Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:46, шпаргалка

Краткое описание

содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономика организации"

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 1.78 Мб (Скачать)

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ  ТАРИФНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ГОДОВОГО ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПОВРЕМЕНЩИКОВ.

В процессе планирования фонда оплаты труда необходимо решить следующие задачи :

1) выбрать формы  и системы заработной платы,  в наибольшей мере соответствующие  установкам стратегического и тактического плана; 2) выбрать методы определения планового фонда оплаты труда; 3) рассчитать величину планового фонда оплаты труда. Наибольшее распространение в настоящее время в отечественной и зарубежной практике получили следующие формы оплаты труда. Сдельная, при которой производится оплата за каждую единицу продукции, работ, услуг. Повременная форма оплаты труда применяется в следующих случаях: отсутствует возможность увеличения выпуска продукции, производительность труда не связана с усилиями рабочего либо по условиям производства не надо увеличивать выполняемый объем; производственный процесс строго регламентирован;

-функции рабочего  сводятся к наблюдению за ходом  технологического процесса; функционирование  поточных и конвейерных типов производства со строго заданным ритмом;

-увеличение  выпуска продукции может привести  к браку или ухудшению ее  качества. Расчет прямого тарифного  фонда оплаты труда (ФОТ ). В  него входит планируемый фонд  оплаты труда рабочих, оплачи- ваемьих по повременной форме заработной платы. Расчет ведется по формуле

где Фп — планируемый фонд времени одного рабочего, ч; Чрп — численность рабочих, охваченных повременной формой заработной платы, чел.; ТС — среднечасовая тарифная ставка, р.

Фонд заработной платы рабочих, труд которых оплачивается на основе месячных окладов, определяется умножением их оклада на количество рабочих, имеющих одинаковый оклад, и на количество месяцев работы в плановом периоде. Контрактная система — заключение договора (контракта) на определенный срок между работодателем и исполнителем. В договоре указываются условия труда, права и обязанности сторон, режим работы и уровень оплаты труда, срок действия контракта. По бестарифной системе оплаты труда заработная плата всех работников представляет собой долю работника в фонде оплаты труда предприятия или подразделения. Фактическая величина заработной платы каждого работника зависит от ряда факторов:

•   квалификационного  уровня работника;

•   коэффициента трудового участия (КТУ);

•   фактически отработанного времени.

Квалификационный  уровень работника предприятия определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошедший период на сложившийся на предприятии минимальный уровень заработной платы за тот же период.

 

Планирование тарифной заработной платы и годового фонда заработной платы сдельщика

При пл-ии зп учит-ся суммы, исчислен. по тариф. ставкам, окладам, основным расценкам, а также все  виды доплат. П/п само вправе выбирать сис-мы и форм. оплат. труда. Пл-е фонда зп производ. на весь списоч.состав п/п. Разделяют фонд зп промыш.-производ-го и непромыш. персонала. Фонд зп ППП опред. по категор. работающих (рабочие, ИТР, служащие и т.д.).

Зп, выплачив-я  сдельщ. по расценкам и повременщ. по тариф. ставкам, составляет тариф. фонд.

Доплат. к тариф. фонду, прямо связанные с производ-ой работой, - премии за вып-ие и перевып-ие плана, надбав. за работу в ноч. вр., за руководство бригадой, обуч. еч-ов, допл.подросткам - вместе с тариф. фондом составляют фонд часов. зп.

Доплат. за раб. в сверхуроч. вр., оплата сокр-х часов кормящ. матерям, оплата простоев внутри раб. дня, вместе с часовым фондом образуют фонд дневной зп.

Доплаты, установленные  законом за не полностью отработ. время - невыходов, вызванных выполнением  обществ-х и гос-х обязанностей, отпусков и выходных пособий, целодневных простоев, - составляют в сумме с фондом дневной зп общий фонд годовой зп.

Фонд зп ППП  состоит из фонда зп рабочих и  прочих категорий работающих.

Расчет фонда  з п рабочих-сдельщиков осуществляется в след. порядке:

- на основании  технолог-их карт устанав-ся нормы  времени (трудоемкость) и расценка  по каждой операции на ед. обрабатываемой пр-ции;

- опред-ся пооперационная  трудоемкость на ед. годной пр-ии  путем умнож. трудоемкости обрабатываемой пр-ии на пооперационный коэффициент запуска Кзап.ji.

- аналогично  опред-ся пооперационная расценка  на годное изделие 

- опред-ся сводная  трудоемкость tci и расценка Рci на  ед. годного изд-я путем суммир-я  пооперац-ой трудоемкости и расценок;

- произведение расценки на кол-во годных изд-й по плану представляет собой фонд осн. зп сдельщиков Zi по изделию i.

Фонд зп рабочих-сдельщиков Zп в целом по п/п опред-ся как  сумма фонда зп по каждому виду изд-я от 1 до n, составляющих номенклатуру производ-ой программы.

Подходы к оценке стоимости предприятия. Затратный, аналоговый и доходный подходы  и методы оценки.

Под оценкой поним определен стоимости  некоторого объекта, подлежащ оценке. Она может провод как по решению рук-ва предпр собственными силами (внутренняя оценка), так и независимыми экспертами-оценщиками по заказу предпр или решению суда (независимая оценка).

