта товаров,нахождение поставщиков и покупателей товаров,налаживание с ними рациональных хозяйственных связей,транспортировка товаров, организация торгового обслуживания и др.

Как практическая деятельность коммерческая деятельность возникла в глубокой древности одновременно с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. Торговые посредники были самые разные и выполняли широчайший спектр посреднических действий. Можно проследить определенную преемственность исторических и современных форм коммерческой деятельности.Государственное регулирование коммерческой деятельности как составная часть общей системы государственного регулирования экономики. Регулирование коммерческих отношений осуществляется, в основном, посредством принятия правовых актов, относящихся к этой сфере деятельности. Например, законы о защите прав потребителей. Объектом внимания государственных органов является повышение качества продукции, обеспечение ее безопасности. Эти вопросы регулируются на основе соответствующей нормативно-правовой базы.Коммерческая деятельность базируется на актах купли-продажи товаров, в основе которых лежит основная формула товарного обращения: Д – Т ... Т* - Д*.

Помимо этой основной функции товарное обращение  выполняет и другие, дополнительные функции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения, которые называют производственными. Соответственно, по характеру процессы, осуществляемые в торговле, также можно подразделить на два вида:коммерческие (или чисто торговые);производственные (или технологические).

Коммерческие процессы – это процессы, связанные со сменой формы стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров, а также взаимосвязанные с ними организационно-хозяйственные процессы, обеспечивающие беспрерывность процессов купли-продажи и не имеющие производственного (технологического) характера.

К основным коммерческим процессам относятся: -изучение и  прогнозирование покупательского  спроса; -выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров; -организация рациональных хозяйственных связей с поставщиками товаров (заключение договоров (контрактов) на поставку товаров, разработка и представление заявок и заказов на товары, организация учета и контроля за выполнением договорных обязательств, различные формы коммерческих расчетов и др.); -организация  и проведение оптовых закупок товаров у различных поставщиков; -организация и проведение оптовой и розничной продажи товаров; -рекламно-информационная деятельность; -формирование товарного ассортимента на складах и в магазинах, управление товарными запасами.


.

 

нвестиции: понятие, классификация, формы и  источники расширенного воспроизводства  основных фондов.

 

Инвести́ции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

По  объекту инвестирования выделяют: -Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах): -в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции. -Капитальный ремонт основных фондов. -Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау, человеческий капитал (воспитание, образование, наука) и т. д.

Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

- ценные бумаги, в том числе через ПИФы; - предоставленные кредиты; - лизинг (для лизингодателя)

Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены): -валюты; -драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов); -ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т.п.)

По  основным целям инвестирования: -Прямые инвестиции; -Портфельные инвестиции; -Реальные инвестиции; -Нефинансовые инвестиции; -Интеллектуальные инвестиции (связаны c обучением специалистов, проведением курсов и многим другим.)

По  срокам вложения: -краткосрочные (до одного года); -среднесрочные (1-3 года); -долгосрочные (свыше 3-5 лет)


По форме собственности на инвестиционные ресурсы: -частные; -государственные; -иностранные; -смешанные

Формой расширенного воспроизводства основных фондов явл  техн перевооруж, реконструкц или  расшир действующих предпр-ий, приобретение нового оборуд или строит-ство новых производственных объектов.

Одной из форм расширенного воспроизводства основных фондов является модернизация оборудования, под которой  понимается его обновление с целью полного или частичного устранения морального износа и повышения технико-экономических показателей до уровня аналогичного оборудования более совершенных конструкций.

К источникам собственных  средств фирм для финансирования воспроизводства основных фондов относятся: -амортизация; -износ нематериальных активов; -прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы.

К заемным источникам относ:  -кредиты банков; -заемные  средства других фирм; -долевое участие  в строительстве; -финансиров из бюджета; -финансиров из внебюджетных фондов.

Инновации: понятие, классификация и жизненный цикл. Инноваций.

Инновации - это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера.

