Шпаргалка по "Экономика торговли"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:23, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Экономика торговли".

Файлы: 1 файл

Экономика торговли - ответы.docx

— 175.76 Кб (Скачать)

Процесс прогнозирования спроса включает в себя девять этапов (рис. 2.4).

Прогнозирование спроса идет от общего к частному:

— прогноз общего (совокупный объем спроса на товары и услуги) объема спроса;

— прогноз макроструктуры спроса (на продовольственные и непродовольственные товары);

— прогноз спроса на отдельные товары;

— прогноз микроспроса (спроса определенного сегмента рынка в размере ассортиментной структуры).

Прогнозирование общего объема покупательского  спроса осуществляется с применением  статистических, экономико-математических, методов логической связи.

 

17. БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И  РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ.

Баланс денежных доходов  и расходов населения разрабатывается  в целом по стране, регионам и  отдельным социальным группам населения. Он отражает денежный оборот между  населением, с одной стороны, и  предприятиями, учреждениями, организациями  – с другой. На его основе определяется сумма средств, направляемых на покупку  товаров, рассчитываются реальные доходы населения, устанавливаются пропорции  между величиной денежных средств  и товарных ресурсов, а также платных  услуг, регулируются оплата труда и  другие доходы, производство товаров.

Баланс денежных доходов  и расходов населения разрабатывается  по схеме, представленной в таблице. 

Доходы

Расходы и сбережения

Оплата труда рабочих, служащих, колхозников и других категорий

Доходы от продажи продуктов  сельского хозяйства

Социальные трансферты

Поступления из финансовой системы

Доходы от собственности

Прочие доходы

Всего денежных доходов

Превышение расходов над  доходами

Баланс

Покупка товаров

Оплата услуг и другие расходы

Обязательные платежи  добровольные взносы

Покупка жилых помещений

Прирост вкладов, приобретение ценных бумаг, покупка валюты

 

Всего денежных расходов  сбережений

Превышение доходов над  расходами 

Баланс




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баланс денежных доходов  и расходов населения

В доходной части баланса  основную долю занимает оплата труда. Она включает все виды оплаты труда  всех категорий работников. На прогнозируемый период доходы населения определяются на основе соответствующих расчетов на макро- и микроуровнях.

В расходной части баланса  оплата услуг (коммунальных, бытовых, транспорта, связи, спорта и др.) определяется на прогнозируемый период на начальных  этапах методами экстраполяции, на последующих  – на основе данных организаций, оказывающих  услуги.Обязательные платежи (налоговые) рассчитываются нормативным методом. Другие расходы определяются эмпирически.

Размер средств на покупку товаров определяется как разница между денежными доходами населения и расходами по всем статьям расходной части баланса.

 

18. БАЛАНС  ТОВАРНЫХ РЕСУРСОВ

Обоснование объема розничного товарооборота  на прогнозируемый (планируемый) период предполагает, с одной стороны, определение  покупательных фондов, с другой –  товарных ресурсов. Покупательные фонды  характеризуют совокупный спрос  населения на товары народного потребления. Они представляют собой сумму  денежных доходов населения, которая  расходуется на покупку товаров. Покупательные фонды рассчитываются на основе баланса денежных доходов  и расходов населения, который характеризует движение массы денег по основным источникам образования доходов и направлениям их использования.

Определение покупательного фонда  в целом по стране сводится к расчетам всей суммы денежных доходов населения  и исключению из этой суммы оплаты услуг, обязательных платежей, взносов, прироста вкладов и приобретение ценных бумаг, валюты. Схема расчета  покупательного фонда:

 

-

Рассчитанный таким образом  покупательный фонд определяет необходимый  объем продажи товаров населению  в денежном выражении. К этой величине прибавляется оборот по продаже товаров  организациям и учреждениям в  порядке мелкооптовой торговли и  в результате определяется объем  товарооборота.

Для увязки совокупного спроса на товары народного потребления с  товарными ресурсами наряду с  прогнозированием покупательных фондов определяется возможный объем продаж товаров.

Для этого разрабатываются балансы  предметов народного потребления  по отдельным товарам и товарным группам по схеме, представленной в  таблице:

Схема баланса предметов  потребления:

Ресурс

Распределение

1.Производство

2.Импорт

3.Прочие поступления

4.Запасы на начало периода

1.Рыночный фонд

2.Внерыночный фонд:

промышленная переработка

промышленное потребление

потребление госбюджетных организаций

3.Экспорт

4.Пополнение государственных  резервов

5.Запасы на конец периода

Итого:

Итого:




  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. ПОНЯТИЕ  КОНЪЮНКТУРЫ И ЕМКОСТИ РЫНКА

Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при которых в данный момент протекает деятельность на рынке. Она характеризуется определенным соотношением спроса и предложения  рабочей силы данного вида. Возможны три конъюнктуры рынка рабочей  силы: дефицит кадров, полная занятость (равновесие), безработица. В экономике  большинства стран каждый из этих типов оказывается одновременно представлен на уровне отдельных сфер и отрасли хозяйства, регионов. Сочетание множества локальных ситуаций создает общую картину, характеризующую рынок рабочей силы в целом в национальной экономике (народном хозяйстве). Важнейшими характеристиками конъюнктуры рынка рабочей силы являются показатели, отражающие текущее соотношение спроса и предложения в количественном (уровень безработицы или дефицита кадров) и качественном (структурном, в первую очередь профессионально-квалификационном) аспектах.

Факторами, определяющими конъюнктуру  предложения рабочей силы, являются следующие: демографические; система и уровень образования; система профессиональной подготовки; социально-экономические; психографические; поведенческие.