Существует 5 методов  оценки стоимости предпр: 1) метод балансового накопления активов. Применяется в случае оценки предпр как имущественного комплекса и основан на данных бух баланса. И рассчитывается как разница между суммой активов предпр, доходов будущих периодов, прочими доходами и суммой расходов будущих периодов, стоимостью имущества не принадлежащие предпр на правах собственности. 2) метод кадастровой оценки. Метод с использованием сведений, содержащихся в государственных земельном и градостроительном кадастрах. 3) метод пересчета валютной стоимости. Заключается в определении стоимости объекта оценки в валюте по официальному курсу бел рубля установленного на доту оценки. 4) индексный метод. Метод оценки с использованием коэфф к восстановленной или остаточной стоимости объекта оценки.  5) рыночный метод. Проводится с применением одного или нескольких методов оценки: - затратного; -доходного; -сравнительного или аналогов.

Затратный метод определяет стоим предпр с точки зрения понесен издержек на его создание и основан на анализе активов и пассивов предпр. Стоим предпр рассчитыв как разница между суммой всех активов предпр и его заемными ср-вами.  В рамках затратного метода оценки предприятия могут использоваться следующие методы расчета стоимости: -накопления активов; -скорректированной балансовой стоимости; -ликвидационной стоимости. Первый аналогичен с балансового накопления активов. Метод скорректир балансов стоимости представл собой метод определен стоимо предпр, при котором расчет рыночной стоим проводится не по всем активам, а выборочно. Выбор объектов оценки во необоротных и оборотных актинах провод по: значимости в производственном процессе предпр; -удельному весу в стоимости активов предприятия; Метод расчета ликвидационной стоимости представляет собой метод определения стоимости предпр, при котором из суммы рыноч стоимости каждого актива предпр вычитаются суммы настоящей стоимости затрат, связанных с ликвидацией предпр.

Доходный метод исходит из того, что 1) собственник не продаст предпр-ие по цене ниже настоящей стоимости прогнозируемых будущих доходов; 2) стоимость инвестиций в предпр-ие зависит от будущих выгод, которые получит от этого предпр инвестор; 3) потенциальный покупат не заплатит за долю в предпр больше, чем она может принести доходов в будущем. В этом методе величина стоим определ доходами, ожидаемыми от использ объекта оценки в будущ.

Сравнительный метод заключается в определении стоимости предприятия на основе данных о совершенных сделках, спросе или предложениях о продаже объектов-аналогов. Поиск объектов-аналогов основывается на сходстве с объектом оценки по отраслевой принадлежности, мощности и технологии производства, а также по структуре бухгалтерского баланса.

 

Показатели  и методы оценки эколого-экономической  эффективности деятельности предприятия.

Выделяют  след. показатели:

- ущербоёмкость производства – показатель, характеризующий удельную величину экологического ущерба, наносимого окружающей среде в результате производства и реализации одного руб. продукции конкретным предприятием.

- ущербоёмкость производимой продукции характеризует объём экологического ущерба в результате производства единицы конкретного вида продукции.

- ущербоёмкость прибыли характеризует экологическую эффективность получения прибыли.

Группы  частных показателей включает:

- индекс загрязнения  атмосферного воздуха выбросами;

- индекс загрязнения  водных источников сбросами;

- индекс загрязнения окруж. среды отходами.

Эконом. эффект природоохранной деятельности предприятия  выражается величиной предотвращённого годового эконом. ущерба от загрязнения  окруж. среды. Определяется путём сопоставления  эконом. эффекта, достигнутого благодаря внедрению природоохранных мероприятий, к затратам на их осуществление.

Эконом. эффект может быть определён уровнем  рентабельности капитальных вложений.  
При выборе оптимального варианта проведения природоохранных мероприятий, используется метод эконом. сравнения вариантов. Преимущество имеет вариант с наим. Затратами, которые определяются суммой совокупных текущих расходов и приведенных капитальных вложений. 

 


 

 

 

 

 

 

Понятие, виды, показатели, проблемы и пути повышения  рентабельности на промышленных предприятиях Республики Беларусь.

 Рентабельность характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Рентабельность -это относительная величина, в числителе которой представлена прибыль, а в знаменателе - затраты. Рентабельность, как правило, оценивается в процентах. Модель вычисления уровня рентабельности выглядит следующим образом:

Рентабельность (прибыльность), % = Прибыль/ Затраты * 100.

Существует  несколько видов прибыли, а также существует много видов затрат, то количественная характеристика рентабельности также нуждается в классификации.

Исходя из понимания видов прибыли, можно представить следующие виды рентабельности: -рентабельность (прибыльность) продукции, работ, услуг; -рентабельность имущества, переданного третьим лицам с целью получения дохода.

Исходя  из понимания видов затрат, можно представить следующие виды рентабельности: -рентабельность (прибыльность) продукции (текущих затрат), т.е. отношение прибыли к себестоимости продукции, работ, услуг; -рентабельность капитальных затрат.

По  каждому виду рентабельности рассчитываются показатели, а именно: 1) по времени - рентабельность прод за год, квартал, месяц; 2) по месту - рентабельность предпр, корпорации, производства, цеха, торгового подразделения и т.д.; 3) по степени детализации производственной программы — рентабельность единицы продукции или всего объема производства, рентабельность по одному виду деятельности; 4) по степени детализации доходов с капитала — рентабельность аренды, лизинга, вложений в производственные предприятия или в финансовые учреждения; рентабельность долгосрочных или краткосрочных финансовых вложений и др.

