Шпаргалка по "Экономика торговли"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика торговли".

Файлы: 1 файл

Экономика торговли - ответы.docx

— 175.76 Кб (Скачать)

1. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТОРГОВЛИ

 В процессе общественного  воспроизводства, производство и  торговля призваны  обеспечить  решение задач, связанных с  удовлетворением потребности населения  в необходимых товарах.

Существующее разделение труда между предприятиями, производящими  товары и обеспечивающими их реализацию является важнейшим факторам углубления специализации на этих предприятиях, что повышает производительность труда, как в сфере производства, так  и в торговле.

Торговля - это форма товарного обращения, осуществляемая посредством денег.

Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли - продажи и представляющая собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процессов обмена.

Торговля выполняет следующие  функции:

- реализация произведённой  потребительной стоимости. Исполнение  этой функции создаёт экономическую  предпосылку воспроизводства совокупного  общественного продукта, связывая  производство с потреблением;

-  доведение  предметов  потребления до потребителей. Выполняя  данную функцию, торговля организует  перемещение товаров его производителей  к потребителям, осуществляя при  этом ряд операций по продолжению  процесса производства в сфере  обращения (транспортировка, фасовка,  упаковка, хранение);

- поддержание баланса  между предложением и спросом,  с одновременным воздействием  на производство;

- сокращение издержек  обращения в сфере потребления  (затрат покупателей на приобретение  товаров);

- функции, обусловленные  концепцией маркетинга (разработка  товаров, рыночные исследования, организация распределения, определение  цены, создания служб сервиса  и др.).                             Виды торговли: оптовая, розничная, общественное питание.

Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Продажа, как правило, осуществляется крупными партиями.

Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенный для личного, семейного, домашнего потребления или иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продажа, как правило, осуществляется мелкими партиями или поштучно.

Общественное питание - вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

уществуют следующие методы государственного регулирования рынка:

- правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, правила обязательной сертификации продуктов и др.);

- финансово - экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);             - административные (режим работы предприятий, наличие в продаже обязательного перечня товаров и др.)

Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь "О торговле". Ими являются:  - сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;

- лицензирование торговли  в случаях и в порядке, предусмотренных  законодательством;

- квотирование поставок  товаров;

- формирование товарных  ресурсов, проведение закупочных  и товарных интервенций. 

 Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.

В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены  соблюдение равенства прав субъектов  торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства  государственных органов в их деятельности;  приоритет экономических  методов государственного регулирования  торговли над административными; обеспечение  условий для реализации права  на свободу выбора торгового партнёра и товара;  ограничение, пересечение  и предупреждение монополистической  деятельности, создание равных условий  для развития свободной конкуренции;  защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей.

 

3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Основными проблемами в торговле в настоящее время являются:

- низкий уровень рентабельности  основной части предприятий (в  2007 уровень рентабельности составлял  1,3 % товарооборота);

- нехватка собственных  оборотных средств (по состоянию  на 1 января 2007 около 40% предприятий  их не имели.);

- более 40% товаров дающих  основной товарооборот имеют  регулируемые торговые надбавки, которые во многих случаях 

не покрывают даже расходы  на реализацию товаров;

- невысокий уровень магазинов,  работающих по новым технологиям  (по состоянию на 1.01.07. работало  методом самообслуживания около  33 %предприятий);

- кадровый дефицит (по  состоянию на 01.01.07 в отрасли работало  чуть более 40 % специалистов и  руководителей с высшим и средним  специальным образованием);

- низкий уровень механизации  работ (примерно 15 %).

 

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ТОРГОВЛИ

Основные направления  развития торговли:

- обеспечение приоритетного  продвижения на внутренний рынок  товаров отечественного производства, совершенствование мер тарифного  и нетарифного регулирования  в сфере оборота потребительских  товаров ;

- повышение влияния субъектов  торговли на производителей продукции  в целях обеспечения производства  востребованных на потребительском  рынке товаров, расширения и  обновления их ассортимента, повышения  качества ;

- совершенствование механизмов  взаимодействия производителей  товаров с оптовыми и розничными  организациями, повышение эффективности  работы оптовой торговли в  товароснабжении розничной сети  и индивидуальных предпринимателей ;

- совершенствование  организационных  структур управления торговлей,  а также организационно - правовых  форм субъектов торговли ;

- проведение работы по  концентрации розничной торговой  сети на основе создания торговых  объектов в формате гипер- и супермаркетов ;

- увеличение количества  магазинов, работающих по методу  самообслуживания, оснащённых  платёжными  терминалами для осуществления  расчётов с применением банковских  пластиковых карточек и автоматизированными  комплексами, предусматривающими  учёт движения товаров и денежных  средств;

- развитие систем дисконтных  продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля  по образцам и другие подобные  формы).

