Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

Организация внутризаводского транспорта. Маршруты перевозок грузов. расчет потребности  предприятия в подвижном составе.

Внутризаводское транспортное хозяйство должно решать следующие задачи:

  1. Своевременное обеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг;
  2. Рациональная организация эксплуатации транспортных средств при минимальных затратах.

Внутризаводской транспорт является неотъемлемой частью технологического процесса. В состав транспортного хозяйства могут входить железнодорожный транспорт, колесный транспорт с гаражами и ремонтной базой, подвесные дороги и т.д.Структура транспортного хозяйства определяется грузооборотом. Грузооборотом называется общая масса грузов транспортируемых на предприятии за определенный период (сутки, месяц, год).Объем грузов, перемещаемых в определенном направлении между пунктами погрузки и выгрузки за отдельный период времени называется грузопотоком. Грузооборот равен сумме всех грузопотоков на предприятии. Работа транспорта на внутризаводских перевозках определяется типом производства. В условиях массового производства для каждой транспортной единицы закрепляется определенный маршрут. Такие маршруты бывают маятниковыми и кольцевыми. Маятниковые перевозки обеспечивают транспортировку грузов между двумя постоянными пунктами. Кольцевые перевозки применяются для обслуживания ряда постоянных пунктов, связанных последовательной передачей грузов по замкнутому маршруту. В серийном производстве работа транспорта организуется по сменно-суточным планам, в единичном производстве – по разовым заявкам. Планирование всех перевозок осуществляет транспортный цех (отдел) предприятия, он также осуществляет оперативное управление эксплуатацией транспорта и его ремонт, учет работ транспортного хозяйства. Транспортный цех, как правило, подчиняется коммерческому директору или заместителю директора по общим вопросам. В основе всех расчетов лежит показатель суточного грузооборота. Суточный грузооборот рассчитывается по формуле: Qсут =(Qг /Д)·Kнер ,где    Qсут – суточный грузооборот в тоннах;Qг - годовой грузооборот;Д – число рабочих дней в году;Kнер - коэффициент неравномерности поступления грузов (1,1 - 3,0).Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний, состояния дорог, способа их погрузки-выгрузки и т.д.Расчет количества транспортных средств определяется формулой: С = Qсут/ (qKqRр)  где   Qсут – суточный грузооборот, т;q – грузоподъемность транспортной единицы, т;Kq – коэффициент использования грузоподъемности;Rр – число рейсов в сутки.Число рейсов в сутки определяется формулой: Rр = (Fдн·Kвр)/Tтр  ,  где   Fдн – суточный фонд времени работы транспорта, мин;Kвр – коэффициент использования транспортного средства во времени;Tтр – транспортный цикл, мин.Количество транспортных средств непрерывного действия определяется по формуле:Сн = Qч / qч  ,где   Qч - часовой грузооборот в тоннах;qч – часовая производительность транспорта, т/ч. qч = ( М.60.v)/a  ,  где   М – масса одной грузовой единицы, т;V – скорость движения транспорта, м/мин;

а – расстояние между двумя смежными грузами  на транспорте, м.В условиях механизации  и автоматизации транспортных и  складских операций широко применяются контейнеры и средства пакетирования, ко-личество которых определяется по формуле:Сконт = [Qплан (1+Kнер+Kр)]qк,  где   Qплан – грузооборот за расчетный период, т;qк – выработка на один контейнер за расчетный период, т/ед.врем.;Kнер – коэффициент неравномерности перевозок;Kр - коэффициент ремонта контейнеров.Выработка на один контейнер определяется по формуле: qк = qстат (Fk-Fн)/To ,где  qстат – статическая нагрузка контейнера, т;Fk,Fн – количество дней соответственно в расчетном периоде и нахождения контейнера в ремонте, дни;To – время одного оборота контейнера, дни.

Организация (предприятие) как рыночный субъект  хозяйствования: понятие, цели, функции  и процесс создания.

 

Предп.-самост.хоз-щий субъект, обл. правами юридического лица, деят. кот.осущ-ся на свой риск и под свою имущ.  ответственность с целью получения прибыли, кот.явл. результатом реализации продукции (услуг, работ) и удовлетворения соц. и эконом.целей. По Гражд.кодексу РБ предп.- это имущественный комплекс, используемый для осуществления предп. деят-ти. Обеспечение гл.цели предп.- получение прибыли, удовлетворение соц. и экон.потребностей потребителей предпологает выполнение след.подцелей: а) экономических; б) социальных; в) технических и технологических; г) экологических. Осн. функциями предп. явл.: 1)производство продукции (услуг,работ) и ее реализация потребителям; 2)послепродажное обслуживание товаров; 3) материально-техничсекое обеспечение производства на предпр.; 4) управление и организация труда персонала на предп.; 5) обеспечение развития предп. и рост объема производства; 6) соблюдение действующих законов, стандартов и нормативов; 7) уплата налогов и др.платежей.

Процесс создания предприятия включает: 1.выбор места расположения предпрития; 2.разработку стратегии развития предприятия; 3.поиск и выбор партнеров, на основе конкурса; 4.разработку бизнес-плана и подготовку проекта технико-экономич.обоснования создания предприятия; 5.подготовку учредительных документов (устава предприятия, в котор.излагаются правила эконом.поведения предприятия; размер и порядок формирования уставного фонда, порядок образования имущества предприятия и условия распоряжения этим имуществом, порядок распределения прибыли, условия реорганиз.и ликвид.предприятия; заключение экологич.экспертизы; 6.госуд.регистрацию.