Показатели рентабельности(Р= рентабельность)

Р продукции  предпр = (Приб от реализ прод/ себест прод) * 100

Прибыльность  прод предпр =  (Приб от реализ прод/Выручка от реализ прод)*100

Прибыльность  продаж чистая = (Чистая приб/доходы предпр)*100

Р продаж = (Балансовая приб/издержки предпр)*100

Р доходов с  аренды = (Валавая приб от аренды/стоим  имущества передан в аренду)*100

Р активов чистая= (Чистая приб/Активы)*100

Р обор средств = (Баланс приб/Оборот средств)*100

Р собств кап = (Чист приб/Собств капит)*100

Путями повышения  рентабельности продукции может  послужить:  совершенствование технологии производства; улучшение организации производства; поиск резервов снижения себестоимости продукции; более эффективно использовать имущество предприятия.

 

 

Понятие, принципы и система планирования деятельности предприятия. Классификация  планов.

Планирование  на предприятии это составная  часть экономической науки как системы знаний о предмете и объекте  исследования. Планирование на предприятии это одна из совокупности экономических дисциплин. Планирование рассматривается  с различных точек зрения: как понятие, наука, функция управления, вид экономической деятельности, процесс составления планов. Сущность экономического планирования заключается в обосновании путей достижения цели предприятия. Планирование – это способ реализации экономического закона накопления  капитала. Цель планирования совпадает с основной целью деятельности предприятия. Планирование как наука - это система знаний о закономерностях развития объекта исследования. Планирование  представляет собой экономический инструмент и функцию управления предприятием. Планирование – это разновидность экономической деятельности наряду с учетом и анализом. Планирование осуществляется  в процессе выполнения  экономических расчетов.

Модель  планирования деятельности предприятия  можно представить в виде  четырех 

 основных  взаимоувязанных форм: стратегическое, бизнес-планирование, технико-экономическое планирование (техэкономплан) и оперативно-производственное.

Основные виды плановых документов:

  • стратегический план развития предприятия.
  • бизнес-план инвестиционного проекта ,
  • годовой бизнес-план предприятия,
  • годовой план инноваций,
  • годовой техэкономплан.

Логику системы  технико-экономического планирования  в условиях конкуренции и последовательность планов можно представить следующим образом:

  • стратегический план развития предприятия разрабатывается   на  пять – десять лет и базируется на долгосрочной стратегии;
  • бизнес-план предприятия составляется  на год,  в нем конкретизируются основные направления и ключевые показатели   стратегического плана, включающего  все инновационные и инвестиционные проекты;
  • техэкономплан предприятия обеспечивает технико-экономическое  обоснование формирующейся производственной программы и ориентирован на выполнение ключевых финансово-экономических показателей  годового бизнес-плана.
  • Классификация планов:
  • -по видам - долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный;
  • -по формам – стратегический план, бизнес-план, техэкономплан, оперативно-производственный план;
  • -по объекту планирования - план объединения, предприятия, цеха, отдела, участка, бригады, бизнес – единицы, центра финансовой ответственности;
  • -по видам документов – план, программа, прогноз, проект, задание, наряд-заказ,
  • -по подходам к формированию плана – индикативный, директивный, скользящий, фиксированный во времени.

 

 

Порядок планирования и распределения прибыли. Виды прибыли и методы расчета.

 

Прибыль   -  финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.

Планирование  прибыли — составная часть общей системы планирования на предприятии, позволяет определить успешность деятельности предприятия и через постановку целей по достижению величины основного финансового результата связано с процессом управления.

Виды прибыли: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль.

Методы расчета: 1) Пв = Прп + Прф + Пвн, где: Пв - валовая прибыль;Прп - прибыль от реализации продукции; Прф - прибыль от реализации основных фондов, иного имуществапредприятия;Пвн - прибыль от внереализационных операций.

2) Прибыль от реализации продукции Прп = Вд - НДС - А - И где: Вд - выручка (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг);НДС - налог на добавленную стоимость;А - акцизы;И - затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

3) Прибыль  от внереализационных операций. Пвн = Дв - Рв ,где: Дв - доходы от внереализационных операций; Рв - расходы на внереализационные операции.

Чистая  прибыль образуется после уплаты из валовой прибыли налогов и  других обязательных платежей. Чистая прибыль остается в полном распоряжении предприятия

Выделяют четыре основных метода планирования прибыли предприятия: 
1) метод прямого счета (бюджетный); П=П1+Пт–П2,где–планируемаяприбыль;П1 и П2 – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода. Пт – прибыль товарной продукции план-го периода.  
2) аналитический;П=Т*(100-З)/100,где П– прибыль от выпуска товарной продукции;  
Т-товарная продукция в ценах реализации;З – затраты на 1тыс. руб.. товарной продукции.  
Базовая рентабельность = прибыль от товарного выпуска / себестоимость за отчетный период. 
3) планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж; Вк = Сn / n  - исходная формула.  
Новый вид: Вк=(Сn+П)/ n,где Сп–постоянные расходы; n–норма маржинального дохода n = (Выручка – Спер) / Выручка.

4) метод совместного расчета.- совокупность элементов первого и второго методов

 

Проблемы  и пути повышения прибыли на промышленных предприятиях РБ.

 

Существуют три основных направления  повышения прибыли: - технические, - организационные, - экономические.

Технические способы базируются на совершенствовании технологии производства и приобретении современного технологического оборудования с целью приведения качества продукции в соответствие с международными стандартами.

Организационные пути проявляются в улучшении  организации производства, труда и управлении.