Классификация:

1.по  степени новизны: -мировой новизны, не имеющих аналогов; локальной новизны-В масштабах страны, отрасли, предприятия, не применявшиеся ранее в данной стране, отрасли, на предприятии.

2.по  объекту применения: -продуктовые(ориентированы на производство и использование новых продуктов или услуг, новых материалов и т.д.); -технологические(означают создание и применение новых технологий в различных отраслях производства и областях человеческой деятельности);-процессные(инновации ориентированы на создание и функционирование новых организационных структур)-комплексные(сочетание различных инноваций).

3.по  степени значимости:- пионерные или базисные инновации; принципиально новые инновации; улучшающие инновации; простые или кодификационные инновации.

4.по  масштабам распостранения:-транснациональные;-межотраслевые;-региональные;-отраслевые;-в рамках п/п.

5.по  причинам возникновения: стратегические; -адаптивные;

6.по  эффективности реализации:-экономическую;-социальную;-экологическую;-интегральную эффективность.

Структура инновационного цикла: фундаментальные исследования; прикладные исследования; маркетинговые исследования; разработка(технические, технологические); проектирование; освоение; промышленное производство; реализация.

4 стации  инновационного цикла: исследование, разработка, производство, реализация.

Инновационная политика и государственное регулирование  инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Место и роль инновационной политики в структуре  государственного регулирования экономики  определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства.

Развитие современной  наукоёмкой экономики основано на ускоренном освоении результатов инновационной  деятельности.

Исходя из роли инноваций в обеспечении к/п продукции , увеличении экспортного потенциала и повышения эффективности, государственная политика должна предусматривать выработку конкретных механизмов, способствующих созданию правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.

  Главным  органом управления  инновационной  деятельностью в Республики Беларусь  является Национальная инновационная система Республики Беларусь (НИСРБ).

Основными функциями  НИСРБ являются:

-Разработка  и реализация стратегии инновационного развития;

-Обеспечение  финансирования программ инновационного  развития;     

-Обеспечение разработки  и контроля исполнения бизнес-планов (инновационных разделов) предприятий;                 

-Обеспечение выполнения  и контроля за показателями  инновационного развития ;     

-Исполнение мероприятий  государственной программы инновационного  развития;     

-Подготовка, повышение квалификации  и переподготовка кадров для  инновационной деят-сти; 

-Создание товаропроводящей  сети внутри страны и за  рубежом.

Использование маркетинга как специфической функции  управления предприятием. Принципы и  задачи маркетинга как функции управления.

 

Маркетинг– сис-ма внутрифирменного управ-я, которая направлена на изуч-е и учет спроса и требов-й рынка для более обоснованной ориентации произв-й деят-ти предпр-й на выпуск конкурентоспос-х видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам.

Особенность марк-га как спец ф-ции управления состоит  в том, что эта деят-ть ориентирована на создание орган-х, экономич и юр. условий для эффект-го функц-я и развития предп-я с учетом принятия решений на базе многовариант-х эконом-х расчетов.

Маркетинг как  управленческая деятельность включает в себя:

–изучение спроса  на конкр товар на опред-м рынке или его сегменте, требований потребителей к товару: его качеству, новизне, технико-экономическим и эстетическим характеристикам, уровню цены и другим ориентирам, включая возможные каналы сбыта;

–составление  исходя из комплексного учета рыночного спроса программы маркетинга по продукту, в которой на основе анализа всех необход-х факторов рассматр-ся возможн издержки произв-ва конкретного продукта, в том числе учитываются необход-е капиталовложения, затраты на НИОКР на основные товары, производственные, сбытовые, транспортные расходы, затраты на рекламу, техобслуживание и др.;

–установление верхнего предела цены товара и рентабельности его производства;

–разработку на основе программ маркетинга инвестиционной политики фирмы, расчет полных издержек производства и уровня рентабельности по фирме в целом;

–определение  конечного результата хозяйственной  деятельности фирмы: валовых доходов  и чистой прибыли после вычета стоимости материальных затрат, оплаты труда, уплаты всех видов налогов  и отчислений, включая проценты за кредит.