Стратегия развития предприятия – формирование оптимальной модели его развития на основе определения стратег.целей и способов их достижения при огранич.ресурсах на заданную перспективу.

В связи с  динамикой производственного потенциала, обострением конкуренции, возможностями иновац.-инвест-онного развития и адаптации производства к условиям рынка предприятие может проходить разные стадии развития:

1) создание предприятия  и разработка стратегии его  развития; 2) реорганизация –изменение организац.структуры управления; 3) реструктизация –преобразование структуры предприятия; 4) санация –финан.оздоровление предприятия при угрозе его эконом.несостоятельности; 5) банкротство-удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финан.обязательства; 6) ликвидация предприятия – прекращение его деятельности.

Организация конструкторской подготовки производства. Сущность и значение конструкторской  стандартизации и унификацию.

Организация проектирования и производства в значительной степени зависит от сложности создаваемой техники.

Разработка нового изделия производится в большинстве  случаев научно-исследовательским  институтом (НИИ), который специализируется в той или иной области. Разработчиками новых изделий могут также являться опытно-конструкторские бюро (ОКБ) или специальные конструкторские бюро (СКБ) предприятий. В роли заказчика выступают организации и предприятия, которые покупают и эксплуатируют изделия  и  имеют для этого финансовые возможности. Технические, юридические и финансовые отношения между разработчиком и заказчиком регламентируются договорными отношениями и законодательством государства.

Процесс разработки новых изделий осуществляется в  несколько стадий – это структурное, функциональное, схемотехнические и конструкторское проектирование.

При структурном  проектировании на основании технического задания (ТЗ) разрабатывается структурная  схема, определяющая структурные основные части изделия (устройства, блоки, их взаимоотношения взаимосвязи). При функциональном проектировании разрабатываются подробные функциональные схемы устройств, агрегатов, блоков. При схемотехническом проектировании разрабатываются принципиальные схемы устройств. При конструкторском проектировании  выбирается структура пространственных, энергетических взаимосвязей  частей конструкции, определяются материалы, комплектующие изделия и т. д.

Техническое задание является основным документом ОКР. Оно составляется исполнителем, на основании требований предъявляемых к изделию заказчиком и устанавливает основное назначение, показатели качества изделия, технические, экономические и другие специальные требования, предъявляемых к разрабатываемому изделию, объемам, срокам и стадиям разработки, комплектности и составу технической документации, порядку испытаний, вводу в эксплуатацию, объем финансирования, гарантийные обязательства и т.д.

При разработке сложного изделия на основании общего технического задания составляются частные  технические задания  на отдельные составные части (устройства, блоки, узлы), разработка которых может осуществляться  различными субподрядными организациями, подразделениями и службами. Объем производственных и экономических требований в частном техническом задании меньше, однако технические требования, которые являются частью технического задания, излагаются более подробно и содержат дополнительные данные.

В процессе выполнения ОКР проводятся все конструкторские  и технические расчеты, а также  необходимые экспериментальные исследования. ОКР заканчивается разработкой полного комплекта конструкторской и технологической документации на изделие и предъявлением заказчику опытного образца или опытной партии изделия, выполненного по этой документации.

Организация премирования  работников организации (предприятия): задачи,  показатели, условия, периодичность.

 

Премирование - это денежная сумма, которая выдается сотрудникам организации помимо заработной платы для финансового стимулирования за хорошо выполненную работу.

Компании, которые  имеют собственный бюджет, могут  устанавливать премии и прочие денежные надбавки за счет своих средств. Эти выплаты оговариваются в коллективном договоре или же вводятся коллегиальным органом работников. Если в компании не имеется коллективный договор и коллегиального органа, то работодатель вправе самостоятельно устанавливать денежные премии для своих работников.

Премирование  разделяется на два вида: предусмотренное системой оплаты труда и разовое премирование.

В первом случае, премирование подразумевает некую  периодичность в выплатах, т.е. премия может быть месячная, годовая и т.п. для определенной категории работников. Поскольку эти премии являются составной частью системы оплаты труда в компании, они должны выплачиваться на основании реальных показателей и условия премирования должны быть отражены в специальном премиальном положении. Положение затем утверждается руководителем организации, коллегиальным органом или профсоюзом, если он имеется.

Следующий вид  премирования - единовременная денежная выплата, которая не входит в систему  оплаты труда. Разовые премии более конкретизированы по своему характеру. Они могут выплачиваться за определенные успехи или могут быть связаны с праздничными или юбилейными датами.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Организации складского и тарного хозяйства.