 

5. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Вопрос о сущности и  содержании понятия «предприятие»  следует рассматривать с разных сторон: организационно-экономической, правовой, места и роли предприятия  в системе общественного производства.

С организационно-экономической  точки зрения предприятие представляет собой совокупность материальных, трудовых и финансовых средств, надлежащим образом  организованных для производства продукции, выполнения каких либо других работ  и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли  или осуществление социально-значимых функций.

Очень важным моментом является также вопрос о праве предпринимать  решения по всем видам и результатам  своей деятельности на рынке и  нести ответственность за свои действия.

Понятие предприятия имеет  и правовую основу. Оно обязательно  должно быть юридическим лицом.

Предприятие – это первичное, основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйственный  субъект, c правом юридического лица, созданное для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально значимых функций.

Данное определение относится  к любому предприятию.

Основными признаками (чертами) предприятия являются:

- организационное единство;

- экономическая обособленность;

- экономическая самостоятельность;

- хозяйственно-оперативная  самостоятельность;

- обособленное имущество;

- имущественная ответственность;               - единоналичие;

Участие в хозяйственном  обороте от собственного имени. 

Организационное единство предполагает определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой, объединенный общим процессом труда.

Экономическая обособленность предполагает обособление экономических ресурсов, возмещение затрат за счет собственных средств, присвоение результатов работы, наличие целей деятельности.

Экономическая обособленность порождена отношениями собственности  и предполагает полную экономическую  и хозяйственно-оперативную самостоятельность.

Экономическая самостоятельность предполагает влияние предприятия на порядок своей деятельности.

В соответствии с законодательными и нормативными актами Республики Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно определяют:

-   численность и  структуру персонала;

-   формы и системы  оплаты труда;

-   поставщиков и  покупателей;

- ассортиментную политику  и политику ценообразования (в  рамках действующего законодательства).

Хозяйственно-оперативная  самостоятельность предприятия проявляется в рамках нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования.

Совокупность черт предприятия  придает ему целостность как  особому, отдельному звену хозяйственной  системы.

Торговое предприятие - это  первичное, основное звено сферы  торговли, ее самостоятельный хозяйственный  субъект с правом юридического лица созданный для закупки, хранения, реализации товаров и представления  разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения рынка и получения прибыли.

Основной функцией торгового  предприятия является продажа товаров  народного потребления, которая  характеризуется сменой товарной формы  стоимости в денежную.

Для торгового предприятия  характерны три основных признака: экономический, организационный и  правовой.

Экономический признак означает осуществление цикла торгово-хозяйственной  деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие  собственных основных и оборотных  средств.

Организационный признак  предусматривает, чтобы предприятие  представляло собой единое целое  с внутренней структурой управления в соответствии с Уставом или  Положением.

Правовой признак характеризует  предприятие как юридическое  лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

 

6. СУЩНОСТЬ  И ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Вопрос о сущности и  содержании понятия «предприятие»  следует рассматривать с разных сторон: организационно-экономической, правовой, места и роли предприятия  в системе общественного производства.

С организационно-экономической  точки зрения предприятие представляет собой совокупность материальных, трудовых и финансовых средств, надлежащим образом  организованных для производства продукции, выполнения каких либо других работ  и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли  или осуществление социально-значимых функций.

Очень важным моментом является также вопрос о праве предпринимать  решения по всем видам и результатам  своей деятельности на рынке и  нести ответственность за свои действия.

Понятие предприятия имеет  и правовую основу. Оно обязательно  должно быть юридическим лицом.

Предприятие – это первичное, основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйственный  субъект, c правом юридического лица, созданное для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально значимых функций.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика торговли"