Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика торговли".
Выполнение функции
Планирование представляет собой процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов.
План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.
По содержанию и форме проявления различают следующие формы планирования и виды планов.
1. С точки зрения
обязательности плановых
Директивное цитирование - представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.
Индикативное планирование - наиболее распространённая во всём мире форма государственного планирования макроэкономического развития. Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но их число весьма ограничено. В целом же он носит направляющий, рекомендательный характер.
Индикативное и директивное планирование должно дополнять друг друга, быть органически увязанным.
2. В зависимости от
срока, на который
Стратегическое планирование охватывает период более 5 лет, например: 10, 15 и 20 лет. Такие планы признаны определять долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим.
Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год.
23. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
сновные принципы планирования: принцип необходимости, единства, непрерывности, гибкости, точности, участия, сбалансированности, оптимальности, комплексности.Принцип необходимости планирования – предполагает обязательное применение планов при орг-ции торгово-произ-ной, финансово-экономич. деятельности. Особое значение этот принцип приобретает в условиях становления рыночного механизма хозяйствования, поскольку делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, стимулирует руководителей к реализации своих решений в дальнейшей работе, улучшает координацию действий в орг-ции, способствует более рациональному распределению и использованию ресурсов. Принцип единства планов заключается в том, что в каждой орг-ции разрабатывается единое направление планирования, общая стратегия деят-ти на перспективу, а планы и программы м/б разными. Принцип единства планов предполагает общность экономич. целей и взаимодействие различных элементов планирования и подразделений орг-ции на горизонтальном и вертикальном уровне управления. Принцип непрерывности планов означает, что процесс планирования в орг-ции должен осущ-тся постоянно в рамках установленного цикла, а разрабатываемые планы должны приходить на смену друг другу, уточнять и дополнять друг друга. Этот принцип реализуется с помощью использования системы прогнозов и планов с учетом их преемственности. Принцип гибкости планов тесно взаимосвязан с непрерывностью планирования в придании плану и процессу планирования способности изменять свою направленность и параметры в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы составляться таким образом, чтобы в них можно было вносить изменения в соотв-ии с изменениями внутренних и внешних условий. Принцип точности планов означает, что орг-ция в целом и каждое подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хоз. деят-ти. Высокая степень точности планирования повышает эффективность планов, позволяет контролировать ход их выполнения и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи. Принцип участия предусматривает активное воздействие работников орг-ции на процесс планирования независимо от занимаемой должности и выполняемых ф-ций, т.е. в процессе планирования должны принимать участие все, кого оно непосредственно касается. Принцип сбалансированности заключается в балансовой увязке, установлении и обеспечении соблюдения общеэкономич., межотраслевых, внутриотраслевых, территориальных, внешнеэкономич. и др. пропорций. Принцип оптимальности заключается в необходимости выбора из всех возможных вариантов планов наилучшего. Оптимальным считается такой вариант плана развития экономики, который предусматривает максимальное удовлетворение потребностей общества при наиболее эффективном использовании имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Принцип комплексности в планировании предполагает рассмотрение всех сторон объекта исследования во взаимосвязи и взаимозависимости с другими процессами и явлениями.
24. ЭТАПЫ И ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование подразумевает
-план маркетинговой
-производственный план;
-план реализации продукции;
-финансовый план.
Этот оперативный план находится в компетенции оперативного руководства фирмы.
Основными элементами внутрифирменного планирования являются:
1. Прогнозирование. Оно
включает изучение перспектив
развития национальной
2. Постановка задач.
Обычно формируются общие
3. Корректировка плана.
На стадии прогнозирования
4. Составление бюджета.
Закладывается программа в
Бюджет — это план в цифровом выражении, баланс доходов и расходов как в денежном, так и в натуральном выражении.
К основным видам бюджета относится:
-смета доходов и расходов;
-смета затрат материальных
-смета капитальных расходов;
-кассовый бюджет и ряд др.
На этой основе определятся конкретные функции каждого подразделения и исполнители, ответственные за отдельные операции.
5. Конкретизация плана.
Этот завершающий этап
6. Момент реализации
плана. Долгосрочные планы (
При разработке планов следует исходить из двух основных посылок:
1. Какие цели стоят перед
2. Какова стратегия фирмы или предприятия?
Если решены эти два вопроса, то можно приступать к планированию деятельности фирмы.
Процесс планирования включает 3 этапа:
1. Анализ стратегических проблем.
Следует учесть, что в процессе
развития предпринимательства наряду
с разрешением одних проблем
будут возникать другие. Меняются
потребности и запросы
2. Прогноз будущих условий
3. Выбор оптимально варианта
развития. На этапе определяются
все материальные средства
1. Место покупателя на рынке.
2. Принадлежит ли предприятие к хозяйственному сектору и отрасли.
3. Ассортиментная структура
Этот этап является сложным, т.к. он включает всю информацию, полученную на первых 2-х этапах, вмещает в себя анализ всех возможных аспектов функционирования предприятия и вырабатывает оптимальный вариант развития.
Выбор оптимального варианта развития затруднен невозможностью предугадать все изменения, как на самом предприятии, так и внутри рыночной среды. В связи с ростом экономического риска и трудностей прогнозирования большинства рынков, невозможно определить перспективы развития предприятий методом экстраполяции, т.е. предвидеть будущее на основе тенденций прошлого. Поэтому здесь необходима интуиция или опыт руководителя и менеджеров, ответственных за различные участки работ.
Второй и третий этапы требуют обычно привлечения дополнительных специалистов в области планирования и управления.
25.
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ИХ
1. Методы экспертных оценок
Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что основу прогнозов закладывается мнение специалистов, основанное на их опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
2. Методы экстраполяции
Сущность экстраполяции
заключаются в изучении сложившихся
в прошлом и настоящем
3. Методы моделирования и экономико-математические методы
Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделение его существенных характеристик или признаков.
4.Метод экономического анализа
Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязи и влияние этих частей друг на друга и ход развития всего процесса.
5. Балансовый метод
С помощью балансового
метода реализуется принцип
6. Нормативный метод
В основу его ложатся нормы и нормативы. Примером использования таких норм является применение рациональных норм потребления товаров народного потребления, рациональных уровней потребления на товары длительного пользования.
7. Программно-целевой метод
Сущность программно-целевого метода заключается в отборе основных целей социального, экономического развития, разработка взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами. Программно-целевой метод применяется при разработке целевых комплексных программ.
26. РОЛЬ ЭКОНОМИЧ. АНАЛИЗА В ПЛАНИРОВАНИИ. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧ. АНАЛИЗА.
Под анализом в широком плане понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ в отличии от других относится к обстрактно-логическому методу исследования экономических явлений.
В настоящее время выделяют общеэкономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на макроуровне и конкретно – экономический анализ на микроуровне, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий.
Экономический анализ является одной из выполняемых функций управления тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия.
Важной функцией АХД является научное обоснование текущих и перспективных планов.
К функциям анализа относится также контроль выполнения планов и управленческих решений, экономного использования ресурсов.
Центральная функция анализа, которую он выполняет на предприятии. -поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики.
Следующая функция анализа
- оценка результатов деятельности
предприятия по выполнению планов,
достигнутому уровню развития экономики,
использованию имеющихся
И наконец, разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности. Методы анализа.
Метод экономического
анализа - это способ познания хозяйственных
процессов, изучения
экономики предприятия
эффективности его