Все поступление, приемка, хранение материалов, их подготовка к производственному потреблению, снабжение цехов материалами и т.д., осуществляется через организацию складского хозяйства. По месту в производственном процессе склады предприятия подразделяются на материальные, производственные и сбытовые. По роду хранимых материалов склады бывают универсальные и специализированные.По техническому устройству склады подразделяются на открытые (площадки), полузакрытые (навесы) и закрытые (здания).Общая площадь складских помещений определяется формулой: Роб = Рп + Ро+ Рк + Рс , Где   Роб – общая площадь складских помещений, м2п  - полная площадь, занятая материалами, м2о – оперативная площадь, занятая приемно-отпускными и сортировочными площадками, проходами и проездами, м2к – площадь, находящаяся под колоннами, перегородками, подъемниками, лестницами и т.д., м2с - площадь служебно-бытовых помещений, м2.Отношение полезной площади Рп к общей Роб называется коэффициентом использования площади склада: Ки = Рп / Роб .Полезная площадь склада может определяться укрупненной (через нормативы) или точно через необходимое количество стеллажей. При определении полезной площади точным методом, расчет осуществляется в следующем порядке. Определяют необходимое для хранения материалов число ячеек:Nяч =(Zmax)/(VячYKз) , где    Nяч – число ячеек, занятых под грузом;Zmax – максимальный запас, кг;Vяч – объем одной ячейки, м3;Y – объемный вес материала, кг/м3;Kз – коэффициент заполнения объема ячейки.2.Определяют необходимое количество стеллажей: Nст = Nяч/ n  , где   Nст – количество стеллажей;Nяч – общее число ячеек;N – число ячеек в одном стеллаже.3. Определяют полезную площадь склада:Pп = Nст. P , где Pп – полезная площадь склада, м2; Nст – количество стеллажей;P – площадь одного стеллажа, м2.Остальные виды площади склада определяются по нормативам строительного и технологического проектирования. Учет материальных ресурсов производится как на складе, так и в бухгалтерии предприятия на основании сопроводительных документов. Учет ведется, как правило, на ЭВМ.На большинстве предприятий создаются специализированные цехи (участки) по изготовлению и ремонту тары.Тара – вид изделий, предназначенных для укладки и упаковки различного рода материальных ценностей. Она обеспечивает условия для сохранности материальных ценностей, удобства при погрузке, разгрузке и перевозке на транспортных средствах, лучшее использование сладских помещений и транс-портных  средств. В зависимости от назначения и хранимых материальных ценностей используется различная тара: металлическая, деревянная, пласт-массовая, жесткая, мягкая, разборная, специальная, внешняя, внутренняя и т.д.Внешняя тара – это тара одноразового использования, что обуславливает значительные затраты на ее изготовление. Потребность во внешней таре определяется на основании норм расхода тарных материалов и годовой программы реализации продукции. Количество внутренней производственной тары определяется исходя из объемов хранимых и перевозимых внутри предприятия грузов. При планировании потребности (и затрат) в таре необ-ходимо учитывать многократное ее использование. Конструирование тары на основе сборно-разборного принципа обеспечивает многократное ее использо-вание и уменьшает затраты в несколько раз.

Организационные структуры. Классификация и характеристика основных видов организационных структур.

 

Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Классификация ОСУ:

-линейная система управления – схема непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Такая система достаточно проста и вполне эффективна.

-функциональная система управления – система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т. д.

-линейно-функциональная система. Решения, подготовленные функциональными подразделениями, рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их подчиненным подразделениям.

-матричная система управления – сеть горизонтальных связей, многочисленные пересечения которых с вертикальными образуются в результате взаимодействия руководителей проектов.

-матрично-штабная система управления – система отражает все виды руководства и обеспечивает всестороннюю координацию деятельности между ними, сохраняя единство распорядительства и контроля на высшем уровне.

Организационно-экономический  механизм обеспечения  конкурентоспособности  предприятий и товаров.

Основой современного механизма повыш конкурентоспособности  предпр и товаров явл инновационная  модель развития экономики. Эта модель представляет многофункциональную и комплексную систему взаимодействия управления активизацией инновационно-илвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией предприятия к внешней среде и повышением эфф-сти использования матер, трудовых. интеллектуальных и фин ресурсов. Реализация инновационной модели повышения  конкурентоспособности предпр и товаров предполагает формирование организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности .Данный механизм включает инновационное управление на микроуровне, рыночный компонент функционирования предприятий, новые формы и методы государственного регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макро-, мезо- и мегауровнях, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности предприятий и степень удовлетворения спроса на конкурентоспособные товары и услуги .1ый компонент механизма — инновационное управление повышением уровня конкурентоспособности предприятий и товаров на микроуровне. 2-ой компонент механизма — рыночное саморегулирование конкурентоспособности предприятий и товаров, которое направлено на постоянное поддержание конкурентоспособности товаров на основе соблюдения рыночного механизма, который включает взаимодействие спроса, предложения, цены, конкуренции и неценовых факторов спроса и предложения. 3-ий компонент механизма инновационные формы и методы государственного регулирования конкурентоспособности предприятий и товаров — представляет собой деятельность государства, направленную на создание новых эффективных условий для повышения конкурентоспособности предприятий страны и производимых ими отечественных товаров. 4-ый компонент механизма — регулирование конкурентоспособности предприятий и товаров на мезоуровне — отличается от регулирования на макроуровне не формами и методами, а масштабами регулирования. 5-ый компонент механизма — регулирование конкурентоспособности страны — основывается на международном сотрудничестве стран и их конкуренции, направленной на поддержание и повышение конкурентоспособности собственных предприятий и их товаров.

Организационно-экономический  механизм регулирования природопользования и источники финансирования.