Существуют  экономические рычаги повышения  прибыли, а именно:

- стимулирование  предприятий через принимаемые  законы, постановления и другие  нормативные документы;

- наличие конкурентной  среды, способствующей поиску  резервов снижения себестоимости продукции и выпуску конкурентоспособной продукции;

- материальное  поощрение персонала за творческую  и ответственную работу, обеспечивающее  рост деловой активности.

Изменение суммы  прибыли во времени происходит под  воздействием множества факторов (внешних и внутренних).

Внешние: налоговая система государства.

Внутренние: - внепроизводственные (связаны с коммерческой деятельностью, с выполнением природоохранной и социальной функции, с юридическими и кредитными отношениями партнеров); - производственные (отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, т.е.средств труда, предметов труда и труда персонала.

 


 

 

 

 

 

Проблемы  и основные направления развития научно-технологического потенциала предприятий промышленности страны

 

Научно- технологический потенциал- это совокупность накопленных знаний, имеющих научно-технических кадров, материально-технических, информационных, финансовых ресурсов и организационной структуры, обеспечивающих разработку и фактическое освоение, во-первых, в производстве новых технических средств, технологий, материалов, новой продукции, новых форм и методов организации производства и труда, во-вторых, новых методов продвижения товаров на рынок и освоение новых рынков, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности производства.

На  пути к результативности научно –  технологического потенциала предприятия  возникает ряд факторов препятствующих его развитию:

-недостаток  собственных финансовых средств для разработки и освоения инноваций

-высокие затраты  на инновации и длительные  сроки их окупаемости

-недостаточность  финансовой поддержки государством  инновационной деятельности предприятий

-невосприимчивость  предприятий к нововведениям

-отсутствие  должной защиты интеллектуальной собственности

-недостаток  высококвалифицированных кадров  для осуществления инновационной  деятельности

-неразвитость  инновационной структуры

-слабая мотивация  труда научных кадров и инженерно-технических  работников, изобретателей за достижения в инновационной деятельности.

-слабая стимулирующая  функция действующей в стране  финансово-кредитной системы, политики  цен и налогообложения

-низкая активность  гос органов управления в формировании  научно-технической политики

-неразвитость внутренней и внешней кооперации при осуществлении крупных инновационных проектов.

 

Основными направлениями государственной  политики в области развития научно-технологического потенциала и активизации инновационной деятельности предприятий являются:

-создание благоприятных условий (правовых, финансовых, материальных) для технологического обновления производства, использования передовых отечественных и зарубежных наукоемких технологий, создания инновационной продукции, КС товара на внутреннем и внешнем рынках.

-формирование  рыночных отношений в инновационной  сфере, способствующих рациональному  использованию потенциала отечественной  науки.

-концепция бюджетно-финансовых  ресурсов и иных форм гос  эк поддержки на приоритетных  направлениях развития экономики.

-создание условий для привлечения частных и иностранных инвесторов, создание новых рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства.

Важным  направлением развития научно-технологического потенциала является его планирование, которое на предприятиях осуществляется на основе соблюдения следующих принципов: приоритетность, непрерывность, системность, комплексность, эк обоснованность и обеспечение ресурсами.

Производственные  кооперативы и унитарные предприятия: особенности их создания, преимущества и недостатки.

 

Производственным  кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной  производственной или иной хозяйственной  деятельности. Учредительным документом производственного кооператива  является его устав, утвержденный общим собранием его членов. Число членов кооператива должно быть  не менее 5 человек.. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов.

Производственный  кооператив может быть добровольно  реорганизован в хозяйственное  товарищество или общество по единогласному решению его членов или ликвидирован.

Производственный  кооператив имеет следующие отличия  от товариществ и обществ:

- производственный  кооператив основан на добровольном  объединении физических лиц –  граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но участвующих в деятельности кооператива личным трудом;

- полученная  в кооперативе прибыль распределяется  с учетом трудового участия   членов кооператива, а не имущественного  вклада;

- члены кооператива  несут дополнительную субсидиарную ответственность по его долгам в заранее определенном уставом размере.

Уставный фонд не может быть менее 400 евро.

Унитарным предприятием признается  коммерческая организация  с неделимым уставным фондом, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Уставный фонд частного унитарного предприятия не может быть меньше 800 евро.

В форме унитарного предприятия могут быть созданы  государственные унитарные предприятия  либо частные унитарные предприятия. Государственным унитарным является  предприятие с неделимым уставным фондом, имущество которого находится в собственности государства.

Различают государственные  унитарные предприятия, находящиеся  в государственной собственности  и коммунальные унитарные предприятия. Коммунальные предприятия являются собственностью местных органов власти.

 

Производственная  мощность предприятия: факторы, виды и  обоснование плана производства.

 

Производственная  мощность предприятия (цеха, участка) -- это максимально возможный выпуск продукции в определенных но-менклатуре и ассортименте при наиболее рациональном использо-вании наличных орудий труда, с учетом применения прогрессивной технологии, передовых методов организации производства и труда, обеспечивающих необходимое высокое качество изготовляемой продукции.

