Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:23, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика торговли".
1. ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ТОРГОВЛИ
В процессе общественного
воспроизводства, производство
Существующее разделение труда между предприятиями, производящими товары и обеспечивающими их реализацию является важнейшим факторам углубления специализации на этих предприятиях, что повышает производительность труда, как в сфере производства, так и в торговле.
Торговля - это форма товарного обращения, осуществляемая посредством денег.
Торговля - особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли - продажи и представляющая собой совокупность специфических, технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процессов обмена.
Торговля выполняет следующие функции:
- реализация произведённой
потребительной стоимости.
- доведение предметов
потребления до потребителей. Выполняя
данную функцию, торговля
- поддержание баланса между предложением и спросом, с одновременным воздействием на производство;
- сокращение издержек
обращения в сфере потребления
(затрат покупателей на
- функции, обусловленные
концепцией маркетинга (разработка
товаров, рыночные
Оптовая торговля - вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Продажа, как правило, осуществляется крупными партиями.
Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенный для личного, семейного, домашнего потребления или иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Продажа, как правило, осуществляется мелкими партиями или поштучно.
Общественное питание - вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
уществуют следующие методы государственного регулирования рынка:
- правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, правила обязательной сертификации продуктов и др.);
- финансово - экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.); - административные (режим работы предприятий, наличие в продаже обязательного перечня товаров и др.)
Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь "О торговле". Ими являются: - сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;
- лицензирование торговли
в случаях и в порядке,
- квотирование поставок товаров;
- формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.
Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.
В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства государственных органов в их деятельности; приоритет экономических методов государственного регулирования торговли над административными; обеспечение условий для реализации права на свободу выбора торгового партнёра и товара; ограничение, пересечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции; защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей.
3. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Основными проблемами в торговле в настоящее время являются:
- низкий уровень рентабельности
основной части предприятий (в
2007 уровень рентабельности
- нехватка собственных
оборотных средств (по
- более 40% товаров дающих
основной товарооборот имеют
регулируемые торговые
не покрывают даже расходы на реализацию товаров;
- невысокий уровень магазинов,
работающих по новым
- кадровый дефицит (по
состоянию на 01.01.07 в отрасли работало
чуть более 40 % специалистов и
руководителей с высшим и
- низкий уровень механизации работ (примерно 15 %).
4.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Основные направления развития торговли:
- обеспечение приоритетного
продвижения на внутренний
- повышение влияния субъектов
торговли на производителей
- совершенствование механизмов
взаимодействия производителей
товаров с оптовыми и
- совершенствование
- проведение работы по
концентрации розничной
- увеличение количества
магазинов, работающих по
- развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы).
5. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопрос о сущности и
содержании понятия «предприятие»
следует рассматривать с разных
сторон: организационно-экономической,
правовой, места и роли предприятия
в системе общественного
С организационно-экономической
точки зрения предприятие представляет
собой совокупность материальных, трудовых
и финансовых средств, надлежащим образом
организованных для производства продукции,
выполнения каких либо других работ
и услуг в целях удовлетворения
потребностей рынка, получения прибыли
или осуществление социально-
Очень важным моментом является также вопрос о праве предпринимать решения по всем видам и результатам своей деятельности на рынке и нести ответственность за свои действия.
Понятие предприятия имеет и правовую основу. Оно обязательно должно быть юридическим лицом.
Предприятие – это первичное,
основное звено общественного
Данное определение относится к любому предприятию.
Основными признаками (чертами) предприятия являются:
- организационное единство;
- экономическая обособленность;
- экономическая
- хозяйственно-оперативная самостоятельность;
- обособленное имущество;
- имущественная ответственность;
Участие в хозяйственном обороте от собственного имени.
Организационное единство предполагает определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой, объединенный общим процессом труда.
Экономическая обособленность предполагает обособление экономических ресурсов, возмещение затрат за счет собственных средств, присвоение результатов работы, наличие целей деятельности.
Экономическая обособленность
порождена отношениями
Экономическая самостоятельность предполагает влияние предприятия на порядок своей деятельности.
В соответствии с законодательными и нормативными актами Республики Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно определяют:
- численность и структуру персонала;
- формы и системы оплаты труда;
- поставщиков и покупателей;
- ассортиментную политику
и политику ценообразования (в
рамках действующего
Хозяйственно-оперативная самостоятельность предприятия проявляется в рамках нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования.
Совокупность черт предприятия придает ему целостность как особому, отдельному звену хозяйственной системы.
Торговое предприятие - это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица созданный для закупки, хранения, реализации товаров и представления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения рынка и получения прибыли.
Основной функцией торгового предприятия является продажа товаров народного потребления, которая характеризуется сменой товарной формы стоимости в денежную.
Для торгового предприятия характерны три основных признака: экономический, организационный и правовой.
Экономический признак означает
осуществление цикла торгово-
Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой управления в соответствии с Уставом или Положением.
Правовой признак
6. СУЩНОСТЬ
И ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВОГО
Вопрос о сущности и
содержании понятия «предприятие»
следует рассматривать с разных
сторон: организационно-экономической,
правовой, места и роли предприятия
в системе общественного
С организационно-экономической
точки зрения предприятие представляет
собой совокупность материальных, трудовых
и финансовых средств, надлежащим образом
организованных для производства продукции,
выполнения каких либо других работ
и услуг в целях удовлетворения
потребностей рынка, получения прибыли
или осуществление социально-
Очень важным моментом является также вопрос о праве предпринимать решения по всем видам и результатам своей деятельности на рынке и нести ответственность за свои действия.
Понятие предприятия имеет и правовую основу. Оно обязательно должно быть юридическим лицом.
Предприятие – это первичное,
основное звено общественного