 

Орг-нно-эк-ого  механизма регу-ния природополь-ния - это система форм и методов  гос, произв-ого и рыночного регулир  процессов природополь-ния, обеспеч достижения конеч целей этой сферы- удовлетворен потребности общ-ва в сырье, материалах и чистой окруж среде.

Этот механизм включает ряд внешних механизмов - механизм разрешения глобальных экологич проблем в мире, механизм разрешения экологич проблем на межгосударств уровне и прежде всего соседних государств, механизм разрешения экологических проблем отдельной страны.

Целями данного  механизма являются: а) обеспеч гармоничного взаимодействия природы, общ-ва и субъектов  хозяйствования на основе научно обоснованного  сочетания экологич, экономич и соц интересов; б) выбор наиболее эффектив методов природопольз по предотвращению и ликвидации негативного влияния производственной деят-ти на окружающую среду; в) сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала страны.

Общая структура  этого механизма состоит из трех блоков: форм и методов гос регулирования  соц-экономических процессов по разрешению экологич проблем; методов рыночного регулирования спроса и предложения на отдельных экологических рынках; форм и методов управления процессами рационального природопользования на уровне отдельных предприятий.

Первый блок включает: 1) Правовое регулирование и обеспечение рационального природопольз и охраны окруж среды. 2) лимиты и плотежи за пользование прир ресурсами. 3) Гос прогнозир, планир, контроль и надзор. 4) экономич стимулирование природоохранной деят-сти. 5) Организацию финансиров природоохранных мероприятий. 6) Экологич воспит и образов. 7) экологич стандартизац.

Второй  блок вкл методы рыночного регулиров процессов природопольз, которые основаны на законах спроса и предложения на экологич товары и услуги на следующих рынках:- рынках экологич чистых товаров; - рынках прир ресурсов;  - рынках капиталов и кредитов, необходимых для осущ природоохранных мероприятий; - рынках услуг по предоставлению предпр-ям права пользоваться местными очистными сооружениями; -рынках, предоставляющих право пользоваться прир ресур-ми;-рынках экологич страхования;-рынках лицензий на выбросы вредных веществ.

Третий  блок - формы и методы управления рациональным природопользованием на предприятии, которые включают:- эфф-ое ис-ие налоговых льгот и средств целевых фондов охраны природы; -научно обоснованную реализацию функ-ой системы управления, которая вкл прогнозир, планир, организацию, учет, контроль и др; - совер-ние техн-их процессов и внедрение новой техники с меньшим уровнем выбросов вредных примесей и отходов в окруж среду.

Комплексная реализация форм и методов всех трех блоков организационно-экономич механизма регулирования процессов природопользования и охраны окруж среды способна решать экологические проблемы и способствовать достижению целей устойчивого развития страны.

Финансирование  экологических программ по охране окружающей среды производится за счет: республиканского и местных бюджетов, средств юр лиц, добровольных взносов населения и иностранных граждан, внебюджетных и общественных фондов охраны природы, кредитов банков.


 

 

 

 

Организация труда: сущность и основные направления  НОТ на промышленных предприятиях.

Под организацией труда на предприятиях и в организациях понимаются конкретные формы и методы соединения людей и техники в процессе труда. Труд людей в процессе производства организуется под воздействием развития производительных сил и производственных отношений. Поэтому организация труда всегда имеет две стороны: естественно-техническую и социально-экономическую. Эти стороны тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии, определяя содержание организации труда.

 

 Организация  труда тесно взаимосвязана с  организацией производства. Она  является составной частью организации  производства.

Научная организация  труда (НОТ) имеет важное социально-экономическое значение для всех отраслей. Она позволяет без капитальных дополнительных вложений наилучшим образом соединить в едином технологическом процессе людей и технику и на этой основе добиться эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, обеспечить рост производительности труда.

 Научная (рациональная) организация труда представляет  собой одну из задач системы  управления персоналом. Эти задачи  принципиально отличаются от  процедур управления людьми в  рамках производственного процесса  и представляют собой определенные процессы управления, целевая направленность которых обусловлена социальной стратегией, входящей в общую стратегию организации производственной деятельности.

 Научная организация  труда в торговле призвана  не только повысить его эффективность и снизить потребность в новых работниках, но и улучшить культуру обслуживания населения, сократить издержки обращения. Работа по совершенствованию организации труда и перевод ее на научную основу на предприятиях осуществляются по следующим основным направлениям:

  1. Совершенствование форм разделения и кооперации труда. 2. Улучшение организации и обслуживания рабочих мест.  3. Изучение и распространение передовых приемов и методов труда. 4. Подготовка и повышение квалификации кадров.  5. Совершенствование нормирования и оплаты труда. 6. Улучшение условий труда.

Организационные типы производства и их технико-экономическая  характеристика.

