Шпаргалка по "Экономика торговли"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика торговли".

Файлы: 1 файл

Экономика торговли - ответы.docx

— 175.76 Кб (Скачать)

Выполнение функции планирования включает формирование обоснованного ответа на три вопроса: Где мы находимся в настоящее время? Куда мы хотим двигаться? Как мы собираемся это сделать?

Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов.

План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

По содержанию и форме проявления различают  следующие формы планирования и виды планов.

1. С точки зрения  обязательности плановых заданий  - директивное и индикативное планирование.

Директивное цитирование - представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.

Индикативное  планирование - наиболее распространённая во всём мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.

Индикативное и директивное  планирование должно дополнять друг друга, быть органически увязанным.

2. В зависимости от  срока, на который составляется  план, и степе: детализации плановых  расчётов принято различать долгосрочное (стратегическое), среднесрочное и  краткосрочное (текущее) планирование.

Стратегическое  планирование охватывает период более 5 лет, например: 10, 15 и 20 лет. Такие планы признаны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим.

Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год.

 

23. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

сновные принципы планирования: принцип необходимости, единства, непрерывности, гибкости, точности, участия, сбалансированности, оптимальности, комплексности.Принцип необходимости планирования – предполагает обязательное применение планов при орг-ции торгово-произ-ной, финансово-экономич. деятельности. Особое значение этот принцип приобретает в условиях становления рыночного механизма хозяйствования, поскольку делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, стимулирует руководителей к реализации своих решений в дальнейшей работе, улучшает координацию действий в орг-ции, способствует более рациональному распределению и использованию ресурсов. Принцип единства планов заключается в том, что в каждой орг-ции разрабатывается единое направление планирования, общая стратегия деят-ти на перспективу, а планы и программы м/б разными. Принцип единства планов предполагает общность экономич. целей и взаимодействие различных элементов планирования и подразделений орг-ции на горизонтальном и вертикальном уровне управления. Принцип непрерывности планов означает, что процесс планирования в орг-ции должен осущ-тся постоянно в рамках установленного цикла, а разрабатываемые планы должны приходить на смену друг другу, уточнять и дополнять друг друга. Этот принцип реализуется с помощью использования системы прогнозов и планов с учетом их преемственности. Принцип гибкости планов тесно взаимосвязан с непрерывностью планирования в придании плану и процессу планирования способности изменять свою направленность и параметры в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы составляться таким образом, чтобы в них можно было вносить изменения в соотв-ии с изменениями внутренних и внешних условий. Принцип точности планов означает, что орг-ция в целом и каждое подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хоз. деят-ти. Высокая степень точности планирования повышает эффективность планов, позволяет контролировать ход их выполнения и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи. Принцип участия предусматривает активное воздействие работников орг-ции на процесс планирования независимо от занимаемой должности и выполняемых ф-ций, т.е. в процессе планирования должны принимать участие все, кого оно непосредственно касается. Принцип сбалансированности заключается в балансовой увязке, установлении и обеспечении соблюдения общеэкономич., межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных, внешнеэкономич. и др. пропорций. Принцип оптимальности заключается в необходимости выбора из всех возможных вариантов планов наилучшего. Оптимальным считается такой вариант плана развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение потребностей общества при наиболее эффективном использовании имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Принцип комплексности в планировании предполагает рассмотрение всех сторон объекта исследования во взаимосвязи и взаимозависимости с другими процессами и явлениями.

 

24. ЭТАПЫ  И ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Планирование подразумевает определение  целей предприятия на определённую перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Планирование включает в себя составление определённых программ, например, по капитальным  вложениям, повышению качества продукции, проведению НИОКР и т. д. Характеризуя общую картину внутрифирменного планирования, следует отметить: вначале  разрабатывается стратегический план, из которого вытекает план развития фирмы  или предприятия. План развития позволяет  составить план диверсификации, а  также план разработок и исследований. План исследований включает в себя план фундаментальных исследований, план исследований и разработок новых  видов продукции, планирование маркетинга, финансовый план сферы исследований и разработок, административно-управленческий план. Разработка всех выше указанных  планов находится в компетенции  высшего руководства. На основании  стратегического плана составляются оперативные планы. Они включают в себя:

-план маркетинговой деятельности;

-производственный план;

-план реализации продукции;

-финансовый план.

Этот оперативный план находится  в компетенции оперативного руководства  фирмы.

Основными элементами внутрифирменного планирования являются:

1.     Прогнозирование. Оно  включает изучение перспектив  развития национальной экономики,  экономики регионов и отдельных  отраслей. Именно на этой основе  крупнейшие фирмы формируют свои  цели развития и цели своих  подразделений. С использованием  маркетинга на основании прогнозирования  разрабатывается рыночная стратегия  фирмы.

2.     Постановка задач.  Обычно формируются общие задачи  на базе прогноза с установлением  приблизительных сроков их выполнения  и определения ресурсного обеспечения.

3.     Корректировка плана.  На стадии прогнозирования происходит  конкретизация сроков выполнения  плана, производится увязка между  отдельными стадиями программы. 

4.     Составление бюджета.  Закладывается программа в основы  распределения ресурсов между  подразделениями и составлением  разного рода бюджетов.

Бюджет — это план в цифровом выражении, баланс доходов и расходов как в денежном, так и в натуральном выражении.

К основным видам бюджета относится:

-смета доходов и расходов;

-смета затрат материальных ресурсов;

-смета капитальных расходов;

-кассовый бюджет и ряд др.

На этой основе определятся конкретные функции каждого подразделения  и исполнители, ответственные за отдельные операции.