Виды  производст-венных мощностей:

1) входная мощность -- производственная мощность на  начало года, показывающая, какими  производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода;

2) выходная мощность -- производственная мощность на конец года. Она определяется путем суммирования входной и вводимой мощностей за вычетом выбывающей',

3) проектная  мощность -- производственная мощность, преду-смотренная проектом строительства,  реконструкции и расширения предприятия;

4) для определения  соответствия производственной  программы имеющейся мощности  исчисляется среднегодовая производственная мощность, которой предприятие располагает в среднем за год. Она определяется путем прибавления к мощности на начало года средне-годового ввода мощности и вычитания среднегодового ее выбытия:

МСР.Г. = МН + (МВ + N1) / 12 - (МЛ + N2) / 12

МСР. Г -- среднегодовая  мощность предприятия, шт.;

Мн -- мощность на начало года (входная);

Мв -- ввод мощности в течение года;

Мл -- ликвидация (выбытие) мощностей в течение года;

N1 -- количество  полных месяцев с момента ввода  мощностей в действие до конца  года;

N2 -- количество  полных месяцев с момента выбытия  мощностей до конца года.

 

 

Производственный  цикл и его структура. Экономическое  значение длительности производственного цикла.

Производственный  цикл (ПЦ) – календарное время  пребывания предмета труда в процессе производства от момента поступления сырья до момента получения готового изделия на данном предприятии. Длительность ПЦ определяет размер НЗП и прямо влияет на экономические показатели работы предприятия в целом.

Тц = ∑tтех +∑tест+∑tтр.+∑tконтр.+∑tмо.+ ∑tмс

где,  tтех – время технологических операции; tест – время естественных процессов; tтр – время транспортных операции; tконтр – время контрольных операций; tмо – время межоперационного пролеживания дет. в ожидании обработки; tмс – время межсменного пролеживания.           

Основная часть  ПЦ – технологический цикл, состоящий  из операционных циклов (Тoni).

Операционный  цикл – продолжительность законченной части технологического процесса, выполняемой на одном рабочем месте:  Тoni=ntшк/ Wi     где, n -  размер партии деталей; tшк – тучно-калькуляционная норма времени;Wi- число раб.мест на операции.

Производственный  цикл зависит от видов движения предметов труда: 1) последовательный; 2) параллельный 3) параллельно-последовательный     

Длительность  цикла технологических операций опред. суммой операционных циклов:

Ттех. = n∑tшт/W

Длительность  ПЦ определяет размер НЗП. НЗП выражается:

1) натуральных единицах (шт.; м.;): НЗП= производственный цикл*Среднесуточ.выпуск продукции;

2) в единицах трудоемкости (нормо-часы): НЗП= Трудоемкость изготовления* Среднесуточ.выпуск продукции*tзд.*коэф.готовности изд. (опред.по данным инвентаризации НЗП)

3) в стоимостном выражении (в оптовых ценах): НЗП= Трудоемкость изготовления* Среднесуточ.выпуск продукции*с/с *коэф.нарастания затрат*коэф.цены (опред. как отнош. цены к с/с)

Величина НЗП  и ПЦ находятся в прямой зависимости. НЗП наряду с производственным запасом неотгруженной продукции на складах формирует величину оборотных средств. Чем больше длительность ПЦ, тем больше оборотных средств требуется предприятию, тем длине период их оборота, тем на больший срок они связываются в производстве. Таким образом, сокращение длительности ПЦ это один из источников повышения эффективности производства на предприятии.

Пути  сокращения длительности ПЦ: 1) совершенствование техники и технологии; 2) повышение уровня организации производства.


 

 

Производительность  труда (ПТ): сущность, показатели и методы их определения. Выработка, трудоемкость предельная производительность труда, рентабельность.

ПТ – это эфф-сть, прод-сть труда работников в процессе пр-ва. Производ-сть живого индивид труда – это результ-сть труда отдельного работника (или коллектива работников). Производ-сть совокупного труда – это результативность совокупности труда работников и овеществленного труда в средствах пр-ва (средствах труда и предметах труда).  Эконом значение производ-сти совокупного труда на макроуровне определяется тем, что ее повышение означает: рост ВВП  и нац дохода; основу для повышения уровня жизни граждан страны и решения социальных проблем; основу для развития страны и обеспеч экономич безопасности гос-ва; рост накопления и потребления. Выработка продукции (Вп) – это показатель объема прод (работ, услуг), вырабатываемой в расчете на ед. трудовых затрат. Выработка явл прямым показателем производ-сти труда, так как чем больше прод вырабатывается в расчёте на ед. трудовых затрат, тем выше уровень производ-сти труда. Рассчитывается он по формуле:  Вп = ОП/ Т , где ОП – объём прод; T – затраты труда на данный объём прод, которые в практике выражаются численностью (Ч) всех работающих. Методы определения выработки классифицируются в зависимости от ед измерения объема пр-ва: натуральный – используется при выпуске однородной прод на отдельных рабочих местах, на предприятии, т.е. при определении выработки конкретного вида прод; стоимостной -по стоимостным показателям произведенной или реализованной продукции, при выпуске на предпр разнородной прод. Второй показатель производительности труда – это трудоемкость прод (Те), которая определяется по формуле: Те = Т /ОП  где Т – отработанное время всеми работниками предприятия (цеха), час; ОП - натуральный объем произведенной прод, шт.. Данный показатель индивидуальной производ-сти труда характеризует затраты рабочего времени на производство ед. прод, или на выполнение ед. работы. Среди видов трудоемкости прод в зависимости от состава включаемых трудовых затрат выделяют: технологическую (Те.техн), трудоемкость обслуживания производства (Те.обс), производственную (Те.пр), трудоемкость управления пр-вом (Те.уп), полную трудоемкость (Те.п), которая включает затраты труда на выпуск прод всех категорий ППП предприятия. Предельная производительность труда—приращение объема выпускаемой прод, вызванное использованием доп. ед. труда при постоянстве др. условий. Предельная производ-сть труда исчисляется по данным предельного продукта труда, под кот. понимается прирост продукции, произведенной в результате найма одного доп. работника. Для обобщающей оценки эффективности труда на предприятиях применяется показатель выработки прибыли ( Вприб) и рентаб труда промышленно-производственного персонала (Ртр),кот опред по формулам: Вприб= Ппр/Чппп ; Ртр= Ппр/ЗПппп * 100 (Ппр – прибыль предприятия за анализируемый период, ЗП ппп – ср.мес зарплата промышленно-производственного персонала за анализируемый период.