 

Различают три  типа производства:единичный,серийный,массовый

Массовый тип  производства: -большой объем выпуска  продукции при ограниченной постоянной номенклатуре продукции на протяжении длительного периода времени. -высокая степень унификации и стандартизации производимых деталей. -высокая степень проработки технологических процессов. -применение спец оснастки. -специальзированноевысокопроизводит оборудование. -выполнение накладочных работ накладчиками высокой квалификации. -точность обработки. -наилучшие технико-экономич характеристики(высокая произв труда, минимальнаясебестоимость,минимальная материалоемкость)

Серийный тип  производства: -небольшой выпуск продукции,изделия выпускаются повторяющимися партиями; -достаточно широкая номенклатура; -разнообразная оснастка,при достаточной доле уницицированной; -разбообразноеоборудавание(универсальное и специальное); -технико-экономич характеристики ниже,чем в массовом;

Единичное производство: -широкая повторяющаяся номенклатура выпускаемых изделий,объем выпуска-небольшой;-большая  доля оригинальных,неповторяющихся  деталей; -сам исполнитель разрабатывает  приемы изготовления,определяет режимы обработки; -оборудование и оснастка-универсальные; -точность заготовок-низкая,квалификация исполнителей-высока-технико-экономич характеристики невысокие.

Организация энергетического хозяйства на предприятии. Планирование потребности предприятия  в энергоресурсах.

 

Задачи:1.бесперебойное обеспечение пред-ии всеми видами энергии.2.достижение максим экономии использования всех видов энергии.3.поддержание энергетических коммуникаций и сетей в надлежащем порядке.4.постоянный дефференцированный учет всех видов энергии во всех подразделениях предприятия. Общий расход энергии по предприятию условно делится на 2 части –переменную Эпер, и постоянную Эпост, не зависящую от объемов выпуска продукции. Переменную часть составляет расход энергии на выполнение основных технологич операций.

Эдв = Р уст* Fэф* Kод* Kз /K1 *K2,где

1.Установ мощность, 2.эффектив фонд работы оборуд,3.коэффиц  одовременн работы оборудов(0,6-0,7),4.коэфф  загрузки оборуд(0,8-0,96),5.коэфф учит потери в сети(0,96),6.коэфф полез действ(0,85-0,9)

Постоянную часть  составл расход на освещение,привод вентиляционных устройств,отопления  и др. определ по норматив освещаем,отопления и т.д. 

При определении  потребности в энергоносит важно  иметь реальную возможность учета  расхода всех видов энергии для  чего след использовать современные электронные приборы учета энергии(воды,тепла)в противном случае планирование потребности не имеет смысла.

Основные  подходы и концепции современного менеджмента.

 

Основные  подходы:

1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырех разных точек зрения. Это школы: а) научного управления; б) административного управления; в) человеческих отношений и науки о поведении; г) науки управления или количественных методов.

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы - коммуникации и принятия решения.

3. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.

4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех « лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача - найти и суметь реализовать этот метод.

Основные  концепции:

 научное;  административное; с позиций психологии и человеческих отношений; с позиций науки о поведении.

Основы  рынка труда: механизм соотношения  спроса и предложения, преимущества и недостатки рынка труда.

Функционирование  рынка труда основано на том, что  население, для того чтобы вести  нормальную жизнедеятельность, вынуждено продавать свой труд за вознаграждение, которое представлено в форме оплаты труда. Здесь специфическими товаром является труд — определенная совокупность интеллектуальных, духовных, физических способностей человека, которые, в общем, представляют собой индивидуальный трудовой потенциал. С другой стороны, другая часть населения согласна оплачивать труд наемных работников. На рынке труда они являются работодателями. Спрос на рынке труда — представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них. Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Основным показателем  рынка труда является оплата труда, которая определяется в том числе  исходя из совокупной стоимости благ, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Эта точка является отправной, ниже которой невозможно установление заработной платы. Конечный уровень оплаты труда определяется под воздействием множества факторов, к основным из которых относится спрос и предложение на рынке труда.

Основными факторами, под влиянием которых формируется  размер оплаты труда, относятся: возрастная и половая структура рынка  труда. Большое влияние на рынок  труда оказывает количество на нем  людей различных возрастных и  половых групп; уровень жизни населения; характер интенсивности общественного труда; производительность общественного труда; уровень социально-экономического развития национальной экономики; уровень научно-технического развития национальной экономики; географическое, природное и климатическое размещение трудовых ресурсов.

Изменение уровня и размера оплаты труда находится  в прямом взаимодействии с изменением спроса и предложения на рынке  труда. Другим важным фактором, который  оказывает определяющее воздействие  на функционирование рынка труда, является спрос — потребность работодателя в сотрудниках, отличающихся определенной квалификационной и профессиональной характеристикой.

Спрос на рынке  труда формируется под влиянием следующих факторов:

структуры общественного  производства; уровня развития и масштабов структуры общественного производства; доминирующих форм общественного производства; объемов общественного производства; уровня научно-технического развития и оснащенности национальной экономики; темпов роста и развития национальной экономики.

Предложение на рынке труда формируется под  влиянием следующих основных факторов: среднего уровня оплаты труда; количества населения и в целом демографической ситуации; профессиональной структуры рынка труда (заключается в переизбытке или недостатке определенных профессий); мобильности населения; этнических, религиозных, культурных, психологических особенностей населения;

Субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения  — домашние хозяйства. На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых предпринимателем работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и предельным продуктом труда в денежном выражении. Привлечение дополнительной единицы труда прекратится, когда эти показатели сравняются

 

Оценка  и анализ издержек по проекту. Полные инвестиционные издержки.