5.     Конкретизация плана.  Этот завершающий этап включает  выработку конкретных установок  и решений, распространяемых на  нижестоящие звенья, т. е. доведения  плана до низов.

6.     Момент реализации  плана. Долгосрочные планы (прогнозы) стратегического маркетинга являются  результатом деятельности руководства  на уровне всей фирмы, а все остальные стадии планирования в основном осуществляются на уровне подразделений и служб.

При разработке планов следует исходить из двух основных посылок:

1. Какие цели стоят перед предприятием  или чего Вы хотите достичь?

2. Какова стратегия фирмы или  предприятия?

Если решены эти два вопроса, то можно приступать к планированию деятельности фирмы.

Процесс планирования включает 3 этапа:

1. Анализ стратегических проблем.  На этом этапе следует проанализировать  тот рынок, на который предприятие  будет работать. Анализ должен  быть двойственным, т. е. необходимо  продумать позитивные моменты  функционирования предприятия в  данной рыночной среде, а также  представить возможные негативные  последствия деятельности фирмы.

Следует учесть, что в процессе развития предпринимательства наряду с разрешением одних проблем  будут возникать другие. Меняются потребности и запросы покупателя, внедряются новые достижения НТП, растет уровень развития производства, меняется рынок и стратегия конкурентов, возникают финансовые сложности  и т.д. Поэтому необходимо прогнозировать деятельность фирмы от 1 до 5 лет и  решить, сможет ли предприятие адаптироваться к данной рыночной среде. Если получен  положительный ответ, то следует  переходить ко 2 этапу.

2. Прогноз будущих условий деятельности  и определение задач. При этом  взвешиваются внутренние возможности  предприятия. Для чего необходимо  составить перечень слабых и  сильных сторон предприятия, учтя  предполагаемые изменения рыночной  среды. Обсудив положительные  и отрицательные стороны, можно  выявить, какие цели достижимы.  После этого тщательно корректируются  поставленные задачи и остаются  лишь те из них, которые на  обозримый период времени являются  разрешимыми и первостепенны  по важности.

3. Выбор оптимально варианта  развития. На этапе определяются  все материальные средства развития  предприятия на основе составленных  ранее «плюсов» и «минусов».  Особое внимание обращается на  анализ 3-х важнейших показателей:

1. Место покупателя на рынке.

2. Принадлежит ли предприятие  к хозяйственному сектору и  отрасли.

3. Ассортиментная структура производственных  программ.

Этот этап является сложным, т.к. он включает всю информацию, полученную на первых 2-х этапах, вмещает в  себя анализ всех возможных аспектов функционирования предприятия и  вырабатывает оптимальный вариант  развития.

Выбор оптимального варианта развития затруднен невозможностью предугадать все изменения, как на самом предприятии, так и внутри рыночной среды. В связи с ростом экономического риска и трудностей прогнозирования большинства рынков, невозможно определить перспективы развития предприятий методом экстраполяции, т.е. предвидеть будущее на основе тенденций прошлого. Поэтому здесь необходима интуиция или опыт руководителя и менеджеров, ответственных за различные участки работ.

Второй и третий этапы требуют  обычно привлечения дополнительных специалистов в области планирования и управления.

 

 

25. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

1. Методы экспертных  оценок

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что  основу прогнозов закладывается  мнение  специалистов, основанное на их опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

2. Методы экстраполяции

Сущность экстраполяции  заключаются в изучении сложившихся  в прошлом и настоящем устойчивых тенденций и перенос их на будущее.

3. Методы моделирования и экономико-математические методы

Моделирование предполагает конструирование  модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделение  его существенных характеристик  или признаков.


4.Метод экономического  анализа

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что  экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязи и влияние этих частей друг на друга и ход развития всего процесса.

5. Балансовый метод

С помощью балансового  метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Балансовый метод  предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в  которой одна часть, характеризующая  ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение  по всем направлениям их расхода.

6. Нормативный метод

В основу его ложатся нормы  и нормативы. Примером использования  таких норм является применение рациональных норм потребления товаров народного  потребления, рациональных уровней  потребления на товары длительного  пользования.

7. Программно-целевой  метод

Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического развития, разработка взаимоувязанных  мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении  ресурсами. Программно-целевой метод  применяется при разработке целевых  комплексных программ.

 

26. РОЛЬ ЭКОНОМИЧ. АНАЛИЗА В ПЛАНИРОВАНИИ. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧ. АНАЛИЗА.

Под анализом в широком  плане понимается способ познания предметов  и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные  части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей.

Экономический анализ в отличии от других относится к обстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.

В настоящее время выделяют общеэкономический анализ, который  изучает экономические явления  и процессы на макроуровне и конкретно – экономический анализ на микроуровне, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий.

Экономический анализ является одной из выполняемых функций  управления тенденций   экономических   явлений   и   процессов   в   конкретных  условиях предприятия.

Важной функцией АХД является научное обоснование текущих  и перспективных планов.

К функциям анализа относится  также контроль выполнения планов и  управленческих решений, экономного использования  ресурсов.

Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии. -поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.

Следующая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения  на рынке товаров и услуг. Объективная  диагностика деятельности предприятия  способствует росту производства.повышению его эффективности, и наоборот.

И  наконец, разработка рекомендаций  по  использованию  выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности. Методы анализа.

Метод экономического анализа - это способ познания хозяйственных      процессов,      изучения      экономики      предприятия  эффективности его деятельности. Характерная черта метода экономического анализа - изучение причин изменения показателей работы предприятия взаимосвязи    и    взаимообусловленности,    выявление    и    количественное соизмерение резервов повышения эффективности деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика торговли"