Глав назнач марк-й деят-ти в сис-ме управ-я процессом произв-ва — всестороннее изуч-е спроса, потреб-й и их учет в целях более правильной ориент-и произв-ва.

В основе маркетинга как ф-ции управления лежат след принципы: 1) Обоснованный свободный выбор определенных целей и стратегий функционирования и развития предприятия.;2) Комплексный подход к увязке целей предприятия с его ресурсами и возможностями, определение путей достиж этих целей в рамках маркетинговых программ по отдельным продуктам и по предприятию  в целом. При этом должны быть максимально использованы возможности и резервы производства;3) Достиж оптимального сочетания в управлении предприятием централизованного и децентрализованного принципов управления, постоянный поиск новых форм и инструментов управления для повыш эффективности производства.

Назнач марк-га как специф-й функции внутрифирм управ-я сост в том, чтобы обеспечить организацию деят-ти предпр-я исходя из глубокого всестороннего изучения и тщательного учета рын спроса, потреб-й и треб-й конкр-х потребителей к продукту., создать реальную возможность получения желаемых  конечных результатов деят-ти – макс и устойч прибыль


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Источники прибыли предпринимателя. Проблемы и практика учета предпринимательской прибыли на предприятии.

Формирование  прибыли от предпринимательской  деятельности представляет собой довольно сложный процесс, определяемый одновременным наличием множества различных источников, проявляющихся по-разному в зависимости от ситуаций. Каждая из таких ситуаций определяет возникновение своего вида прибыли. Так, различаются:

Прибыль, заработанная благодаря инициативе.

Прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах (или понесенный вследствие неблагоприятных  условий убыток).

Прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти (допускаемая прибыль).

Разумеется, такая  классификация достаточно условна. Очень часто прибыль предприятия  является результатом совпадения всех трех ситуаций. Тем не менее, приведенная классификация позволяет выделить источники формирования прибыли и проанализировать их.

Прибыль, заработанная благодаря инициативе

Прибыль и нововведения. Связь между ними легко установить в конкретных случаях, но весьма сложно выявить как общую закономерность. Существует четыре основных типа инноваций, порождающих прибыль:

  • производство нового товара или товара, отличающегося повышенным качеством по сравнению с ныне продаваемыми изделиями;
  • освоение нового рынка;
  • внедрение нового метода  производства или освоение нового источника сырья и материалов;
  • инновации в организационно-управленческой сфере.
  • Прибыль и риск. С давних пор риск считается одним из факторов формирования прибыли. Долгое время бытовало мнение, что прибыль (или, по крайней мере, ее часть) представляет собой вознаграждение за готовность идти на риск. В соответствии с современными представлениями, получение существенной части прибылей обусловлено дифференцированным  управлением риском.
  • Прибыль и масштабы компании. Один из способов «делать деньги» – это выбор такого масштаба, который будет характеризоваться оптимумом рентабельности.
  • Прибыль, полученная при благоприятных условиях
  •  Существуют так называемые неожиданные прибыли, для получения которых предприниматель не делает ни каких усилий. Например,  в 1961 году объем продаж одной мебельной компании в штате Северная Каролина США резко расширился после того, как стало известно, что президент Кеннеди пользуется выпущенной ею креслом-качалкой. 

Допускаемая прибыль

 Допускаемая  прибыль представляет собой «институциализированный»  доход: ее формирование в меньшей  мере зависит от экономических  факторов, чем от решения какого-либо  общественного института или  от договора  между различными институтами (слово «договор» употребляется в данном случае в его социальном значении). Под институтами понимаются государство, компании, ассоциации предпринимателей, профсоюзы и другие. Во всех случаях решение касается признания необходимости постоянного получения прибыли.