Надежные оценки издержек являются залогом объективной  оценки инвестиционного проекта. Полные инвестиционные издержки по проекту учитывают: 1) издержки на первоначальные инвестиции; 2) затраты производства, маркетинга и сбыта; 3) инвестиции на замену установок и оборудования в эксплуатационной фазе и расходы, связанные с выводом проекта из эксплуатации в конце его срока жизни. Издержки при финансовом анализе проекта подразделяются на местные и иностранные составляющие в постоянных или текущих ценах. В период эксплуатации для обеспечения работы предприятия, осуществляющего операционную деятельность по проекту, необходимо предусмотреть замену определенных производственных единиц оборудования в соответствующий срок. Кроме того, необходимо учитывать другие виды инвестиций в период эксплуатации проекта: инвестиции в рационализацию, модернизацию и расширение предприятия. Как правило, анализ таких издержек проводится в рамках отдельных исследований


 

 

 

 

 

Оценка  стоимости объектов интеллектуальной собственности: необходимость оценки, виды стоимости, затратный, рыночный и  доходный подходы к оценке ОИС.

 

На сегодняшний  день существует несколько подходов к оценке интеллектуальной собственности. Подход к оценке стоимости -- общий способ определения стоимости, в рамках которого используются один или более методов оценки.

Предпочтения  при выборе того или иного подхода  к оценке зависит от наличия необходимой  информации, требований покупателей или собственников объектов интеллектуальной собственности (ОИС), экономической ситуации на момент оценки.

Рыночный  подход : используется метод сравнения продаж, когда рассматриваемый актив сравнивается с аналогичными объектами интеллектуальной собственности или интересами в этих объектах либо с ценными бумагами, обеспеченными неосязаемыми активами, которые были проданы на открытом рынке.

Затратный подход: основан на предположении, что стоимость объекта интеллектуальной собственности равна стоимости затрат на его создание, доведения до рабочего состояния и амортизацию. Этот подход к расчету стоимости устраивает покупателя, так как он может документально отследить расходы на создание объекта интеллектуальной собственности , но он не выгоден для продавца, так как последний получит сумму, равную только понесенным расходам на создание объекта интеллектуальной собственности, т.е. без прибыли.

Доходный  подход: предполагает, что никто не станет вкладывать свой капитал в приобретение того или иного объекта интеллектуальной собственности, если такой же доход можно получить любым другим способом.

Оценка  эффективности предприятия на основе рыночных подходов: соотношение прибыли  и различных затрат.

Главной целью  предприятия является получение  прибыли. В условиях рыночной экономике прибыль является: 1. Одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части бюджета. 2. Источником самофинансирования деятельности предприятия. 3. Основой принятия инвестиционных решений.4. источников удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия. Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции). Прибыль как экономическая категория выступает: 1). в качестве целевого ориентира деятельности предприятия; 2) результативным оценочным показателем деятельности предприятия; 3) источником развития предприятия и финансирования его деятельности. Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия. Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получают одинаковую прибыль, но имеют различную стоимость производственных фондов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективно работает то предприятие, у которого стоимость производственных фондов меньше. Таким образом, для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана. Это и есть рентабельность. Рентабельность - доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств. Наиболее распространенными показателями на предприятий являются:1. рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

2. рентабельность  изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия; 3. рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.

 

Основные  задачи и этапы работ по организации финансирования проектов.

 Важнейшей  стороной инвестирования является  финансирование проектов. Основные задачи: финансирование любого инвестиционного процесса должно обеспечить, с одной стороны, динамику инвестиций, позволяющую выполнять проект в соответствии с периодом его осуществления и финансовыми ограничениями, с другой – снижение затрат и риска за счет соответствующей структуры использования денежных средств и налоговых льгот. Финансирование проекта обычно включает несколько этапов:1)выполняется предварительный анализ жизнеспособности проекта; 2) разработка плана реализации проекта охватывает процесс от момента предварительного изучения его целесообразности до организации финансирования; 3) организация финансирования инвестиционных проектов, определение необходимого размера средств для их разработки и реализации.

Основные  направления совершенствования  управления предприятием.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.). Содержание - это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма - воздействие на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Выделяют следующие методы управления: организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием. В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: 1) обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); 2) согласительные (консультация, компромисс); 3) рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.). В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Экономические методы управления применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.). Главная цель применения этих методов - формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.

 

 

Основной  капитал организации (предприятия) понятие, кругооборот, классификация  и структура.

 

Основной  капитал-это часть стоимости имущества (активов) предприятия, которое используется более года и имеет материальное воплощение. Основной капитал, основные средства, основные фонды идентичны в стоимостном выражении. Основные средства представлены не только в стоимостном, но и в натуральном выражении. Основные средства (фонды) – это средства труда, которые имеют натурально-вещественное воплощение, используются длительное время и по частям переносят свою стоимость на выпускаемую продукцию. Основные средства подразделяются на основные производственные фонды (ОПФ) и непроизводственные фонды.

Группы ОПФ: земля  и объекты природопользования, здания, сооружения, передаточные устройства, незавершенное строительство, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, прочие основные фонды.

Состав  основных средств – это их перечень в укрупненной или детализированной группировке.

Структура основных средств характеризуется удельным весом групп, подгрупп, видов и разновидностей.