К факторам конъюнктуры, влияющим на динамику и структуру спроса на рабочую силу относятся: обеспеченность природными ресурсами; или подъем производства; структурные изменения в производстве и в народном хозяйстве; изменение соотношений собственности; финансово-бюджетная и кредитная политика; инвестиционная политика.

Изучение конъюнктуры связано  с текущим состоянием рынка, и  основная его цель - установить, в какой мере деятельность экономических субъектов рынка труда влияет на состояние рынка рабочей силы, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить потребности участников трудовых отношений. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению формированием, распределением (перераспределением) рабочей силы.Емкость рынка - это показатель состояния рынка, характеризующий потенциально возможный бъем продаж определенного товара на рынке в течение заданного периода. Ёмкость рынка имеет тенденцию к росту, к снижению или остаётся неизменной. Изменения зависят от множества факторов, среди которых: спрос на товар, уровень цен, общая конъюнктура рынка, доходы населения, деловая активность, степень освоения данного рынка, появления на рынке аналогичных или других товаров со схожими свойствами (характеристиками), изменения макроэкономических показателей, качества товара; эффективность продвижения на рынок и затрат на рекламу.

Знание и прогнозирование этой характеристики очень важны для  сфер торговли и производства, поскольку  позволяют компаниям  четко понимать свои позиции на рынке и безубыточно  расширять их, или же способствуют появлению на рынке новых  торговых марок. Существует много методов  расчета емкости рынка, однако каждая группа товаров нуждается в индивидуальном подходе. Различают  экспертный подход к определению ёмкости рынка; экономико-математическое моделирование  ёмкости рынка; методику расчёта  ёмкости рынка,  основанную на статистических данных, а так же ряд других методик. Большинство из них базируется на общенациональной статистике потребления  товаров, обновляемой не реже одного раза в год.

 

20. ПОКАЗАТЕЛИ  И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ  КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА

Конъюнктура — условия, ситуация, сложившиеся на рынке в конкретный период времени под воздействием субъективных и объективных факторов внешнего характера действия. Знание конъюнктуры рынка позволяет субъектам хозяйствования принять решение об увеличении (сокращении) объемов производства, расширении (сужении) ассортимента, завоевании (уходе) с рынка, изменении тактики продаж, денежно-кредитной и политики,  совершенствовании материального стимулирования, ценовой политики, методах государственного регулирования экономических процессов.

Рыночная  ситуация  (конъюнктура)  на потребительском рынке изучается  с помощью следующих понятий  и показателей: степень соотношения  спроса и предложения; емкость рынка (возможный объем реализации товаров  при заданных или прогнозных условиях); динамика и уровень цен; специфика  сегмента рынка; темпы инфляции; тенденции  развития рынка; уровень конкуренции; обеспеченность товарооборота товарными  ресурсами;  состояние товарных запасов, товарооборачиваемость; качество товаров и торгового обслуживания; объем потребления (товарооборота) в расчете на душу населения; конкурентоспособность товара (способность товара соревноваться на рынке с другими товарами), товарооборачиваемость, доходность субъектов, работающих на рынке, степень коммерческого риска, динамика численности занятых.

Для исследования состояния и прогнозирования  развития потребительского рынка используются методы экстраполяции, нормативный, экспертных оценок, балансовый. Метод балансовой связи применяется для разработки балансов спроса и предложения.

Порядок составления балансов спроса и предложения изложен в Методических рекомендациях по подготовке республиканских  балансов спроса и предложения, утвержденных постановлением  Министерства экономики  Республики Беларусь в 2003 г. Балансы  спроса и предложения по важнейшим  видам продукции используются при  разработке прогнозов социально-экономического   развития   Республики   Беларусь.

Прогнозные балансы спроса и предложения составляются на краткосрочный (год, квартал), средне- и долгосрочный периоды.

 

21. БАЛАНС  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Порядок составления балансов спроса и предложения изложен в Методических рекомендациях по подготовке республиканских  балансов спроса и предложения, утвержденных постановлением  Министерства экономики  Республики Беларусь в 2003 г. Балансы  спроса и предложения по важнейшим  видам продукции используются при  разработке прогнозов социально-экономического   развития   Республики   Беларусь.

Прогнозные балансы спроса и  предложения составляются на краткосрочный (год, квартал), средне- и долгосрочный периоды. По материалам прогнозных балансов производится оценка текущего и прогнозируемого  спроса, определяются варианты его  обеспечения за счет национального  производства или импорта рассчитывается потребность внутреннего рынка  в товарах, возможности экспорта и расширения производственных мощностей; выявляется степень сбалансированности спроса и предложения, удовлетворения потребностей, размер неудовлетворенного спроса, исследуется конкурентоспособность отечественной продукции,   эффективность  работы  товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, разрабатываются рекомендации по устранению диспропорции между спросом и предложенем, активизации или диверсификации производства, защите отечественных товаропроизводителей и внутреннего рынка, снижению издержек производства и обращения, развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию хозяйственного права, развитию сотрудничества Беларуси с другими странами.

Баланс составляется по расширенной (квартальный, годовой) и упрощенной (средне-, долгосрочный период) формам (2.2).

Разработка баланса спроса и  предложения осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

I этап — расчет прогнозных объемов и структуры спроса;

II этап — прогноз средних цен приобретения;

III этап — определение перспективных объемов и структуры предложения продукции;

IV этап — расчет товарных запасов на начало и конец прогнозируемого периода.

V этап — расчет дефицита или избытка в производстве и продаже на исследуемом рынке.

 

 

22. РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПЛАНОВ  В РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЙ. ВИДЫ  ПЛАНОВ

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учёт, контроль и анализ: активизация и стимулирование. Планирование выступает важнейшей функцией управления. Содержание планирования как функции управления состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учётом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика торговли"