 

Калькулирование себестоимости продукции: сущность, виды, калькуляционные статьи затрат в промышленности

Калькулирование-система расчетов,с помощью кот определ себ-ть единицы прод-ции или выполненых работ.Различают: нормативную,проектно-плановую,отчетную.

Нормативная рассчитывается исходя из технологич норм и нормативов использования средств произ-ва и раб времени

Проектно-плановая-разрабатывается на опред временный отрезок исходя из прогрессивных норм и нормативов расхода материальных, трудовых и др видов рес-в

Отчетная-составляется по данным бухг учеьа произ-ных затрат и помимо целей сравнения с плановыми данными,явл важным инструментом фин контроля над рациональным использованием в произ-ве различных видов ресурсов.

Предприяте самостоятельно определяет перечень калькуляционных статей в соотв. с отраслевыми инструкциями по планированию.Основ требованием явл прямые затраты,кот непосредственно связаны с произв-ом продукции.Они могут быть включены в себ-ть отд видов прод-и на основании установленных норм.Косвееные затраты связаны с работой цехов и пред-ий в целом,а поэтому они одновременно относятся ко всем видам выпускаемой прод-ии.

Качество  продукции: понятие, функции, социально-экономическое  значение его повышения.

Качество — совокупность свойств и характеристик товара или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции определяется как степень с которой совокупность собственных характеристик изделий выполняет требования потребителей к их качеству.

Как экономическая  категория качество продукции реализует  следующие функции:1меру удовлетворения потребностей;2важнейшего свойства товара или услуги, без которого невозможно получить признание потребителей;3определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, цена, конкурентоспособность.

Значение  повышения качества продукции для  социалано-экономического развития страны и предприятий состоит в следующем:1. Улучшение качества товаров массового потребления обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения, что свидетельствует о прогрессе его жизненного уровня. 2 Повышение качества продукции является фактором экономии живого и овеществленного труда, а значит и роста эффективности производства. Улучшение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнительных производственных мощностей и привлечения дополнительных инвестиций. З. Рост экологических параметров продукции ведет к улучшению экологической обстановки.4. Повышение качества продукции расширяет экспортные возможности предприятий и страны. Качество продукции зависит от многих факторов, важнейшее место среди которых занимает научно-технический прогресс, инновационная и инвестиционная активность предприятий, организация производства, труда и управления, мотивация и стимулирование труда, профессиональный и квалификационный уровень персонала и другие. Многообразие факторов повышения качества продукции обусловливает систему показателей качества, необходимость ее оценки и создания на предприятии системы обеспечения качества продукции.

 

Классификация предприятий и их организационно-правовых форм.

 

Классификация предприятий осуществляется по следующим признакам.

  • Формам собственности:
  • государственные (в том числе коммунальные);
  • частные (в том числе совместные, смешанные).
    1. Принципу отнесения отраслей к сферам производства'.
  • предприятия по производству товаров (промышленные, сельскохозяйственные, строительные и т.д.);
  • предприятия по производству услуг (здравоохранения, образования, науки и культуры и т.д.).
  1. Размерам предприятия:
  • малые (до 100 работающих);
  • средние (от 101 до 500 работающих);
  • крупные (более 500 работающих).
  1. Принадлежности капитала и его контролю: я национальные;
  • зарубежные (национальные за рубежом).
  1. Цели:
  • получение прибыли (коммерческие предприятия);
  • удовлетворение, главным образом, социальных потребностей домашних хозяйств (некоммерческие предприятия).

Цели юридических  лиц:

- Получение прибыли

- Удовлетворение  потребностей без получения прибыли

Организационно-правовые формы подразделяются на:

Коммерческие  предприятия:

1. Хозяйственные  товарищества:

- полные товарищества

- коммандитные  товарищества

2. Хозяйственные  общества:

- ОАО

- ЗАО

- ООО

- ОДО

- Дочерние и  зависимые общества

3. Производственные  кооперативы

4. Унитарные  предприятия

Некоммерческие  организации:

- потребительские  кооперативы

- учреждения  для осуществления управленческих и социально-культурных функций

- благотворительные  и другие фонды

- общественные  и религиозные организации (объединения)

- объединения  юридических лиц (ассоциации и  союзы)

 

Классификация работников, движение кадров и показатели использования рабочего времени  на предприятии.