Классификация: 1)по возрастному составу ОФ бывают: - до 5 лет, - от 5 до 10; - от 10 до 15; -от 15 до 20, -свыше 20 лет.;2) в зависимости от использования ОФ: - наход.в эксплуатации, -наход.в запасе; 3) по отраслевому признаку: -ОФ промышленности, -ОФ транспорта, - ОФ строительства и т.д.;4)по принадлежности предприятия: -собственные, -заемные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  принципы рациональной организации  производственного процесса

 

Рациональная  организация производственного  процесса строится на основе ряда принципов: 1) концентрация – заключается в сосредоточении выполнения операций над технологически однородной продукцией на отдельных раб.местах, участках, в цехах и т.д. Основанием является общность технологии изготовления, возможность использования однотипного оборудования (изгот.зап.частей);  2) дифференциация и комбинирование – проявляется в том, что в зависимости от сложности изделия и объемов его производства производственный процесс может быть организован двояко. Он может быть сосредоточен в каком-либо одном производственном подразделении ( цехе.на участке) или его можно рассредоточить по нескольким подразделениям; 3) специализация– сосредоточение в одном производственном звене min числа производственных процессов и операций либо изготовление изделий min ассортимента и типажа; 4) пропорциональностьтакое состояние производственного процесса при котором все производственные подразделения предприятия работают с согласованной производительностью, обеспечивающей равномерную загрузку раб.мест и выполнение производственной программы в установленные сроки. Пропорциональность должна обеспечиваться между основными, вспомогательными и обслуживающими процессами; 5) непрерывность– заключается в том, что производственный процесс должен организовываться таким образом, чтобы в нем либо вовсе отсутствовали перерывы, либо были min; 6) ритмичность – непосредственно связан с принципом непрерывности. Сущность – обеспечение выпуска в равные промежутки времени одного итого же или равномерно возрастающего количества продукции с повторением через определенные интервалы времени производственного процесса на всех его стадиях и операциях. Зависит от равномерной (в соответствии с графиком) работы вспомогательного и обслуживающего производства; 7) прямоточность– состоит в том, что при организации производственного процесса обеспечивается кратчайший путь прохождения изделия по всем стадиям и операциям. Он требует, по возможности, исключения возвратных движений деталей в процессе их обработки, сокращения их маршрутов.; 8) параллельность – заключается в обеспечении максимально возможного одновременного выполнения частичных производственных процессов в их общем комплексе при изготовлении деталей (продукции) 9) стандартизация – процесс установления и применения стандартов. Стандарты применяются во всех сферах чел.деятельности при конструировании, при разработки тех.процессов, при организации производственных процессов. Они ограничивают разновидности и типы изделий одного и того же эксплуатационного назначения, повышая тем самым: объем производства изделий, увеличивая число одноименных технологических операций, обеспечивая углубления специализации и полную загрузку производственных мощностей; 10) автоматичность -  состоит в том, чтобы в наибольшей мере освободить работника от затрат ручного малопроизводительного труда; 11) гибкость – заключается в необходимости обеспечить быструю переналадку технологического оборудования в условиях часто меняющейся номенклатуры выпускаемой продукции.

Основные  тенденции внутрифирменного управления. Общие принципы и объективные  предпосылки изменения основных функций внутрифирменного управления.

 

Сущ 3 тенденции  эффективного управления : 1 тенденция – отражает осознание значения материал, технологич базы современного пр-ва как необходимого условия и средства достижения конкурентного преимущества предпр на рынке. Это вызвано применением компьютеров в управлении, повышением роли производительности. 2 тенденция – связана с социальными и поведенческими аспектами. Усилении внимания администрации не только к организ культуре, но и к различным формам демократизации управления. 3 тенденция- определяется усилением международного хар-ра управления. Она определяется  переходом большинства стран мирового сообщества к открытой экономике, резким повышением роли междунар конкуренции и кооперации пр-ва.

Определяющими принципами внутрифирменного управления, обеспечивающими успех предприятия выделяют:  1)Принцип сочетания централизации и децентрализации – отражает решение проблемы распределения полномочий при принятии конкретных решений на каждом уровне иерархии управления и персональной ответственности менеджеров всех уровней за порученное дело.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности реализуется путем надлежащего делегирования организ полномочий и предоставлением необх власти конкретному руководителю, а также созданием достаточных усл-й для реализации конкретных задач, связанных с предоставленными полномочиями.

Принцип демократизации управления – означ развитие партнерских отношений в производстве, связанных с участием  работников в управлении и распределении результатов труда. Демократизация управления вытекает из того, что в современных условиях в крупном производстве уровень квалификации и самосознания работников объективно требует их участия в управлении и принятии решений, поэтому развитие партнерских отношений в производстве считается закономерным, обусловленным процессом, применяемым практически всеми компаниями развитых стран. Развитие партнерских отношений между предпринимателями и работниками в рамках конкретной компании предполагает: заинтересованность работников в успешной деят-ти предприятия; улучшение трудовых отношений в производстве; ослаюление диктата менеджера; государственную поддержку.

 

 

Основные  экономические методы в менеджменте. Взаимосвязь экономических методов  и функций менеджмента.