Промышленность - ведущая отрасль национальной экономики, факторы и показатели ее структуры.

Отр.пром .- совокупность предр. и производств, хар-ся единством назначения производимой продукции, однор .потребляемых материалов, общностью технической базы и технол. процессов, особым профес .составом кадров, специфическими условиями работы. Пром. страны состоит из ряда отраслей, взаимосвязанных между собой. Осн. признак. явл….На отр. стр-ру пром. влияют след. факторы: 1) уровень развитости научно-технич. прогресса, под воздействием кот. развиваются наиболее прогрессивные и образуются новые отр. пром-ти и произв-ва; 2) экон. политика гос-ва, кот поддерживает отдельные, наиболее значимые в экон. и социальном плане отрасли и тем самым влияет на темпы роста их развития; 3) структура потребностей общества, уровень культуры и матер. благосостояния народа, что опред. спрос на новые товары народного потребления и способствует развитию отраслей, их производящих; 4) наличие в стране прир. ресурсов, необходимых для развития отраслей; 5) традиционно сложившаяся специализация и развитие интеграционных процессов.      

 Для  анализа отраслевой структуры  промышленности обычно используются  следующие показатели:

  1. доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;
  2. доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.

коэффициент опережения. Он выражает темп роста отрасли или  отдельного комплекса Тотр к темпу роста всей промышленности Тпром:

  1. соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями, опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характер.положительные тенденции в развитии экономики.

 

 

Развитие  функции внутрифирменного планирования. Общая схема, концептуальная модель, формы планирования и виды планов.

Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деят-ти предприятия в определенные плановые периоды времени.

Практическая  важность системы внутрифирменного планирования состоит в том, что  с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и  заканчивая сбытом готовой продукции.

Элементы системы  внутрифирменного планирования: -плановый персонал; -процесс планирования; -механизмы  планирования; -средства планирования

Формы планирования:  1)период планирования: -Долгосрочное (> 3 лет) -Среднесрочное (< 3 лет) -Краткосрочное (до 1 года)  2)величина привлекаемых инвестиций: -Стратегическое ; -Текущее (тактическое); 3)иерархия планирования: -На корпоративном уровне; -На уровне самостоятельных юридических единиц ; -Цеховое планирование 

Виды  планов: 1)По длительности действия (времени): - стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени (5 и более лет); -тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период (от 1 года до 5 лет); -оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов (на 1 год и менее) 2)По уровню иерархии: -организации в целом; -структурных подразделений; -функциональных служб 3) По содержанию: -экономические; -социальные; -организационные; -научно-технические.

 

Расходы, затраты и издержки на предприятии: сущность и их классификация.

 

Расходы – это  затраты определённого периода  времени, полностью перенёсшие свою стоимость на реализованную за период прод.

Издержки- это совокуп различ видов затрат на пр-во и реализ прод в целом или ее отдельных частей. Издержки вкл в себя затраты, а также соц налоги, стоимость брака, гарант ремонта.

Различают: расходы для ведения обычных видов деят-ти – это расходы, которые связаны с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных ресурсов, предназначенных для осущ уставных видов деятельности предпр, а также расходы по содержанию и эксплуатации ОС и иных внеоборотных активов,  коммерч расходы, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления и др.

Внереализационные расходы включают: -Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; -Возмещение причинных предприятием убытков; -Убытки прошлых лет, признанные в отчётном году; -Суммы дебиторской задолженности, по которым истёк срок исковой давности; -Курсовая разница; -Суммы уценки активов.

По  источникам осуществления расходы  предприятия подразделяются на:  -Относимые на финансовые результаты; -Осуществляемые за счёт чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения; -Включаемые в себестоимость продукции.

Выделяют индивидуальные( на уровне субъекта хозяйствования) и  общественные ( на уровне национальной экономики) издержки, издержки производства и издержки обращения, экономические и бухгалтерские издержки, явные (внешние) и неявные (внутренние) издержки, постоянные и переменные издержки.

По  целевому назначению затраты классифицируются на: -Затраты на пр-во и реализацию прод; -Затраты на расширение и обновление пр-ва; -Затраты на соц-культурные, бытовые и материальные нужды работников предпр.

В зависимости  от источника покрытия: -Затраты включаемые в себ-сть прод: -Затраты, оплачиваемые за счёт приб, остающейся в распоряжении предпр; -Затраты, покрываемые за счёт целевых средств средств социальных фондов.

По  сфере возникновения: -Производственные (на изготовление товара); -Коммерческие (реализация, реклама, сертификация) -На налоги и отчисления; -Непроизводственные (потери, брак, штрафы, неустойки)

По  элементам сметы затрат на производство затраты классифицируются на: -Материальные затраты; -Расходы на оплату труда; -Отчисления в фонд соц. Защиты; -Амортизационные отчисления; -Прочие затраты.