Классификацию работников на предприятии можно  представить по признакам:

  1. По признаку участия в производств. Деят-ти:

-промышл-произв  персонал (ППП), занятый на предприятия  основной произв деят-ю в сфере  упр-я, подгот произв-ва,созд мат  ценностей

-непромышленный  персонал непроизв организаций  и подразд предпр-я, занятый  не основн деят-ю

2) По признаку  выполняемы ф-ций:

-рабочие (осн  произ-ва, вспомогат и обслуж)

-служащие (руководители, специалисты функциональных служб,  прочие служащие)

В зависим от хар-ра и сложности выполняемых  работ ППП делят по: профессиям, специальностям, уровню квалификации.

Кадры предприятия  – совокупность работников различных  проф-квалификационных групп, занятых  на предприятии и входящ в его  списочный состав.Структура кадров опред удельным весом каждой категории  работников (dpi,%) в общей среднесписочной численности персонала предприятия (Чппп)   dpi=(Чi/Чппп)*100

Состояние кадров на предпр определяется их движением, которое характериз их текучестью и  приемом, а в конечном счете, - уровнем  стабильности кадров

  1. Коэф-т текучести кадров Ктк=(Чувt/Чппп)*100, Чувt-кол-во работников уволенных за наруш трудовой дисциплины и по собств желанию
  2. Коэфф-т приема кадров Кпк=(Чпt/Чппп)*100, Чпt- кол-во работников,принятых на работу за отчетный период
  3. Коэф-т стабильности кадров Кск= 1- (Чувt/Чt-1+Чпt), Чt-1-среднесписочная численность работающ на предприятии в году t-1, предшеств отчетному году

 

 

Коммерческие  посредники  и их роль в организации  обращения товаров.

Практика хозяйствования в рыночных условиях показывает, что  производителю в ряде случаев  невыгодно отвлекаться от основной производственной деятельности на выполнение функций закупки и сбыта собственными силами. Это определило особую роль и значимость коммерческих посредников в процессе хозяйственного оборота. Посредник – это юридическое или физическое лицо, находящееся между другими контрагентами коммерческого процесса и выполняющее функции их сведения друг с другом для обмена товарами, услугами и информацией. Контрагенты – это производители товаров, оптовые и розничные потребители. Полезность привлечения посредника оценивается, как правило, полученной заказчиками экономией на транспортных операциях, хранении, сбыте продукции и сервисном обслуживании. Однако, на практике бывают случаи, когда заказчик сознательно идет на затраты при посреднических услугах, которые выше его собственных. К таким затратам он прибегает преднамеренно, так они приносят ему другие выгоды в области повышения качества и престижности продукции, делают его рекламу более эффективной и в целом повышают имидж фирмы на товарном рынке. В свою очередь, деятельность посредника будет считаться эффективной лишь в случае, когда его доходы от закупки у поставщика продукции, последующей ее продажи (перепродажи) будут выше его собственных затрат. Одной из наиболее распространенных разновидностей торгово-посреднических структур являются дилерские компании и фирмы. Их главная особенность – работа за свой счет, покупка товаров в собственность и последующая их перепродажа. Дилеры сами выбирают продавцов и покупателей из желающих прибегнуть к услугам посредников или обслуживают своих клиентов по их заказам. В последнем случае, работая от своего имени, дилерские организации могут одновременно представлять крупных и известных производителей и помогать им, таким образом, в создании крупномасштабного имиджа. Одной из форм такого сотрудничества, наиболее престижной, является выполнение дилерскими компаниями дистрибьюторских функций в отношении производственных, торговых и финансово-промышленных групп, особенно зарубежных. Заключая дистрибьюторские контракты, дилерские компании выполняют функции официальных представительств на местах со всеми вытекающими последствиями. В такой ситуации корпорации производители создают в районе сбыта сеть распределительных центров, с которыми сотрудничают независимые дистрибьюторы, обслуживающие конечных потребителей. Другая многочисленная группа коммерческих посредников – агенты и брокеры. Отличительная их черта – обслуживание торговых сделок без приобретения права собственности на товар. Услуги их оплачиваются в виде процентов, зависящих от сложности обслуживаемых ими торговых сделок. Агенты и брокеры занимают более прочное положение в оптовой торговле машинами, оборудованием, комплектующими изделиями, чем на рынке сырья, материалов, полуфабрикатов. Это вызвано тем, что продвижение к потребителю машин, оборудования и комплектующих изделий связано с более высокими удельными издержками по отношению к продаже сырьевых товаров, а также высокой трудоемкостью самого процесса продажи, сопряженного с оказанием значительных объемов консультационных, сервисных по установке и эксплуатации и т.п. услуг. При всем многообразии агентов можно выделить такие основные группы, как промышленные, сбытовые и торговые.