Экономические методы управления и экономический  механизм менеджмента в целом определяются социально-экономической природой рыночной экономики и окружающей среды предприятия. Они ориентированы на создание условий для его развития при организации производства и сбыта продукции и услуг на рынке. Эти методы предусматривают определение требований и формирование качественных изменений в деятельности предприятия для эффективного хозяйствования с учетом объективных факторов внешней среды, в которой ему приходится функционировать. Содержание управленческих воздействий при проведении таких изменений ориентировано на управление предприятием с целью его эффективного функционирования в рыночных условиях хозяйствования. Оно должно также учитывать объективные тенденции развития общественного производства, его концентрацию и интернационализацию, а также углубление специализации наукоемкого производства и повышение его капиталоемкости. Это связано с необходимостью внедрения в производство достижений научно-технического прогресса для формирования и поддержания конкурентной позиции предприятия, а также обеспечения устойчивого роста его производительности в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Ключевым элементом механизма управления предприятием в рыночной экономике являются методы и модели управленческого воздействия на хозяйственную деятельность для создания экономических условий эффективной реализации предпринимательской деятельности, обеспечивающих получение устойчивой выгоды от осуществления этой деятельности. Основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:  коммерческий расчет;  внутрифирменный расчет;  ценовая политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.  Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при комплексном использовании с другими элементами менеджмента. Методы ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.  Коммерческий расчет является основой экономического механизма менеджмента. Он определяет и обеспечивает формирование общей выгоды от предпринимательской деятельности предприятия в конкретных условиях принятия управленческих решений. Коммерческий расчет направлен на создание экономических условий и возможностей предприятия для получения устойчивой прибыли при реализации его сильных сторон в процессе производства с использованием общих (универсальных) механизмов основных функций менеджмента и во взаимосвязи с другими экономическими методами. При этом управление хозяйственной деятельностью предприятия должно обеспечивать сокращение издержек на всех этапах производственно-сбытовой деятельности в тесной взаимосвязи с механизмом внутрифирменного расчета. Коммерческий и внутрифирменный расчеты, в свою очередь, взаимосвязаны с конкретными методами и механизмами ценообразования, а также с обеспечением конкурентоспособности продукции и конкурентной позиции предприятия на рынке. Совокупность воздействий экономических методов всегда направлена на получение выгоды от реализации конкретной предпринимательской деятельности (прибыли, роста капитала).

Оценка  стоимости предприятия по сметной  стоимости его строительства. Оценка стоимости отдельных видов имущества предприятия.

 

Оценка стоимости предприятия  по сметной стоимости его строительства необходима для осуществления купли-продажи в случае, когда при определении стоимости предприятия используется полная стоимость замещения, равная стоимости строительства подобных объектов. Стоимость каждого объекта строительства определяется сметой, составленной на основе проекта строительства. Ст.стрсмет = Стс.мр + Стоборуд + К рабпроч, где Ст.стрсмет — сметная стоимость строительства, р.; Стс _м р — сметная стоимость строительно-монтажных работ, р.; Стоборуд — стоимость приобретения и монтажа оборудования, р.; К рабпроч — прочие капитальные работы, р.

При составлении  смет инвестора и подрядчика могут  применяться различные методы: ресурсный, ресурсно-индексный, базисно-индексный, базисно-компенсационный, на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов.

Ресурсный метод основан на калькулировании текущих или прогнозных цен и тарифов ресурсов, необходимых для реализации проектного решения. Ресурсно-индексный метод представляет собой сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве. Базисно-индексный метод определения стоимости строительства заключается в использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости строительства. Базисно-компенсационный метод предполагает суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен и дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы. Метод на основе банка данных о стоимости ранее построенных объектов дает возможность использовать стоимостные данные по зданиям и сооружениям, аналогичным проектируемому в данный момент.

Согласно действующему в Республике Беларусь механизму ценообразования, стоимость строительно-монтажных работ определяется в двух уровнях: в базисном и текущем.

В базисном (постоянном) уровне сметная стоимость строительно-монтажных работ рассчитывается на основании сметных норм и цен.

Текущий, или прогнозируемый, уровень сметной стоимости строительно-монтажных работ определяется на основе цен, сложившихся к моменту составления смет или на основе индексов изменения отдельных элементов затрат к базисной стоимости строительно-монтажных работ.

Сметная стоимость СМР определяется по ф-ле СТстр-м.р = 3Пр + Рнакл + Накоппл, где Зпр — прямые затраты, р.; Рнакл — накладные расходы, р.; Накоппл - плановые накопления.

Прямые  затраты определяются как: Зпр =Стмат + Зэ м + ЗП0СН, где Стмат — стоимость материалов, изделий и конструкций, р.; Зэ м — затраты по эксплуатации машин и механизмов, р.; ЗП0СН — основная заработная плата рабочих, р.

 

Оценка  стоимости отдельных видов имущества  предприятия

В зависимости  от целей заказчика оценка стоимости отдельных видов имущества обычно производится в отношении: материальных активов, в том числе, недвижимости, т.е. участка территории, с принадлежащими ему природными ресурсами, а также с принадлежащими ему зданиями и сооружениями; машин и оборудования; товарно-материальных запасов и готовой продукции; финансовых активов; нематериальных активов; предприятия в целом.

Применительно к оценке рыночной стоимости земельных участков обычно используются: 1) метод остатка для земли, при котором, в первую очередь, определяется предполагаемый доход от недвижимости в целом, затем определяется доход от зданий и сооружений, расположенных на земельном участке. 2) метод сравнения продаж, основанный на сопоставлении данных об имевших место сделках по продаже земельных участков.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"