Классификация затрат по методике отнесения их на себестоимость конкретного вида продукции включает прямые и косвенные.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Риски в хозяйственной деятельности организации (предприятия): сущность и виды хозяйственного риска

В условиях рыночн отношений на функционирование предпр большое влияние оказ внеш среда. Именно она явл источником угроз для предпр, т.к. может привести к спаду про-ва, ослаблению управляемости, сокращению научно-техн потенциала, текучести кадров. Поэтому все большее значение в системе менеджмента предпр приобретает обеспечение экономич безопасности предпр (обеспечение стабильности его функционирования в сочетании с техническим и социальным развитием). Система мер по обеспеч эконом безоп-ти: разработка стратегии и тактики упр-ия предпр; защита ресурсов и персонала; предвидение угрозы. Полностью защититься от возможных потерь нельзя, т.к. сущ вероятность того, что намеченный результат м.б. не достигнут вообще или достигнут в меньшем объеме, чем предусматривалось.

Хозяйственный риск (ХР) - вероятность отклонения цели, для достижения которой принималось решение. ХР - это неотъемлемый элемент рыночной экономики, он присутст практически во всех управленч решениях. По степени риска эти решения можно разделить на два вида: 1) активная деят-сть менеджеров с принятием риска на себя; 2) пассивная деятельность. Для наших предприятий характерен второй вид: из-за боязни потерь из всех возможных решений менеджеры выбирают только те, которые учит полностью надежные варианты. Они отказ. от вариантов более быстрого развития, только чтобы не рисковать.

Классификация ХР: 1. По сферам деятельности предприятия: производственный, коммерческий, финансовый; 2. По источникам возникновения: риск, связанный с личностью работника, обусловленный природными ресурсами, связанный с рынком сбыта, ценами, несовершенством системы управления; 3. По масштабам последствий: глобальный (на уровне национальной экономики), локальный (на уровне предприятия); 4. По причинам возникновения: неопределенность будущего, непредсказуемость поведения партнеров, неправомерность действий вышестоящих органов управления, природно-климатические условия; 5. По размеру ущерба: допустимый ХР – угроза полной потери планируемого результата, критический ХР – угроза полной потери всех произведенных затрат на осуществление проекта, катастрофический ХР – угроза потери имущества в размерах, равных или превышающих все состояние предпринимателя.

Величина ХР измеряется величиной потерь. Виды потерь: материальные (имущество, продукция, сырьё, энергия); трудовые (рабочее время); финансовые (непредусмотренные платежи, дополнительные налоги, штрафы); социальные (ущерб здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предприятия).

Поскольку величина ХР измеряется величиной потерь, можно  сконструировать показатели ХР: 1) абсолютные – характеризуют величину возможных потерь. Их можно измерить как в физических единицах (шт, тонны), так и в стоимостном выражении (млн.руб. прибыли от реализации инвест. проекта); 2) относительные – характеризуют величину потерь, отнесенную к какой-либо базе, например к стоимости основного капитала, к себестоимости, инвестициям, расчетной прибыли. Из всех показателей ХР следует выбирать те, которые поддаются расчету с высокой степенью достоверности.

 

Ритмичность производства. Экономическое значение ритмичности пр-ва.

Предшествующий  опыт в сочетании с достижениями современной науки об организации производства выработали ряд принципов рациональной организации производственного процесса.

К числу важнейших  принципов относятся: концентрация, дифференциация и комбинирование, специализация, пропорциональность, непрерывность, ритмичность, прямоточность, параллельность, стандартизация, автоматичность и гибкость.

Принцип ритмичности непосредственно связан с принципом непрерывности. Сущность ритмичности заключается в обеспечении выпуска в равные промежутки времени одного итого же или равномерно возрастающего количества продукции с повторением через определенные интервалы времени производственного процесса на всех его стадиях и операциях. Ритмичность работы в основном производстве зависит от равномерной (в соответствии с графиком) работы вспомогательного и обслуживающего производства.

В настоящее  время в теории организации производства можно выделить две группы закономерностей: закономерности организации производственных систем и закономерности организации производственных процессов. Большим достижением в современной теории организации производства можно считать выявление и описание того, как проявляются законы организации высокоэффективных, ритмичных производственных процессов.

Речь идет о  следующих законах:

  • Законе упорядоченности движения предметов труда в производстве;
  • Законе календарной синхронизации продолжительности технологических операций;
  • Законе эмерджентности основных и вспомогательных производственных процессов;
  • Законе резервирования ресурсов в производстве;
  • Законе ритма производственного цикла выполнения заказа.

Использование вышеназванных законов производственных процессов позволяет спланировать и поддерживать ритмичную работу производственных подразделений предприятий, то есть работу в форме рациональной операции производственных процессов, при которой процессы изготовления отдельных деталей, комплектов деталей и выполнения отдельных заказов программы сочетаются по заранее определенному плану. Это сочетание и обеспечивает ритмичную работу как непрерывное возобновление производственного процесса одновременно во всех производственных подразделениях и на каждом рабочем месте в строгом соответствии с плановой пропорциональностью, технологической прямоточностью и экономически обоснованной надежностью выпуска изделий в установленные сроки и надлежащего качества.

Организация и  поддержание ритмичной работы предприятия  и его производственных подразделений  позволяет устранить традиционные потери ресурсов рабочего времени рабочих  и оборудования по организационно-техническим  причинам.

Рост  и прирост производительности труда. Методы определения экономии численности, роста и прироста производительности труда.