Коммерческий  расчет как метод хозяйствования: сущность, предпосылки, признаки, принципы.

Коммерческий расчет – метод хозяйствования, реализующий рыночные отношения с целью получения предприятием прибыли. Он присущ только тем предприятиям, которые ведут коммерческую деятельность, реализуют свои производственные товары (услуги)  и получают прибыль. Предпосылками организации коммерческого расчета на предприятии являются: частная собственность и соблюдение принципов предпринимательства; правовая защита собственности и конкуренции; свободное перемещение труда и капитала; свободное ценообразование; оптимальное государственное регулирование экономики; наличие и соблюдение норм и нормативов использования трудовых и материальных ресурсов в производстве; соблюдение принципов, форм и методов современной организации производства и труда; эффективная мотивация и стимулирования труда в зависимости от конечного результата производства. Принципы коммерческого расчета – это ключевые аспекты успешной работы предприятия, самофинансирование, самоокупаемость и рентабельность; экономическая заинтересованность и экономическая ответственность; хозяйственная самостоятельность; испытание конструкцией.

Конкурентные  стратегии развития предприятий: виолетная, патиентная, экспериментная, коммутантная. Преимущества и недостатки.

 
Сущность виолентных (силовых) стратегий  заключается в стремлении организации доминировать на достаточно широком рыночном пространстве за счет высокой внутренней производительности труда, низких издержек производства, а, следовательно, и низкой цены производимой продукции. Достижение подобных целевых установок требует организации массового производства товаров, ориентированных на среднего покупателя со среднестатистическими потребностями и возможностями. Девиз виолентов: «Дешево, но прилично; «дорого и плохо»). 
Патиентные (нишевые) стратегии предполагают ограничение организацией ассортимента и объема выпускаемой продукции при одновременном особом внимании к ее качеству. Суть данного подхода заключается в стремлении уклониться от прямого влияния конкурентов-виолентов через определение и активное формирование на рынке сегментов со специфическими потребностями. Девиз патентов: «Дорого, зато прилично». 
Коммутантные (соединяющие) стратегии нацеливают на максимально быстрое удовлетворение небольших по объему кратковременных и часто меняющихся потребностей. Девиз коммутантов: «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы». 
Эксплерентные (пионерские) стратегии ориентируют организацию на радикальные нововведения и развитие на рынке спроса на принципиально новые товары и услуги. Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».

 

Конкурентоспособноть  и конкурентные преимущества организации(предприятия): понятия, факторы и методы оценки, проблемы и пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

Конкурентоспособность предпр – это его способность производить и реализовывать на рынке конкурентоспос-ый товар или услугу. Конкурентоспособность товара – это степень реальн или потенциальн удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентное преимущество – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает данный субъект хозяйствования и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Факторы конкурентоспос предпр вкл внутренние и внешние факторы. Внешние факторы конкурентоспособности:- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли;- характеристики спроса на товары предпр;- развитость и конкурентные преимущества отраслей; - методы гос регулир поведения производителей и покупателей. Внутренние факторы:1. Структурные:- прогрессивность производств-ой структуры предпр;- совершенствование организационной стр-ры предпр; - уровень регулирования производственных процессов; -сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.2. Ресурсные:- уровень эффективности использования трудовых, матер, нематер и фин ресурсов;- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность;  3. Технические:- удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;- уровень качества изготовления товаров.4. Экономические:- показатели рентаб прод, производства, капитала, продаж; - финансовая устойчивость предпр;   Конкурентоспособность предпр оценивается 3 методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, матер, нематер  и фин производственных ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предпр и его доли на рынке.

Пути повышения конкурентоспособности отечественных предприят:- повышение качества прод и уровня послепродажного обслуживания ;-снижение себест-ти, цены потребления товара;- проведение целевых маркетинговых исследований; -совершенствование прогнозирования, планирования, организации, контроля. - применение инноваций с целью повышения экономической эффективности использования трудовых, матер, нематер. и фин ресурсов;- создание конкурентной среды в отраслях, разработка предприятиями конкурентных стратегий и периодическое их обновление; - ориентация высшего образования и системы повышения квалификации специалистов на конкурентоспособность предпр.

Конкурентоспособноть  и конкурентные преимущества товара: понятия. Факторы и методы оценки.

Товар — это прод труда, которая удовлетворяет определенные потребности человека через рынок. Конкурентоспос-сть товара это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Среди товаров аналогич назначения большей конкурентоспос-стью на рынке обладает тот который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект и минимальную цену потребления. Конкурентные преимущества товара достигаются за счет пр-ва, прежде всего, нового востребованного товара или на основе эффективного использования всех ресурсов предпр и снижения издержек пр-ва с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара который выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Факторы конкурентных преимуществ товара подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относ: -уровни конкурентоспос-сти страны, отрасли, региона, предпр; -сила конкуренции на рынке товаров; - появление новых потребностей; и т.д. К внутренним факторам конкурентного преимущества товара относ: -новизна структуры или состава товара; - рациональность организац и производств структур предпр; -конкурентоспос-сть персонала предпр; т.д.

Основными факторами конкурентоспос-сти товара явл : - цена потребления товара; -уровень качества товара (в сравнении с конкурирующих предпр);- соотношение цены потребления товара и качества товара; и т.д. Среди факторов конкурентоспос-сти товара наиболее важным явл соотношение качества товара и цены его потребления.

Методы  оценки классифицируют на: -прямые и косвенные; -методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления прод, или реализации и эксплуатации товара; Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара; расчетные методы.

К прямым относятся методы, основанные на использование общего показателя конкурентоспос-сти товара. К косвенным относ методы, основанные на анализе только параметров отдельных свойств прод, главным образом, техн или эконом параметров прод.  Методы, применяемые на стадиях проектир и изготовлен прод, основаны на определении уровня ее потенциальной конкурентоспособности. Эти методы используются для обоснованного принятия решения о целесообразности ее промышленного пр-ва. Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара, в основном используются для обоснованного принятия решения о целесообразности модернизации или разработки новой прод. Расчетные методы оценки конкурентоспособности вкл комплексный метод, метод соотношений качества (полезного эффекта от использования товара) и затрат, Экспертный метод и др. Комплексный метод- определение интегрального показателя конкурентоспособности рассматриваемого товара по отношению к товару-конкуренту. Метод соотношения полезного эффекта от использования потребителем товара и затрат. Экспертные методы определения конкурентоспос-сть товара основаны на использовании опыта специалистов-экспертов. Например, экспертный метод применяется для оценки отдельных видов прод легкой и пищевой пром-сти при анализе таких свойств, как мода, аромат, вкусовые качества прод и т.п.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"