Для измерения  динамики производительности труда  рассчитываются натуральные, стоимостные  и трудовые индексы. Натуральный индекс роста производительности труда (Iвн) используется для изучения динамики выработки однородной продукции (работ, услуг) и рассчитывается в долях от единицы по формуле: Iвн = Во/Вб = (ОПо/То)/(ОПб/Тб) , где Вб и Во – производительность труда соответственно в базисном и отчетном периодах; ОПб и ОПо – физический объем прод (работ, услуг), произведенной на предприятии соответственно в и базисном и отчетном периодах; Tб и Tо - затраты труда на производства этого объема прод (работ, услуг) соответственно в базисном и отчетном периодах. Стоимостный индекс роста производительности труда (Iв.ст) используется для изучения динамики производительности труда работников при выпуске разнородной продукции (работ, услуг) и рассчитывается по формуле: Iв.ст = S ОПб Рс / Tб :  S ОПо Рс / T0, где S ОПб Рс и S ОПо Рс – стоимость продукции (работ, услуг), в сопоставимых ценах в базисном и отчетном периодах.  Прирост производительности труда (∆ПТ) рассчитывается в процентах по формуле: ∆ПТ = Iв  * 100 – 100.  Прирост производительности труда за счет снижения трудоемкости продукции рассчитывается по формуле:  ∆ПТ =( ∆ tе/100 - ∆ tе) * 100, где ∆ tе – снижение трудоемкости, %. Прирост производительности труда (∆ПТ) за счет  экономии численности работающих можно определить по формуле: ∆ПТ = Эч/(Ч – Эч) * 100 , где ЭЧ – экономия численности работающих в результате внедрения мероприятий по всем факторам роста ПТ, чел.; Ч – численность работников до внедрения мероприятий, чел. При планировании прироста производительности труда значение Ч (исходная численность ППП) рассчитывается делением планового объема производства на базовую выработку. Далее вся процедура расчета прироста производительности сводится к определению экономии численности работающих. Если внедрение мероприятий приводит к снижению удельной трудоемкости на 1 руб. продукции (∆Те), то экономию численности работающих (Э’Ч) можно рассчитать по формуле: Э’ч = (∆Тс*ОП*Кк)/(Фэ*Кв), где ФЭ – годовой максимально-возможный фонд рабочего времени 1 работающего, час; ∆Тс = tб – tн , где tб, tн – удельная трудоемкость 1 руб. продукции , соответственно, базовая и после внедрения мероприятий; КВ – коэффициент выполнения норм времени; ОП – объем производства продукции после внедрения мероприятий в натуральном измерении; КК – часть календарного года с момента внедрения мероприятия и до конца года (если мероприятие внедрено 1 августа, то КК = 5:12 ≈ 0,42). За счет лучшего использования фонда рабочего времени прирост производительности труда можно определить по формуле:  ∆ПТ = (Фэб – Фэп)/Фэп, где Фэб, Фэп – максимально-возможный фонд рабочего времени одного рабочего, соответственно в базовом (б) и плановом (п) периодах. Расчет экономии численности за счет изменения объема производства (Э’’) осуществляется по формуле: Э’’ч = (Чппп - Чос.р)*(IV – Iч) , где IV – индекс роста объема производства в плановом году (t); IЧ – индекс роста численности работающих в плановом году (t); Чппп, Чос.р – численность ППП и основных рабочих в базовом году.

 

 

Сбытовая  и маркетинговая концепции деятельности предприятия. Влияние маркетинговой концепции на организацию сбыта.

Сбыт – это процесс реализации произведенной продукции в целях превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. В условиях рыночной экономики доля сбытовых коммерческих операций постоянно растет. Предприятия, которые создали хорошо отлаженный сбытовой аппарат, обладают большим преимуществом в конкурентной борьбе. Многие предприятия имеют и собственные каналы сбыта. Примером таких каналов являются фирменные магазины, распределительные центры, а, например, для нефтеперерабатывающих предприятий в качестве распределительных каналов выступают автозаправочные станции.Важнейшими сбытовыми функциями являются:установление коммерческих взаимоотношений с покупателями, завершающихся заключением договоров купли-продажи;разработка сбытовой программы;составление графиков поставки продукции, и ее отгрузка покупателям;ведение расчетов за проданную продукцию;контроль за расчетами с покупателями и их платежеспособностью.коммерческая работа по розничной продаже товаров (для предприятий, которые имеют в собственности фирменные магазины). Ориентация деятельности предприятия на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта.

Концепция сбыта  – направлена на доведение товара в то место, в таком количестве и такого качества, которые необходимы.

 

Товары-сбыт и стимулирование продажи-получение  прибыли за счетроста объема продаж

Концепция маркетинга – направлена на достижение целей  производителей через оценку и удовлетворение требований потребителей.

Потребители—интегрированный маркетинг---получение прибыли путем  удовлетворения потребностей покупателей

 

Исходя из маркетинговой  концепции, коммерческая деятельность по сбыту продукции на промышленном предприятии начинается с исследования товарного рынка. Изучение рынка способствует снижению коммерческого риска, связанного с принятием решений по производству продукции и выбором каналов продвижения товаров на рынок.

Для эффективного сбыта продукции предприятия  должны исследовать рынок по  следующим основным направлениям:

  • изучение товара;
  • определение емкости рынка;
  • анализ конъюнктуры рынка
  • изучение потребителей и сегментирование рынка; анализ деятельности конкурентов;
  • изучение основных форм и методов сбыта продукции.

На основе анализа  полученной информации планируется ассортимент и разрабатывается план сбыта.

 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"